Связь педагогики с другими науками взаимосвязь педагогической науки и практики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде знать его тоже во всех отношениях. Науки, изучающие мир живой и неживой природы, связь человека с этим миром, дают педагогу знания для обучения на научной основе. Передача опыта подрастающему поколению не должна сводиться лишь к бытовому уровню, уровню из личного опыта.

Для успешного осуществления педагогического процесса необходимы специальные знания. Поэтому при своем становлении и развитии педагогика опиралась на другие науки. Прежде всего она использует основные идеи, теоретические положения и обобщающие выводы психологии, философии и социологии. Связь процесса обучения и воспитания с этими науками – необходимое условие развития педагогической теории и практики.

Педагогика и философия

Связь педагогики с философией наиболее длительная и продуктивная. Философия – это фундаментальное основание, концептуальный каркас духовной сферы жизни общества. Философские науки служили методологическим основанием педагогики, так как они в общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания.

На основе философских идей разрабатывалось построение теории педагогики как науки, создавалась педагогическая концепция – завершенная и структурированная система взглядов, описание содержания деятельности в целом. Это предопределено самой сущностью философского знания – целостное, теоретически осмысленное мировоззрение о месте человека в мире, определении его связей с миром.

От того, каких философских взглядов придерживаются исследователи, зависит и направление педагогического поиска. На протяжении истории человечества философия предлагала разную картину мира: экзистенциальную, прагматическую, неопозитивистскую, материалистическую. На их идеях и определялась сущность образовательного процесса.

На основе философского знания определяется смысл воспитания, его цели, практикуется принцип действия общих закономерностей человеческого бытия и процесса познания. Если в обществе происходят идейные перемены, то направленность воспитания корректируется под другим углом зрения в соответствии с новым философским течением.

Педагогика взаимодействует с такими направлениями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования личности. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и психология

Глубокая предметная связь педагогики и психологии бесспорна. Эта связь очевидна, потому что психология как наука изучает развитие и функционирование психики и поведения человека.

Все педагоги, исследующие теорию и практику, считали важным в работе знать естественные нужды и возможности обучаемого, понимать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, учитывать свойства человеческой природы. Обучение и воспитание выстраивается в соответствии с этими знаниями.

В процессе учебной деятельности преподавателю важно знать и учитывать:

  • по каким законам развивается личность в условиях обучения и воспитания;
  • как учащийся воспринимает, понимает и запоминает учебный материал;
  • психологическую структуру личности;
  • особенности усвоения знаний, мотивацию учения в разном возрасте;
  • особенности психики учащихся в разном возрасте;
  • индивидуальные различия при усвоении знаний, формировании умений, навыков;
  • по каким законам формируется творческое активное мышление;
  • почему происходят изменения в психике обучаемого.

Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Каждый раздел педагогики опирается на определенный раздел в психологии. Педагогическая теория обучения, например, опирается на теорию познавательных процессов, в теории воспитания используются знания психологии личности.

Педагогика и социология

Социология определяет цели воспитания, так как образование ориентируется на традиционные накопленные человечеством наиболее значимые нравственные ценности. Работа учителя – передавать учащимся знания, оценивать их успехи, приобщать к культуре общества – это социальная функция.

Социальная направленность воспитания была обозначена в многочисленных работах отечественных педагогов. Человек – прежде всего существо общественное, поэтому воспитание и обучение должны создавать предпосылки для гармоничной жизни среди людей.

Вместе с социологией педагогика планирует образование, выявляет основные направления развития разных социальных групп или слоев населения, изучает закономерности вхождения личности в социальную среду, принципы воспитания личности в семье, в коллективе. Социология помогает педагогике перевести общие результаты социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Родство педагогики и социологии состоит в том, что в педагогике широко используются методы исследования, применяемые в социологии: анкетирование, ранжирование, интервью, опрос.

Педагогика и естественные науки

К базовым для педагогики наукам относятся биология, антропология, медицина. Они исследуют строение и развитие здорового человеческого организма и больного. Изучают условия, при которых учащийся может нормально и успешно развиваться физически и психически. При решении проблем, определении целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги опираются на законы и закономерности, исследуемые естественными науками, исходят из природы ребенка.

На знаниях по анатомии и физиологии строится представление о человеке как о биологическом субъекте: работа органов чувств, функционирование первой и второй сигнальных систем, высшей нервной деятельности.

Антропология – это отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию развития человека и его рас как биологического вида. Связь педагогики и антропологии состоит в изучение человека как объекта воспитания во всех проявлениях его природы. Педагогика интерпретирует знание о природе и сущности развития личности, общества и познания и создает целостный и всесторонний взгляд на воспитание.

От успехов медицинских наук и медицинской техники напрямую зависят целые области педагогики. Это, прежде всего, физическое воспитание, коррекционная педагогика со всеми ее ответвлениями, гигиена. Еще древние мыслители обращали внимание на то, что воспитание и обучение может быть эффективным только в том случае, если воспитуемый здоров и физически активен.

Связь педагогики с гуманитарными науками

Педагогика взаимосвязана с экономической теорией и экономикой по многим проблемам и вопросам. Связь заключается в решении проблемы экономики образования и организации экономического образования. Острыми и актуальными являются вопросы финансирования образования, заработной платы учителей, улучшения материально-технической базы учебных заведений.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда связана с идеологией правящих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика изучает условия и механизмы становления человека как субъекта политического сознания, имеющего свои политические взгляды, мировоззрение.

Используя опыт других наук, педагогика прежде всего опирается на свои теоретические исследования: она изучает, как учебно-воспитательный процесс объективно протекает в жизни, и на этой основе создает свои системы взаимодействия. В конкретном моменте повседневной работы учителю могут понадобиться знания, принадлежащие какой угодно науке: физиологии, лингвистике, истории.

Исследования многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, связана с дисциплинами, изучающими человека.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Философское учение является методологической основой педагогики. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы цели воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания ( в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияния социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества. Профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение школьников, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Связана педагогика и с кибернетикой – наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общи идей кибернетики явилось программированное обучение.

Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Влияние педагогической практики на развитие педагогической наук

Значение педагогической практики определяется опытным путем и опирается на многие положения философской, педагогической и психологической наук.

1. Продуктивность образовательного процесса педагогической науки определяется и направляется практической деятельностью образовательного процесса.

2. Практика является уровнем определения истины, источником познавательной деятельности и сферой применения результатов обучения.

3. Правильно организованный процесс воспитания вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связан, является движущим фактором дальнейшей активной преобразующей деятельности.

4. Продуктивность развития человека как личности зависит от участия его в трудовой практической деятельности и основывается на влиянии смыслового начала в формировании педагогической деятельности.

5. Эффективность процесса взаимосвязи обучения и жизненной практики основывается на содержании образования.

6. Качество подготовки учащихся напрямую зависит от организации системы трудовой практической деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой.

7. Естественно, что адаптация выпускников к условиям современного производства эффективнее происходит в тех учебных заведениях, где лучше организованы производительный труд и профориентация школьников.

8. Чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся.

9. Чем больше знания, приобретаемые учащимися, имеют практическую направленность, взаимодействуют с жизнью, используются для развития окружающих процессов, тем выше осознанность и осмысленность обучения и интерес к нему.

Структура педагогики

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

• общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

• возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

• коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

• частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

• история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

• отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

ЛЕКЦИЯ № 6. Связь педагогики с другими науками.

Явление взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных смежных наук, постоянное совершенствование и развитие педагогической мысли, всестороннее изучение педагогических процессов – все это предполагает необходимую цельную и органичную связь педагогики с другими науками. Педагогическая сфера человеческих познаний в этой области, несомненно, испытывает возможную зависимость, воздействие и влияние других наук о человеке. Эффективные научные исследования, достижения педагогов-новаторов, ученых в разработке педагогических технологий, скорее всего, возможны в том случае, когда существуют межпредметные связи, межнаучный системный подход к предмету изучения.

Таким образом, наука педагогика, взаимодействуя с такими науками, как философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и т. д., развивается, совершенствуется и укрепляет свои связи.

Отсутствие контактов, ограничения, изоляция педагогики от других наук могут стать серьезным основанием для получения неэффективных научных работ, неубедительных разработок и т. д.

В том числе и педагогика профессионального образования не остается в стороне от разностороннего влияния. Она использует, применяя и приспосабливая к особенностям своего предмета изучения, различные идеи других наук. Все это помогает основательнее и осмысленнее подходить к вопросам профессионального воспитания и дает возможность глубже проникать в суть теоретических основ науки. В то же время новаторские идеи других наук могут послужить фундаментальной основой для изучения, исследования и разработки определенных профессионально-педагогических задач.

Одним из основных источников развития педагогической науки является философия, которая служит своеобразной эффективной и продуктивной движущей силой этого развития и одновременно фундаментальной базовой составляющей педагогики. Необходимо отметить важную методологическую роль философии в процессе формирования педагогической теории, где философия помогает определить основополагающие компоненты при изучении педагогических процессов. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Конечно, не обойтись в любой науке, в том числе и педагогике, без философских категорий:

1) необходимости и случайности;

2) общего, единичного и особенного;

3) законов взаимосвязи и взаимозависимости;

4) закона развития и его движущих сил;

5) субъективного и объективного детерминизма педагогических процессов и т. д.

Диалектические принципы и познавательные категории также оказывают влияние на формирование особенности исследовательского знания педагогов-новаторов.

Эта взаимосвязь наук педагогики и философии представляется наиболее длительной и эффективной, так как философские базовые знания и новаторские мысли способствовали появлению педагогических идей и теорий, определили направление педагогических исследований и явились ее методологическим основоположением.

Изначально отношения двух наук, педагогики и философии, имели некоторый антагонистический характер. Долгое время педагогику трактовали как область для приложения и испытания философских теорий, считая при этом педагогику практической составляющей философии. Противники философской науки вообще предлагали отказаться от философии в педагогике.

В настоящее время позиция философии определена совершенно справедливо и является общепризнанной. Философия по отношению к педагогике выполняет методологическую функцию. Это означает, что сущность философского мировоззренческого учения справедливо выполняет и определяет самые решаемые задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. Различные философские учения и направления, которые используют ученые-педагоги, напрямую влияют на развитие и направление поиска инновационных проблем и перспектив, а также на развитие педагогической науки в целом.

Философия, как наука, определяет, формирует и разрабатывает систему закономерностей, принципов и методов научного познания. В этом состоит основное значение методологической функции философской науки по отношению к педагогике в том числе. Процесс приобретения педагогического знания должен подчиняться общим законам научного знания, изучаемого философией. Философия в данном случае проявляется как теоретическая базовая основополагающая платформа понимания педагогического опыта и как направление формирования педагогических теорий. Конечно, нельзя не оценить значение философских обоснований для педагогики, которая не может приобрести статус самостоятельной науки только путем экспериментирования и обобщения опыта.

Педагогическая наука, несомненно, очень тесно связана с психологией.

Данная взаимосвязь этих наук является настолько органичной, что считается наиболее традиционной. Чтобы стать подлинной наукой и эффективно управлять деятельностью педагога, педагогике необходимо учитывать ту объективную данность, с которой имеет дело человек в его обычном и субъективном развитии. Такие требования, как понимать свойства человеческого характера, потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, организовывать образование (обучение и воспитание), в соответствии с законами, свойствами, потребностями, возможностями предлагали использовать все выдающиеся педагоги.

Изначально отношения между педагогикой и психологией казались многим очень примитивными и простыми. Психология изучает механизмы души, эта наука может сформулировать законы развития сознания ребенка в соответствии с целью образования. Это очень помогает педагогике в связи с тем, что педагогика не накопила в необходимой степени собственное научное содержание, которое бы использовала для теоретического обоснования педагогической практики.

Поэтому при анализе связующих факторов педагогики с психологией необходимо отличать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая является основным источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм определяется тем, что психология называется единственным научным основанием, влияющим на педагогическую практику. Подобные условия в нашем обществе являются определяющими при необходимом требовании нормального социально-психологического развития личности ребенка. Эти законы носят конкретно-исторический характер, а потому они меняются в зависимости от изменения социально-педагогических условий.

Психология, и, в первую очередь, возрастная и педагогическая психология, изучающая законы психических процессов детей различного возраста, особенно большое значение имеет при решении конкретных проблем обучения и воспитания, при организации режимов труда и отдыха.

Существует взаимосвязь педагогики и школьной гигиены, которая выявляет и определяет основные нормы и правила, условия и содержание санитарно-гигиенического направления в условиях детских образовательных учреждений.

Психологическая наука исследует основные принципы и законы психологического развития личности. Педагогика в свою очередь также обращается к человеку с точки зрения законов управления развития личности. Воспитание, образование являются процессами воздействия и влияния на личность, которые занимаются планомерным влиянием на процесс мышления и другую деятельность. Поэтому образовательный и воспитательный процессы педагогической деятельности могут проводиться только профессионалами, обладающими специальными психологическими знаниями.

Следующий уровень связи двух наук проявляется в процессах обученности и воспитанности личности.

Уровень обученности личности определяются по следующим показателям: изменения памяти, основных понятий, действенные возможности применять новые понятия и знания в практической деятельности, оперативность применения знаний, применение различной терминологии, владение навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, применение приемов предметной эвристики и многим другим показателям. Воспитанность выявляет поступки, поведение и навыки практической деятельности.

Методы исследований педагогики и психологии также имеют связующие общие компоненты. Например, различные способы и методы психологического научного исследования знаний являются эффективным способом решения педагогических исследовательских проблем (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Основные положения психологической науки раскрывают границы одного рассмотрения и захватывают область образования, воспитания, науку о них.

Продолжением связей с психологической наукой являются взаимоотношения педагогики с общей, возрастной и педагогической психологией. Поскольку психология изучает законы психического развития людей в разные возрастные периоды и механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, то результаты научных изысканий в этой области широко применяются при организации познавательной деятельности учащихся в педагогическом процессе.

Социальная психология – это наука, которая исследует предмет чувств, определенным образом связана с педагогической наукой. Эта связь проявляется в изучении особенности характерной парадигмы личности, имеющей отличный социальный статус.

Межнаучные связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, поскольку эти науки изучают планирование образования, определение основных направлений развития различных слоев населения, законы социализации и воспитания личности в различных общественных институтах. Социология – наука, которая исследует общество с точки зрения целостной системы. Именно социологическая наука предлагает педагогической науке большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания.

В недрах социологической науки получили развитие такие специальные дисциплины, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т. д. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно.

Особенно значимыми понятиями о природе физического развития человека педагогику наполняет общая и возрастная физиология, которая определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Исследование условно-рефлекторной деятельности вообще существенно помогает описывать научные основы изменений, происходящих в организме человека под влиянием факторов внешних воздействий.

Существуют и многие другие науки, с которыми педагогика взаимосвязана, – это анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и др. Формы взаимоотношений педагогики с другими науками достаточно разнообразны.

1. Применение передовых научных идей, заимствованных из других наук.

2. Применение информационных данных, сформулированных другими науками.

Основная задача методики заключается в следующем понимании педагогической науки.

1. В формировании нового смыслового направления изучаемых дисциплин.

2. В исследовании, обобщении и внедрении инновационного педагогического опыта работы лучших педагогов.

3. В повышении продуктивности педагогического процесса и качества знаний учащихся.

4. Во взаимопроникновении и взаимодействии различных наук, например, в применении способов, принципов и определений других наук.

Определенные области для изучения явлений и педагогических процессов открываются перед педагогической наукой в связи с развитием такой области знания, как, например, теория управления.

Таким образом, межнаучные отношения педагогики не ограничиваются только философией и психологией, общим предметом изучения которых является изучение человека как личности. Развитие педагогической науки тесно связано с появлением наук, изучающих человека. Это биология, антропология и медицина.

Педагогика, исследуя человека с точки зрения естественно-природного и социального существа, не могла не использовать тот резерв знаний, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструктор, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Отношения педагогики с медициной сделали возможным возникновение коррекционной педагогики как специфической сферы педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Совместно с медицинской наукой коррекционная педагогика занимается разработкой системы средств достижения терапевтического эффекта.

Становление педагогики, как науки, связано с такими науками, которые изучают человека в социуме, в системе его социальных связей и отношений. Потому органично стали просматриваться достаточно логичные отношения с экономикой, политологией и другими социальными науками.

Связь педагогики с политологией определена тем, что образовательная политика – это всегда отражение идеологии руководящего и господствующего круга лиц. Педагогика в этой связи стремится определить условия развития человека с точки зрения субъекта политического сознания, а также возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Благодаря взаимодействию педагогики с другими науками внутри самой педагогической науки выделяются новые отрасли педагогики, появляющиеся на уровне границ научных дисциплин. Так, в настоящее время можно представить структуру системы педагогических наук следующим образом.

1. Общая педагогика – изучает основные законы воспитания человека; определяет сущность, цели, задачи воспитания.

2. Возрастная педагогика – изучает проблемы процессов воспитания и обучения взрослых, подразделяется на профессионально-техническое, высшее образование и другие.

3. Специальная педагогика – наука, которая исследует особенности формирования знаний, исследует процессы развития, обучения, воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, – дефектология. Специальная педагогика вследствие своего постоянного развития в сфере дефектологии в настоящее время состоит из следующих областей: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. Сурдопедагогика изучает проблему воспитания и обучения глухонемых и глухих детей, тифлопедагогика исследует проблемы слепых и слабовидящих детей, проблему умственно отсталых детей изучает олигофренопедагогика, а вопросами развития детей с расстройствами речи при нормальном слухе занимается логопедия.

4. Частная методика изучает особенность использования на практике общих законов обучения определенной дисциплины (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.).

5. История педагогики – исследует вопросы развития педагогической теории и практики воспитания в различные исторические эпохи.

6. Интенсивно развиваются как самостоятельные такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Формируются и выделяются такие отрасли педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.

Поскольку педагогика очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической базовой основы методологии отечественной научной педагогики представлено диалектико-материалисти-ческое представление о мире и роли человека в мире.

К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения.

1. Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.

2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.

3. Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.

Существуют другие методологические понятия, положения и трактовка знаний, которые определяют различные направления педагогики: религиозной, педагогики прагматизма, бихевиоризма и др.

Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением закономерностей передачи накопленного социального опыта подрастающему поколению.

Педагогика как наука

Свои истоки, педагогика как наука берет из философии. Впервые интерес к организованному воспитательному процессу, возник у философов Древней Греции. С этого момента начинается постепенное развитие педагогики и выделение ее в самостоятельную научную отрасль.

Целью педагогики является изучение закономерностей воспитания и обучения человека, в основном в детско-юношеском возрасте.

Объектом педагогики выступают разнообразные явления действительности, обуславливающие процесс становления и развития личности индивида, в результате целенаправленного воздействия на него со стороны конкретного педагога и окружающего общества, например, одним из объектов педагогики выступает процесс образования, являющийся целенаправленным и специально организованным.

Предмет педагогики – это целенаправленно и сознательно организованный педагогический процесс.

Таким образом, педагогика как наука занимается исследованием сущности, принципов, закономерностей, тенденций и перспектив развития воспитательно-образовательного процесса, разрабатывает технологию и теорию ого эффективной организации, осуществляет совершенствование содержание и создает инновационные методы, средства, формы и приемы педагогической деятельности.

Связь с общественными науками

Педагогика находится в тесной взаимосвязи с общественными науками, так как они способствуют определению смысла и цели воспитания, позволяют правильно учитывать действия закономерностей человеческого мышления и бытия.

Наиболее тесная связь педагогики с философией. Так как философия, по сути, является ее фундаментальным источником. В настоящее время, несмотря на то, что философия и педагогика, самостоятельные науки, они занимаются исследованием ряда общих проблем и вопросов:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Исследование основных проблем целей воспитания.
  2. Исследование проблем формирования мировоззрения.
  3. Исследование проблем взаимосвязи личности и коллектива.
  4. Исследование ряда гносеологических проблем, которые связаны с разработкой теорий познания, как основных форм познания личностью окружающей ее действительности.

Помимо философии, педагогика тесно связана с ее отраслями – этикой и эстетикой. Данные дисциплины способствуют решению ряда педагогических задач эстетической и нравственной направленности, а также способствуют формированию у детей научного мировоззрения.

Кроме указанных взаимосвязей, большое значение имеет связь педагогики с социологией. На основании данной взаимосвязи сформировалась относительно новая учебная дисциплина – педагогическая социология.

Педагогическая социология – это наука, появившаяся на стыке педагогики и социологии, она занимается изучением общих результатов и данных социологических исследований о характере и структуре изменений в социальной структуре современного общества, профессиональной занятости людей, роли семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка и т.д. в педагогической плоскости.

Теснейшим образом педагогика связана с экономикой, а в частности с ее областью – экономикой образования. Данные, которые предоставляет экономика образования, оказывают значительное влияние на решение следующих проблем:

  1. Определение затрат на обучение одного учащегося в соответствии с уровнем экономики страны.
  2. Определение средней стоимости обучения в различных видах образовательных учреждений, в соответствии со ступенью образования.
  3. Определение средних затрат на педагогические кадры, обеспечение образовательного учреждения материальным, техническим и методическим оснащением.

Связь с биологическими и техническими науками

Связь педагогики с биологическими науками обусловлена тем, что они являются естественнонаучной базой воспитания и обучения.

В своих исследованиях педагогика опирается на фундаментальные труды таких отечественных физиологов как И.П. Павлов, И.М. Сеченов и другие.

Особое значение для решения конкретных вопросов воспитания и обучения, разработки эффективного режима отдыха и труда имеет возрастная физиология.

Возрастная физиология – это наука, занимающаяся изучением особенностей строения и функционирования человеческого организма, школьной гигиены и гигиенической организации учебных занятий.

Связь педагогики с медициной обусловило появления такой отрасли педагогического знания как коррекционная педагогика.

Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в физическом или психическом развитии.

Коррекционная педагогика занимается разработкой индивидуальных коррекционных программ по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, а также разрабатывает и внедряет инновационные методы, средства и формы организации коррекционного педагогического процесса.

Большое значение имеет связь педагогики с психологией. Данная связь обусловлена тем, что психология способствует пониманию человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учет механизмов психического развития личности. В процессе взаимосвязи педагогики и психологии произошло возникновение следующих отраслей – возрастная педагогика и педагогическая психология, занимающиеся изучением закономерностей психических процессов в рамках целенаправленного педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей.

В настоящее время педагогика связана и с рядом технических наук. Так связь педагогики с кибернетикой способствовала появлению программированного обучения, являющегося одной из инновационных технологий современной педагогической науки.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания - народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ УРОВНИ.

В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики. Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира. Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности. Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной.

В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический. На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности. Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания. К педагогическим методологическим проблемамотносятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований. Возможно изменение актуальности методологических проблем, которое зависит от педагогической практики, а также от ученых-исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.

· констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

· проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

· созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты. Естественный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса. Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

п формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

КОНЦЕПЦИЯ - СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, А ТАКЖЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЧЕГО-НИБУДЬ.
В концепции была дана новая формулировка цели воспитания: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО, ДУХОВНО И МОРАЛЬНО ЗРЕЛОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, СУБЪЕКТА СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОЦИАЛЬНО, ДУХОВНО И МОРАЛЬНО ЗРЕЛАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - ЛИЧНОСТЬ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ, ОБЛАДАЮЩАЯ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ, СПОСОБНАЯ К САМОРАЗВИТИЮ И САМОРЕГУЛЯЦИИ С ПРИСУЩИМИ ЕЙ КАЧЕСТВАМИ ГРАЖДАНИНА, ПАТРИОТА, ТРУЖЕНИКА И СЕМЬЯНИНА.

Данная цель была конкретизирована следующими важнейшими задачами воспитания:

- нравственное развитие личности;

- формирование патриотизма и гражданственности;

- развитие самосознания личности;

- формирование трудовых и жизненных навыков;

- формирование ответственного поведения;

- формирование здорового образа жизни;

- развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

- развитие чувства прекрасного;

- развитие экологического сознания.

Методологической основой содержания воспитания, согласно концепции, явился культурологический подход. Он позволил сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание - процессом культуротворчества.

Целью воспитания, согласно данному документу, является ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ, НАПРАВЛЕННО ЗРЕЛОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Достижение цели воспитания в учреждениях образования предполагает решение следующих основных задач:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Основными составляющими воспитания являются:

- гражданское и патриотическое воспитание;

- нравственное воспитание, формирование этической, эстетической культуры;

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, психологической культуры;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- трудовое и профессиональное воспитание;

- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;

- воспитание культуры быта и досуга.

В данной концепции определены особенности процесса воспитания дошкольников, обучающихся на I, II ступенях общего среднего образования, III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования с учетом особенностей развития личности и ведущих видов деятельности.

17. Содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт. Источники и детерминанты формирования содержания образования.Содержание образования – это учебный материал, а также воспитательные идеи, которые должны быть усвоены детьми и молодежью. В научном периоде развития педагогики возникали и сменяли друг друга различные дидактические концепции содержания образования:

- политико-социальная (способность выполнять свои политические и гражданские роли);
- коммуникативная (способность общаться с другими людьми);
- способность жить в многокультурном обществе (т.е. взаимодействовать с представителями других рас и народов);
- информационная (владение информационными технологиями);
- способность учиться на протяжении всей жизни.

Учитель, руководствуясь программой, продумывает содержание каждого урока, дополняет учебник собственными примерами, рассказами из собственного опыта, научной или научно-популярной литературы, планирует межпредметные связи. Наконец, разрабатывая календарно-тематическое планирование по своему предмету, учитель вправе даже внести изменения и дополнения в учебную программу (в объеме до 20%). Наконец, в известной степени в формировании содержания образования участвуют ученики. Например, они могут предложить тему творческого проекта, в ходе разработки которого будут усваивать программный материал. В современной дидактике используются принципы отбора содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским:

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Тенденции обновления содержания образования в современной школе:
а) повышение внимания к изучению иностранных языков;
б) увеличение учебного времени на изучение математики, физики и естественнонаучных предметов;
в) формирование экологической грамотности и навыков охраны окружающей среды;
г) ознакомление с устройством компьютеров, овладение навыками работы с ними. вместе с тем, материал, включаемый в содержание учебного предмета, должен быть безупречным с научной точки зрения.
2. Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения. При проектировании содержания общего образования необходимо учитывать педагогическую реальность, реальные возможности массовой школы, состояние ее материально-технической и методической базы. Например, при разработке учебной программы по биологии нельзя, к сожалению, включить в нее экскурсию в зоопарк, при очевидной полезности данного мероприятия. Ведь в нашей стране имеются только три зоопарка – в Минске, Гродно и Витебске. И хотя из любого населенного пункта в принципе возможно организовать экскурсию для учащихся в один из этих зоопарков, данное мероприятие может быть только необязательным, дополнительным. 3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Данный принцип предполагает преемственность и согласованность учебного материала, изучаемого на разных ступенях школы, реализацию межпредметных и внутрипредметных связей. В результате выпускник школы должен овладеть более или менее завершенным кругом знаний. 4. Принцип гуманизации и гуманитаризации содержания общего образования. Можно сказать, что этот 18.2принцип означает поворот содержания образования к личности учащегося. Содержание образование должно быть таким, чтобы на его основе не только обучать, но и воспитывать, и развивать личность. Так, изучение не только истории с литературой, но и естественнонаучных предметов должно вводить ученика в широкую гуманитарную проблематику. 5. Принцип фундаментализации содержания общего образования. Данный принцип требует опоры на осознание учащимися методологии познавательной и практической деятельности. В процессе обучения должны формироваться не только конкретно-научные знания и умения; школьник должен познавать глубинную сущность явлений, философские основы науки, а также активно овладевать методами добывания новых знаний, методами научного исследования. Поэтому современное образование на всех ступенях должно иметь исследовательскую направленность. 6. Принцип взаимосвязи теории и практики. В содержании каждого учебного предмета, каждой темы должны сочетаться теоретические понятия и законы науки с ее прикладными аспектами. 7. Принцип дифференциации содержания образования. Содержание образования должно учитывать:

а) возрастные и другие топологические возможности учащихся. С одной стороны, предлагаемое школьникам содержание должно быть посильно для усвоения. Так, чрезмерно сложные разделы науки (той же физики или математики) в учебный предмет не включаются даже в старших классах. С другой стороны, содержание учебного предмета даже в I классе не должно быть слишком простым; учебный материал всегда должен требовать от учащихся некоторого напряжения, иначе затормозится психическое развитие ребенка. Содержание образования отличается и в зависимости от пола учащихся (трудовое обучение, физическая культура для девочек и мальчиков). Учитываются также региональные и местные особенности. б) индивидуальные склонности и интересы учащихся. В этой связи в последние десятилетия в отечественном и мировом мире образовании получили большое развитие факультативные занятия, курсы по выбору, олимпиады и другие необязательные для всех учебные мероприятия.

19 Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: образовательный стандарт, типовой план, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Документами, определяющими содержание образования, являются учебный план, учебная программа, учебная литература. Учебный план - это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. В учебном плане выделяются государственный и школьный компонент. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные.
На основе учебного плана по всем предметам составляются учебные программы.
Учебная программа - это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.д.).

Среди всех видов учебной литературы особое место занимаетшкольный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе и предмету. Функции учебника (Д. Д. Зуев):

- информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

- трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

- систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

- функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

- интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

- координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

- развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

- обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для саморазвития.

Читайте также: