Сущность педагогической технологии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Известно о том, что массовое внедрение педагогических технологий ученые относят к началу 1960-х гг. К наиболее значимым зарубежным авторам современных педагогических технологий относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественные исследования в данной области прослеживаются в трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и др.

Можно сказать, что педагогические технологии чаще всего представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Выделяют отличительные признаки данных технологий :

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности[1] .

Доподлинно известно о том, что педагогическая технология неразрывно связана с мастерством педагога. Ведь только в творческом управлении педагогической технологии и проявляется мастерство. Но есть и другая сторона медали, мастерство педагога должно быть на высшем уровне по овладению педагогической технологии, не ограничивающейся операционными компонентами. Нужно помнить, что педагогическое мастерство определяется в большинстве своем личностными параметрами педагога.

Важно помнить, что правильно и качественно разработанные образовательные технологии помогут воспитателю достигнуть наилучшего результата. При работе с детьми все зависит от педагога, который использует любую из технологий. Я думаю, что именно личность педагога, его уровень профессионализма, компетентности играет ключевую роль в выборе педагогической технологии.

Несмотря на все это прослеживается важная методическая проблема в применении технологического подхода к самоанализу профессиональной деятельности педагога [2].

Воспитателям важно помнить, что эффективность осуществления педагогического процесса зависит от позитивного восприятия детьми того материала, который мы им хотим преподнести.

Поэтому, успешную реализацию педагогических технологий может гарантировать только целостный подход педагога к данной проблеме. Если мы будем каждый момент в воспитательном процессе рассматривать как отдельное, разрозненное звено, то и результата будет отрицательным. Педагогическая технология должна нести в себе содержание и способы организации деятельности воспитанников.

1. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Просвещение, 1999.

2. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М. : Педагогика, 1990.

Использование педагогической технологии Карла Орфа в организации предметно-пространственной среды Форма проведения: доклад Участники: воспитатели и музыкальные руководители ДОУ. Цель: развитие мотивации по использованию системы элементарного.

Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад. Для меня это не только помощь другим,.

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы. С позиции этих условий был.

Сущность педагогической деятельности Введение «От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше.

Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно велика. Один из ведущих специалистов в области умственного.

Сущность, виды и структура дидактических игр В психолого-педагогической науке игра рассматривается как форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педаго­гической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют, боль­шие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических ус­тановок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организа­ционно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Ли­хачев).

• Педагогическая технология - это содержательная реализация учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения (И. П. Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидакти­ческой системы (М. Чошанов).

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, приме­нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя­щий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изу­чающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирую­щая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, сово­купность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструменталь­ных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в каче­стве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогичес­кая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характе­ризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведе­нии, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология сино­нимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержа­ния, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педа­гогическая технология употребляется в значении "частная методика", т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика рабо­ты учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представ­ляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного про­цесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология от­дельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология по­вторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др. ).




Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют цело­стную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логичес­ких связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтап­ной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием при­меняемых средств.

Терминологические нюансы

В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педа­гогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целе­вая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.

Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно коррект­ное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обуче­ния, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др. ). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понима­ние, не всегда удается.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педаго­гической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют, боль­шие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических ус­тановок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организа­ционно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Ли­хачев).

• Педагогическая технология - это содержательная реализация учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения (И. П. Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидакти­ческой системы (М. Чошанов).

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, приме­нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя­щий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изу­чающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирую­щая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, сово­купность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструменталь­ных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в каче­стве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогичес­кая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характе­ризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведе­нии, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология сино­нимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержа­ния, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педа­гогическая технология употребляется в значении "частная методика", т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика рабо­ты учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представ­ляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного про­цесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология от­дельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология по­вторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др. ).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют цело­стную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логичес­ких связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтап­ной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием при­меняемых средств.

Терминологические нюансы

В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педа­гогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целе­вая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны.

Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно коррект­ное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обуче­ния, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др. ). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понима­ние, не всегда удается.





В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

«В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением , вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-коллективную систему обучения;

-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

-исследовательские методы в обучении;

-проектные методы обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

-здоровьесберегающие технологии и др.

К современным педагогическим технологиям относятся:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения

а. Технология педагогических мастерских

б. Технология обучения как учебного исследования

в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

г. Технология эвристического обучения

д. Метод проектов

е. Вероятностное образование (А. Лобок)

ж. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

з. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

и. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

к. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),

Причем выполнение всего перечисленного происходит не хаотично, а по определенному алгоритму, который кто-то когда-то разработал. Этот алгоритм называется технологией.


Педагогика, как процесс воспитания и обучения человека, также базируется на применении определенных технологий.

Сегодня поговорим о том, что такое педагогические технологии, какие виды существуют.

Педагогическая технология – это …

Как вы уже поняли, технология – это алгоритм (методы и методики) совершения каких-либо действий, педагогика – это процесс воспитания и образования.

Следовательно, педагогическая технология – это набор методов, форм, способов и приемов, предназначенных для воспитания и обучения человека.

Определение

Педагогические технологии (ПТ) используют специфические методологии, методы и методики. Об этих понятиях подробно рассказано в другой статье нашего блога, поэтому не буду повторяться.

Напомню вкратце: методология – это стратегия, а методы и методики – это тактика реализации стратегии.

Педагогические технологии, независимо от вида, характеризуются следующими признаками:

Классификация педагогических технологий

Дифференциация ПТ по видам зависит от выбранного классифицирующего признака. Рассмотрим в сводной таблице классификацию по основным признакам:

Каждая из существующих педагогических технологий может быть классифицирована сразу по нескольким признакам.

Классификация

Современные педагогические технологии используют как классические, используемые веками методы и методики, так и инновационные (в том числе – авторские). Выбор конкретной ПТ диктуется обстоятельствами сложившейся ситуации или утвержденными положениями образовательного учреждения.

Но статус музыкальной школы предполагает, что ученик должен получить полный комплект знаний по всем музыкальным предметам: по специальности (обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте), по сольфеджио (развитие слуха), по хоровому пению, по музыкальной литературе.

Это унифицированный стандарт, предполагающий довольно четкие рамки для преподавателей в выборе педагогических технологий. На основании пройденного курса обучения в музыкальной школе выпускнику выдают свидетельство государственного образца.

Педагогические технологии по ФГОС

Трудовые ресурсы – одно из главных достояний любого государства.

Поэтому система образования (дошкольного, школьного, специального, высшего) регламентируется на государственном уровне. В РФ требуемый уровень знаний и навыков для всех ступеней образования регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами – ФГОС.

Лампочка

Читайте наш блог и будьте в курсе происходящих событий!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Я историю вспомнил, как преподаватели в одной школе танцев обучали несовершеннолетних тверк танцевать, так Следственный комитет возбудился, хотели против преподавателей дело за растление шить. Так что, как видим, особой свободы у частных преподавателей нет, государственные органы им быстренько свои стандарты педагогической технологии навяжут.

Ну, дураков-то много (это я об этих горе-преподавателей). Детей можно чему угодно учить — они пластичный материал и впитывают любые знания, суждения и идеи.

Это в Европе толерантность и растлением уже ничего назвать нельзя, ибо это ущемление свободы творчества. А у нас по старому. Нарушил закон — получи.

А сейчас есть педагогика в классическом понимании этого слова? Нам же придумали вместо обучения какие-то образовательные услуги, а под них и образовательные стандарты разрабатывают. Школа сейчас не занимается воспитанием, говорят, что это обязанность родителей, но родители не педагоги, да и разные родители бывают, вон сколько неблагополучных семей.

Читайте также: