Существует ли связь между представлениями о природе человека и пониманием предмета психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психология – наука о закономерностях функционирования и развития психики. Наука зародилась более 2000 тыс. лет назад, ее знания накапливались в рамках философии. В процессе развития психологии неоднократно менялся ее предмет: душа, сознание, поведение.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Житейские психологические знания

Научные психологические знания

Интуитивный характер знаний

Знания рациональны и осознаны

Передача знаний затруднена

Знания накапливаются и передаются

Источник знаний наблюдения

Источник знаний эксперимент

Знания постоянно расширяются

Душа как предмет изучения.

Ионическая (милетская) философская школа. Поиск и обоснование четырех первоэлементов мира. Фалес Милетский (624-546 гг. до н.э.) – все виды материи происходят из воды. Анаксимен (570-500 гг. до н.э.) – основная субстанция вселенной воздух. Гераклит Эфесский (536-470 гг. до н.э.) – первоэлементом считал огонь.

Элейская школа – основу мира составляют четыре первоэлемента: земля, огонь, воздух, вода. Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит. Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое. Тело и душа две взаимосвязанные субстанции, душа обладая большей энергетикой движения, действует на тело по принципу толчка. Атомы души подобны атомам огня. Дыхание – обмен атомами души с окружающим пространством и телами в нем. Болезнь – результат изменения пропорции атомов, а старость – состояние, при котором число подвижных атомов в организме уменьшается. Душа есть и у мертвого тела, но в очень малых количествах.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.).

Школа эпикурейцев. Нельзя жить приятно не живя нравственно, и нельзя жить нравственно не получая от этого удовольствия.

Школа кинеков. Истинная личность должна демонстративно игнорировать общественное мнение. Все что нужно человеку есть в нем. Единственный путь – путь к себе.

Школа стоиков. Хризип и Зенон. Наш путь в мире и сам этот мир даны свыше. Человек не может быть абсолютно свободен живя в этом мире по его законам. Главное – сохранить свою сущность, свое достоинство, не смотря ни на что. Стоики выделили 8 частей души которые были расположены как космическая система. В центре – разум; зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, еще две части – воспроизводящая и голосовая. Стоики делят чувства на следующие классы: удовольствие (радость, наслаждение, веселость), неудовольствие (печаль, страдание, сострадание, зависть, соревнование, горе, смущение, обида, уныние), желание (неразумная потребность, ненависть, гнев, злоба, досада, любовь), страх (боязнь, нерешительность, стыд, испуг, потрясение, беспокойство).

Школа скептиков. Пирон. Проповедовали атараксию – полное безразличие ко всему.

Сократ (470-399 гг. до н.э.).

Душа – это разум, она бессмертна и божественно, а тело – только инструмент на службе у души.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. Душа – это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных вещей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь циклична и бесконечна. Душа имеет структуру и локализована в теле: рациональная часть души – разум, головной мозг, иррациональная (яростный дух) – сердце, и вожделеющая – печень. Каждая из частей души имеет свою добродетель: разум – мудрость, яростный дух – мужество, вожделеющая душа – воздержанность. Платон разработал типологию личности по критерию преобладания одной из частей души: мудрец, воин, поэт, ремесленник, раб.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона. Субстанция души не однородна. Часть души связана с телом и она смертна, другая часть имеет божественную сущность и жизнь ее циклична. Аристотель выделил свойства души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни: растительная душа (общая у растений, животных и человека), животная душа (свойственная животным и человеку), душа человека (обладает способность мыслить и формировать понятия).

Явления сознания как предмет психологии

Джон Локк (1632-1704).

Разум – результат опыта, которым наполняется душа в течении всей индивидуальной жизни. Человек черпает знания из двух источников внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий знание о внешнем мире. Эти образы становятся предметом рефлексии – внутреннего опыта, из него рождаются идеи и сложные понятия.

Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента.

Непосредственный опыт как предмет психологии.

Вильгельм Вундт (1832-1920) определил психологию как науку о непосредственном опыте сознания, где субъект и объект находятся в неразрывном единстве. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии. В 1879 году он открыл первую экспериментальную лабораторию, через 2 года она становится институтом. Вундт и сотрудники выделили 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Поведение как предмет психологии.

Необихевиоризм (Эдвард Толмен) усовершенствовал формулу Уотсона введя в нее промежуточную переменную S -> P -> R, под P понимались когнитивные (познавательные) карты, т.е. образ лабиринта у крысы, которая в нем уже побывала. Позднее к промежуточным переменным стали относить цели, внутреннюю мотивацию и т.д. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия.

Бессознательное как предмет психологии

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности. Структура психики включает в себя три компонента: предсознание; сознание; бессознательность. В предсознании хранятся латентные (скрытые) знания человека, т.е. те знания, которые у него есть, но которые не актуализированы в данный момент. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Альфред Адлер (1870-1937) считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения. По мнению Адлера комплекс неполноценности представленный в явно выраженной форме (в виде чувства неудовлетворенности собой) играет позитивную роль в жизни человека. В гипертрофированной форме представленный комплекс неполноценности приводит к гиперкомпенсации, которая выражается в подавлении, а часть в уничтожении других людей.

Структура психики по Юнгу: 1) Коллективное бессознательное — формировалось в процессе филогенеза (исторического развития).

Каждое поколение вносит свой вклад в коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное представлено архитипами и формами их проявления являются рассовые и национальные инстинкты и предубеждения, мифы, верования, общепринятая символика; 2) Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте; 3) Сознание — те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию.

Юнг описал архитипы которыми обладает личность: Персона — модели поведения, которые которые человек использует для общения с другими людьми (социальная маска).Тень — человек для себя. Анима — родовой опыт женщины (все черты присущие женщине).

Анимус — родовой опыт мужчины (все черты присущие мужчине).

Центральным типом личности является архитип — Самость — который интегрирует личность и представляет собой индивидуальность человека. Юнг выделил 2-а типа личности: экстравертированный (экстраверты — это люди направленные во вне); интровертированный (интроверты — это люди направленные во внутренний мир).

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения. Конструктивисты полагают, что наследственно детерминирован-ные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограмированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов.

П. Я. Гальперин — предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.

Структуру большинства современных наук можно пред- ставить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, рас- крывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений - отдель- ные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п.

Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология.Этот раздел пси- хологии изучает и описывает наиболее общие психологи- ческие закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. 06-

щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много. Мы не будем перечис- лять их все. Укажем лишь некоторые.

Дифференциальная психологияизучает индивидуально- психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и меж- ду определенными группами (например, между мужчина- ми и женщинами, представителями разных профессий, раз- ных социальных, национальных, этнических групп). Вы- являются предпосылки и причины этих различий. На основе наиболее часто встречающихся признаков строятся опре- деленные типологии. Знания, получаемые в этой отрасли, важны для многих областей практики, в том числе и для школьного обучения.

Медицинская психологияизучает психологические за- кономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику че- ловека, психических факторов на физическое, соматичес- кое состояние человека. Известно, например, что многие болезни (инфаркт, язва, астма) нередко вызываются чис- то психологическими причинами.

Нейропсихологияисследует влияние изменений струк- туры и функционирования мозга, его повреждений, воз- растного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Нейропсихология имеет большое зна- чение для работы с детьми, поскольку позволяет выявить и устранить причины многих трудностей в обучении и по- ведении.

Социальная психологиязанимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, ко- торые связаны с их принадлежностью к определенным со- циальным группам (дружеской, учебной, профессиональ- ной, национальной, расовой и др.). Отдельно изучаются детские группы.

Проводятся исследования этих групп, их деятельности и развития, а также различных видов общения, взаимоот- ношений между людьми, которые называют межличност- ными отношениями. Социальные психологи изучают пси- хологический климат того или иного предприятия, учреж- дения, его зависимость от отношений между сотрудниками, начальником и подчиненными, влияние этого климата на психологическое состояние людей, на успешность их дея- тельности. Например, социальные психологи показали, что отношения между директором школы и учителями влия-

ют на отношения между детьми даже в тех случаях, когда дети, казалось бы, не могут узнать об этом, и определяют психологический климат школы.

В рамках этой отрасли активно развивается семейная пси- хология, выявляющая особенности создания семьи, выбора супруга. Исследуются отношения между супругами, между родителями и детьми, отношения нескольких поколений в семье, причины семейных конфликтов и др.

Психодиагностика- отрасль психологии, разрабатыва- ющая методы и средства выявления и измерения психо- логических особенностей человека, изучающая возмож- ности применения этих средств на практике. Психодиаг- ностика позволяет выявить и измерить выраженность у человека определенных индивидуально-психологических характеристик: уровень развития интеллекта, способнос- ти, свойства личности, интересы. Благодаря психодиаг- ностике можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения, поступков, успешнос- ти и неуспешности в деятельности, в том числе учебной, в общении.

Для работы в школе особое значение имеют знания из области возрастной и педагогической психологии.

Возрастная психология,или психология развития, ис- следует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза. Онтогенез - процесс индивиду- ального развития организма от рождения до смерти. Этот термин используется не только в психологии, но и в фи- зиологии, медицине, биологии. Возрастная психология включает детскую психологию, психологию индивидуального развитиявзрослогочеловекаипсихологиюстарости. Она за- нимается изучением закономерностей психического раз- вития, психологических особенностей каждого возраста, выявляет, как формируются, функционируют и распада- ются различные психологические структуры на разных возрастных этапах, как взаимодействуют на каждом этапе различные психологические образования, как происходит переход от одного возрастного периода к другому.

Педагогическая психологиявключает в себя психологию обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, разви- тие его способностей и интересов, выявляет психологи- ческие закономерности обучения и воспитания, проявле- ние в них индивидуально-психологических особенностей

человека. Педагогическая психология изучает также осо- бенности взаимоотношений между педагогом и учащими- ся, а также психологию самого учителя.

1.7. Психология теоретическая и практическая

Психология, как и все другие науки, делится на два боль- ших раздела. Одни психологи занимаются теоретическими исследованиями, другие - применением результатов этих исследований на практике. Соответственно выделяются те- оретическая и практическая психология.Задачей первой, о которой мы и говорили до сих пор, является выявление закономерностей, психологических механизмов, разработ- ка теории. Задача практической психологии - использова- ние полученных знаний в различных сферах жизни.

Психологические знания касаются каждого человека. Они могут быть использованы в профессиональной дея- тельности и личной жизни, в отношениях с другими людь- ми. Однако настоящее их применение требует участия спе- циалиста-психолога, обладающего не только знаниями, но и умением практически использовать их.

Психологи-практики работают в детских садах, шко- лах, на заводах, в клиниках, больницах, специальных кон- сультациях, армии, системах управления, в службах по- мощи семье и т.п. - почти во всех областях человеческой деятельности. Их работа связана с ответом на разнообраз- ные запросы практики.

Психолог, работающий в детских садах, школах, кол- леджах, профессионально-технических училищах, детских домах и т.п. - психолог образования, или детский практи- ческий психолог, занимается множеством проблем. Он по- могает выявить и развить способности детей, способствует

становлению основных психических процессов - внима- ния, памяти, мышления и т.п. Он может определить, по- чему ребенок учится ниже своих возможностей, выяснить, почему дети не усваивают тот или иной учебный матери- ал, почему ребенок плохо себя ведет, не может дружить с одноклассниками. И не только определить, но и объяс- нить. Психолог располагает средствами, позволяющими ему предупредить возможные нарушения, отклонения в раз- витии ребенка. Эта работа называется психологической про- филактикой. Ведет он работу и по преодолению имею- щихся нарушений. Такая работа называется психологичес- кой коррекцией. Однако сделать все это психолог может только в тесном сотрудничестве с педагогами. Именно их постоянное сотрудничество может обеспечить такую рабо- ту школы, когда детям увлекательно и радостно учиться, а взрослым - интересно работать.

Практический психолог образования решает множество повседневных вопросов и задач. Но главной целью его де- ятельности, целью существования психологической служ- бы образования в целом является психическое и психоло- гическое здоровье детей и подростков.

Психическое здоровье- состояние душевного благопо- лучия, полноценной психологической деятельности чело- века, выражающееся в бодром настроении, хорошем са- мочувствии, его активности. Основу психического здоро- вья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологи- ческой службы образования является создание психолого- педагогических условий, обеспечивающих такое развитие. Психическое здоровье создает фундамент для более высо- кого уровня здоровья - здоровья психологического.

Психологическое здоровьехарактеризуется высоким уров- нем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способ- ностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое разви- тие. Конечно, на каждом этапе развития психологическое здоровье, как и здоровье психическое, имеет свою ярко выраженную возрастную специфику.

Каждый практический психолог для того, чтобы пол- ноценно работать в той или иной сфере практики, должен разбираться в ней. Медицинский психолог должен знать основы медицины, психолог, занятый в сфере психоло-

гии искусства, - разбираться в нем и понимать его, хоро- шо знать эстетику. Спортивный психолог - иметь знания по различным областям спортивной деятельности. Психо- лог образования, или детский практический психолог, должен знать педагогику, дидактику, иметь представле- ние о методике. Только в этом случае он сможет хорошо работать, способствовать развитию детей, помогать детям и педагогам.

Однако для того, чтобы эта работа была по-настояще- му результативной, необходимо, чтобы и педагог знал пси- хологию. При этом важно, чтобы каждый из них уважал знания другого, признавал его профессиональную осве- домленность, профессиональные умения - его професси- ональную компетентность. Это обеспечит их эффективное профессиональное взаимодействие, позволит каждому из них работать лучше, приносить больше пользы и получать от работы больше удовольствия.

Вопросы и задания

1. В чем различие житейской и научной психологии?

2. Приведите примеры различных психических явлений, ос- новываясь на наблюдениях за собой или окружающими.

3. В чем отличие работы психолога-исследователя от психо- лога-практика?

4. Какие отрасли психологии наиболее важны для системы образования? Почему?

5. Как соотносятся психическое и психологическое здоровье?

6. Как изменялось представление о том, чем должна занимать- ся психология на протяжении истории развития этой науки?

7. Почему говорят, что психология - и очень старая, и совсем молодая наука? В чем различия между донаучной и научной пси- хологией?

8. Существует ли связь между представлениями о природе человека и пониманием предмета психологии?

9. С чем, по вашему мнению, связано существование множе- ства школ и направлений в психологии?

10. Какие направления в психологии, по вашему мнению, наиболее полезны для учителя? Почему?

Ответьте пожалуйста, кто на какой может

2. Приведите примеры различных психических явлений, основываясь на наблюдениях за собой или окружающими.
5. Как соотносятся психическое и психологическое здоровье?
6. Как изменялось представление о том, чем должна заниматься психология на протяжении истории развития этой науки?
7. Почему говорят, что психология - и очень старая, и совсем молодая наука? В чем различия между донаучной и научной психологией?
8. Существует ли связь между представлениями о природе человека и пониманием предмета психологии?
9. С чем, по вашему мнению, связано существование множества школ и направлений в психологии?
10. Какие направления в психологии, по вашему мнению, наиболее полезны для учителя? Почему?

5)Психическое и психологическое здоровье - вещи разные.Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности. А психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Лучшие помощники

Ответьте пожалуйста, кто на какой может

2. Приведите примеры различных психических явлений, основываясь на наблюдениях за собой или окружающими.
5. Как соотносятся психическое и психологическое здоровье?
6. Как изменялось представление о том, чем должна заниматься психология на протяжении истории развития этой науки?
7. Почему говорят, что психология - и очень старая, и совсем молодая наука? В чем различия между донаучной и научной психологией?
8. Существует ли связь между представлениями о природе человека и пониманием предмета психологии?
9. С чем, по вашему мнению, связано существование множества школ и направлений в психологии?
10. Какие направления в психологии, по вашему мнению, наиболее полезны для учителя? Почему?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 22.11.2017 02:30
  • Другие предметы
  • remove_red_eye 7187
  • thumb_up 40
Ответы и объяснения 1

5)Психическое и психологическое здоровье - вещи разные.Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.А психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Читайте также: