Сущность референдума как формы непосредственного выражения воли народа кратко

Обновлено: 08.07.2024

Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями.

Работа состоит из 1 файл

Доклад. Референдум.doc

РЕФЕРЕНДУМ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА

ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАРОДА

Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями.

Референдум основывается на принципах всеобщего, равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.

Задача референдума – выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение по конкретному вопросу государственной жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия.

Одной из важнейших форм осуществления народом государственной власти выступает референдум. При его проведении растет заинтересованность граждан страны к делам управления государством, повышается политическая активность, граждане стремятся к политическому самообразованию. Участие граждан в референдуме позволяет глубже осознать степень ответственности за принимаемые решения и за судьбу страны.

Референдум – это вотум доверия народу, признание за ним права на принятие стратегических решений, затрагивающих жизненно важные интересы государства и общества.

Широко используемый во всех европейских странах референдум имеет довольно глубокие корни. Он находил свое проявление еще в плебисцитах Римской республики. Здесь же можно упомянуть вечевые собрания Пскова, Новгорода, Киева, на которых всеобщим голосованием принимались решения по наиболее важным проблемам.

Имеются и более современные формы, которые появились в средние века. Как отмечают исследователи, впервые референдум был проведен в Швейцарии в кантоне Берн в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении.

Экскурс в историю XX века дает возможность назвать многочисленные примеры прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития.

В последнее время были проведены многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других странах. Их количество значительно возросло в 90-е годы ушедшего столетия.

Референдумы проводились неоднократно и на просторах бывшего СССР. 17 марта 1991 года на референдум выносился вопрос о дальнейшей судьбе Советского Союза. Проводились референдумы и в Российской Федерации: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента; 25 апреля 1993 года – о доверии Президенту, одобрении проводимой им социально-экономической политики, о досрочных выборах; 12 декабря 1993 года – о принятии новой Конституции РФ.

Во многих европейских государствах референдумы проводились по поводу принятия конституций, развития и углубления европейской интеграции. Конституции путем народного голосования принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии, Польше.

Всенародные голосования стали наиболее частым явлением в политической жизни европейских стран, государств СНГ.

Эффективность совета с народом можно проиллюстрировать прошедшим в канадской провинции Квебек референдумом о возможном отделении этой провинции с франкоязычным большинством населения от Канады. Народное волеизъявление показало несостоятельность притязаний сепаратистов.

Можно упомянуть и прошедший в 2004 г. в Венесуэле референдум о поддержке Президента Чавеса. Народное волеизъявление в очередной раз показало несостоятельность притязаний противников президентского курса.

В конституции ряда зарубежных государств еще в начале века были включены положения, в соответствии с которыми можно было проводить референдумы, причем инициатива могла исходить как от государственных органов, так и от избирателей, – это конституции Германии 1919 г. (статьи 43, 73–76), Австрии 1920 г. (статьи 41, 43–46 и 60), Чехословакии 1920 г. (§46), Греции 1927 г. (статья 125) и другие.

Особенностью референдумов является не только то, что они, помимо утверждения или отклонения законопроектов, т.е. традиционного их назначения, еще стали рассматриваться и как средство арбитража в конфликте между различными органами власти, как это имело место по Веймарской Конституции Германии.

После 1945 года "отцы" западногерманской Конституции предусмотрели возможность изменения земельных границ посредством референдумов. На практике пришлось проводить только один референдум по поводу разделения земли Баден-Вюртемберг на прежние Баден и Вюртемберг. Но большинство избирателей предпочло оставить землю объединенной.

Существует различная практика проведения референдумов. Например, Швейцария, которая считается родиной референдумов, проводит референдумы наиболее интенсивно, причем на всех уровнях – коммунальном, кантональном и федеральном.

Референдумы прочно вошли в политическую жизнь многих государств мира. Только в Швеции с 1800 года было проведено более 300 референдумов. В США народным голосованием принято более 130 решений об утверждении новых конституций и свыше двух тысяч поправок и дополнений в действующие конституции штатов. Богатый опыт проведения референдумов имеют также Франция, Германия, Швейцария.

Конституции путем народного голосования принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии и т.д.

Референдум, как и выборы, основывается на принципах всеобщего, равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении.

Народные голосования, проводимые по вопросам, указанным в Конституции именуются обязательными, потому что эти вопросы не могут быть решены иначе как путем референдума. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от усмотрения законодательного органа. В Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение обязательного (не консультативного) референдума.

Решения, принятые в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми органами государственной власти. Такое решение может быть отменено или существенно изменено лишь посредством другого народного голосования.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

В соответствии со ст.3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (ст. 111 Избирательного кодекса). Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии.

В отечественной практике впервые на конституционном уровне запись о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование – референдум, появилась в Конституции СССР 1936 г. Однако практики проведения референдумов у нас не было, более того, соответствующий закон о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь был принят лишь 13 июня 1991 г.

Право на референдум может быть успешно реализовано лишь при законодательном закреплении механизма его проведения. В этом отношении принятие 13 июня 1991 г. Верховным Советом республики Закона "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь" явилось крупным шагом на пути к созданию демократического государства, ибо референдум – это важнейшая форма осуществления народом государственной власти. Законы России (от 16 октября 1990 г.), Украины (от 3 июля 1991 г.) и Беларуси подчеркивали, что референдум (народное голосование) – это способ решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни (в украинском законе специально было подчеркнуто, что это способ принятия гражданами законов и иных решений по важным вопросам).

Согласно статье 140 Конституции Республики Беларусь, ее изменения и дополнения могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Исторический путь, который прошла Беларусь в конце XX столетия, имеет определяющее значение для ее судеб в новом столетии и тысячелетии.

Беларусь провозглашена в качестве демократического государства, для которого характерно полновластие народа. Суверенная воля народа проявляется прежде всего через участие в выборах, референдумах (причем не только общегосударственных), обсуждение важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь проведение референдума регламентируется Конституцией Республики Беларусь (раздел ІІІ, глава 2), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII), другими нормативными правовыми актами.

Право инициативы на проведение республиканского референдума, согласно Избирательному кодексу принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.

Однако независимо от того, кому принадлежала инициатива проведения референдума, решение о его проведении принимает Президент Республики Беларусь (ст. 74 Конституции).

Согласно ст. 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с настоящим Кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни. На нем обсуждаются вопросы государственной жизни, по которым граждане должны выразить свое мнение. В международной практике на референдум обычно выносятся вопросы: принятия или изменения конституции; вхождения или выхода из международных союзов, организаций; о форме правления; важнейшие законы. На референдум обычно запрещается выносить вопросы: о налогах и сборах; бюджете; об амнистии.

Вопросы 19. Понятие и структура правового статуса личности в РФ.

закреплены в виде специального конституционно- правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав. Структура: 1. Основные права и обязанности. 2.Закнные интересы. 3.Правосубъектность. 4.Гражданство. 5. Юридическая ответственность. 6.Правовые принципы. 7. Правовые нормы, устанавливающие данный статус. 8.Правоотношения общего типа.

Вопрос 20. Принципы правового положения личности в рф.

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы. 1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина.

Его содержание многогранно. 2. Следующим конституционно провозглашаемым принципом, характеризующим реализацию прав и свобод личности, является их гарантированность. 3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. 4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Вопрос 21. Понятие и принципы российского гражданства.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Принципы гражданства в Российской Федерации: 1. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации. 2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран (например, США, где согласно Конституции Президентом может быть избран только прирожденный гражданин США), * не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

Важнейшим принципом, на котором основывается деятельность демократического государства, является принцип народного суверенитета, смысл которого состоит в том, что народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

2. через избираемых им представителей (депутатов, президента, и т.д.)

Основными формами непосредственной демократии являются: выборы и референдум, они одинаковы по форме проведения, но различны по объекту волеизъявления, т.к. в первом случае объектом выборов является конкретный депутат или партия, во втором случае объектом является важнейшие вопросы государственной жизни.

Референдум – это высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум отличается от плебисцита в силу специфики решаемых вопросов. Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще всего ими бывают вопросы о государственной независимости или об изменении статуса территории. Но в некоторых странах не различают референдум и плебисцит.

Примерами плебисцита могут служить: плебисцит 1945 г. в Монголии по поводу государственной независимости от Китая; плебисцит 1962 г во Франции и Алжире об изменении гос. статуса Алжира.

В международной практике на вопросы референдума обычно выносят вопросы:

· входа или выхода из международных союзов;

· об изменении формы правления;

Примерами международных референдумов может быть: Референдум 1958 г во Франции по поводу принятия конституции Ш. де Голля, референдум 1982 г. в Испании по поводу вступления в НАТО.

Поскольку референдум представляет собой высший способ выражения воли народа, то на него запрещается выносить вопросы:

· о налогах и сборах,

По территориальному охвату референдумы бывают: общенациональными, региональными, местными; а по юридической силе принимаемого решения: обязательными и факультативными.

Конституции СССР и РСФСР советского периода предусматривали возможность всенародного голосования по вопросам государственной жизни – референдума.На практике в СССР (России) было проведено только три референдума, начиная с 1991 года

· Всесоюзный референдум 17 марта 1991 г. по вопросу сохранения СССР и учреждении поста Президента;

· Всероссийский референдум о доверии Президенту Ельцину,

· Всероссийский референдум 12 декабря 1993 г. по вопросу принятия Конституции РФ.

В настоящее время нормативно-правовую базу референдума составляют:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г;

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г;

3. Конституция РФ 1993 г;

Данные нормативные акты устанавливают общие принципы проведения референдума: референдум проводится на всей территории России, на основе всеобщего, прямого и равного волеизъявления при тайном голосовании, правом на участие в референдуме обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы, а также лиц признанных судом недееспособными. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается, голосование является личным. По форме проведения Референдум и выборы совпадают, руководит процессом Центризбирком, который формирует избирательные участки и составляет списки избирателей, а также регулирует все вопросы агитации.

Референдум не может проводиться в период чрезвычайного или военного положения и в течение 3 месяцев после их отмены. Повторный референдум по ранее отклоненным вопросам может быть проведен не ранее года со времени соответствующего референдума, финансирование референдума осуществляется только за счет средств федерального бюджета.

Учитывая международную практику, в РФ на референдум также запрещается выносить вышеперечисленные вопросы, а также вопросы изменения статуса субъектов, досрочного прекращения или продолжения срока полномочий.

Инициатива проведения референдума может принадлежать только:

· Конституционному Собранию в случае внесения проекта новой Конституции,

· Гос. Органам власти;

· Гражданам РФ (при условии обладания ими избирательным правом, и наличия не менее двух миллионов подписей, но не более 10 % от их общего числа на территории одного субъекта РФ)

В законе особо подчеркивается, что эти субъекты не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума в период между назначением референдума и официальным опубликованием его результатов.

Процедуру назначения референдума составляет ряд последовательных стадий:

· Создание инициативной группы не менее 500 человек и ее регистрация в избирательной комиссии по месту проживания большинства ее членов,

· Сбор двух миллионов подписей в течение 6 месяцев и обращение с инициативой о проведении референдума – передача подписей в Центризбирком,

· Вынесение Центризбиркомом постановления об отказе в проведении референдума, если число правильно собранных подписей менее 2 миллионов,

· В случае наличия 2 миллионов правильно собранных подписей направление Центризбиркомом своего заключения Президенту РФ с одновременным информированием об этом Гос. Думы и Совета Федерации,

· Направление Президентом материалов в Конституционный Суд РФ,

· Отказ КС РФ в проведении референдума при нарушении указанных требований либо дача согласия на проведение референдума,

· Издание Президентом РФ указа о назначении референдума при положительном решении КС РФ

· В указе Президента сообщается дата его проведения – любой выходной не ранее двух и не позднее трех месяцев с момента издания указа,

· Не допускается одновременное проведение с референдумом выборов депутатов Государственной Думы, органов государственной власти и местного самоуправления.

Подготовку и проведение референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума РФ, а также избирательные комиссии субъектов РФ действующие в качестве комиссий по проведению референдума, низшим звеном в данной иерархии являются районные (городские) комиссии по проведению референдума и участковые комиссии референдума.

Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются выборным органом местного самоуправления, соответствующие комиссии выбирают из своего состава председателя.

Агитация за или против решений референдума проводится всеми законными средствами: запрещается проводить агитацию органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, воинским частям, благотворительным и религиозным организациям, членам комиссий по проведению референдума. Агитация прекращается за 24 часа до референдума.

Решение, принятое на референдуме вступает в силу немедленно после его опубликования Центризбиркомом. По своей юридической силе данное решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено только путем проведения нового референдума. Через 2 года.

Высшим непосредственным выражением власти многонационального народа РФ являются свободные выборы. На основе выборов замещается должность Президента России, формируются представительные органы государственной власти, образуются органы местного самоуправления.

Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Составной частью избирательного права являются также и нормы, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении отзыва депутата.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

2) референдум – это всегда голосование – способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента офиц-го опубл-я результатов референдума.

В зависимости от предмета референдума – выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы.

-Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции.

-Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.

-Международно–правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории.

-Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы.

-Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы.

-Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные.

-Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме.

-Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.

-В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме.

-Региональные референдумы проводятся в федерат-х гос-х в пределах территории субъекта федерации.

-Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Референдум назначает Президент РФ. До принятия решения в течение 10 дней со дня поступления к нему материалов, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении требований Конституции РФ. Конституционный Суд направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения всех требований, Президент РФ обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления решения Конституц-го Суда РФ. В случае отрицательного решения Суда все процедуры прекращаются.

В Решении о назначении референдума определяется дата его проведения, голосование может быть назначено только в воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования решения. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении референдума в соответствии с международным договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Подготовку и проведение референдума РФ осущ-ют: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума, участковые комиссии по проведению референдума.

В законе определены порядок формирования и полномочия этих комиссий, статус членов комиссий и решены вопросы организации их деятельности. Решения и действия комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы в судебном порядке.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума, которые образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляются участковой комиссией на основе данных, представляемых главой местной администрации.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

2) референдум – это всегда голосование – способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента офиц-го опубл-я результатов референдума.

В зависимости от предмета референдума – выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы.

-Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции.

-Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.

-Международно–правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории.

-Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы.

-Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы.

-Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

Референдумы в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные.

-Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения. Например, в Японии поправки к Конституции могут быть приняты только на референдуме.

-Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума, но предоставляет право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в своих правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.

-В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме.

-Региональные референдумы проводятся в федерат-х гос-х в пределах территории субъекта федерации.

-Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Референдум назначает Президент РФ. До принятия решения в течение 10 дней со дня поступления к нему материалов, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении требований Конституции РФ. Конституционный Суд направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения всех требований, Президент РФ обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления решения Конституц-го Суда РФ. В случае отрицательного решения Суда все процедуры прекращаются.

В Решении о назначении референдума определяется дата его проведения, голосование может быть назначено только в воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования решения. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении референдума в соответствии с международным договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Подготовку и проведение референдума РФ осущ-ют: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума, участковые комиссии по проведению референдума.

В законе определены порядок формирования и полномочия этих комиссий, статус членов комиссий и решены вопросы организации их деятельности. Решения и действия комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы в судебном порядке.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума, которые образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляются участковой комиссией на основе данных, представляемых главой местной администрации.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: