Существовали ли связь между мифологией и врачеванием кратко

Обновлено: 06.07.2024

Философия и медицина - науки, тесно связанные между собой предметом изучения, человеком. Цель философских исследований – духовное начало, мысли, предшествующие поступкам. Медицина – более точная наука, которая призвана практически исцелить человеческие недуги. Тем не менее, практикующие врачи всегда интересуются мнением философов о влиянии духовного начала на здоровье. Философы, в свою очередь, изучая душу, стремятся выявить первоистоки заболеваний.

Медицинская философия как наука

Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.

Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.

роль философии в медицине

Философия и медицина – что общего

Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.

И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.

философия и медицина

Теория или практика

Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?

И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.

Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.

медицина, наука, философия

Философия народной медицины

Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.

философия древней медицины

Восточная медицина

Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.

Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.

взаимосвязь философии и медицины

Медицинская этика

покровительница наук. Ее гигантская скульптура работы выдающегося

ваятеля Фидия, покрытая золотом и слоновой костью, украшала Парфенон (храм Афинского Акрополя) и издалека была видна мореплавателям.
Значительное место в греческой мифологии уделялось врачеванию и богам-врачевателям. Первым среди них был один из важнейших божеств олимпийского пантеона, сын Зевса и богини Лето бог Аполлон. Аполлон — брат-близнец богини Артемиды и отец бога Асклепия. Его изображают высоким, стройным юношей с лирой и луком в руках. Он олицетворяет солнце и, подобно солнцу, которое своим благодатным теплом исцеляет болезни, он — бог-целитель и бог-прорицатель. В то же время Аполлон был богом карающим и мог вызывать своими стрелами эпидемические заболевания и другие бедствия. Так, в одном из мифов он ниспослал мировую (так называли в то время эпидемии чумы) язву на греков (ахейцев), воевавших под Троей, в наказание за то, что они оскорбили его жреца Хриса:

Аполлон — не только врач богов и бог врачей, он бог мудрости, поэзии, музыки и красоты. Одним из самых замечательных художественных произведений античного мира является статуя Аполлона Бельведерского, найденная в конце XV века и находящаяся ныне в Риме (Ватикан).
Артемида — сестра-близнец Аполлона — была богиней плодородия и луны, владычицей зверей и покровительницей охоты. Артемида изображалась в виде прекрасной девушки-охотницы, с луком и стрелами и скачущей рядом с ней ланью. Как богиня плодородия, она считалась покровительницей рожениц, защитницей детей и женского целомудрия. Поэтому при обряде бракосочетания и во время беременности было принято приносить ей всевозможные жертвы. В одном из мифов рассказано о том, что фессалийский герой и царь Адмет забыл при вступлении в брак принести жертву Артемиде и разгневанная богиня пустила ядовитую змею в его брачные покои. К счастью Адмета, вовремя подоспевший Аполлон спас его от гнева своей воинственной сестры.
Афродита, рожденная из пены морской и вынесенная волнами на остров Кипр, была богиней-прародительницей. Кипр стал любимым местом ее пребывания, отсюда другое, имя Афродиты — Киприда. Самая красивая, вечно юная и пленительная, она была могущественной богиней, которая, заботясь о продолжении рода, покоряла всех силой своей прелести и женственности.
Римский поэт Публий Овидий Назон (43 год до н.э.— 17 год н.э.) так писал о могуществе Афродиты: «Она дает оплодотворенные семена растениям, она первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью, она научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Ей обязаны мы размножением

птиц и животных. Благодаря ее могуществу живут и размножаютя рыбы и

стрелком и знатоком Природы, прорицателем и искусным врачом. Согласно

преданиям, он жил на горе Пелион иобучал юных героев, титанов и полубогов-героев различным отраслям знаний и искусствам: законодательству, астрономии, охоте, музыке и медицине. Учениками Хирона считались многие герои произведений Гомера: Нестор, Ахилл, Патрокл, а также сыновья Аполлона Аристей и Асклепий.
Асклепий был настолько способным учеником, что в искусстве врачевания превзошел своего учителя: он научился не только лечить болезни, но и возвращать к жизни уже умерших. Делал он это при помощи крови Медузы Горгоны, которую дала ему мудрая Афина. Но бог подземного царства Аид пожаловался Зевсу, что из-за магического искусства врачевателя Асклепия из его владении стали исчезать тени умерших. И верховный бог Зевс, заботясь о престиже богов, на функции которых посягнул врачеватель Асклепий, поразил его своими молниями, Благодаря заботам любящего отца Аполлона тело Асклепия было доставлено на Олимп— так после смерти он был обожествлен и стал богом. Впоследствии римляне, которые заимствовали пантеон греческих богов, назвали Асклепия Эскулапом.
До нас дошло несколько изображений Асклепия. Согласно греческой мифологии, его всегда сопровождала змея, которая почиталась в древнем мире как символ мудрости, знаний, могущества и бессмертия. Впервые она появилась рядом с юным Асклепием после его победы над Железным Вепрем — титаном, обращенным богами в змея-зверя. Сразив этого титана и познав его змеиный язык, стал Асклепий владыкой змей. Есть и другая легенда, согласно которой, однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, явилась змея и обвилась вокруг его палки. Он убил ее. Тогда тотчас же появилась другая змея. Она несла во рту траву которой натерла мертвую змею, и убитая змея воскресла. Асклепий отыскал эту траву и с той поры с успехом ее применял.
Змея как символ врачебного искусства была известна с древнейших времен, поэтому корни медицинской эмблемы следует искать еще в первобытном обществе, на стадии анимализма и тотемизма, когда люди поклонялись змеям. Одни исследователи связывают это с использованием их яда в лечебных целях. Другие же (например, Плиний) считают, что змея стала эмблемой медицины потому, что, сбрасывая кожу, она как бы возрождается, подобно телу больного после лечения.
В античном искусстве змея была неотъемлемым атрибутом бога Асклепия и его дочери Гигиеи. Асклепий, как правило, изображался с посохом, обвитым змеей, а Гигиея — в виде молодой и красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке вместе с чашей. Впоследствии изображения посоха, обвитого змеей, и чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами

(змеиный яд был ядом и лекарством). Согласно легенде, Асклепий женился

До недавнего времени основным источником информации о истории

которого велось в течение 21 года, считается самым прекрасным круглым

Жрецы подробно расспрашивали о том, что приснилось, и после этого

«Потушив огни,
Жрец нам велел ложиться спеть немедленно
И приказал молчать, коль шум
послышиться,— Мы тотчас же в порядке улеглися спать. Заснуть не мог я,— не давал покоя мне Горшок с ячменной кашею, поставленный
Поодаль у старухи в изголовий,
И сильно мне хотелось Подползти к нему,
Но тут, глаза поднявши, вижу я, что жрец

Утаскивает фигии пирожные

Заключение

Каждая эпоха в истории человечества имеет свое лицо, отраженное в зеркале врачебного искусства. Корни самых ранних медицинских представлений указывают на многовековое параллельное развитие знаний в странах Востока и Запада. Это относится, например, к учениям о стихиях-первоначалах, из которых состоит тело человека. Условие здоровья — их гармония и равновесия.

Изучение истории медицины возвращает нас к тем временам, когда религия, философия и наука были единым знанием.


Ключевые слова: Древняя Греция, история медицины, Прометей, Аполлон, Асклепий, Эпидавр, Махаон, Полидар, Эгла, Иасо, Панацея, Гигиея.

Одним из главнейших аспектов жизни древнего эллина была религия, поэтому неудивительно, что медицина берет свое начало от сакральных таинств, проводимых жрецами божественных врачевателей. В самом начале своего пути античная медицина сочетала в себе магические формы врачевания с рациональными методами лечения. К божественным провидениям, что толковались жрецами, добавлялись знания врачей в области целебных свойств растений и различных ядов. Однако, в большинстве своем, вся слава доставалась именно богам.

У Аполлона было много прозвищ, связанных с врачеванием: Алексикакос (Отвратитель зла), Иатромант (Врачегадатель), Алексий (Целитель) и др. [17, c. 331]. Также известно прозвище Делиец [13, 154]. Считается, что оно было широко распространено на о. Делос, где Аполлон в первую очередь почитался именно как врачеватель. Часто встречается Аполлон-Пеан [6, 92]. Почитался и Аполлон-Малеат, культ которого широко распространился по всему Пелопонессу [16, c. 143].

Считается, что Асклепия стали почитать как полноправного бога лишь с тех пор, как ему предоставили день в Элевсинских мистериях (Эпидаврии). После чего его культ начал быстро распространяться. Вполне вероятно, что он почитался как божество с самого начала, поэтому Эпидаврии лишь внесли небольшие изменения в систему жертвоприношений [9, II 26, 7].

Так как в те далекие времена медицина носила сакральный характер, то для исцеления требовалось жертвоприношение божеству. Среди того, что приносилось в жертву можно выделить петуха [20, c. 139], барана, крупитчатую муку, а также лепешки, кашу и др. [15, c. 26]. Затем нужно было рассказать специальным жрецам о своем заболевании, после чего они оставляли больного на ночь в храме (одного, оставались вместе с больным или оставались вместо него). Предполагалось, что во время сна к человеку явится сам Асклепий и подскажет, как излечить недуг.

1. Аполлодор. Мифологическая библиотека/ Пер. с древнегреч. А. Шапошникова. М., 2006.

2. Аристофан. Плутос/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

3. Аристофан. Птицы/ Пер. с древнегреч. В. Ярхо.// Аристофан. Комедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1983.

4. Гесиод. Теогония/ Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко// Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001.

5. Гомер. Иллиада/ Пер. с древнегреч. И. Гнедича// Гомер. Иллиада. Одиссея. М., 1967.

6. Еврипид. Алкеста/ Пер. с древнегреч. И. Анненского, С. Апта// Еврипид. Трагедии. Т. I. М., 1980.

7. Лукиан Самосатский. Разговоры богов/ Пер. С. С. Сребрного// Лукиан Самосатский Сочинения/ Под ред. А. И. Зайцева. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 2001

8. Овидий Публий Назон. Метаморфозы/ Пер. с лат. С. Шервинского. М., 1977.

9. Павсаний. Описание Эллады/ Пер. с древнегреч. С. П. Кондратьевой. В 2-х тт. Т. I-II. М., 1994.

10. Пиндар. Пифийские песни/ Пер. с древнегреч. М. А. Гаспарова// Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты/ Отв. ред. Ф. А. Петровский. М., 1980.

11. Платон. Протагор/ Пер. В. Соловьева// Платон. Собрание сочинений/ Подред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. В 4-х тт. Т. I. М., 1990.

12. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/ Пер. с лат., предисловие Г. А. Тароняна. М., 1994.

13. Софокл. Царь Эдип/ Пер. с древнегреч. С. Шервинского// Софокл. Трагедии. М.,1988.

14. Страбон. География/ Пер. с древнегреч. Г. А. Стратановского/ Отв. ред. С. Л. Утченко М., 1994.

15. Жебелев С. Религиозное врачевание в древней Греции. СПб., 1893.

16. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций/ Под ред. Л. Я. Жмудя. СПб., 2005.

17. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян/ Сост. А. А. Тахо-Годи. М., 1996.

18. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. СПб., 2003.

19. Межерицкая С. И. Культ Асклепия и психология античного общества II в. н. э.// Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира/ Под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 3. СПб., 2004. С.373–394.

20. Мифы в искусстве старом и новом/ Сост. Э. Ф. Кузнецова. 2-е изд. СПб., 1994.

21. Мифы народов мира/ Гл. ред. С. А. Токарев. В 2-х тт. Т. 1 (А-К), Т. 2 (К-Я). М., 1998.

22. King H. Health in antiquity. L.-NY, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Аполлон, культ, VII, XXIV, XXXV, Афины, бог, больной, Махаон.

Ключевые слова

Древняя Греция, история медицины, Прометей, Аполлон, Асклепий, Эпидавр, Махаон, Полидар, Эгла, Иасо, Панацея, Гигиея

Древняя Греция, история медицины, Прометей, Аполлон, Асклепий, Эпидавр, Махаон, Полидар, Эгла, Иасо, Панацея, Гигиея

Похожие статьи

Аполлон: амбивалентность культа и образа | Статья в журнале.

аполлон, культ Аполлона, VII, Дельфы, Дельфийский оракул, Малая Азия, культ, храм, Греция, бог. Ключевые слова.

VII, III, XXIV, комплекс Богини-матери, Египет, Афины, VIII, поэтическое искусство, магическая связь, Одиссея.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере. )

Беременность проглоченной Метиды заканчивается рождением Афины из головы Зевса (Псевдо-Аполлодор. Кн. I. I. III.

Орест все-таки страдает за убийство матери от гнева Эриний, пока молодые боги Аполлон и Афина их не останавливают.

Исторический образ врачевателя в Древней Греции

Для этого вернемся к культу Асклепия и переключим свое внимание на оракулов божества.

После больной должен был (добровольно) отблагодарить бога и его помощников

Известно, что в те времена лишь государственные врачи в Афинах, возможно, получали оплату за.

Фитоним суги и японский повествовательный фольклор

. народной культуры, для которой с давних пор был характерен культ растительности, особое почитание деревьев, цветов и трав.

Широко было распространено и представление о том, что в случае неблагосклонности Бога горы все, кто будут участвовать в рубке дерева, заболеют.

О культе бога войны и его роли в жизни скифов

Статья посвящена исследованию вопроса о культе меча у скифов, о роли культа в общественной и военной жизни кочевников. Ключевые слова: скифы, меч, жертвоприношения, культ, Арей, Геродот.

Мифы о всемирном потопе у разных народов

Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил.

Мифологические воззрения древних славян

Обычно, это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Итак, Зевс — самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов; Гера — сестра и законная супруга Зевса, царица богов и Олимпа; Аполлон.

Значительное место в греческой мифологии уделялось врачеванию и богам-врачевателям. Первым среди них был один из важнейших божеств олимпийского пантеона, сын Зевса и богини Лето бог Аполлон. Аполлон — брат-близнец богини Артемиды и отец бога Асклепия. Его изображают высоким, стройным юношей с лирой и луком в руках. Он олицетворяет солнце и, подобно солнцу, которое своим благодатным теплом исцеляет болезни, он — бог-целитель и бог-прорицатель. В то же время Аполлон был богом карающим и мог вызывать своими стрелами эпидемические заболевания и другие бедствия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Греческая мифология о врачевании и врачевателях.docx

Греческая мифология о врачевании и врачевателях.

Читайте также: