Сущность педагогического взаимодействия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для того чтобы понять сущность педагогической деятельности, необходимо выделить ее объект и субъект. Субъектом принято называть того, кто совершает какое-либо действие, а объектом – того, на кого это действие направлено.

Последние десятилетия 20 века и начало 21 века принесли в школу множество изменений. Активно стали появляться новые типы образовательных учреждений, разрабатываться новые технологии обучения и воспитания, стали применяться другие системы оценки результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В результате школа стала возвращаться к своей первоначальной цели – развитие и сохранение личностного потенциала человека. Постепенно в обществе возникает понимание того, что школа может быть гарантом нравственности и стабильности социальных отношений только в том случае, если система обучения построена на принципах нового педагогического мышления, в соответствии с которым ученик выступает в роли субъекта педагогического процесса.

Сущность субъектного подхода к обучающимся раскрывается в следующих умениях учителей:

организовывать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы обеспечивалось участие обучающегося в педагогическом процессе практически на равных условиях с учителем. При таком подходе ученик перестает быть пассивным объектом обучения и воспитания, а начинает самостоятельно приобретать новые знания;

принятие и обеспечение защиты прав ребенка, включая учет его индивидуальности и предоставление возможности для личностного развития;

развитие у детей творческих способностей, для чего требуется понимание самоценности личности каждого обучающегося.

Обучающийся, являясь субъектом образовательного процесса, одновременно является и носителем определенных интересов, индивидуальных особенностей личности, которые выделяют его среди других детей. Учеными выделяется несколько основных типов учеников:

одаренные, которые быстро усваивают новую информацию и значительно опережают своих ровесников по общему развитию;

эрудиты. Их отличает отличная память, высокая информированность по различным вопросам;

умельцы. Такие дети обычно талантливы в какой-то определенной сфере и поэтому заинтересованы в развитии своих возможностей;

активисты-общественники. Дети получают удовольствие от участия в общественной деятельности и всегда имеют личное мнение в отношении всего происходящего;

трудные. Для них свойственна заниженная самооценка, слабая успеваемость.

Педагог, будучи субъектом педагогической деятельности, выражает себя в профессиональной позиции. Под позицией педагога понимается система определенных интеллектуальных, волевых, а также эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности и действительности, которые являются для него источником активности.

Педагогическая позиция определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество. Одновременно с этим действуют личные источники активности, к которым относятся переживания, мотивы и цели педагога, ценностные ориентации, идеалы и мировоззрение.

В позиции педагога просматривается его личность, тип гражданского поведения, характер социальной ориентации. В то же время на выбор позиции педагога влияют различные факторы, однако решающими из них являются его собственные профессиональные установки, характер и темперамент личности, индивидуально-психологические особенности.

В качестве типичных ролевых педагогических позиций называют обычно следующие:

друг. Такой педагог стремится проникнуть в душу ребенка;

диктатор. Педагог насильственно насаждает определенные нормы и ценностные ориентиры в сознание своих воспитанников;

советчик. Использует осторожное уговаривание;

вдохновитель. Он стремиться увлечь детей интересными целями и перспективами.

Каждая из данных позиций может оказывать как положительный, так и отрицательный эффекты. Однако в любых ситуациях будут обеспечены негативные результаты, если педагог:

допускает в отношении ребенка произвол и несправедливость;

подыгрывает ребенку и превращает его в маленького кумира;

подавляет инициативу обучающегося;

проявляет неуважение к обучающемуся.

Таким образом, разграничение объекта и субъекта педагогической деятельности является весьма условным, так как успешность педагогической деятельности во многом зависит от активности самого ребенка. В таком случае обучающийся становится не только субъектом педагогического взаимодействия, но и субъектом познания, что позволяет ему самостоятельно добывать новые знания и развивать различные навыки и умения.

Сущность педагогического взаимодействия

Под педагогическим взаимодействием понимают преднамеренный контакт педагога и обучающихся, который может быть, как длительным, так и временным. Следствием такого контакта являются определенные изменения в поведении, деятельности и отношениях всех участников взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие – сущностная характеристика педагогического процесса, который был специально организован для обеспечения взаимодействия педагогов и обучающихся, в отношении содержания образования с применением средств обучения и воспитания для решения образовательных задач, направленных на удовлетворение не только потребностей общества, но и развития самой личности.

В состав педагогического взаимодействия входит и два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответная реакция со стороны обучаемого. Воздействие на обучающегося может быть прямым либо косвенным, а также отличаться по своему содержанию и формам предъявления, направленности, наличию/отсутствию обратной связи.

Ответные реакции обучающихся отличаются своим многообразием:

игнорирование или противодействие;

безразличие либо, наоборот, эмоциональные переживания и т.д.

Выделяется несколько видов педагогического взаимодействия:

непосредственно педагогические отношения, к которым относятся различные типы контактов между педагогами и обучающимися;

взаимные, под которыми понимаются отношения со взрослыми и сверстниками;

самоотношения, то есть отношения к самому себе;

предметные. Под ними понимаются отношения обучающихся с предметами материальной культуры.

Эффект педагогического взаимодействия зависит от несколько основных факторов, среди которых:

содержание и способы осуществления педагогического взаимодействия;

индивидуально-психологические особенности субъектов образовательного процесса.

В случае организации оптимального педагогического общения выделяют несколько основных функций взаимодействия педагога и обучающихся:

организационная. Ее реализация обеспечивается через организацию совместной учебной деятельности педагогов и их воспитанников, а также их взаимную личную информированность и наличие общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

конструктивная. Проявляется во время обсуждения и разъяснения содержания знаний и практической значимости предмета;

информационно-обучающая. Ее реализация обеспечивается путем демонстрации связи учебного предмета с практикой, что необходимо для правильного миропонимания и ориентации ученика в различных событиях общественной жизни. Реализация данной функции также достигается благодаря подвижности уровня информационной емкости учебных занятий с сочетанием эмоционального изложения учебного материала, для чего требуется обращение к наглядно-чувственной сфере обучаемых;

коммуникативно-стимулирующая. Представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (групповой, фронтальной, индивидуальной), а также предполагает организацию взаимопомощи в целях педагогического сотрудничества и обеспечения лучшей осведомленности учеников о том, чему они должны научиться;

контрольно-оценочная. Проявляется при организации взаимоконтроля педагога и обучающихся, а также при их совместном подведении итогов, самооценке и самоконтроле.

Исследователь Л.В. Байбородова предлагает несколько другую типологию педагогического взаимодействия. Подход основан на учете степени развития нескольких характеристик педагогического взаимодействия (взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение).

Понятие и сущность педагогического взаимодействия в воспитании

Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт между педагогом и воспитанниками, в результате которого происходят изменения в их поведении, отношении и деятельности.

Принято выделять несколько уровней педагогического взаимодействия:

  • Первый уровень– характеризуется взаимодействием человека с самим собой. На данном уровне осуществляется формирование навыков самоанализа, самопроектирования, самооценки и самопознания. Значимость личности умения взаимодействовать с самим собой очень велика, так как от этого умения во многом зависит успешность взаимодействия с окружающими.
  • Второй уровень – характеризуется умением человека взаимодействовать с другими членами общества.
  • Третий уровень – характеризуется умением личности взаимодействовать с определенной системой. Так, ребенок посещающий школу или детский сад вступает в разнообразные взаимоотношения, участниками которых выступают педагоги, другие дети, сотрудники образовательной организации и т.д.

Сущность педагогического взаимодействия заключается в том, что оно представляет собой совокупность педагогического воздействия на участника образовательного процесса и его ответную реакцию.

Таким образом, педагогическое взаимодействие представляет собой связь субъектов воспитательно-образовательной деятельности, которая приводит к качественным и количественным изменениям в личностных характеристиках взаимодействующих сторон и учебно-воспитательном процессе.

Различают следующие виды педагогического взаимодействия в воспитании, в зависимости от общей образовательной цели и деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса:

  1. Взаимодействие сотрудничества – это взаимоотношения между ребенком и педагогом, которые основаны на гуманности, доброжелательности, взаимном уважении и активности в образовательном процессе. Такое взаимодействие оказывает положительное влияние на всех участников.
  2. Взаимодействие диалога – это взаимодействие, которое основано на принятии партнера таким, какой он есть, относятся уважительно к его индивидуальным особенностям. В рамках такого взаимодействия происходит искренний и правдивый обмен между участниками мнениями, чувствами, идеями и т.д., без предвзятости.
  3. Взаимодействие соглашения – основано на договоренности между участниками об их ролях в общении, позициях и функциях в коллективе и в определенной деятельности, с целью достижения конкретного результата.
  4. Взаимодействие подавления – в основе такого взаимодействия заложено пассивное подчинение одной стороны другой. Проявляется это в виде строгих, открытых и порой жестких требований, указаний и предписаний, как и что следует делать.
  5. Взаимодействие индифферентности – основано на безучастности и равнодушии участников образовательного процесса друг к другу. Характеризуется нейтральными формальными отношениями.
  6. Взаимодействие конфронтации – характеризуется открытой неприязнью друг к другу, основанной на разных взглядах, расхождении интересов и целей.
  7. Взаимодействие конфликта – это взаимодействие, которое основано на столкновении противоположных интересов, мнений, позиций и т.д., при котором одна стороне ущемляет другую.

Готовые работы на аналогичную тему

Правила эффективного педагогического взаимодействия в воспитании

Педагогическое взаимодействие в воспитании организуется в соответствии с определенным алгоритмом:

Для того, чтобы процесс педагогического взаимодействия в воспитании был успешным, следует соблюдать ряд правил:

  1. Проявление педагогического оптимизма.
  2. Открытое выражение доверия и уважения к детям, понимание и принятие душевного состояния ребенка.
  3. Проявление искреннего интереса к личности ребенка, его судьбе.
  4. Оказание детям всесторонней помощи в формулировании коллективных и индивидуальных целей.
  5. Открыто выражать свои чувства, умение придавать личностную эмоциональную окраску всем происходящим событиям.
  6. Использование в общении с детьми разнообразных форм общения, в том числе и неформального.
  7. Адекватное отношение к самому себе, оценки себя и т.д., всеми участниками взаимодействия.

Особенности взаимодействия родителей и педагогов по вопросам воспитания

Особое значение имеет взаимодействие между родителями и педагогами, которое основано на достижении общей цели воспитания. В процессе сотрудничества между педагогами и родителями, необходимо для того, что педагоги имели возможность лучше узнать ребенка, его индивидуальные особенности, возможности и потребности. Кроме того, в процессе взаимодействия родители имеют возможность расширить свои знания в области воспитания детей, получить профессиональные консультации и т.д.

Процесс взаимодействия родителей и педагогов основано на ряде противоречий:

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Признаки реального взаимодействия:

- одновременное существование объектов;

- взаимопереход субъекта и объекта;

- взаимообусловленность изменения сторон;

- внутренняя само активность учеников.

Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д.

Можно определить следующие связи между субъектами и объектами воспитания в результате педагогического взаимодействия.

1. Информационные связи.

2. Организационно-деятельностные связи.

3. Коммуникативные связи.

4. Управления и самоуправления.

Все данные виды связей находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, только так может получиться целостный процесс педагогического взаимодействия.

При анализе педагогического взаимодействия необходимо обращать внимание на причинно-следственные связи и определять особо важные, существенные. Это выявление дает возможность затем более удачно планировать новые уровни совершенствования личности.

Так, знание причин недостатков в учебной работе группового коллектива позволяет правильно определить задачи по устранению недостатков в его работе.

Чтобы разработать стратегическую линию управления педагогическим процессом, необходимо определить главное звено в педагогической деятельности.

Там, где это возможно, необходимо определять и значимые связи между педагогическими явлениями, не забывая о ведущей роли эффективного анализа педагогических явлений.

Таким образом, система педагогического процесса состоит из объектов и субъектов воспитания, где объектом воспитания являются обучаемые, а субъектом воспитания – обучающие. В то же самое время, система педагогического процесса состоит из разнообразных связей, которые могут возникать между ними, а также состоит из условий, где происходит взаимодействие субъектов и объектов воспитания.

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Наиболее распространено антагонистическое деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие – конфликт, приспособление – оппозиция, ассоциация – диссоциация.

Кооперация – координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. А. Н. Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.

По определению И.М. Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация.

Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Конфликт – форма взаимодействия, характеризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия.

Современная социальная психология в конфликте выделяет следующие элементы:

1) стороны (участники) конфликта (черта личности – черта личности; личность – личность; личность – группа и группа – группа);

2) условия протекания конфликта (пространственно-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп));

3) образы конфликтной ситуации (представление о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта);

4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя));

5) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция).

Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять стратегий взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание.

Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций.

Компромисс – урегулирование разногласий через уступки.

Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Признаки реального взаимодействия:

- одновременное существование объектов;

- взаимопереход субъекта и объекта;

- взаимообусловленность изменения сторон;

- внутренняя само активность учеников.

Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д.

Можно определить следующие связи между субъектами и объектами воспитания в результате педагогического взаимодействия.

1. Информационные связи.

2. Организационно-деятельностные связи.

3. Коммуникативные связи.

4. Управления и самоуправления.

Все данные виды связей находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, только так может получиться целостный процесс педагогического взаимодействия.

При анализе педагогического взаимодействия необходимо обращать внимание на причинно-следственные связи и определять особо важные, существенные. Это выявление дает возможность затем более удачно планировать новые уровни совершенствования личности.

Так, знание причин недостатков в учебной работе группового коллектива позволяет правильно определить задачи по устранению недостатков в его работе.

Чтобы разработать стратегическую линию управления педагогическим процессом, необходимо определить главное звено в педагогической деятельности.

Там, где это возможно, необходимо определять и значимые связи между педагогическими явлениями, не забывая о ведущей роли эффективного анализа педагогических явлений.

Таким образом, система педагогического процесса состоит из объектов и субъектов воспитания, где объектом воспитания являются обучаемые, а субъектом воспитания – обучающие. В то же самое время, система педагогического процесса состоит из разнообразных связей, которые могут возникать между ними, а также состоит из условий, где происходит взаимодействие субъектов и объектов воспитания.

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Наиболее распространено антагонистическое деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие – конфликт, приспособление – оппозиция, ассоциация – диссоциация.

Кооперация – координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. А. Н. Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.

По определению И.М. Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация.

Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Конфликт – форма взаимодействия, характеризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия.

Современная социальная психология в конфликте выделяет следующие элементы:

1) стороны (участники) конфликта (черта личности – черта личности; личность – личность; личность – группа и группа – группа);

2) условия протекания конфликта (пространственно-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп));

3) образы конфликтной ситуации (представление о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта);

4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя));

5) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция).

Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять стратегий взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание.

Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций.

Компромисс – урегулирование разногласий через уступки.

Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Читайте также: