Так здесь то суждено нам было тютчев анализ стихотворения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Так здесь-то суждено нам было
Сказать последнее прости…
Прости всему, чем сердце жило,
Что, жизнь твою убив, ее истлило
В твоей измученной груди.

Прости… Чрез много, много лет
Ты будешь помнить с содроганьем
Сей край, сей брег с его полуденным сияньем,
Где вечный блеск и долгий цвет,
Где поздних, бледных роз дыханьем
Декабрьский воздух разогрет.

В году, который стал частью заглавия тютчевского творения, произошли перемены в судьбе поэта-дипломата. Местом его службы был назначен Турин. Столица Сардинского королевства считалась в ту пору европейским захолустьем. Оставив в России жену и дочерей, чиновник выехал на север Италии. Молодого Тютчева волновали не только профессиональные задачи и заботы о растущем семействе. Он вознамерился совершить поступок, меняющий привычки жизни сердечной, - расстаться со своей давней возлюбленной Эрнестиной. Свидание с ней, произошедшее в Генуе, должно было стать последним. Однако судьба не разделила убеждений поэта: через полтора года он женился на Эрнестине, ставшей преданной и мудрой спутницей влюбчивого и непрактичного супруга.

Прощальная хрупкая красота осенней зарисовки ассоциируется с любовным чувством, осложненным мучительным ощущением неизбежного финала. Последний оставит болезненный след в душе героини - таков печальный прогноз субъекта речи. Для передачи эмоций, которые вызовет воспоминание спустя годы, автор прибегает к художественному приему, уточняющему жест возлюбленной. Неосознанное судорожное движение выдает волнение, трепет, грусть, от которых не удастся избавиться навсегда.

Так здесь-то суждено нам было
Сказать последнее прости.
Прости всему, чем сердце жило -
Что, жизнь твою убив, ее испепелило
В твоей измученной груди.
Прости. Чрез много, много лет -
Ты будешь помнить с содроганьем
Сей край, сей брег с его полуденным сияньем,
Где вечный блеск и долгий цвет -
Где поздних, бледных роз дыханьем
Декабрьский воздух разогрет. 1

В году, который стал частью заглавия тютчевского творения, произошли перемены в судьбе поэта-дипломата. Местом его службы был назначен Турин. Столица Сардинского королевства считалась в ту пору европейским захолустьем. Оставив в России жену и дочерей, чиновник выехал на север Италии. Молодого Тютчева волновали не только профессиональные задачи и заботы о растущем семействе. Он вознамерился совершить поступок, меняющий привычки жизни сердечной, – расстаться со своей давней возлюбленной Эрнестиной. Свидание с ней, произошедшее в Генуе, должно было стать последним. Однако судьба не разделила убеждений поэта: через полтора года он женился на Эрнестине, ставшей преданной и мудрой спутницей влюбчивого и непрактичного супруга.

Прощальная хрупкая красота осенней зарисовки ассоциируется с любовным чувством, осложненным мучительным ощущением неизбежного финала. Последний оставит болезненный след в душе героини – таков печальный прогноз субъекта речи. Для передачи эмоций, которые вызовет воспоминание спустя годы, автор прибегает к художественному приему, уточняющему жест возлюбленной. Неосознанное судорожное движение выдает волнение, трепет, грусть, от которых не удастся избавиться навсегда.




ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Оборудование:
портреты Ф. И. Тютчева, А. М. Крюденер, Э. Ф. Петерсон, Э. Дёрнберг, Е. А. Денисьевой, аудиозапись с музыкальными отрывками.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: литературно-музыкальная гостиная.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об особенностях любовной лирики Ф. И. Тютчева; выразительно читают стихотворения; участвуют в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

— В историю русской поэзии Тютчев вошёл, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведений на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны одним лирическим героем, сквозными мотивами, их роднит напряжённый драматизм звучания. Многие его стихи о любви автобиографичны. Сегодня мы познакомимся с одной из сторон творчества Ф. И. Тютчева, которая никого не может оставить равнодушным — любовной лирике поэта.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Если в своих философских стихотворениях поэт предстаёт как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и тонкий лирик. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений. Многие свои стихи поэт посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой. Посмотрите на портреты тех, кто удостоился внимания поэта, кому посвящены лучшие его строки. (На доске портреты А. М. Крюденер, Э. Ф. Петерсон, Э. Дёрнберг, Е. А. Денисьевой.)

— Первым серьёзным увлечением Тютчева стала Амалия Максимилиановна фон Лерхенфельд, которую он встретил в Мюнхене в 1825 г. Тютчев познакомился с ней, когда ему было 20 лет. Амалии в то время было всего 14.

3) Аналитическая беседа

• Проанализируйте, как поэт создаёт особую напевность этого стихотворения.

У ч и т е л ь. Многие композиторы писали музыку на эти стихи. Но на слуху та мелодия, которую нам даровал Иван Семёнович Козловский — он сделал аранжировку и записал этот романс.

Сравните стихотворение и его музыкальное воплощение. Что произвело на вас более сильное впечатление: стихотворение или его музыкальная интерпретация? Ответ аргументируйте.

— Несмотря на горячую любовь к Амалии фон Лерхенфельд, Тютчев, к удивлению своих друзей, 21 февраля 1826 г. обвенчался с Элеонорой Фёдоровной Петерсон, урождённой Ботмер. Венчание с представительницей одного из самых знатных баварских родов было тайным. Элеонора была старше Тютчева на 4 года и уже побывала в браке (муж её, русский дипломат Александр Петерсон, скончался годом раньше). У Элеоноры уже было четверо сыновей.

Элеонора Тютчева во время этого страшного испытания проявила удивительное присутствие духа, и ей удалось спасти всех детей. Но в пожаре погибли все вещи и документы, что усугубило тяжёлое материальное положение семьи. Налаживание быта целиком и полностью легло на плечи Элеоноры, и нервное потрясение, которое ей пришлось пережить, а также внезапная простуда подорвали её силы. 27 августа 1838 г. Тютчев овдовел. По свидетельству очевидцев, у гроба жены поэт поседел за одну ночь — так велико было его страдание.

3) Аналитическая беседа

• Какие картины и образы возникают у вас при слушании этого стихотворения? Каким настроением оно проникнуто? Подтвердите свой ответ стихотворными строками.

— С Эрнестиной Дёрнберг, урождённой Пфеффель, Тютчев познакомился в 1833 г., будучи женатым. Тютчев исключительно высоко ценил ту любовь и заботу, которой окружила его Элеонора Фёдоровна, однако не смог устоять перед красотой и обаянием Эрнестины, которая считалась в то время одной из первых мюнхенских красавиц. Отношения Тютчева с Эрнестиной Дёрнберг до сих пор во многом остаются загадкой для его биографов. Эрнестина стала для Тютчева роковой женщиной, страсть к которой он был не в состоянии побороть: в ней он нашёл не только очаровательную женщину, но и остроумную, блестяще образованную и интеллектуально развитую собеседницу.

В 1836 г. увлечение Тютчева Эрнестиной стало для многих очевидным и явилось большим ударом для Элеоноры Фёдоровны, которая даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Однако, в конце концов голос разума оказался сильнее: Тютчев имел в браке уже трёх дочерей, да и дела его в Мюнхене пошли неважно, и Тютчев решает вернуться в Россию. Но чувство к Эрнестине, однажды зародившись, не могло так быстро погаснуть. Эрнестина Дёрнберг стала для поэта той музой, которая вдохновила его на написание лучших, по его собственному мнению, стихотворений в его жизни.

После смерти жены, в 1839 году, Тютчев и Эрнестина обвенчались. Долгие годы Нести, как звал жену Тютчев, всю свою любовь без остатка отдавала поэту. Однако её собственное счастье длилось недолго — в 1850 г. у Тютчева появилось новое увлечение, которое фактически привело его к созданию второй семьи. Эрнестина не хотела мириться с таким положением дел, и супруги несколько лет жили отдельно. Только после смерти Елены Денисьевой, возлюбленной Тютчева, отношения супругов возобновились. Эрнестина была рядом с поэтом до самой его смерти, пережив Тютчева на 21 год.

3) Аналитическая беседа

• Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви? Почему человек обречён губить то, что всего милее его сердцу?

• Почему любовь поэта принесла женщине лишь страдания?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Я помню время золотое…
Ф. И. Тютчев[2]

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела.
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень. 1834…
(вернуться к уроку)
К. Б.
Ф. И. Тютчев[3]

Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло.

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
26 июля 1870 г.
(вернуться к уроку)
Еще томлюсь тоской желаний.
Ф. И. Тютчев[4]

Так здесь-то суждено нам было
Сказать последнее прости…
Прости всему, чем сердце жило —
Что, жизнь твою убив, ее испепелило
‎В твоей измученной груди.

Прости… Чрез много, много лет —
Ты будешь помнить с содроганьем
Сей край, сей брег с его полуденным сияньем,
‎Где вечный блеск и долгий цвет —
Где поздних, бледных роз дыханьем
‎Декабрьский воздух разогрет….
(вернуться к уроку)
О, как убийственно мы любим…
Ф. И. Тютчев[6]

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья.
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
1851
(вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Елена Александровна Денисьева с дочерью Еленой.
1862—1863. Фотография.
Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем:
В 6 т. Т. 6: Письма 1860—1873. — М.: Издат. центр "Классика", 2004.

Стихотворение “Я встретил вас – и всё былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры. Краткий анализ “Я встретил вас – и всё былое” по плану можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас - и все былое.

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.

Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.

Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает её с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что всё это – истинная любовь.

Жанр – это лирическое стихотворение: очень яркое эмоциональное начало, в произведении отражены мысли и чувства лирического героя.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причём они чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Эпитеты – “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.

Гипербола – “после вековой разлуки…”.

Олицетворения – “…всё былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.

Метафоры – “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.

Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.

Анафора – “Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.

Градация – “Бывают дни, бывает час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение “Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Её имя было зашифровано им в буквах К.Б. (Крюденер баронессе).

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нём прежние чувства. Воспоминания приятны ему: “Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…” .

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела “милые черты” , но понимаем, что лирический герой любил её.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое” , они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства: “и сердцу стало так тепло” .

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…” . И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь” .

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвёртой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Жанр, в котором было написано произведение, – лирическое стихотворение. В нём переданы самые сокровенные чувства, переживания лирического героя.
Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце” , “время золотое” , “душевной полноты” , метафоры: “весь обвеян дуновеньем” , “сердцу стало так тепло” .

Также интересны олицетворения: “…всё былое… ожило” , “…жизнь заговорила вновь” , гипербола: “после вековой разлуки…” .

Особая мелодичность и напевность стихотворению придаётся за счёт повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные приёмы, как анафора ( “Тут не одно…” , “Тут жизнь…” ; “И то же в вас…” , “И та ж в душе…” ), и градация ( “Бывают дни, бывает час” ).

Читайте также: