Сущность педагогических задач кратко

Обновлено: 06.07.2024

1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина);

2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы;

3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.

Классификация педагогических задач может быть представлена в следующем виде:

1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности);

2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач);

3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности).

В содержательном плане педагогические задачи могут быть сведены к следующим задачам:

1) задачи возбуждения (выявления актуального состояния формируемых качеств личности и коллектива);

2) задачи предвосхищения (прогнозирования изменений формируемых качеств личности и коллектива);

3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития.

Важно иметь представление о том, каким должен быть процесс решения педагогических задач (по Л. Ф. Спирину). Он в своем развитии проходит ряд этапов:

2) целеполагание и планирование. Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений результата, проектирование педагогических воздействий;

3) конструирование и реализация педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает обоснованный выбор различных видов деятельности учащихся, программирование управляющих действий педагога и педагогически целесообразные действия воспитанников;

4) регулирование и коррегирование. Оценка успешности или неуспешности в реализации педагогического процесса и педагогических действий, их коррекция и переработка осуществляется благодаря регулированию и коррегированию;

5) итоговый контроль и учет полученных результатов. Решение педагогической задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков педагогических действий, эффективности методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность Обучение – это педагогический процесс, осуществляемый деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система Предмет изучения педагогики чрезвычайно сложен, поэтому по мере своего развития педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Современную педагогику точнее будет называть системой наук о воспитании,

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств. Благодаря

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов

33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Образованностью называется характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сфор-мированности человека и общности, основанной на обладании научным пониманием мира и себя в нем. Специфическая составляющая образования

78. Педагогическая способность и ее структура

78. Педагогическая способность и ее структура Склонность к педагогической деятельности составляет внутреннее условие для формирования страстной любви к педагогической работе. Если у человека есть склонность к работе учителя, то он испытывает удовлетворение от

Глава 7 Педагогическая психология и педагогика

49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Детская психология (ДП) начала развиваться в конце XIX в. Каждый возраст, по мнению исследователей того времени, характеризовался определенными изменениями структуры личности. Предметом ДП являлся ребенок от новорож-денности до

Любая задача – хорошая задача

Любая задача – хорошая задача Любимую работу можно охарактеризовать, как дело, которое занимает ваш интерес, предполагая при этом возможность зарабатывать достаточно денег для нормального образа жизни. Но работа может быть и чем-то гораздо большим: она может быть

5.4. Педагогическая и психологическая литература

5.4. Педагогическая и психологическая литература В предыдущем разделе были даны советы по работе с книгой. В этом – порекомендуем круг чтения будущему педагогу. Когда же возникла педагогическая литература, каковы ее основные жанры? Этот раздел литературы – один из

Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

Глава 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда

1. Психолого-педагогическая работа с детьми

1. Психолого-педагогическая работа с детьми Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком может вестись и по показаниям, и по запросу.Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка

2. Психолого-педагогическая работа с родителями

2. Психолого-педагогическая работа с родителями Отечественный педагог и психолог А.Е. Мудрик подчеркивает важность выполнения семьей функции воспитания. По мнению ученого, семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами

Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.

Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.

В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.

Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.

Существует следующая классификация педагогических задач:

Способы решения педагогической задачи

Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:

  1. Анализ педагогической ситуации:
  • оценка условий, в которых проходит педагогический процесс;
  • объяснение наблюдаемых педагогических изменений;
  • принятие эффективных действий для получения определенного результата;
  • диагностика исследуемого детского коллектива или отдельной личности;
  • прогнозирование возможного результата.
  1. Планирование и целеполагание. Проверка начальных данных, а также планирование эффективного педагогического воздействия.
  2. Конструирование и последующая реализация педагогической задачи. Формирование разнообразных видов деятельности учащихся и управление педагогическим процессом.
  3. Коррегирование и регулирование. Оценка успешности осуществляемой педагогической задачи и, при необходимости, его корректировка.
  4. Итоговый контроль и сбор полученных результатов. В данный этап входит разбор итогового результата, анализ достижений и неудач, эффективность использования определенных методов в ходе педагогического процесса.

Пример и решение некоторых педагогических задач

К вариантам решения педагогических задач можно отнести:

  • беседы;
  • систему классных часов и родительских собраний на тему взаимоотношений в коллективе;
  • творческие и нестандартные занятия;
  • проведение ситуаций успеха, установление традиций класса/группы, коммуникативные игры.

Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.

Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.

Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.

Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.

Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.

Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.

Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.

Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.

1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.

2. Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.

3. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

4. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Подход к рассмотрению структурных компонентов педагогической задачи в современной науке неоднозначен. Рассматривая ее как элемент педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты: а) педагоги; б) воспитанники; в) содержание; г) средства.

Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то обязательными ее компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель конечного состояния.

Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные).

Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.

Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.

В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям:

• в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные;

• в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные;

• в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.

Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.

Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования.

Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся).

Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.

Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.

Рассматривая вопрос о решении педагогической задачи, необходимо отметить, что оно является общим для всех вышеперечисленных типов педагогических задач.

В качестве этапов решения педагогической задачи выступают:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) процесс решения;

4) анализ результатов решения.

Выделяют продуктивный и непродуктивный процессы решения педагогической задачи. Способ ее решения в большинстве случаев нейтрален и по своей специфике может быть обязательным, рекомендуемым, запрещенным.

При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.

Педагогическая технология и мастерство обусловлены харак­тером решаемых учителем задач. В связи с этим необходимо оп­ределиться с самой сущностью педагогической задачи и показать ее отличие от других.

Термин "задача" используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требую­щий решения на основании определенных знаний и размышле­ния; проблема и т.п.

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким об­разом, что ее обязательными компонентами оказываются:

исходное состояние предмета задачи;

модель требуемого состояния (требования задачи).

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) субстанции, для которых ха­рактерны соответственно количественные и качественные изме­нения или, напротив, сохранение прежнего состояния в преде­лах ограниченных временных рамок.

Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования дейст­вительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансфор­мируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необхо­димостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое.

Педагогическая задача возникает тогда, когда возможно не одно решение, а требуется нахождение предпочтительного способа дости­жения желаемого результата. Сам же процесс решения задачи пред­ставляет собой поиск выхода из затруднения или процесс достиже­ния цели, которая первоначально не сразу кажется доступной.* Продуктивно педагогические задачи могут быть решены лишь при условии самостоятельных действий учащихся, если они подчине­ны у них формированию знаний, умений, навыков и отношений. В этом смысле педагогические задачи вплотную примыкают к учебным задачам, основное отличие которых от всяких других в том, что их цели и результаты связаны с изменением самого дей­ствующего субъекта, заключающегося во владении определенны­ми способами действия (Д.Б.Эльконин).

* См.: Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мас­тера производственного обучения профтехучилища. — М., 1990. — С, 54.

В чем же проявляется специфика педагогических задач? Отве­тить на этот вопрос можно, обратившись к проблеме самого ре­шения педагогической задачи. Теоретик учебных задач Г.А.Балл под решением задачи понимает "воздействие на предмет задачи, обусловливающее ее переход из исходного состояния в требуемое". Решенная задача, по его мнению, "перестает быть задачей".*

* Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М., 1990. — С. 34 - 35.

Однако такое понимание сущности решения задач не может быть механически перенесено на педагогические задачи. Во-пер­вых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъ­екта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогичес­кой задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуе­мое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во вся­ком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учеб­ной задачи воспитанником. Педагогические задачи, писал С.Г. Костюк, могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности.

Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет сов­падает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и средства решения педагогических задач, так как они могут быть внутрен­ними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.

Читайте также: