Т н грановский педагогические идеи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тимофе́й Никола́евич Грано́вский (9 [21] марта 1813 года, Орёл — 4 (16) октября 1855 года, Москва) — русский историк-медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России, ординарный профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета. Идеолог западничества. Был ближайшим другом Н. П. Огарёва и А. И. Герцена.

Биография

Родился в дворянской семье среднего достатка и был старшим из пяти детей. Его отец, Николай Тимофеевич, был советником соляного управления. Мать, происходившая из богатой малороссийской семьи, имела благотворное влияние на сына. До 1826 года воспитывался дома. Домашнее воспитание Тимофея было направлено главным образом на изучение французского и английского языков. С 13 лет учился в московском частном пансионе Ф. И. Кистера (1826—1828). В 1828—1831 годах жил в Орле. С января по июнь 1831 года служил в Департаменте иностранных дел в Санкт-Петербурге. В августе 1832 года был зачислен студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Окончив университет в 1835 году со степенью кандидата, он поступил на службу в библиотеку Гидрогеографического депо Главного морского штаба — секретарём 1-го отделения.

В декабре 1835 года попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов предложил Грановскому занять кафедру всеобщей истории в Московском университете и для приготовления к профессорскому званию направил его в Берлинский университет. В это время, в начале 1836 года, Грановский познакомился с Н. В. Станкевичем, определившим развитие взглядов Грановского; в середине мая 1836 года он выехал в Берлин.

В Берлинском университете Грановский слушал лекции историка Л. Ранке, правоведа Ф. К. Савиньи, философа Ф. Ганса; изучал труды Гегеля. Весной 1838 года в Праге он общался с историком-славистом П. Шафариком.

С сентября 1839 года Грановский начал читать на кафедре всеобщей истории Московского университета курс лекций по истории западноевропейского Средневековья, а затем — древней истории и истории Нового времени. В 1843—1844 годах он читал первый цикл публичных лекций по истории Средних Веков.

В трудах Грановского получает оформление особая практика перевода имен европейских монархов. В лекциях в Московском университете в 1849—1850 годах Грановский постоянно называл императоров Священной Римской империи Генрихами, английских правителей Генрихами, Иоаннами, Карлами, Вильгельмами, французских монархов — Генрихами, Иоаннами, Карлами, Людовиками и Францами. Грановский называл такие имена португальских королей как Генрих I, Иоанн III и Эммануил Счастливый, а также испанских монархов Фердинанда Католика Арагонского и Фердинанда I Неаполитанского.

Елизавета Богдановна, жена

За пять месяцев до своей смерти он был назначен на должность декана историко-филологического факультета Московского университета. Умер в возрасте 42 лет от болезни. Похоронен на Пятницком кладбище.

Семья

Личная библиотека

В 1912 году по воле А. В. Станкевича, купившего у вдовы Грановского его личную библиотеку, книжное собрание ученого было передано в дар Московскому университету, всего около 4600 томов книг по истории, философии, политической экономии, языкознанию, антропологии, этнографии; издания XVI—XVIII вв. преимущественно на иностранных языках; классическая русская и западноевропейская литература. В настоящий момент библиотека Т. Н. Грановского хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова.

Литературная деятельность

Хотя Грановский как профессор, как человек общественный далеко оставлял за собой Грановского-писателя, но сочинения его представляют достоинства первоклассные. Одна уж их живая, художнически прекрасная форма при строго учёном содержании сообщает им весьма важное значение. Издания сочинений Грановского с его биографией, портретом, с приложением всего замечательного, вызванного его смертью, — вот чего ждем теперь мы, ждёт вся публика от друзей покойного, между которыми есть люди, глубоко его любившие, которые при жизни готовы были многим для него жертвовать…

В глазах современников

Т. Н. Грановский в день смерти

Люди вообще настолько имеют значения и влияния, насколько нужны; а люди, подобные Грановскому, теперь нам крайне нужны. Время ещё впереди, когда настанет для нас потребность в специалистах, в ученых; мы нуждаемся теперь в бескорыстных и неуклонных служителях науки, которые бы твердой рукою держали и высоко поднимали её светоч; которые, говоря нам о добре и нравственности — о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов… Таков был Грановский — и вот отчего льются слезы о нём; вот отчего он, человек бессемейный, был окружен такой любовью и при жизни и в смерти… Заменить его теперь не может ни один человек, но сам он будет ещё действовать за гробом,— действовать долго и благотворно. Он жил недаром — он не умрет. Во всей его деятельности ничего не было такого, в чём бы не мог он громко и ясно признаться перед всеми; он сеял свои семена днем, при свете солнца, и когда они взойдут и принесут плоды — в них не будет ничего горького… Выше этой похвалы и этой награды для человека нет.

Николай Огарёв посвятил Грановскому несколько своих стихотворений: Как жадно слушал я признанья…, Т. Н. Грановскому, Совершеннолетие, Грановскому.

Добролюбов Николай Александрович

(1836-1861) Литературный критик, публицист, просветитель

Статьи "О значении авторитета в воспитании", "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами", "От дождя да в воду".

Считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинства человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.

Безусловное подчинение воспитанника воле воспитателя абсурдно, по мнению Д., так как убивает в ребенке самостоятельность ума.

Хомяков Алексей Степанович

(1804-1860) Русский религиозный философ, публицист, поэт, один из основоположников славянофильства

Водовозов Василий Иванович (1825-1886) \

Педагог, методист по русской словесности и начальному обучению

Стоюнин Владимир Яковлевич (1826-1888)

Педагог, деятель народного просвещения, публицист, теоретик-методист

Связывал недостатки современной ему школы с ее космополитизмом, с отсутствием у нее национальных черт. Развивал идеи гуманизма в образовании и воспитании, демократизма в школе, воспитания человека-гражданина. Методические идеи базировались на принципе воспитывающего обучения. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали его труды по истории педагогики и народного образования. Наиболее серьезными пороками русской жизни считал низкий культурный уровень, недостаточное развитие чувства законности, общественной нравственности. Противостоять бескультурью, по мнению Стоюнина, должно, прежде всего, воспитание. Школа должна стать, основой воспитания нравственности, развивая у учащихся чувство неразрывной духовной связи с народом.

Писатель, философ, публицист, общественный деятель, постоянно обращающийся в своем творчестве к проблемам воспитания личности

Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей.

Задача воспитания: воспитание "нового человека" - борца за воплощение революционной идеи. Как и для Добролюбова, для Ч. важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела. Особое значение придавал умственному образованию, в котором видел средство борьбы против социальной несправедливости. Рассматривал проблемы необходимости всестороннего и гармоничного развития личности, роли наследственности и среды в формировании человека, тесной связи образования и политики.

Образование "нового человека" призвано вооружить его разносторонними знаниями о природе и об обществе. Реализовать такой тип образования может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современные иностранные языки, математику, географию, естествознание, физику. В единой общеобразовательной школе должно быть установлено равноправие ученика и учителя. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые стимулируют развитие самостоятельности и самодеятельности. Речь учителя д.б. простой и понятной детям.

Добролюбов и Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, полагая, что любая книга, предназначенная для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие.

Важное место в социально-педагогических идеях Ч. и Д. занимала проблема женского воспитания и образования.

Поливанов Лев Иванович

Лев Иванович Поливанов родился в 1838 году в селе Загарино Нижегородской губернии.

С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях.

В 1861 году окончил историко-филологический факультет Московского университета.

С 1864 по 1875 год работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской гимназии, где ранее учился сам.

Поливанов пытался развить у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь, выступал за исторический принцип в преподавании русского языка.

Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии.

Многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.

Выпускники гимназии с 1875 году получили статус окончивших государственные учебные заведения.

Основной задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является, прежде всего, развитие у учащихся логического мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещает в свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля.

Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое.

Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии.

Л.И. Поливанову принадлежат также несколько историко-литературных работ, а также комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Он был прекрасным переводчиком произведений Мольера, Расина, Корнеля и других авторов.

Его перу принадлежат литературоведческие работы о Жуковском, Пушкине, Л.Н. Толстом.

Поливанов подготовил комментированные издания для школьного и семейного чтения сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина.

Л.И. Поливанов был членом Московского комитета грамотности.

Общественное признание педагога как деятеля русской культуры связано с фактом работы Л.И. Поливанова в качестве главного организатора Первых Всероссийских Пушкинских торжеств в Москве в 1880 году.

Скончался Лев Иванович Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробие на его могиле сооружено на средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии.


Но при этом он, как и многие славянофилы, был сторонником синтеза национальных культур и судил как о культурном влиянии Запада на Россию, так и о цивилизаторской роли России на Востоке. Он, как считают его исследователи, первым в России поднялся до всемирно-исторической точки зрения, обозначив цель человечества как моральный прогресс и осуществление нравственного закона.

Историк размышлял о необходимости возврата к родным корням образованности и вреде слепого заимствования модных идей современной ему Европы, исходящих из педагогики Ж.-Ж Руссо; особенно он настаивал на односторонности и недостаточности материалистического понимания мира.

Таким образом, Т.Н. Грановского беспокоило развитие науки с приоритетом естествознания и техники, которое приводило к крену в сторону материалистических трактовок мира. Он призывал утвердить естественнонаучные знания на необходимом мировоззренческом и нравственном фундаменте, без которого они не принесут ожидаемой пользы, но даже могут быть вредны и использованы во зло человечеству.

В связи с такой позицией особой заботой Т.Н. Грановского стало распространение исторической культуры, воспитывающей человека духовно, – прежде всего, знаний и понимания вектора культурного развития Западной Европы и России. Историческое знание он считал непременным для всякого образованного человека, независимо от его специальности.

Размышления Т.Н. Грановского на тему Россия – Западная Европа в двух его главных педагогических работах, созданных к тому же зрелым ученым и педагогом, свидетельствуют о том, что ему не свойственен был европоцентризм. Широко известны дискуссии и даже споры ученого с А.И. Герценом на тему Запад и Россия.

Т.Н. Грановский, так рано ушедший из жизни, был провожаем в последний путь многочисленными учениками, студентами, друзьями – и процессия эта надолго осталась в памяти ее участников.

Завершим статью словами И.С. Тургенева о Т.Н. Грановском: «Люди вообще настолько имеют значения и влияния, насколько нужны; а люди, подобные Грановскому, теперь нам крайне нужны. Время ещё впереди, когда настанет для нас потребность в специалистах, в ученых; мы нуждаемся теперь в бескорыстных и неуклонных служителях науки, которые бы твердой рукою держали и высоко поднимали её светоч; которые, говоря нам о добре и нравственности – о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов… Таков был Грановский – и вот отчего льются слезы о нём; вот отчего он, человек бессемейный[1], был окружен такой любовью и при жизни и в смерти… Заменить его теперь не может ни один человек, но сам он будет ещё действовать за гробом, - действовать долго и благотворно.

Грановский Тимофей Николаевич

Тимофей Грановский родился 9 марта 1813 года в Орле в небогатой дворянской семье. Николай Тимофеевич, отец мальчика, служил советником в соляном управлении. Мать Анна Васильевна занималась воспитанием пятерых детей, из которых Тимофей был старшим.

До 13 лет он воспитывался и получал образование дома. Учителя отмечали великолепные способности и память ребенка. В пять лет мальчик начал читать Библию и изумлял окружающих знанием библейских текстов, в 10 лет знал французский и английский языки.

С 1826 по 1828 годы Тимофей учился в Москве, в пансионе Ф. Кистера, был там одним из самых успевающих учеников.

Тимофей Грановский

Краткая биография

Тимофей Грановский на смертном одре

Тимофей Грановский на смертном одре

Взгляды на историю

Особое внимание ученый уделял изучению взаимовлияния народов, в том числе России и ее восточных соседей. Не отрицая положительных результатов революций, Грановский на исторических примерах показывал предпочтительность разумных постепенных преобразований. Рассуждая о роли государства в истории, особое значение придавал монархии, доказывал ее консолидирующую роль в переломные моменты.

Тимофей Николаевич Грановский

Тимофей Николаевич Грановский

Личная жизнь

В 1841 году Тимофей Николаевич женился на Елизавете Богдановне Мюльгаузен, дочери доктора медицины. Познакомился с 17-летней Елизаветой на балу. Брак был счастливым. Елизавета Богдановна стала для супруга помощником и соратником, способным понимать и ценить его деятельность. Она переписывала сочинения мужа, бывала на всех его публичных лекциях.

Супруга — Елизавета Богдановна

Супруга — Елизавета Богдановна

Елизавета Богдановна пережила супруга на полтора года и умерла от чахотки. Детей в браке не было.

Заключение

Он первым в России начал читать университетский курс истории средних веков государств Западной Европы и положил начало его разработке в русской исторической науке. В глазах современников был прежде всего непревзойденным лектором Московского университета, талантливым педагогом, кумиром студенчества и образованных людей России.

Читайте также: