Такие навыки ребенка в начальной школе как достижение цели работа с другими и управление эмоциями

Обновлено: 04.07.2024

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Адекватное поведение в стрессовых ситуациях.

Дети эмоциональны. Но в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Смех, плач, крик, визг, истерики, сияющие глаза и многое другое – все это проявление эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к людям, событиям, к окружающему миру, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.

Однако детская эмоциональность стихийна и импульсивна. Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что природа эмоций двойственна. Она основана и на особенностях биологических задатков человека, и на базе его социального опыта. Если природная часть эмоциональной сферы в подростковом возрасте уже достаточно сформирована, то социальная ее база, как правило, весьма недостаточна. Практика показывает, что современные тенденции семейного и школьного воспитания связаны с особой заботой о формировании когнитивной сферы ребенка. Таким образом, эмоциональное развитие детей происходит спонтанно. Воздействие социума на эмоциональную сферу сводится чаще всего к ознакомлению ребенка с нормами и правилами общественно одобряемого поведения. Такая система не дает ему возможности самостоятельного проживания, осознания и преодоления эмоциональных экстремальных ситуаций, а значит, не наполняет копилку его собственного эмоционального опыта.

Неумение осознавать собственные эмоции и управлять ими (как отрицательными, так и положительными) делает ребенка беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины.

Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создает серьезные сложности в общении и взаимопонимании как со сверстниками, так и с родителями и другими взрослыми. Такая эмоциональная некомпетентность часто служит причиной стрессов.

Существует довольно распространенное заблуждение, что стрессам подвержены только слабые люди. Это не так. В стрессовом состоянии может оказаться любой человек. Неграмотное, неумелое поведение человека в ситуации отрицательного стресса опасно тем, что ведет к устойчивой негативной психологической реакции, именуемой депрессией, а также к изменениям на физиологическом уровне. Последствиями физиологического стресса становятся неврозы, неврастении и истерия.

Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения. В подобной ситуации человек становится неспособным эффективно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Эти проблемы можно решить путем специально организованного, систематического обучения детей способам грамотного и осознанного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях.

Чему учить ребенка, чтобы способствовать адекватному развитию его эмоциональной сферы. Необходимо помочь ребенку освоить те практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия. Вот некоторые умения, которым полезно научиться ребенку:

1. Осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния.

2. Видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей.

3. Соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации.

4. Произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

Как учить детей осознавать и понимать эмоции? Чтобы научить ребенка эмоциональной балансировке, педагог должен сам обладать элементарными сведениями о фундаментальных эмоциях.

Радость — сильная и глубокая положительная эмоция. Выражение радости легко узнается. Радость усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию общения, способствует уверенности в себе.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. У ребенка интерес носит стихийный характер. Утвердившись и углубившись, интерес может стать потребностью.

Удивление — кратковременная и очень неопределенная эмоция. С одной стороны, мимика удивления очень яркая (широко открытые глаза и рот), с другой стороны, удивление легко переходит как в положительно, так и в отрицательно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие эмоциональные цепочки: удивление — радость — интерес; удивление — стыд — страх.

Отвращение вызывает реакцию гнева и как бы оправдывает ее. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для ребенка, ведет к дистрессу или агрессии.

Гнев — легко читаемая эмоция. При всей непривлекательности проявлений гнева следует помнить, что неспособность проявить справедливый гнев может привести к нарушению ясности мышления и психосоматическим заболеваниям.

Страх — эмоция, появляющаяся в очень раннем возрасте. Постоянное чувство страха тормозит развитие ребенка, но отсутствие чувства страха

угрожает его безопасности. В случае когда страх достигает предельной силы (панический страх, ужас), может возникнуть так называемое стереотипное поведение — бегство, оцепенение, защитная агрессия.

Стыд — социальная эмоция. Стыд — это страх перед осуждением. Эта эмоция формируется в ходе усвоения этических норм и правил поведения конкретного общества, конкретной культуры.

Чувство вины возникает при нарушении моральных и этических норм. Вина — осуждение самого себя. Если стыд кратковременен, то чувство вины держится долго. Вина — глубокая социальная эмоция.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное (дистресс) влияние на деятельность ребенка. С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.

Для того чтобы научить детей управлять собственными эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, необходимо создать специальные условия, в которых они смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием. Конечно, мы не можем (и не имеем права) провоцировать реальные ситуации, в которых подросток будет переживать всю гамму эмоций, как положительных, так и отрицательных. Для этого существуют специальные игровые учебные задания. Такие занятия помогут повысить у детей устойчивость к стрессам, а также дадут участникам возможность пережить и проанализировать ряд эмоциональных состояний.

Работая с детскими эмоциями, следует помнить, что в ходе нескольких занятий невозможно пережить всю сложную палитру чувств. Но научиться не бояться собственных эмоций дети могут. В ходе занятий участники должны понять, что каждый человек может управлять собственными эмоциями и бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей.

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия:

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Это упражнение выполняется не в тетради, а на отдельных листах. Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка (см. приложение). Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. После того как ведущий убедился, что все готовы к работе, он дает инструкцию:

Представьте себе, что этот человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:

гнев, раздражение — ярко-красным;

чувство вины — коричневым;

Затем учитель просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.

Иногда в рисунках могут появляться черные, коричневые и ярко-красные тона.

Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается в психокоррекции, Бывает, что черные, коричневые и ярко-красные пятна узко локализованы в определенном месте тела. Если цветовые пятна находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его. В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении. Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумыванию чего-нибудь.

Если черный цвет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими. Может быть, он просто замкнут или его отвергают другие дети.

Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.

Группа делится на две-три команды. Команды берутся за руки и образуют хороводы.

Сейчас хороводы будут двигаться под музыку. Движения могут быть самые разные. Каждый предлагает свои, и если они нравятся всем, то хоровод танцует именно этот танец.

Через 3—5 минут образуется общий хоровод, и тем, чей вариант танца исполнялся, предлагается показать его всем. Хоровод делает несколько общих танцевальных движений и аплодисментами благодарит авторов танца. После возвращения в круг участникам предлагается ответить на вопросы:

♦ Изменилось ли у них настроение после танца (если да, то как)?

♦ Почему, по их мнению, изменилось настроение?

После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

2. Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.

3. Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.

При выполнении заданий, объединенных под этим названием, участники занятий имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний. На выполнение каждого этапа должно быть затрачено не менее 1 минуты.

1. Сейчас все сядут на стулья так, как сидит котенок, который греется на солнышке.

2. Все встают и идут по кругу, как гордый лев по пустыне.

3. Все садятся так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале.

4. Пройдите по кругу, как ходит гордый жираф

5. Сядьте, как змея, которую напугали.

Сядьте так, как сидит Золушка, которую не пустили на бал.

6. Зарычите, как лев, который увидел добычу.

7.Полетайте, как летает бабочка вокруг очень красивого цветка.

8. Попрыгайте, как кролик, увидавший цветную капусту.

9. Давайте походим, как злой тигр, запертый в клетке.

Пока мы выполняли предыдущее упражнение, в комнате накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по комнате и руками сгоним всю злость в середину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно.

Учителю: 2 упражнения для развития социально-эмоциональных навыков учеников (совершенствование навыков управления эмоциями).

Социально-эмоциональные навыки в школе

В рамках проекта “Университетская среда для учителей” Департамента образования города Москвы в Институте образования ВШЭ представлена программа из нескольких лекций, участниками которых стали и сотрудники Студии дизайна образовательных пространств. Мы делимся с вами информацией, которая была представлена на лекции “Формы работы в классе, способствующие развитию социальных и эмоциональных навыков учеников”, автор — Татьяна Канонир, доцент, PhD, соруководитель магистерской программы “Измерения в психологии и образовании”.

В первой статье (ЧИТАТЬ СТАТЬЮ) мы рассказывали о том, что такое социально-эмоциональные навыки (СЭН), их связи с образовательными стандартами основной и начальной школы в России и как можно формировать у учеников навыки достижения целей и совместной работе с другими людьми. В этой статье представлены 2 упражнения для учителей, которые помогут совершенствовать навыки управления эмоциями у учеников.

design4school.ru – управление эмоциями

Управление эмоциями: контроль над проявлениями эмоций в школьном контексте, их влияние на выполнение заданий и на общение со сверстниками и взрослыми:

  • оптимизм (ориентация на положительный исход дела, поддержание позитивного эмоционального настроя),
  • самоуважение (знание своих сильных сторон, осознание себя — как полноценного члена социума),
  • стрессоустойчивость (навык совладания со стрессом в сложных ситуациях).

Для того, чтобы научиться управлять собственными эмоциями, ребенок, прежде всего, должен научиться их распознавать и называть.

Упражнение 1: словарь эмоций

design4school.ru – словарь эмоций

  • учитель спрашивает детей, какие эмоции они уже знают и записывает на доске все названные слова, никак не комментируя их,
  • после того, как идеи у детей исчерпаны, учитель проводит черту под списком и дописывает в него несколько собственных названий,
  • далее начинается обсуждение каждой предложенной эмоции. Учитель спрашивает: “Какой знак имеет эта эмоция - она отрицательная (неприятная), положительная (приятная) или нейтральная? В каких ситуациях она может возникать? Сталкивался ли кто- то из вас с таким чувством? Как это было?
  • дойдя до конца “детского” списка, учитель задает те же вопросы по собственному списку и, если какие-то слова оказываются детям не знакомы, объясняет - что они означают и приводит примеры ситуаций,
  • в качестве домашнего задания можно раздать детям набор картинок, изображающих различные эмоции, и список слов, которые они должны поставить в соответствие каждому изображению, или попросить самим подобрать изображения к определенному списку.

Ожидаемые результаты: развитие способности рефлексировать и обозначать собственные эмоциональные состояния, развитие способности лучше понимать не только себя, но и других — повышение чувствительности и эмпатии к окружающим.

Упражнение 2: "Спокойствие, только спокойствие!"

design4school.ru – Спокойствие, только спокойствие

Цель методики — снизить импульсивность и научить детей реагировать на эмоциогенные ситуации более спокойно, рационально и рассудительно. Упражнение может отрабатываться всем классом, небольшой группой или индивидуально, но дети при этом практически не взаимодействуют друг с другом.

  • учитель объясняет ученикам, что в жизни могут возникать сложные ситуации (это могут быть различные проблемы с учителем, родителями, одноклассниками, друзьями и т.д.), которые очень хочется начать решать сразу же, когда на самом деле мы к этому еще не готовы. Поэтому важно сохранять спокойствие и самоконтроль, чтобы разрешить проблему наиболее эффективным способом,
  • учитель спрашивает детей: “Как вы думаете, что такое самоконтроль? В каких ситуациях его приходится использовать? Когда вам приходилось это делать?” и выписывает их ответы на доске,
  • затем учитель объясняет, что наше тело обычно посылает нам сигналы, когда “чувствует”, что мы теряем контроль над собой — эти сигналы называются “отпечатки чувств”. У кого-то начинает болеть голова, крутить живот, затекает шея, потеют ладони. Эти сигналы могут быть неприятными, но они очень важны, поскольку таким образом организм предупреждает нас о том, что надо собраться и сохранять спокойствие.

В такие моменты надо сделать следующее:

  • скажи себе: “Остановись и осмотрись по сторонам”,
  • скажи себе: “Успокойся”,
  • сделай глубокий вдох через нос на пять счетов, задержи дыхание на два счета, выдохни через рот на пять счетов,
  • повтори эти шаги, пока не почувствуешь, что успокоился.

Важно не просто выписать эти шаги на доске или плакате, но дать детям возможность потренироваться в их использовании:

  • сначала они могут повторить их хором вслух, затем учитель может предложить сыграть в подвижную игру и через несколько минут остановить ее и проделать с детьми все шаги упражнения,
  • на последнем этапе дети опять могут сыграть в игру, но учитель их предупреждает: “Как только я скажу “сейчас” — вы должны сами помочь себе успокоиться с помощью четырех шагов, которые вы только что выучили”,
  • очень важно, чтобы в дальнейшем учитель просил весь класс использовать это упражнение, когда дети возвращаются с урока физкультуры, с длинной перемены, обеда или другого возбуждающего занятия, перед контрольной или экзаменами, перед выступлением на школьном празднике или в других ситуациях, вызывающих тревогу или страх.

Студия дизайна образовательных пространств: превращаем скучные школьные интерьеры в яркие и красивые! Посмотрите наши работы в рубрике ПОРТФОЛИО.

А чтобы ребята помнили, как важно (и как можно) научиться реагировать на эмоциональные ситуации более спокойно и рассудительно — можно правила, описанные в Упражнении 2 в этой статье, зарисовать в стиле, к примеру, “комикса” (или любом другом — визуально понятном для ребенка) и повесить на стену, как напоминание. Уверена — будут обращать внимание и, в конечном итоге, не только запомнят, но и научатся этим пользоваться.

Понимать себя и других, учиться с удовольствием, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Заняться его развитием лучше уже в детстве, когда психика и мозг пластичны, а обучаемость на высоте. Вместе с психологом и специалистом по развитию эмоционального интеллекта Мариной Катеевой мы разобрались, как родители могут помочь в этом ребёнку.

1. Научитесь понимать собственные эмоции


В нашей культуре не принято делиться чувствами и переживаниями, проговаривать всё с близкими, что является частой причиной недопонимания и сложностей в отношениях. Чтобы помочь ребёнку в будущем строить более счастливые отношения, надо начать с себя. Первый шаг — завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать?

Очень важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, понимать, как меняется настроение в течение дня, быть своего рода наблюдателем, подмечая и осознавая причины тех или иных эмоциональных реакций.

  • Zenify — сборник упражнений, которые помогут развить осознанность. Настраиваете расписание, как часто приложению нужно напоминать о себе, и выполняете простые, но очень полезные задания. Например, послушать короткий музыкальный отрывок и проанализировать, какие чувства он вызывает.
  • Jour — электронный ежедневник с запасом наводящих вопросов. Можно просто регулярно вести его, настроить уведомления, выполнять разработанные психологами задания по самоанализу и рефлексии.
  • Stoic — умный дневник. Он не просто напоминает, что настало время написать пару строк о собственном самочувствии, но и предлагает несколько тем. Со временем программа учится, анализирует настроение и привычки пользователя, на основе чего выдаёт статистику и предлагает персонализированные вопросы.

Ловушка классического дневника — люди пишут в него только в определённом настроении. В итоге могут получиться очень монотонные записи, как будто мы всегда в одном состоянии. Когда человек в гневе сжимает кулаки или стискивает зубы, вряд ли он задумается о том, что чувствует, и побежит записывать это в дневник. А вот зазвонил телефон — и сразу напомнил: что же это такое с вами происходит?

2. Говорите о своих чувствах (это совсем не страшно)


Гораздо лучше говорить искренне:

3. Минимизируйте оценочные суждения


Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого. Зато в наших силах сформировать у ребёнка понимание, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого своё видение, своё восприятие мира и окружающих.

Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей

Роль родителей здесь — задавать наводящие и уточняющие вопросы, не говорить догмами, давать возможность порассуждать.

4. Помогайте ребёнку справляться с сильными эмоциями


Сесть и подышать, посчитать до трёх — методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность — это отличный выход.

5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите и играйте вместе с ребёнком


Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом и вдохновением. А творчество, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать и находить адекватные выразительные средства, благодаря чему мы в итоге понимаем без слов язык искусства.

Творчество — мощный инструмент самовыражения, и его можно здорово использовать с детьми. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а какими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее. Таким же образом можно и подвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное — быть внимательными к чувствам своим и того, кто рядом.

Простые упражнения, которые научат ребёнка понимать эмоции и управлять ими

Расскажи, какое настроение у каждого из её героев. Почему? Попробуй определить эмоции детей на картине. Обрати внимание на их лица, жесты и движения. Нарисуй около каждого героя подходящий смайлик с эмоцией.

Отгадай, от каких предметов образовались тени. Соедини линией тень и соответствующий предмет. Почему в темноте некоторые предметы вызывают страх? Так дети учатся понимать причины возникновения эмоций.

Рассмотри внимательно рисунки. Определи эмоции каждого героя. Приклей рядом с каждым рисунком подходящую наклейку-смайлик. Расскажи, почему герои испытывают эти эмоции.

2. Поговори со взрослым, расспроси и поделись историей

Вечером найди минуту, когда взрослые не заняты. Спроси, почему они грустили и чему радовались в детстве. Если захочешь, доверь им свою тайну, почему ты иногда грустишь.

Спроси у взрослых из твоей семьи, чего они боялись, когда были маленькими, и как перестали этого бояться. Есть ли сейчас у них какой-нибудь страх? Расскажи близким о своём страхе, если захочешь. Попроси взрослых написать для тебя напоминания о том, чего они боялись и о чём сейчас им смешно вспоминать.

Позови вечером всех членов семьи и расскажи им о сегодняшнем дне. Спроси, злились ли они на других людей или на себя. Почему? Попроси рассказать их о том, как они справлялись со злостью. Запиши советы родственников.

Можно устроить вечер воспоминаний. А поможет в этом альбом с семейными фотографиями. Выбери несколько фотографий (1–2 штуки), на которых ты чувствуешь себя по-разному. Попроси родителей вспомнить и рассказать тебе о причинах тех эмоций. Будет интересно, если ты покажешь фото своим друзьям. Так у вас в группе появится своя коллекция эмоций.

3. Нарисуй

Изобрази любую свою эмоцию цветом и разными линиями, узорами внутри рамки. Краски могут стать весёлыми или грустными, сердитыми или испуганными, а может, им будет интересно или удивительно.

4. Прочитай

5. Что чувствуют другие?

Вспомни, как твоё тело двигается, когда ты радуешься, сердишься, интересуешься чем-то, грустишь, удивляешься и боишься. А теперь рассмотри детей на картинке. Как думаешь, какие эмоции они испытывают? Наклей около каждого героя смайлик с его эмоцией. Можно ли наклеить не одну наклейку около каждого ребёнка? Объясни почему.

Нарисуй себя в полный рост так, чтобы было понятно, какую эмоцию ты сейчас испытываешь. Покажи рисунок своим друзьям и попроси определить твою эмоцию. Нарисуй подходящий смайлик.

6. Рассматриваем произведения искусства

Важно, чтобы взрослый тоже делился своими впечатлениями и эмоциями, которые он испытывает, глядя на картину. Это поможет детям понять, что все люди испытывают разные эмоции независимо от возраста и пола.

7. Слушаем музыку

8. Семейный киносеанс

9. Простая техника саморегуляции

Попробуйте подышать животом. Такое дыхание помогает успокоиться, перестать волноваться. На самом деле, мы и другие млекопитающие — единственные существа в мире, которые делают так.

Ложимся на спину или садимся в расслабленной позе на стул и кладём руки на живот. Представим, что вместо живота у нас воздушный шарик. Этот шарик-живот нужно медленно надувать на вдохе через нос. Затем начинаем медленно сдувать его, выдыхая воздух через рот.

Почему это успокаивает нас? Когда мы сердимся, боимся или волнуемся, наше тело начинает дышать неглубоко. А если мы дышим животом, то успокаиваемся. Этот секрет можно использовать, чтобы управлять слишком сильными эмоциями, если они вам мешают.

Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

Читайте также: