Структурно функциональный анализ школа т парсонса

Обновлено: 04.07.2024


Функция Подсистема Социальные инсти-туты Исполнители норм - ролей
Адаптация Экономика Заводы, банки Предприниматель, работник
Целеориентация Политика Партии, движения Функционер - рядо-вой
Интеграция Институты соци-ального контроля Государственный аппарат Чиновник- гражда-нин
Поддержание об-разца Социализация Семья, школа, ре-лигия Учитель - ученик

Литература
1. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. — М., 1992
2. Сорокин П.А. Система социологии. — М., 1993. — Т. 1, 2.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992
4. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьбы и труды. - Сыктывкар, 1991.
5. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. – М., 1994

Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологам П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

социология кр.docx

Структурно – функциональный анализ Парсонса…………………….……. 5

Феноменологическая социология…………………………………………………… .8

Символический интеракционизм………………………………………… …………..9

Список использованной литературы………………………………………………… 13

Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологам П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера, а из современных социологов можно назвать представителей таких направлений, как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций — теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Наконец, четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (например, неомарксизм Г. Маркузе), тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Рассмотрим кратко некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений.

  • социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и культурно-исторической;
  • методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;
  • субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;
  • истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
  • все социальные явления могут и должны быть описаны и выражены количественно;
  • социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Благодаря своей прикладной эмпирической ориентации неопозитивизм активно разрабатывал и осваивал различные методы социологического исследования: включенное и не включенное наблюдение, метод использования личных документов, шкалирование, панельный метод, латентный, кластерный, контент-анализ и др.

В рамках неопозитивизма (П. Лазарсфельд) были сформулированы основные требования к проведению социологического исследования, которые можно считать нормами социологической культуры:

  • отбор понятий и их точная интерпретация;
  • формулирование гипотез;
  • описание методов исследования;
  • описание данных и результатов исследования;
  • аргументация выводов;
  • приглашение к дискуссии по исследуемой теме.

Неопозитивизм достиг пика своей популярности в 40—50-х годах, после чего наступил некоторый спад. Возрождению неопозитивизма в конце 70-х — начале 80-х годов способствовала общественно-политическая обстановка: требование надежной информации и научной экспертизы социальных явлений стало государственным заказом. Социология ответила на это усилением прикладной функции, воплощенной прежде всего в социальной инженерии, и расширением поля прикладных исследований. Вместе с тем предпринимаются попытки преодоления эмпиризма и описательности (Г. Бейлок, Д. Коэн, Д. Уиллер). На передний план выступают следующие неопозитивистские положения:

  • наиболее адекватной формой выражения социологической информации является язык математики;
  • основываясь на методологическом единстве наук, социология должна использовать новые логико-методологические средства для анализа данных;
  • социология — этически нейтральная сфера социальных исследований.

Таким образом, усиление спроса на социальную информацию создает финансовую основу и благоприятный политический климат для развития неопозитивизма. Но нельзя не видеть и ограниченности этого направления, связанной с отсутствием фундаментальной теоретической базы.

Структурно-функциональный анализ Парсонса.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс (1902—1979); 2) как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы. Нас интересуют именно концептуально-теоретическке взгляды Т. Парсонса и его последователей.

Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса — категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.

Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
  • поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
  • обеспечение внутренней стабильности, равновесия, само-тождественности системы (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания — политика, функцию интеграции — право и культура, латентную функцию — институты социализации (семья, школа, церковь и т. д.).

Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.

Окончательно структуру социального действия определяют:

  • система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;
  • принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
  • существующие средства и условия.

Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий.

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

Парсонс различает три типа общества:

  • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
  • промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
  • современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Значимую роль в социальной философии современности играет структурно-функциональный анализ. Многочисленные исследования в этой области полностью удовлетворяют социальную потребность. Среди учёных, которые занимаются данным вопросом, следует выделить Т. Парсонса и Р. Мертона, которые признали социальную значимость структурно-функционального анализа для общества и посредством его смогли объяснить многочисленные общественные явления.

Представители структурно-функционального анализа

Р. Мертон сформировал и проработал так называемую "теорию среднего ранга". Это научное объяснение общественных явлений, которое является своеобразной совокупностью некоторых теоретических объяснений, которые основаны на эмпирических данных. Общая социальная теория функционирования общества, по мнению Мертона, могла бы стать обобщённым выражением теорий среднего уровня.

Некоторые представители и приверженцы структурно-функционального анализа, например, О. Конту и Г. Спенсер, высказывают мнение о том, что общество – это единый социальный организм, состоящий из отдельных частей, а они, в свою очередь, тесно связаны между собой и со всеми компонентами общества.

Они выдвигали идеи о том, что в основе человеческого существования стоит задача по упрочнению этих самых связей для обеспечения обществу стабильности и равновесия, только в этом случае общество, как организм сможет функционировать нормально. В основе исследований О. Конту и Г. Спенсера лежат следующие термины: система, элементы, структура, функция, дисфункция, равновесие, стабильность, гармония и пр.

Структурно-функциональный анализ

Основываясь на исследованиях посредством структурно-функционального анализа явлений в обществе, учёными выделяются факторы, которые способствуют равновесию и стабильности. А также те факторы, что наоборот тормозят развитие и нарушают стабильность и равновесие. Кроме того поднимаются вопросы, связанные с проблемами норм и ценностей, которые также способствуют нормальному функционированию социума, и отклонениях от них, которые имеют свои характерные особенности и называются дисфункции.

Особое место в исследованиях учёных занимает также нестандартное поведение или поведение не соответствующее нормам: социальным, нравственным и правовым. Под этим следует понимать преступность, наркоманию, алкоголизм и т.п. Кроме того, следует отметить, что дисфункциональный характер может носить и деятельность некоторых социально-политических институтов. Это происходит в ситуациях, когда последними нарушается стабильность общественной жизни, следствием таких действий становится деформация и разрушение. Все эти явления находятся под пристальным вниманием социологии и структурно-функционального анализа.

Т. Парсонс и его теория

Т. Парсонс предпринял, в силу описанных выше факторов, создать теорию функционирования общества и брать за её основу целостную социальную систему. Согласно положениям, которые он выдвинул в одной из своих ключевых работ " Структура социального действия", в исследованиях общества следует опираться на "аналитический реализм". По его мнению, это означало, что структура теоретических понятий должна отображать черты реального мира истинно, это же касается и происходящих в обществе процессов.

Для Т. Парсонса общество – это тип общественной системы, которой присуща наивысшая степень самодостаточности в рамках своей среды. Он является создателем функциональной теории социальной организации, где выдвинул мнение о том, что социальная организация имеет четыре уровня:

  • Отдельные человеческие индивиды.
  • Коллективы.
  • Социальные институты.
  • Общество.

На первом уровне находятся отдельные человеческие индивиды, которые взаимодействуют между собой, при этом каждый выполняет свою социальную роль. На этом уровне Т. Парсонс поддерживает идею М. Вебера и продолжает развитие "теории социального действия". В её основе лежит учение об обществе.

На втором уровне, где находятся коллективы, происходит практически то же самое, что и на первом. Различие в том, что индивиду организуются в коллективы и точно также коллективы выполняют свои социальные роли.

Третий уровень образуют социальные институты. Уточняя, здесь обнаруживаем системы образования, политики, права, искусства и т.п.

Четвёртый уровень состоит из общества, которое является на этом уровне целостной системой. Она же, в свою очередь, состоит из индивидов с первого уровня, коллективов со второго и социальных институтов с третьего. В основе всего этого лежит общепринятая система ценностей.

Т. Парсонс активно исследовал общественные процессы и законы в обществе. Применяя свою теорию на всех уровнях, он смог сделать выводы о том, что экономическое равновесие является основой для равновесия в обществе в целом, кроме того стабильность и устойчивость общественной жизни зависит целиком от экономики.

Учёный говорит о том, что чрезмерная классовая дифференциация недопустима в цивилизованном современном обществе. Поднимает вопросы о проблемах в политической сфере, где остро необходим поиск новых механизмов разрешения противоречий. Кроме того, полагает, что соблюдение фундаментальных условий стабильности систем является прямым путём к стабильности общественной жизни.

Общая социальная теория для Т. Парсонса имела важное значение и глубочайший смысл. Посредством основных положений учёный объяснял общественные процессы и всё происходящее в различных сферах жизни. Он стремился идти от анализа деятельности людей к изучению общественных отношений между индивидами, а также деятельности общественных институтов, что, в свою очередь, способствовало более широкому изучению общества именно как социальной системы в целом.

Структурно-функциональный анализ – одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ – один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.

В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:

2. зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.

В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ:

1. для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте;

2. для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.

Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы.

Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.

адаптация – приспособление к окружающей среде;целеориентация – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;

интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений;латентность (или поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм- ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки.

Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман)

Феноменологическая социология - в узком (строгом) смысле - социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций социологизированной версии феноменологии позднего Э. Гуссерля; в широком смысле теоретико-методологическая ориентация в "неклассической" социологии 20 в., эксплицировавшая социологический потенциал философской феноменологии для осмысления социального мира в его сугубо человеческом бытии - с позиций практически действующих, конституирующих себя и себя-в-мире индивидов.

Основные понятия в феноменологической социологии Щюца: жизненный мир и естественная установка. Первое — это все, на что направлено сознание. Второе — дорефлексивная точка зрения. Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаряпроцессами типизации и идеализации.

Символический интеракционизм - теоретический подход в американской социологии по объяснению деятельности и интеракции с точки зрения результата значений, которые акторы вкладывают в вещи и в социальные действия, включая себя самих.

Читайте также: