Сущность педагогического исследования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Список рекомендуемой литературы

1. Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1992. – №3-4, 7-12; 1993. – №1-6; 1994. – №1-6; 1995. – №1-4.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

3. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. – М., 1949.

4. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 – 1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. – М.: Педагогика, 1986.

5. Пискунов А.И. Педагогика // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1975. – Т. 19. – С. 297 -300.

Глава II. Педагогическое исследование: сущность, основные характеристики, классификации

Педагогическое исследование опирается также и на известные педагогические теории, концепции, открытия, с их помощью объясняются полученные факты.

Научно-педагогическое исследование выполняет разнообразные функции.

Коммуникативная функция педагогического исследования состоит в том, что оно является каналом передачи не только знаний, но и эмоций, средством духовного и интеллектуального общения людей.

Познавательная функция педагогического исследования состоит в изучении, постижении сущностных сторон процесса обучения, воспитания, общения, социализации.

Социальная функция педагогического исследования выражается в том, что с его помощью решаются важные для общества проблемы, вследствие чего содержание, язык публикаций должны отвечать своему социальному назначению, нуждам той группы потребителей, для которой они предназначены.

В каких областях педагогического знания проводятся исследования? В дидактике и теории воспитания, истории педагогики и в методологии, социальной педагогике, частных методиках и т.п.

Педагогическое исследование – это процесс экспериментальной и аналитической работы, ориентированный на получение новых сведений об особенностях образования и воспитания, их аспектах, разработку новых методов и форм учебно-воспитательной работы, получение знаний о содержании, механизмах, структуре и принципах реализации педагогического процесса.

Сущность педагогического исследования сводится к его обусловленности и необходимости. Чтобы педагогическая наука развивалась, появлялись новые теории и концепции педагогики, требуется проведение исследовательской работы. Она приводит к развитию и совершенствованию педагогического научного знания.

Рисунок 1. Компоненты педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Любое педагогическое исследование носит либо теоретический, либо прикладной характер.

Теоретический характер исключает экспериментальную работу. Новые теории формируются на основании анализа информации из разных источников, работы с педагогическими данными по конкретному вопросу.

Прикладной характер педагогического исследования предполагает проведение экспериментальной работы, т.е. осуществляется проведение экспериментов для более полного и глубокого изучения отдельных аспектов педагогической деятельности.

Кроме того, педагогические исследования могут носить фундаментальный характер, т.е. ориентироваться на формирование основ педагогической науки: формирование методологии педагогики, открытие новых законов. Эти данные не предназначены для практического использования в педагогическом процессе, но на их основе строится педагогическая практика.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Особенности педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алгоритм проведения педагогического исследования

Любое исследование в педагогике имеет определенную логику проведения. Она сводится к выстраиванию исследовательской работы по следующему алгоритму:

Определение темы исследования и постановка его целевого назначения. Для начала необходимо определить, что именно нужно исследовать, т.е. какую сторону педагогической действительности, как процесс, педагогическое явление, структурный компонент и т.д. Затем определяется цель исследования, т.е. поиск ответа на вопрос: для чего исследовать? Например, чтобы найти закономерности функционирования дефектологии, как научного знания.

Проектирование плана исследования. В нем определяется последовательность совершаемых операций, ориентированных на достижение цели исследования. План должен отображать и возможные пути выполнения основной исследовательской работы.

Список источников информации по исследуемой теме. Тема исследования требует наличие материала, который будет анализироваться, подвергаться проверке и т.д. Необходимо собрать все источники литературы по данной теме.

Формирование базы исследования. Ее составляют методы, приемы и средства, используемые в ходе проведения педагогического исследования.

Рисунок 3. Методы педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Знакомство с теоретическими данными по теме исследования, историческими аспектами данного вопроса. Здесь осуществляется анализ категорий, на которых базируется исследование.

Ознакомление с имеющимся опытом решения данной проблемы в реальной практике. Проводится анализ педагогического опыта деятельности, существующие практические рекомендации.

Подготовка удостоверяющего материала исследования. Здесь собираются все данные, которые касаются исследуемой проблемы.

Проведение анализа данных и постановка гипотезы исследования. Гипотеза ставится, исходя из выявленных сведений и фактов. Она предполагает предложение одного или нескольких вариантов решения, имеющейся проблемы, выбор, предполагаемого, оптимального пути достижения, поставленной цели исследования.

Определение методов проверки гипотезы. Гипотезу следуют проверить на ее актуальность, действенность, верность. Для этого выбираются конкретные методы исследования.

Проведение экспериментальной работы. Здесь производится один из разновидностей экспериментов: пробный, формирующий, констатирующий, лабораторная работа. В зависимости от конкретной темы и целей исследования может быть проведен ни один эксперимент.

Проведение контрольных проверок. Исследование завершается контрольными проверками, полученных данных.

Мониторинг результатов экспериментальной работы. Осуществляется анализ данных, полученных в ходе исследования, и составляется теоретическое обоснование его итогов.

Составление практических рекомендаций. Теоретические данные необходимо использовать в практической педагогической работе. Поэтому, итогам исследования нужно составить инструкцию по их применению.

Завершающее оформление итогов исследования в текстовой форме. Исследование необходимо верно оформить, отредактировать его текст.

Требования к проведению педагогического исследования

Успех педагогического исследования и применимость его результатов зависит от соблюдения ряда требований. К ним относятся:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сущность педагогического исследования И.Г.Назарова, зав.кафедрой общей педаго.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сущность педагогического исследования И.Г.Назарова, зав.кафедрой общей педаго.

Сущность педагогического исследования
И.Г.Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии

И.П. Павлов…Изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у пов.

И.П. Павлов
…Изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Исследование Сложная целенаправленная аналитическо – синтетическая, берущая.

Исследование
Сложная целенаправленная аналитическо – синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами
(В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов)

Исследованием в педагогической науке Процесс научной деятельности, целью.

Исследованием в педагогической науке

Процесс научной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах

Педагогическое исследование Основывается на фактах, допускающих их эмпириче.

Педагогическое исследование
Основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строится в рамках логико – конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности
(И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова)

Две цели исследованияОпределение, выявление новых соотношений, взаимосвязей.

Две цели исследования
Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешённых вопросов
Проверка и подтверждение определённых фактов или теоретических положений

Различия исследований в практической и научной педагогической деятельностиСуб.

Различия исследований в практической и научной педагогической деятельности
Субъектом деятельности выступает практик
Объектом деятельности является факт,явление, пед.средства и т.д.
Целью является образованный человек

Методами являются способы обучения и воспитания

Текущие результаты оформляются в виде конспектов, разработок
Субъектом является педагог – исследователь
Объектом деятельности являются процессы, факты, явления
Целью деятельности является новое научное педагогическое знание
Методами являются теоретические и эмпирические методы научного познания
Текущие результаты оформляются в виде научного отчёта, доклада, статьи, монографии, учебного пособия

Компоненты педагогического исследования Проблема как сущность противоре.

Компоненты педагогического исследования
Проблема как сущность противоречий в педагогических явлениях или разрыв между теорией и практикой
Область — некоторая сравнительно однородная часть науки, например, области обучения, воспитания, педагогики семьи, профессиональной подготовки, непрерывного образования и др.
Аспект — фундаментальный, теоретический и прикладной, методический

Направленность исследованийФундаментальные, где в результате исследований сос.

Направленность исследований
Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем
Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса
Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения

Основные характеристики исследованияТема исследования и её формулировка Обосн.

Основные характеристики исследования
Тема исследования и её формулировка
Обоснование актуальности темы исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Задачи исследования
Разработка общей гипотезы
Методологические и теоретические основы исследования
База исследования

Взаимосвязь основных характеристик исследованияПротиворечия Проблема Замысел.

Взаимосвязь основных характеристик исследования
Противоречия
Проблема
Замысел исследования
Объект-предмет –цель
Методологическая и теоретическая базы исследования
Задачи- методы – средства – база исследования
Новизна исследования
Положения, выносимые на защиту
Выводы по результатам исследования

Выбор темы исследованияАктуальность научной проблемы Научные и профессиональн.

Выбор темы исследования
Актуальность научной проблемы
Научные и профессиональные интересы исследователя
Склонность исследователя к тому или иному типу исследований, уровня подготовленности и профиля образования, опыта трудовой деятельности
Научные интересы руководителя, направлений актуальных исследований научной школы, в рамках которой выполняется работа
Формулировка должна быть конкретной, содержать небольшое количество слов
Формулировка должна быть проблемной, отражающая цель и предмет исследования

Обоснование актуальности темы исследованияВыясняется, существует ли потребнос.

Обоснование актуальности темы исследования
Выясняется, существует ли потребность в данном исследовании у большинства людей
Есть ли такая потребность у общества
Рассматривается состояние практики, решается ли массовой практикой данный вопрос
Разработанность вопроса в теории

Проблема Задача, препятствие Вопрос, решение которого представляет интерес.

Проблема
Задача, препятствие
Вопрос, решение которого представляет интерес
Разрыв в системе, это неизвестная часть противоречия, которая может быть раскрыта посредством исследования. Проблема может быть сформулирована в виде проблемного вопроса, в котором фиксируется предмет исследования

Сущность проблемыПротиворечие между установленными фактами и их теоретическим.

Сущность проблемы
Противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.
Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы
В.И. Загвязинскиий, Р. Атаханов

Цель исследования Мысленное предвидение его результата Цель деятельности можн.

Мысленное предвидение его результата
Цель деятельности можно ставить лишь на конкретном объекте, предмете

Цель исследования, то, что намерены достигнуть в результате исследованияРазра.

Цель исследования, то, что намерены достигнуть в результате исследования
Разработка новых методик, технологий, содержания
Определение путей, средств, условий совершенствования процессов
Определение форм и методов
Разработка новых теоретических и практических положений
Разработка модели педагогического явления
Теоретическое обоснование явления идр.

Объект исследования (объект цели) Часть теории и практики, в пределах к.

Объект исследования
(объект цели)

Часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Как правило, это педагогический процесс

Объект исследованияПроцессы: управленческий, образовательный, развития, пси.

Объект исследования
Процессы:
управленческий, образовательный, развития, психолого – педагогического сопровождения и т.д.

Предмет исследования (предмет цели) Часть объекта цели, которая подверг.

Предмет исследования
(предмет цели)

Часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта, познание которой обеспечит совершенствование объекта в целом

Предмет исследованияПрогнозирование Диагностика Мониторинг Механизмы Тенденц.

Предмет исследования
Прогнозирование
Диагностика
Мониторинг
Механизмы
Тенденции развития

Рабочая гипотеза Исследовательская операция, посредством которой можно предс.

Рабочая гипотеза
Исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели
Гипотеза – это личные представления автора о способах разрешения противоречия и путях достижения цели. Гипотеза нужна для формулировки задач. С ее помощью цель разбивается на задачи

Задачи исследованияК первому классу относятся те, что связаны с изучением тео.

Задачи исследования
К первому классу относятся те, что связаны с изучением теории вопроса. (Изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т.п.)
Второй класс задач связан с изучением состояния практики и проявлениям предмета исследования. (Охарактеризовать, описать опыт использования, определить роль и место использования; изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить и т.п.)
Третий класс задач связан с созданием новых идей. (Смоделировать систему, определить содержание, усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать и др.)
Четвертый класс связан с экспериментом или апробацией новой идеи. (Экспериментально проверить, апробировать)
Пятый класс задач – это разработка методических рекомендательных материалов. (Разработать, составить рекомендации по использованию новой идеи)

Этапы исследования Каждый этап может рассматриваться как реализация одной или.

Этапы исследования
Каждый этап может рассматриваться как реализация одной или группы задач
Этапы это составные части исследовательской деятельности, выполняемые за определенный заданный промежуток времени и заканчивающиеся качественными и количественными изменениями каких-либо сторон этой деятельности
Составляется план исследования, описывается каждый этап: сроки, основная задача, перечень основных исследовательских действий, связь с последующими задачами

Ни одна наука не стоит на месте. Практически каждый день у ученых рождаются новые идеи по решению актуальных и значимых проблем. Одной из наиболее подвижных и важных сфер деятельности является педагогика, где совершенствованием отрасли, методики преподавания, воспитания и развития детей занимаются сами учителя и преподаватели, которые организуют педагогический эксперимент и исследование.

Ни одна наука не стоит на месте. Практически каждый день у ученых рождаются новые идеи по решению актуальных и значимых проблем. Одной из наиболее подвижных и важных сфер деятельности является педагогика, где совершенствованием отрасли, методики преподавания, воспитания и развития детей занимаются сами учителя и преподаватели, которые организуют педагогический эксперимент и исследование.

Что это такое?

Организация и логика педагогического исследования

Как проводят педагогическое исследование?

Педагогическое исследование может быть представлено при помощи трех уровней:

    установление новых фактов и актуальной проблемы, свойственной педагогической среде и практике;
  • Теоретический, который подчеркнет низкую эффективность старых методов обучения и воспитания, выявит тенденции, выделят наличие конкретной проблемы;
  • Методологический, призванный определить дальнейшую стратегию преподавания с учетом современных возможностей и необходимости для повышения работы педагога, качества образования и пр.

Фактически педагогическое исследование предполагает выделение проблемы, ее теоретическое обоснование, а затем разработку рекомендаций по ее смягчению или устранению наиболее эффективным или оптимальным способом, притом предлагаемый вариант должен быть апробирован практикующим специалистом. Ни одно педагогическое исследование не обойдется без организации и проведения соответствующего эксперимента.

Педагогические исследование: каким оно бывает?

Несмотря на наличие определенного плана и несколько уровней выполнения исследований в педагогике, их можно классифицировать следующим образом:

  • Аналитические или обзорно-аналитические. Данные работы призваны проанализировать текущую ситуацию, выявить актуальные и современные тенденции в сфере преподавания, образования, отметить наличие проблем или противоречий. Данное исследование призвано подчеркнуть решенные вопросы и моменты, которые до сих пор не были определены, решены;
  • Критические. Данный проект призван подчеркнуть несовершенство старых теорий, их низкую эффективность на современном этапе развития науки. Критика всегда позволяет выявить слабые и сильные стороны, оптимизировать ситуацию. Поэтому подобные исследования чаще всего оформляют в виде научных статей, где достаточно указать результат, обосновать позицию и пр.
  • Теоретическое, когда автор должен изначально подчеркнуть развитие проблемы с учетом описанных теорий (старых и новых), определить степень ее решения и возможности разработки новых методов совершенствования ситуации, учесть былой опыт и пр.
  • Эмпирическое, которое предполагает умелое сочетание теории и практики. В данном случае специалист должен учитывать теоретические аспекты и анализировать суровые трудовые будни, реалии, предпринимать попытки по решению выявленных проблем. Здесь исследование может носить описательный характер, когда остаточно выявить и описать проблему, условия ее возникновения. Также работа может быть объяснительной, когда автор пытается разъяснить факторы, воздействующие на развитие проблемы, описывает возможные варианты решения или ее смягчения, но без четкой аргументации и апробации.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Экспериментальное или методическое. В этом случае исследователь разрабатывает план действий с целью реального решения диагностированной проблемы, затем апробирует собственные рекомендации при помощи эксперимента, фиксируя и описывая полученные результаты, при необходимости совершенствуя собственную методику преподавания. Здесь практическая часть неизбежна: она демонстрирует возможности педагога и учащихся, эффективность его предложений и пр.

Правила организации педагогического исследования

Педагогическое исследование должно учитывать следующие принципы:

Данный параметр предполагает, что в ходе исследования проблемы, разработки ее решения автор должен учитывать прошлый опыт: кто и какие действия предпринимал, к чему они привели, какие факторы были учтены и не учтены и пр. Полагаясь на опыт предшественников удастся не только избежать многочисленных ошибок, но и добиться лучшего результата.

Системность предполагает, что автор будет учитывать все параметры, особенности, факторы, воздействующие не только на развитие проблемы или противоречия, но и непосредственно на объект исследования. Все нюансы должны быть в одной связке.

Данный постулат призван учесть не только существующие правила и ограничения но и возможности каждой из сторон: исследователя (какими инструментами он обладает достаточно ли опыта для проведения исследования и эксперимента) и объекта (текущее положение, его способности и возможности и пр.). Важно учитывать характер испытуемых лиц, их текущие навыки и знания, проблемы, которые усложняют процесс их развития (состояние здоровья и самочувствия, уровень развития, таланты. Условия проживания и обучения оснащенность помещения и пр.).

Педагогический эксперимент должен быть ограничен во времени, притом продолжительность его проведения определяет сам исследователь: это может быть несколько занятий или целый триместр/семестр, учебный год и пр. Главное — получить и оценить результаты, проанализировать их и доказать эффективность предлагаемых новшеств или определить недостатки в выдвинутой концепции, усовершенствовать ее.

Повторить педагогический эксперимент точь-в-точь не удастся, поэтому важно моментально фиксировать полученные итоги эксперимента.

Организация педагогического исследования

Как организовать эксперимент?

Организация и проведение педагогического эксперимента призваны усовершенствовать воспитательную и развивающую работу педагога. Данное мероприятие призвано найти новые способы мотивации и повышения интереса учащихся к учебе, лучшего усвоения пройдённого курса и решения определённой проблемы. Под проблемой не стоит воспринимать только успеваемость. Это может быть любое отклонение от действующих норм, правил и реалий: рассеянность, слабая заинтересованность, сложности в процессе обучения отдельных категорий и пр.

В ходе выполнения педагогического исследования эксперимента автор устанавливает причинно-следственные связи между проблемой и следствием ее воздействия (как и на чем она отражает, как и почему возникает), исследует процесс ее протекания, как особое педагогическое явление и пр.

В результате всех действий он получает полноценную картину, отражающую реальность учебного процесса и проблемы, предлагает и оценивает меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса и системы.

Таким образом, педагогическое исследование позволяет теоретически и практически обосновать наличие реальной проблемы, разработать оптимальные и эффективные способы педагогического воздействия на учащихся, доказанные и апробированные методы воспитания и развития подопечных.

Какие требования предъявляют к педагогическим исследованиям и экспериментам?

Педагогическое исследование должно включать в себя следующие компоненты:

  • Гипотеза, автор должен подчеркнуть проблему и потенциальный вариант ее решения, который впоследствии будет проверяться;
  • Необходимые условиядля проведения исследования и эксперимента: должен быть подобран подходящий объект (это проще всего удается сделать практикующим педагогам на примере определенного класса или учащихся (отличников, хорошистов и пр.));
  • Эксперимент не должен усугубить текущую ситуацию, поэтому важно объективно оценить возможности объекта и собственные возможности;
  • Анализ и оценка полученных результатов на каждом этапе исследования;
  • Разработка рекомендаций по дальнейшему использованию полученных результатов.

Отсюда можно выделить ключевые этапы реализации педагогического эксперимента:

Этап №1. Рождение идеи на основе реальной проблемы.

Этап №2. Диагностика проблемы на примере объекта исследования с учетом текущих условий и инструментов.

Этап №3. Прогностический и организационный моменты. Здесь исследователю предстоит грамотно сформулировать основные параметры исследования: актуальность, цель и задачи, гипотеза, новизна и значимость, разработать план проведения исследования.

Этап №4. Организационно-подготовительный. Здесь автор должен подготовиться к реализации намеченного плана: собрать объекты исследования, создать необходимые условия, разработать план занятий, заданий с учетом новшеств и пр.

Этап №5. Экспериментальный или практический. Здесь происходит воплощение задуманного в жизни с моментальной фиксацией результатов. Важно отметить, что данная часть может быть представлена в разных формах: наблюдение, внедрение новых методов преподавания (аудиоуроки, видеокурсы, внеклассное чтение). Результаты могут быть представлены в виде контрольных работ, опросных листов (анкетирование), беседа и устный опрос, тестирование, создания новых условий и пр.

Этап №6. Аналитический. Исследователю предстоит тщательно изучить полученные итоги, определить их эффективность, определить сложности, с которыми он столкнулся и пр.

Этап №7. Рекомендательный. На данной стадии автор педагогического исследования должен разработать инструкции для своих коллег и последователей по внедрению новшеств на практике. Это целесообразно, если ему удастся доказать свою гипотезу, показать ее эффективность и значимость.

Таким образом, педагогический эксперимент успешно сочетает в себе творческий подход и действующие стандарты, которые позволяют решить реальные проблемы в системе образования.

Читайте также: