Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах

Обновлено: 04.07.2024

Доцент кафедры исторического образования Школы педагогики ДВФУ Евгений Пазенко.

Responsive image

Таким образом, согласно новому закону, студенты теперь могут преподавать в школе (если они — будущие педагоги) или в системе дополнительного образования детей (кружках, секциях, студиях и т.п.) — если профиль программы, по которой учится студент, совпадает с профилем обучения.

Допуск студентов к занятиям педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам будет способствовать их профессиональной и личностной реализации и социализации, адаптации в профессиональном сообществе, а также послужит стимулом к развитию наставничества на всех уровнях системы образования.

Responsive image

С учетом специфики законопроекта, полагаем, что потребуется дополнительная корректировка отдельных нормативных правовых актов в сфере образования.

Важный вопрос — ревизия и развитие регионального и муниципального законодательства, регулирующего систему мер социальной поддержки педагогов. Нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие такую систему мер, есть сегодня практически в каждом субъекте РФ.

Таким образом, статус молодого специалиста, предусмотренный региональным законодательством Приморского края, связывается с наличием высшего (среднего профессионального) образования, учитывает качество освоения образовательной программы высшего образования, предусматривает наличие трудовой правоспособности специалиста брать на себя обязательства работать по должности в течение трех лет со дня заключения трудового договора, работу по основному месту работы по штатной должности педагогического работника не менее одной ставки. Студенты старших курсов, допущенные к занятию педагогической деятельностью, не смогут воспользоваться данной мерой до получения диплома. Для признания статуса молодого специалиста и обеспечения прав на меры социальной поддержки необходимо получение диплома о высшем (среднем профессиональном) образовании, и в этом смысле действующий закон стимулирует студентов к успешному завершению обучения и продолжению педагогической деятельности после получения диплома.

Представляется необходимым внесение изменений в краевой закон, в частности, его дополнение соответствующим положением, устанавливающим право лиц, привлекавшихся к осуществлению педагогической деятельности во время обучения по образовательным программам высшего образования, на получение мер социальной поддержки наравне с другими молодыми педагогами, не занимавшимися педагогической деятельностью до окончания обучения. В настоящее время п.1 ст.2 389-КЗ трактуется неоднозначно в отношении молодых специалистов, занимавших педагогические должности до окончания обучения, связывая право на получение единовременной денежной выплаты с трудоустройством в государственную (краевую) или муниципальную образовательную организацию после окончания университета впервые.

Помимо этого, возникают число практические вопросы. Например, если работающий на педагогической должности студент будет отчислен из вуза до окончания обучения, он должен быть уволен, поскольку его деятельность в этом случае оказывается незаконной? Каким образом образовательная организация сможет своевременно получить данную информацию? И насколько просто будет уволить педагога в течение учебного года в условиях дефицита учителей? Каков правовой механизм такого увольнения? Регулирование подобных вопросов в подзаконных актах, определяющих порядок реализации нового закона, является залогом его успешного применения на практике.

Responsive image

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Современное законодательство исходит из иных правовых позиций, работа студента в качестве учителя рассматривается как исключение из общей нормы, дающее возможность успевающим и наиболее деятельным студентам получать профессиональные навыки в практической деятельности. Новый закон в совокупности с региональным законодательством, определяющим систему мер социальной поддержки педагогов, открывает для образовательных организаций, столкнувшихся с проблемой дефицита педагогических кадров, возможность не только оперативно ее решить, пригласив на работу студента, но и удержать молодого специалиста, обеспечив ему условия для развития в педагогической профессии.

Мнение студентов

Responsive image

Студенты отмечают и трудности, которые могут возникнуть в связи с реализацией этого права: на некоторых программах методика преподавания предмета изучается на 4 курсе, поэтому могут возникать трудности с качеством преподавания. Важен и вопрос о совмещении очного обучения с постоянной работой. Беспокоит и проблема высокой вероятности неудачного педагогического старта из-за пока еще недостаточной методической подготовки и большого объема одновременно возникающих проблем разного уровня сложности, с которыми сталкивается молодой педагог при отсутствии опыта, и, как следствие, возможное разочарование в профессии и принятие решения уйти в другую сферу, которое вряд ли будет объективным.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства просвещения РФ от 18 сентября 2020 г. № 508 "Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам" (документ не вступил в силу)


Обзор документа

Приказ Министерства просвещения РФ от 18 сентября 2020 г. № 508 "Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам" (документ не вступил в силу)

В соответствии с частью 5 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739) приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам.

Министр С.С. Кравцов

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 18 сентября 2020 г. № 508

Порядок
допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам

1. Настоящий Порядок определяет правила допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам.

2. К занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, а по дополнительным общеобразовательным программам - лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения (далее - обучающиеся) 1 .

3. Обучающийся при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным и (или) дополнительным общеобразовательным программам (далее - работодатель), потребности в педагогических работниках представляет работодателю:

документы, предусмотренные статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации 2 , за исключением документов об образовании и о квалификации;

характеристику обучающегося, выданную организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучается;

справку о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному организацией, осуществляющей образовательную деятельность 3 , в которой он обучается, подтверждающую успешное прохождение им промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" (для допуска к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам) или не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ (для допуска к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам), с указанием перечня освоенных обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и общего количества часов, предусмотренных программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

4. Работодатель проверяет документы, представленные обучающимся, на предмет отсутствия ограничений к занятию педагогической деятельностью, предусмотренных статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации 4 .

5. В случае представления обучающимся неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, или выявления у обучающегося ограничений к занятию педагогической деятельностью, предусмотренных статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации 5 , работодатель возвращает представленные документы обучающемуся с указанием причин возврата.

6. С обучающимся, представившим полный комплект документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка и не имеющим ограничений к занятию педагогической деятельностью, предусмотренных статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации 6 , работодатель проводит собеседование с целью оценки подготовленности обучающегося к занятию педагогической деятельностью по основным или дополнительным общеобразовательным программам, а также с целью определения соответствия образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы (в отношении обучающихся, претендующих на занятие педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам 7 ).

7. Решение о допуске обучающегося к педагогической деятельности принимается работодателем по результатам проведенного с ним собеседования. В случае принятия решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности работодатель заключает с ним трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации 8 .

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2019, N 51, ст. 7491.

3 Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 29, ст. 4363.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 29, ст. 4363.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 29, ст. 4363.

7 Часть 4 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739).

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52, ст. 7554; 2020, N 22, ст. 3378.

Обзор документа

Студентам, получающим высшее образование, разрешено заниматься педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам. Преподавать по основным общеобразовательным программам могут студенты, обучающиеся по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки", после 3 курса обучения; по дополнительным общеобразовательным программам - студенты, обучающиеся по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, после 2 курса обучения.

Минпросвещения установило порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности. Определено, какие документы должны представить студенты работодателю при наличии у того потребности в педагогах. С каждым студентом работодатель проводит собеседование, по результатам которого принимается решение о заключении трудового договора.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

"Российская газета" публикует федеральный закон, который дает возможность старшекурсникам, учащимся по специальностям и направлениям "Образование и педагогические науки", вести уроки в школах. При условии, что они успешно закончили третий курс и прошли промежуточную аттестацию. Студенты других специальностей смогут вести занятия по дополнительным программам, то есть кружки и секции, соответствующие их направлению. При условии, что они закончили два курса и сдали сессию. То есть студент-технарь, скажем, сможет вести "айтишный" кружок, учить детей программировать.

Школа открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной

Школа открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной "цифровой" волне. Фото: Александр Корольков

- Это отличная возможность, она откроет дорогу студентам к практическим занятиям, поможет им войти в профессию и позволит привлекать все больше талантливой молодежи в педагогическую среду, - отметил министр просвещения Сергей Кравцов. - Я сам был педагогом и скажу, что когда вы выходите из стен вуза и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием - это требует серьезной подготовки, в том числе и психологической. Возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым опытом - это действительно помогает. Прежде всего здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов.

Студенты получат возможность раннего входа в профессию, найдут оплачиваемую подработку по своему профилю

По мнению ректора НГПУ Алексея Герасева, право официально преподавать в школе позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения. Кроме того, приход студентов на подработку позволит смягчить кадровые проблемы школы. А ректор УлГПУ им. И. Н. Ульянова Игорь Петрищев считает, что система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной "цифровой" волне.

Фото: Виктор Драчев/ТАСС

- Новый закон легализировал уже существующую в разных вариантах практику, которая была жизненно необходима. Студенты получат возможность в период учебы искать оплачиваемую работу по своему профилю. Будущие педагоги смогут оценить правильность своего выбора. Допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах. А это одна из задач нацпроекта "Образование", - отметила ректор ЛГПУ Нина Федина.

Опубликован ежегодный список лучших университетов мира от британской компании QS - самого популярного "поставщика" достоверной информации о вузах разных стран. У России удачный год: из 28 российских университетов, попавших в рейтинг QS-2021, 20 улучшили свои позиции по сравнению с прошлым годом. Но самый заметный скачок - у МГУ имени М.В. Ломоносова. МГУ установил новый рекорд и достиг своего лучшего результата за всю историю рейтингов QS c 2004 года. Сейчас он занимает 74-е место в мире, поднявшись с предыдущего 84-го места.

Фото: Владимир Аносов

В этом году в глобальный рейтинг вернулся Алтайский государственный университет, а впервые вошли Санкт-Петербургский электротехнический университет ЛЭТИ, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ и Пермский госуниверситет.

12 российских вузов вошли в сотню лучших в мире по соотношению "студент - преподаватель".

Рейтинг оценивает и "индекс цитируемости". На первом месте среди россиян в этом году здесь Новосибирский госуниверситет.

По мнению руководителя исследовательского департамента QS Бена Саутера, Россия - одна из историй успеха современного высшего образования. Но российская высшая школа сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, необходимо улучшать контакт с работодателями: выпускники вузов должны быть готовы к вызовам рынка труда XXI века. А во-вторых, нужно активно работать над тем, чтоб российское научное сообщество на мировой арене становилось заметнее.

Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в образовательных организациях - https://bgtrk.ru/

Фото: Министерство образования и науки Республики Бурятия

Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.

Определять соответствие образовательной программы студента тематике дополнительных общеобразовательных программ будет работодатель. Четкий регламент допуска студентов к преподаванию будет согласован и совместно установлен Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минтруда России.

Помимо этого, в законе регламентируется работа воспитателей детских образовательных организаций, принятых на работу до вступления в силу в 2012 году закона об образовании. На работников ДОО, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией, не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования.

ВГСПУ

ВГСПУ

ВГСПУ запись закреплена

📝

Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах

Ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, председатель совета ректоров вузов Волгоградской области Александр Коротков уверен, что это очень важный закон, который предоставляет студентам старших курсов право преподавать в школах до получения диплома.

Читайте также: