Свободная деятельность в детском саду в средней группе

Обновлено: 08.07.2024

Самостоятельная деятельность детей пятого года жизни чаще всего реализуется в игровой фороме

Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников

Экспериментирование с водой и красками

Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности. Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.

Памятка для воспитателя

В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей

Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников — формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей. При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность

Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица

Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.

Возрастные особенности средних дошкольников Постановка задач самостоятельной деятельности
Повышенная степень любознательности. Ребёнка пятого года жизни легко увлечь каким-либо предметом или процессом, поэтому воспитатель побуждает к поиску новой информации. Расширение представлений о предметах и их свойствах через игровую (дидактические игры), познавательно-исследовательскую (изучение наглядного материала, проведение наблюдений, экспериментирование) деятельности.
Ведущая форма деятельности — игра. Дошкольники среднего возраста самостоятельно играют в свободное время перед завтраком, на прогулке, на досуге после тихого часа. Недопустимо пресекать игровую деятельность, важно разнообразить её, инициировать познавательную и развивающую направленность. Развитие самостоятельного построения плана игры.
Формирование простых социальных компетенций через сюжетно-ролевые игры.
Создание дружеской атмосферы в коллективе.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов. Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения.
Развитие способности доводить задуманное до конечного результата.
Формирование способности к самоанализу и оценке выполненных действий.
Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. Совершенствование навыков устной речи, через коллективные беседы познавательной направленности.
Развитие умения чётко формулировать вопросы, высказывания.
Обучение культуре диалога.
Воспитание способности спокойно и положительно воспринимать конструктивную критику и советы сверстников.
Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практической работе разнообразные материалы (бусины, пуговицы, песок, глина, бумага, пластилин, краски) и инструменты (увеличительные стёкла, лопатки, кисти, стеки и др.). Совершенствование способности самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения творческой задумки.
Знакомство со способами починки одежды (пришивание пуговиц, ремонт бельевого шва).
Закрепление навыка шнуровки и обращения с различными застёжками.
Возникает интерес к профессиональной принадлежности людей. Средние дошкольники любят наблюдать, как работают взрослые. Они стремятся оказать посильную помощь в трудовой деятельности. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду через простые поручения.

Формы организации предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе — это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.

Центр знаний

Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием

Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации

Игровой центр

Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей

Театральный уголок

В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей

Спортивный уголок

Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников

Уголок природы

В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними

Виды самостоятельной деятельности в средней группе

В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников

Мотивирующее начало занятий

Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель. Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам. Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.

Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют

Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.

Хвалина Галина
Свободная деятельность детей. Самостоятельность.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

- способность рассчитывать только на свои силы;

- свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

- умение распоряжаться собой и своим временем;

- умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

Свободная деятельность детей. Самостоятельность.

На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду :

1. Игровая деятельность : режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.

2. Продуктивная деятельность : конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.


Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей.


Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.


Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.


Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей : в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.


Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого.


При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

Что такое самостоятельность? Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать.

Игровая деятельность детей 4–5 лет Пятый год жизни- период интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных.

Исследовательская деятельность детей Исследовательская деятельность детей Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств, однако все они.

Протокол родительского собрания. Совместная деятельность родителей и детей для гармоничного развития детей Повестка дня: 1. Выступления воспитателя Широковой Е. А. на тему: «Совместная деятельность родителей и детей –способствует гармоничному развитию.

Свободная деятельность детсадовцев – зачем она нужна?

Фото: radost-center.tilda.ws

Однако ФГОС и рекомендованная примерная основная образовательная программа (ПООП) подразумевают, что образование продолжается целый день и не прерывается даже на обед.


Получается, что воспитатель ставит и решает образовательные задачи именно в те 30 (40, 45, 90) минут в день, обозначенные в СанПиНе.

А остальное время, согласно логике документа, педагог не участвует в образовательном процессе, его функция лишь присматривать за детьми. Хотя заработную плату в это время он получает именно за образование, потому что государство финансирует образовательные услуги по основной образовательной программе полного дня в соответствии с ФЗ-273.

Понятно, что задача СанПиН была и остается защитить детей от неподходящей возрасту нагрузки.

Но проблема в том, что СанПиН фиксирует то представление о дошкольном образовании, которое призван был изменить ФГОС ДО.

В итоге нарушается логика планирования целостного образовательного процесса в дошкольной группе.

Что же на самом деле должно подразумеваться под свободной деятельностью?


Ведь он осваивает культуру не под диктовку взрослого, не путем механического запоминания и повторения, а через опыт использования. Причем точкой, когда ребенок наконец присвоил знание или способ действия, является как раз перенесение им всего этого из заданного взрослым контекста в свой собственный – в игру со своим сюжетом, в рисунок на свою тему, в использование счета для исполнения своего замысла). Закономерности развития дошкольника диктуют необходимость специальных условий, чтобы все это с ребенком случилось тогда, когда он к этому готов – в индивидуальном режиме. Это и есть основная ценность свободной образовательной деятельности.

Тогда единая логика образовательного процесса в дошкольной группе должна быть такой: у взрослого есть общая программная рамка образовательных результатов, но она условна, ориентировочна и появляется в первую очередь из того, каким хотят видеть ребенка педагоги и родители. В организованной образовательной деятельности воспитатель реализует свой взрослый замысел, как ввести ребенка в культуру. Для этого он:

  • планирует совместную деятельность с детьми (на основе наблюдения за их интересами и развитием, при этом с учетом своих педагогических задач и задумки),
  • готовит пространство для этой деятельности (иногда вместе с детьми),
  • обозначает для себя временнЫе рамки деятельности,
  • формулирует для себя желаемый результат / продукт.

После того как взрослый запустил процесс освоения культуры группой детей, далее каждый ребенок сам встраивает это культурное содержание / средство в свою собственную деятельность по собственному замыслу. А это возможно лишь в свободной деятельности (тоже образовательной в таком контексте).

Именно это время дети ценят больше всего.


Для того чтобы ребенок осваивал культуру самостоятельно, взрослый должен по-другому действовать – создавать условия и ситуации, в которых это возможно:

  • обустраивать предметно-пространственную среду так, чтобы она провоцировала ребенка на самостоятельные пробы,
  • взаимодействовать с ребенком так, чтобы он как можно больше наблюдал, размышлял, обыгрывал, чтобы через продуктивную деятельность осмыслял свой собственный опыт и содержание,
  • выделять время, чтобы ребенок успевал самостоятельно в своем режиме освоить пласт культуры, в который был введен взрослым,
  • демонстрировать ценность детского замысла,
  • поддерживать ребенка в сложные моменты, когда ему необходима помощь.

Таким образом, свободная деятельность – это логическое продолжение организованной деятельности.

Именно свою идею он реализует (единолично, с другими детьми, с помощью взрослого), он сам регулирует продолжительность этой деятельности, сам организует для себя пространство (при необходимости обращаясь за помощью к другим), сам решает, будет ли у этой деятельности какой-то продукт или важен лишь процесс, сам придумывает себе правила.

Взрослый в этом случае не может диктовать ребенку, что и как делать, иначе замысел ребенка будет разрушен.

В конце концов, ребенок имеет выбор, заниматься ли вообще чем-то в свободное время или нет. Чем обычно заполнено редкое (пока еще) свободное время дошкольника в группе? Игра, строительство, экспериментирование, создание творческих продуктов, чтение, общение, спортивные игры, размышления, наблюдение, отдых. Все как у взрослых. И все это позволяет ребенку развиваться, как и взрослому.

Роль педагога в свободной деятельности очень важна. От него требуется создать условия – должную среду и ситуации, чтобы ребенок сам поставил себе задачу и стремился ее решить.

Воспитателю необходимо еще и наблюдать за ребенком, чтобы понять, когда ему актуальна помощь. Не обязательно буквальная – что-то развязать или открыть – но и педагогическая. То есть воспитателю нужно понять, в чем сейчас ребенок испытывает трудности, в какой точке процесса освоения культуры он находится, оптимальна ли динамика этого процесса. И совершить определенное педагогическое действие – запланированное или спонтанное.

Понять, достигнут ли образовательный результат, можно только когда ребенок что-то делает сам, без помощи взрослого.

В этом ракурсе свободная деятельность – как раз поле для такой диагностики. Хотя это в некоторой степени возможно и на занятии. Но трудно, потому что педагог находится внутри процесса и не может одновременно смотреть на ситуацию из двух противоположных позиций – участника и внешнего наблюдателя.

Свободная деятельность предполагает включенное и невключенное участие взрослого. Причем в зависимости от возраста и характеристики актуального развития детей доля включенности отличается.

Между тем, всероссийское исследование качества дошкольного образования, проведенное в 2016 и 2017 году в 74 регионах России в 1301 детском саду, обнаружило дефицит времени для свободной деятельности детей в структуре дня. Даже при разнообразной и насыщенной групповой среде времени на собственный замысел у дошкольников остается крайне мало. Прогулочное время могло бы компенсировать этот дефицит, если бы предметно-пространственная среда на улице была бы столь же обогащена различными материалами, как и в группе. Но это не так.

Может, тогда в колледжах, вузах и на курсах повышения квалификации надо погружать воспитателей в технологии и специфику свободной деятельности ребенка?

игра в детском саду

Свободная игра – это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет – либо один, либо включается в игру группы. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире.

игра в детском саду

игра в детском саду

У детей нет большего желания, чем подражать деятельности взрослых. Исходя из этого, воспитатели стараются не делать ничего такого, чему ребенок не должен подражать. Подражание в игре взрослой работе (приготовление пищи, ухаживание за ребенком, лечение больного, продажа продуктов в магазине и другое) способствуют появлению у детей качеств, которые позднее на самом деле понадобятся им в их взрослой жизни.

игра в детском саду

Задача воспитателя — заготовить все, что может потребоваться детям в их игре или пробудить их фантазию. Этому могут способствовать многочисленные игровые стойки, скамейки, куски ткани, платки, дощечки, разные чурочки, матрасики в чехлах, подушки, различные природные материалы.

игра в детском саду

Почти все, что находится в комнате, предоставлено детям. С помощью их фантазии все это превращается в сложные конструкции, которые постоянно меняются и преображаются.

игра в детском саду

игра в детском саду

игра в детском саду

В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Естественным путем упражняют и совершенствуют речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста.

игра в детском саду

Роль воспитателя заключается в создании благоприятных условий для деятельной и творческой игры детей и поддержании положительной социальной атмосферы в группе.

игра в детском саду

Благодарим за предоставленные фотографии Наталью Кушнареву.


Цель: Закрепление знаний у детей о здоровье.

Содержимое разработки

День недели

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Закреплять умение правильно пользоваться ложкой, есть с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости, правильно сидеть за столом, придвигать стул ближе к столу .Матвей Г, Дима

Поощрять участие детей в совместных играх, создавать игровые ситуации. Предложить детям конструктор пластмассовые детали средних размеров для различных построек

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Напомнить родителям принести новогодние костюмы для прощания с Ёлочкой.

Непосредственно образовательная деятельность

Физкультура: по плану руководителя.

Наблюдения за снегирём

Ц. Продолжение закрепления знаний о птице; формировать представление об особенностях поведения, чем питаются зимой?

Трудовая деятельность: уборка игрового материала.

Работа перед сном

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

2. Деятельность в различных центрах по интересам детей.

Воспитание гендерной принадлежности

Игры детей с настольными играми.

Свободная игровая деятельность детей создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Наблюдения за облаками: закреплять знания о явлениях неживой природы, какие облака на

небе (пушистые, белые), на что похожи? – способствовать развитию воображения.

Ц. развивать ловкость, глазомер.

Трудовая деятельность: расчистка дорожек.

День недели

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник 16.01

Утренняя гимнастика (картотека)

Цель: обучение детей подбирать предметы одежды, подходящие для погоды.

Ц. Формирование умений строить мебель по образцу. Анализировать изделие.

Закрепить умение намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья.

Материалы: строительный набор деревянный, куклы, картинки с мебелью.

Читайте также: