Свойства русского правописания как основа его методики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цели: раскрыть систему работы над правилами орфографии в начальной школе.

Задачи: определить сущность понятия орфографическое правило, рассмотреть структуру и разновидности орфографических правил, охарактеризовать процесс знакомство детей с правилами разных видов,

1. Понятие орфографического правила, его структура. Разновидности орфографических правил.

2. Методика работы над орфографическим правилом. Урок знакомства с правилом.

3. Методика работы над правилами разных типов.

Правило – это указание норм написания, относящиеся к целому ряду фактов языка. Основное название правил – обобщать однородные орфограммы. (Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целого ряда слов, объединенных чем-то общим.)

В структуре правила выделяются 2 части:

1) грамматическая (указание на природу орфограммы, на ее признаки);

2) и собственно орфографическая (указание на орфограмму или способ ее проверки).

Первая часть правила помогает ребенку находить орфограмму в слове, ориентируясь на опознавательные признаки орфограммы. Учет грамматической части позволяет учителю целенаправленно подобрать материал для повторения.

Вторая часть содержит либо указание самого знака орфограммы (буквы), либо способа проверки орфограммы.

В соответствии с тем, как представлена орфографическая часть, выделяют три группы правил (Д.Н.Богоявленский)

1 группа – одновариантные правила (для одной и то же грамматической ситуации один определенный вариант: жи, ши – пиши с и). Для наблюдений подбираются соответствующие примеры, устанавливается их правописание.

В другой классификации эти правила определяются как правила – указания или запрещения.

Пример указания: жи, ши пиши с и.

Запрещение: В сочетаниях чк чн мягкий знак не пишется.

Применение этих правил заключается в обнаружении указанных орфограмм и выполнение одного шага по правилу. Для таких правил не составляется алгоритм, достаточно запомнить формулировку правила. Поэтому основной путь усвоение правила – запоминание правила и его применение без дополнительных рассуждений.

2 группа – двухвариантные (дается два написания, выбор одного из них обусловлен дополнительными сведениями). При знакомстве с правилами этой группы детям предлагается для наблюдения и сравнения противопоставленные варианты.

3 группа – правила-рекомендации. В них нет информации об образце письма, а дается прием, с помощью которого этот образец был установлен. Примеры правил: безударные гласные в корне слова…

При знакомстве с этим правилом устанавливается не только соответствие знаков, но и закономерность действий.

В классификации М.Р. Львова это правила – предписания к действию. Алгоритм их выполнения сложный. Например, применение правила правописания безударных гласных в корне слова требует выполнения следующих шагов.

1 шаг- обнаружение орфограммы (поставить ударение, найти безударный гласный, определит – является ли он орфограммой); 2 шаг – уточнить тип орфограммы (в корне ли безударный гласный?) 3 шаг – подобрать проверочное слово (изменив по форме или подобрав родственное слово); 4 шаг – сравнить проверяемое и проверочное; 5 шаг – написать нужную букву.

Тип правила также влияет на методику его изучения: исходя их типа правила учитель определяет содержание беседы для наблюдений, подбирает соответствующие примеры.

Урок знакомства с орфографическим правилами разных видов имеют общие и специфические моменты.

Общими являются следующие этапы:

1 этап – актуализация опорных знаний и умений.

На этом этапе повторяются знания и умения, которые важны для изучения и применения орфографического умения.

2 этап – постановка учебной задачи:

Этот этап включает:

создание ситуации затруднений, для преодоления которой у учащихся недостает знаний;




выявление условий, в которых возникло затруднение;

формулирование познавательного вопроса.

Приемы создания ситуации затруднения.

1 прием: Детям предлагается для записи под диктовку слова на изученное правило и на новое правило, которые даются в конце (учитель отбирает такое слово, где вероятность ошибки при написании очень велика.)

Просматриваем работы детей, обнаруживаем разные варианты написания, выписываем их на доске и просим объяснить выбор написания. Как правило, объяснения детей необоснованные. Предлагает выяснить, где мы допустили ошибку. Знаем ли мы правило правописания этого опасного места? Что будем узнавать на уроке?

2 прием: обнаружение противоречий между произношением и написанием. (Например, при изучении правила правописание имен существительных с шипящими на конце устанавливаем, что некоторые слова произносятся с одинаковым шипящим звуком (до[ч] – ме[ч]), а пишутся они по-разному. Как узнать правильное написание таких слов?)

3 прием: попросим детей составить меню, вывеску, подпись под фотографией и др. Чтобы не ошибиться, опасные места запишем с пропуском. Спросим детей, можем ли такую запись оставить в меню, в вывеске и др. Оказывается, что в тетради мы можем писать с пропусками, а в меню, в вывеске … не можем. Попробуем установить, на месте каких букв мы оставили пропуски. Правило написания этих опасных мест и будем узнавать сегодня на уроке.

3 этап – наблюдение над языковыми фактами с целью раскрытия сущности правила.

Детям дается языковой материал, на основе которого организуется беседа, содержащая подводящие вопросы и задания.

4 этап – работа над формулировкой правила: прочтение, осмысление по вопросам, пересказ правила вызванным учащимся.

5 этап – обучение применению правила: упражнение на орфографическую зоркость (обучение находить места применения этого правила); упражнения на объяснение орфограмм, данных в готовом виде с обязательным проговариванием порядка выполнения орфографического действия; построение алгоритма и выполнение упражнений на основе алгоритма (где это необходимо).

6 этап – подведение итого работы.

7 этап - домашнее здание (выучить правило и выполнить упражнение).

Конкретизируем эти общие этапы для правил разных типов.

1. Постановка учебной задачи на основе создания проблемной или речевой ситуации

2. Наблюдение над языковым материалом, обобщение вариантов написания орфограмм и способов их проверки

Основной прием: наблюдение фактов языка, организуемое с помощью наводящих вопросов и заданий

4. Работа над формулировкой правила.

5. Усвоение алгоритма, прием: составление схемы .

Литература

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1973.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах: методические указания по всем темам программа по русскому языку. – Тула: Родничок, М.: Астрель АСТ, 2001.

Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа. – 1988. – № 10.

Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.

Цели: раскрыть систему работы над правилами орфографии в начальной школе.

Задачи: определить сущность понятия орфографическое правило, рассмотреть структуру и разновидности орфографических правил, охарактеризовать процесс знакомство детей с правилами разных видов,

1. Понятие орфографического правила, его структура. Разновидности орфографических правил.

2. Методика работы над орфографическим правилом. Урок знакомства с правилом.

3. Методика работы над правилами разных типов.

Правило – это указание норм написания, относящиеся к целому ряду фактов языка. Основное название правил – обобщать однородные орфограммы. (Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целого ряда слов, объединенных чем-то общим.)

В структуре правила выделяются 2 части:

1) грамматическая (указание на природу орфограммы, на ее признаки);

2) и собственно орфографическая (указание на орфограмму или способ ее проверки).

Первая часть правила помогает ребенку находить орфограмму в слове, ориентируясь на опознавательные признаки орфограммы. Учет грамматической части позволяет учителю целенаправленно подобрать материал для повторения.

Вторая часть содержит либо указание самого знака орфограммы (буквы), либо способа проверки орфограммы.

В соответствии с тем, как представлена орфографическая часть, выделяют три группы правил (Д.Н.Богоявленский)

1 группа – одновариантные правила (для одной и то же грамматической ситуации один определенный вариант: жи, ши – пиши с и). Для наблюдений подбираются соответствующие примеры, устанавливается их правописание.

В другой классификации эти правила определяются как правила – указания или запрещения.

Пример указания: жи, ши пиши с и.

Запрещение: В сочетаниях чк чн мягкий знак не пишется.

Применение этих правил заключается в обнаружении указанных орфограмм и выполнение одного шага по правилу. Для таких правил не составляется алгоритм, достаточно запомнить формулировку правила. Поэтому основной путь усвоение правила – запоминание правила и его применение без дополнительных рассуждений.

2 группа – двухвариантные (дается два написания, выбор одного из них обусловлен дополнительными сведениями). При знакомстве с правилами этой группы детям предлагается для наблюдения и сравнения противопоставленные варианты.

3 группа – правила-рекомендации. В них нет информации об образце письма, а дается прием, с помощью которого этот образец был установлен. Примеры правил: безударные гласные в корне слова…

При знакомстве с этим правилом устанавливается не только соответствие знаков, но и закономерность действий.

В классификации М.Р. Львова это правила – предписания к действию. Алгоритм их выполнения сложный. Например, применение правила правописания безударных гласных в корне слова требует выполнения следующих шагов.

1 шаг- обнаружение орфограммы (поставить ударение, найти безударный гласный, определит – является ли он орфограммой); 2 шаг – уточнить тип орфограммы (в корне ли безударный гласный?) 3 шаг – подобрать проверочное слово (изменив по форме или подобрав родственное слово); 4 шаг – сравнить проверяемое и проверочное; 5 шаг – написать нужную букву.

Тип правила также влияет на методику его изучения: исходя их типа правила учитель определяет содержание беседы для наблюдений, подбирает соответствующие примеры.

Урок знакомства с орфографическим правилами разных видов имеют общие и специфические моменты.

Общими являются следующие этапы:

1 этап – актуализация опорных знаний и умений.

На этом этапе повторяются знания и умения, которые важны для изучения и применения орфографического умения.

2 этап – постановка учебной задачи:

Этот этап включает:

создание ситуации затруднений, для преодоления которой у учащихся недостает знаний;

выявление условий, в которых возникло затруднение;

формулирование познавательного вопроса.

Приемы создания ситуации затруднения.

1 прием: Детям предлагается для записи под диктовку слова на изученное правило и на новое правило, которые даются в конце (учитель отбирает такое слово, где вероятность ошибки при написании очень велика.)

Просматриваем работы детей, обнаруживаем разные варианты написания, выписываем их на доске и просим объяснить выбор написания. Как правило, объяснения детей необоснованные. Предлагает выяснить, где мы допустили ошибку. Знаем ли мы правило правописания этого опасного места? Что будем узнавать на уроке?

2 прием: обнаружение противоречий между произношением и написанием. (Например, при изучении правила правописание имен существительных с шипящими на конце устанавливаем, что некоторые слова произносятся с одинаковым шипящим звуком (до[ч] – ме[ч]), а пишутся они по-разному. Как узнать правильное написание таких слов?)

3 прием: попросим детей составить меню, вывеску, подпись под фотографией и др. Чтобы не ошибиться, опасные места запишем с пропуском. Спросим детей, можем ли такую запись оставить в меню, в вывеске и др. Оказывается, что в тетради мы можем писать с пропусками, а в меню, в вывеске … не можем. Попробуем установить, на месте каких букв мы оставили пропуски. Правило написания этих опасных мест и будем узнавать сегодня на уроке.

3 этап – наблюдение над языковыми фактами с целью раскрытия сущности правила.

Детям дается языковой материал, на основе которого организуется беседа, содержащая подводящие вопросы и задания.

4 этап – работа над формулировкой правила: прочтение, осмысление по вопросам, пересказ правила вызванным учащимся.

5 этап – обучение применению правила: упражнение на орфографическую зоркость (обучение находить места применения этого правила); упражнения на объяснение орфограмм, данных в готовом виде с обязательным проговариванием порядка выполнения орфографического действия; построение алгоритма и выполнение упражнений на основе алгоритма (где это необходимо).

6 этап – подведение итого работы.

7 этап - домашнее здание (выучить правило и выполнить упражнение).

Конкретизируем эти общие этапы для правил разных типов.

1. Постановка учебной задачи на основе создания проблемной или речевой ситуации

2. Наблюдение над языковым материалом, обобщение вариантов написания орфограмм и способов их проверки

Основной прием: наблюдение фактов языка, организуемое с помощью наводящих вопросов и заданий

4. Работа над формулировкой правила.

5. Усвоение алгоритма, прием: составление схемы .

Литература

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1973.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах: методические указания по всем темам программа по русскому языку. – Тула: Родничок, М.: Астрель АСТ, 2001.

Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа. – 1988. – № 10.

Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.

Рождественский Н.С . Свойства русского правописания как основа методики его преподавания . М.: издательство АПН РСФСР, 1960 г., 304 стр. Твердый переплет, обычный формат.

Состояние: хорошее, но обложка потрепана

(Эта строка для меня, чтобы было легче ориентироваться - КИ-3)

Цена указана шаблонно, но рассчитывается индивидуально по тарифу Почты России. Несколько лотов всегда объединяются в один пакет и посылаются вместе. На доставке я не наживаюсь, Почтовый чек могу предоставить вам на емейл

Картонные и бумажные игрушки отправляются заказным письмом или бандеролью

К вышеозвученным суммам прибавляю еще и стоимость упаковочного материала: конверта, коробки или почтового пакета.

Внимание! Заграницу стеклянные елочные игрушки наше почтовое отделение отказывается отправлять. Внимание! посылки заграницу проходят таможенный контроль и посылку могут вернуть, так как предметы бозрстом 50 лет и более запрещены на вывоз. Покупая такие предметы вы действуете на свой страх и риск, но я обещаю в таком случае вернуть сумму за вычетом стоимости доставки в т.ч и обратной..

Принимаю оплату на: Карточный счет Сбербанк . PayPal + 4.9% и 10 р с каждой операции (вот такая там комиссия) Свыше 1 тыс руб можно Золотой короной Меньше 100 р можно на телефон (только с моего предварительного согласия) Webmoney + 3% налож платеж (переплачиваете почте)

Внимание! Наложенный платежом посылаю после полной предоплаты за доставку - были случаи когда покупатели просто ленились прити на почту и забрать посылку, поэтому оплата за доставку вперед, а лот оплачиваете на почте. Внимание! Нулевикам наложенным платежом не высылаю, рейтинг должен быть более 5.

Вначальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмосостоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это: 1) алфавит; 2) графика; 3) орфография.

В начальных классах необходимо обучать детей всем сторонам письма в их взаимосвязи. Методика правописания не должна от­рываться от букварной работы, от формирования у школьников графических умений и навыков.

В начальной школе дается понятие о буквах — графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге. Дети учатся различать буквы в разных вариантах их изображения, самостоятельно писать буквы и их сочетания. Дается понятие об алфавите как совокупности букв русского языка. Овладеть алфа­витом — это значит научиться обозначать звуки буквами в про­стейших словах (дом, луна).

Врусском алфавите для передачи парных по звонкости — глухо­сти согласных звуков имеется по две буквы для каждой пары: б— п, в— ф, г— к, д— т, ж — ш, з — с. А для пары мягкий — твердый есть лишь один знак. 15 согласных букв являются одновременно знаками двух фонем: мягкой и твердой. Любая из этих букв, например м, обозначает и твердую, и мягкую фонему (мал— мял).Фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции — соседних букв и других графических знаков.

Для овладения буквами, алфавитом необходимо:

— правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно уз­навать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции);

— правильно воспринимать, записывать все буквы;

— безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так ина письме.

Овладению буквами, алфавитом отводится весь первый год обу­чения, но от этой работы не следует отказываться и во II, III, IV классах. Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой де­ятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма, включая каллиграфию.

Однако знания алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила упот­ребления букв, правила обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип рус­ской графики). Слоговой принцип графики, который называют так­же буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответ­ствие букве может быть установлено только с учетом ее окруже­ния. Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: с обозначением на письме фонемы Ц] и с обозначением твердости — мягкости согласных фонем. Основная проблема гра­фики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита.

Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произноси­лись отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответ­ствовала одна и та же буква.

Именно правила графики определяют, что:

— мягкость согласных обозначается следующей за ними глас­ной буквой (мал— мял);

— в некоторых случаях мягкость обозначается буквой ь (брат — брать);

— звук Щ обозначается буквой й, а в сочетании с гласными звуками — буквами е, ё, ю, я.

Вся система правил обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в ходе овладения чте­нием и письмом. При этом не всегда идут от звука к букве (в соответствии со звуковым методом обучения грамоте), часто от бук­вы к звуку, от сочетания букв к сочетанию звуков. Это связано с , тем, что первоклассникам трудно понять случаи, которые не под­чиняются общему правилу (счёт, мыться, егои т.д.). Втаких слу­чаях чтение, т.е. путь от буквы к звуку, способствует усвоению

В практической работе с учащимися нет необходимости раз­граничивать графические и собственно орфографические случаи, но в научных основах методики это сделать необходимо.

Правила графики в большинстве случаев не обеспечивают еди­нообразного написания слова. Например, звучание слова город [го­рят]может быть обозначено буквами русского алфавита в соответ­ствии с правилами графики по-разному: город, горад, горот, горат.Во всех четырех случаях оно будет прочитано как [горат].

Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графи­кой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие:

— написания родственных слов;

— обозначения грамматических форм;

— обозначения собственных имен и пр.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указани­ями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

1) передача буквами фонемного состава слов (морфем);

2) слитные, раздельные и дефисные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов со строки на строку;

5) правила аббревиации, т.е. сокращения слов.

В русском письме главным разделом, который определяет ве­дущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонемного состава слов (морфем). Именно к этому разделу ор­фографии относится большинство правил, изучаемых в начальных классах: правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроизносимых согласных.

Сколько в русском правописании разных правил, каковы от­ношения между ними — ответ на эти вопросы зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии. Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности. В настоящее время существует две трактовки основного закона русской орфографии: морфологи­ческая и фонематическая.




Первая трактовка не дает возможности объяснить школьни­кам принцип нашего правописания до тех пор, пока не будет изучен состав слова. Фонематический принцип может быть от­крыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонети­ческими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный пе­риод. Значит, еще до состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма.

Фонематический принцип. Он базируется на понимании фоне­мы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции. Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него — к буквам.

Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, ко­торой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в силь­ной позиции, пишущий сразу идет от уже известной фонемы к букве. Он действует по правилам графики. Например, ударный гласный звук [а]после твердого согласного обозначают буквой а, после мяг­кого согласного — буквой я. Другого варианта быть не может.

При выборе букв для обозначения звуков в слабых позициях пишущему приходится выбирать из нескольких путем постановки звука в сильную позицию. Лишь от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве.

Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу же на основе всеобщего принци­па письма, но и устанавливает связи между отдельными правила­ми правописания, вскрывает их единые основания.

4*

В основе русской орфографии лежат три правила правописания.

1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: домашний- дом, на стул[е]- на стол[ё], завистливый — счастливый.

2. Сомнительные согласные (звонкие, глухие) обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, а также сонорными и в: друг— друга, просьба — просить.

3. Мягкость согласного перед мягкими согласными обознача­ется в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми согласными или на конце слова: зонтик — зонт, бросьте — брось.

Все три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее сильной позицией. Поскольку сильную пози­цию фонемы нужно искать в той же морфеме, где была слабая, в орфографическое действие непременно включается операция вы­яснения тождества морфем в проверочном и проверяемом слове.

В современной науке о звуках речи принято считать, что если два звука чередуются позиционно, то в системе языка они явля­ются тождеством, т.е. составляют одну и ту же единицу — фонему. Фонема — это языковая единица, представленная рядом позици­онно чередующихся звуков.

Морфологический принцип. Этот принцип опирается на учение о фонемах, использует в системе своих правил сопоставление силь­ных и слабых вариантов фонем.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому прин­ципу, включает:

1) понимание значения проверяемого слова или словосочета­ния (предложения), без чего невозможно подобрать проверочный вариант;

2) анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы (в корне, в приставке и т.д.);

3) фонетический анализ, определение слогового состава, места ударения, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фбнем, позиционных чередований и их причин;

4) грамматический анализ слова (словосочетания) — определе­ние части речи, формы слова.

Морфологический принцип считается ведущим, так как охва­тывает большую часть встречающихся орфограмм, но в языке су­ществуют еще и орфографические явления, которые подводятся под другие принципы: фонетический принцип, традиционный прин­цип, дифференцирующие написания.

Фонетический принцип. В большинстве случаев наряду с прове­ряемыми и непроверяемыми орфограммами остальные звуки обо­значаются буквами по фонетическому принципу, т.е. звук речи фик-

сируется так, как его слышит пишущий. Например, в слове малышзвук [а] безударный, проверяемый ударением (мал),но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием.

Традиционный (исторический) принцип. Согласно этому прин­ципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правила­ми, по преимуществу это заимствованные из других языков слова: ванна, арбуз, чемодани т.д.

Многие написания, относимые к числу традиционных и не­проверяемых, на самом деле могут быть проверены,на основе язы­ка-источника: картон— от латинского charta, костюм— от фран­цузского costume и т.д.

В рамках традиционного принципа есть несколько случаев, про­тиворечащих общей системе. Например, написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щупротиворечит общему правилу русской графи­ки. Такие написания заучиваются.

Традиционные написания непроверяемы, но они сохраняют ос­новной признак морфологического написания: единообразное напи­сание морфем, например корня (машина, машинист, машинныйи др.).

Рассмотрение различных принципов орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвое­нию каждого типа орфограмм.

Ирина Степанушкина

1.Методика преподавания русского языка как науки (предмет, объект,цели, задачи).

МПРЯ – наука, которая изучает цели, содержание, принципы, средства и методы обучения русскому языку. Зачем обучать языку? Что изучать? Как изучать? Как контролировать процесс обучения языку? – вопросы, на которые отвечает МПРЯ. Методика оперирует определенными фундаментальными понятиями. Это единственная методика, которая имеет свою теоретическую часть.
Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).
Объектом изучения методики является естественный язык.
Цели обучения: 1. формирование всесторонне развитой духовной личности ребенка – формирование надучебных умений ученика: а) коммуникативные (общение), б) интеллектуальные (мысль, рассуждение, развитие логического мышления), в) информационные (информация, умение работать с ней), г) организационные (контроль и самоконтроль), - формирование собственных специальных целей: - - формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции школьника,— формирование культуроведческой компетенции – осведомленность в чем-то, совокупность знаний и умений.
Предмет методики: исследование основных закономерностей процесса обучения языка
Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.
Задачи методики. Методика решает четыре задачи: первая -"зачем изучать", т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая - "чему учить", т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача - "как учить": разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая - "как контролировать усвоенное", т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Ирина Степанушкина

2.Связи методики преподавания русского языка с другими науками.

Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.

Психология. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые также изучаются психологией, - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко используемые в методике, взяты из психологии.

Дидактика. Связи методики русского языка с дидактикой проходят по нескольким линиям. Первая - это определение применимости дидактических принципов в методике. Так, принцип воспитывающего обучения - общедидактический принцип - в методике родного русского языка интерпретируется следующим образом: во - первых, в отборе языкового материала воспитывающего характера - слов, их сочетаний, текстов. Во - вторых, изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся. В - третьих, развивая культуру речи школьников, воспитывая любовь к русскому языку, к его красоте и богатству, показывая его роль среди языков мира, школа воспитывает у учащихся патриотизм. В - четвертых, самовыражение учащегося - подростка, юноши - в сочинении, в рассказе формирует его самосознание, его личностные качества, его жизненную позицию.

Языкознание. Дидактика дает широкое, обобщенное понимание процесса обучения (это необходимо учителю!), но она не опирается на конкретное содержание учебного предмета. Следовательно, важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению - науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический - лексический - морфемный - словообразовательный - морфологический - синтаксический - уровень текста), а также специфика его разделов. Например, свойства русского правописания рассматриваются как основа методики его преподавания, выбор методики определяется типом орфограммы.

Ксения Навроцкая

Ирина Степанушкина

13.Учебный комплекс (ред. М.Т. Баранов), анализ.

Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по стабильным учебникам. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Кулибаба И.И)
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 86% школ.
Свободное владение родным русским языком - стратегическая цель курса, достижение которой определяется успешным решением задач, связанных с реализацией специальных целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и др.).

Ирина Степанушкина

14.Учебный комплекс (под ред. В.В.Бабайцева)

Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В.
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 20% школ.
Цель курса - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в понятийно-терминологическую систему (например, введен термин "морфемика"), что обусловлено усилением практической направленности обучения русского языка. В основе программы и учебного комплекса - концентрический принцип подачи материала.

Анастасия Воронина

6.Цели обучения русскому языку.
Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Познавательные цели
- формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
- вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Практические цели
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- воспитание учащихся;
- развитие логического мышления;
- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Основные требования к уроку русского языка на современном этапе развития школы
Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.

Анастасия Воронина

Методы обучения имеют свои функции: образовательные, развивающие и воспитывающие. Единство обучения, развития и воспитания — это основной принцип учебного процесса, осуществляемый современной школой.
Ведущей функцией метода обучения является образовательная (обучающая), которая направлена на глубокое и прочное усвоение программного материала. Умение ученика применить полученные знания на практике или для приобретения новых знаний — это критерий обучающей функции метода.
Развивающая функция метода обучения тесно связана с образовательной. Так, упражнение призвано реализовать обучающую функцию, но в то же время оно должно быть рассчитано на общее развитие учащихся, на развитие их мысли, творческих способностей. Эта функция проявляется в последовательном развитии качества знаний ученика, его правописных и речевых умений и навыков.
Воспитывающая функция метода обучения предполагает в процессе обучения реализацию воспитательных задач, т. е. это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их личности.

Анастасия Воронина

Анастасия Воронина

Читайте также: