Структура школьного проекта по истории

Обновлено: 06.07.2024

Предложенные в разделе творческие и исследовательские проекты по истории учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов школы направлены на изучение Истории России и Всемирной истории, рассматривают исторические сведения о Древнем мире, Древней Руси, Древней Греции, Египте, Средневековье, Царской России, Крыме, историю городов и стран, родного края. Популярными темами творческих работ по истории являются период Смутного времени, биография и период правления Ивана Грозного, дворцовые перевороты и Великая отечественная война. В качестве темы для выполнения проекта по истории могут быть выбраны история письменности, чтения, речи, музыки, математики, русского языка, времени, книг, театра, игрушек, религии, одежды, денег, Олимпийских игр, кораблей, пирамид, телефона и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рекомендациях представлены результаты обобщения методического, теоретического и практического материала по вопросам подготовки и защиты индивидуального проекта. Раскрываются и конкретизируются основные этапы выполнения индивидуального проекта студентов – подготовительный этап, работа над текстом, оформление и защита.

Методическое пособие предназначено для реализации требований к формированию общих компетенций студентов.

- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- выработка способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Кроме того, работа над индивидуальным проектом развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, приобщает к научно-исследовательской деятельности, способствует формированию ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества.

I . ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Чтобы работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать последовательность ее выполнения:

Выбрать из предложенного списка тему индивидуального проекта.

Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).

Составить список использованной литературы.

Определить структуру работы (составить план)

Обосновать актуальность темы индивидуального проекта

Оформить введение, основную часть и заключение работы

Подготовить и оформить приложения

Оформить титульный лист

Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)

Подготовиться к защите индивидуального проекта

II . ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Индивидуальный проект предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана индивидуального проекта.

III . СТРУКТУРА РАБОТЫ

Список источников и литературы

Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).

Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект - реальность, которая существовала (существует) независимо от исследователя

Предмет - часть объекта, включенная в познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному изучению.

Пример: объект - общественное движение в России в XIX в.

Предмет - революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.

Постановка цели .

Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

Основные задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не менее трех задач.

Обоснование методологической базы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Историография проблемы - краткий обзор литературы и источников

Вывод – это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над введением.

Основное содержание

Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.

Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).

В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.

Содержание проекта должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки (приложение 3).

Заключение – самостоятельная часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

основные выводы в сжатой форме;

оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список источников и литературы.

Список источников и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

автор (фамилия, инициалы);

выходные данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).

Пример: Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - Москва: Просвещение, 1997. - 384 с: ил. - ISBN 5-09-007612-Х

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

название сборника, журнала, газеты;

место издания и год издания (если сборник);

год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Журнал: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков // Обществознание в школе. – 1999. - №1. – С.10-16.

Сборник: Кострова А.М. Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. / А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. – С. 44 – 49.

При написании индивидуального проекта могут быть использованы диссертации и авторефераты:

вид работы (диссертация или автореферат диссертации)

научный руководитель (в диссертации)

место защиты диссертации

Пример:

1. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: дисс. . канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.

2. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: автореф. дисс. . канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.

Интернет-ресурсы оформляются следующим образом:

автор, название / название книги, сборника

указание даты обращения

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия городов.

В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер).

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.

В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.

IV . ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор.

Поле страницы: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см; отступ красной строки – 1,25 см.

Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.

Объем работы – 15 - 25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.

Заголовки печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые центрируются, точка в конце заголовка не ставится.

Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.

Титульный лист содержит следующие атрибуты (Приложение 1):

название учебного заведения;

сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);

год выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется.

Оглавление ( Приложение 2 )

Это вторая страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются.

Все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы.

V . ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Необходимо заранее подготовить тезисы выступления.

Выступление должно быть кратким.

Если вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность.

Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов

Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

Будьте особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.

Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.

Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.

2. Выступление сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации (приложение 4).

Приложение 1.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

СП Богородское

Индивидуальный проект по истории

Преподаватель:

канд. ист. наук Кострова А.М.

студент (ка) I курса

Иванов Иван Иванович

Приложение 2

Глава I . Личность Павла Петровича Романова…………………………… . 7

1.1. Становление личности цесаревича Павла…………………………….. . 7

1.2. Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол……………………………………………………………………….. . 10

Глава II . Внутренняя политика Павла I ……………………………………. . 13

2.2. Сословная политика ……………………………………………………. . 15

Глава III . Внешняя политика Павла I . …………………………………… . 17

3.1. Антинаполеоновская политика ……………………………………….. . 17

3.2. Смена внешнеполитических ориентиров …………………………….. . 20

Список источников и литературы………………………………………….. . 24

Приложение 3

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТРАНИЧНЫХ СНОСОК

Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол.

Приложение 4

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Эффективность использования презентации зависит от четкости, продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать принцип 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем один ключевой момент можно разделить на несколько слайдов. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.

Каждый слайд должен иметь простую понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике.

Предпочтите горизонтальное расположение материала, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Не перегружайте презентацию текстом. С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, может содержать не более 7 – 13 строк. На слайде не следует располагать список, состоящий более чем из 5 – 6 пунктов.

Диаграммы, схемы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности выступления или доклада. Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.

Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступления. Они должны быть четкими и соответствовать текстовому содержанию. Не стоит перегружать презентацию иллюстративным материалом ( 3 – 5 изображений для одной идеи)

Не следует злоупотреблять анимацией и эффектами. Помните о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

1 Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб .: Кристалл , 2000 . С. 442

2 Валишевский К. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. Москва, 2004. Том 5. С. 164.

Исследовательская работа отличается по жанру, структуре и целям. Самое главное – цель исследования. В отличие от реферата, ученик в своем исследовании должен открыть что-то новое, что до него не было никому известно или представить новый взгляд на проблему. Исследование представляет собой четкий ответ на поставленный исследователем вопрос, т.е. достигает определенной цели. Вот примеры тем из реальных лицейских исследований:

· Как отражалась фигура Лжедмитрия I, его жизнь и деятельность в свидетельствах иностранцев о Смутном времени;

· Исследование историографии политики Ивана III по формированию русского централизованного государства в её развитии путем анализа господствующих исторических школ с конца XVIII по начало ХХ века.

Соответственно начинать исследование надо с выбора темы. Казалось бы, что же может быть проще? Чаще всего лицеисты сталкиваются с тем, что выбирают очень широкую или хорошо изученную тему. В первом случае получится пересказ учебника, во втором – реферат. И тот и другой вид работ не имеет исследовательской составляющей. Правильно выбранная и сформулированная тема обеспечивает возможность выполнения работы в принципе.

Основные ошибки при выборе темы по истории :

2. Иногда получается так, что в исследовании сформулированы сразу две темы. В таком случае становится непонятно, что же именно будет исследовать автор?;

Решили два молодых аспиранта диссертацию написать. Выбрали себе темы и разбрелись по кафедрам. Зашел к одному из них в гости знакомый профессор. Увидел молодого человека за работой, порадовался, да и заинтересовался:

- Какая же у тебя тема?

- Ух ты . — обрадовался аспирант, с трудом узнавая родную тему.

Hа следующий день встречает он своего друга и спрашивает:

- Ты как работу свою назвал?

- Это ты сам выдумал или профессор подсказал?

- Конечно, профессор подсказал.

- А как до этого-то было?

6. Неподъемная тема. Многие лицеисты любят эпоху Средних веков из-за окружающего их ореола романтики. Но брать какую-либо тему по медиевистике сложно. Надо очень хорошо подумать, прежде чем что-либо выбрать. Основная проблема – незнание древних языков, а при наличии переведенных источников – исследованность темы.

Итак, мы, наконец, выбрали тему исследования, сформулировали для неё цель или ключевой вопрос. Но ключевой вопрос всегда достаточно велик для того, чтобы найти на него ответ один прием. Необходимо раздробить его на несколько вопросов. Представьте, что вопрос вашего исследования – слон, которого вам надо съесть. Целиком съесть слона никому не под силу, а вот если разрезать его на кусочки, есть по частям, да ещё и в течение года, то все выглядит вполне реально. Также дело обстоит и с исследованиями. Для достижения поставленной цели выделяют задачи, которые надо решить в ходе исследования. Любой ключевой вопрос исследования предполагает постановку конкретизирующих его задач .

Частенько в качестве задач исследования ученики представляют ход своей работы, например:

1) Прочитать литературу по своей теме;

2) Собрать базу источников;

3) На основе этих источников сделать выводы;

4) Выполнить анализ данных;

5) Объединить все выводы в ответ на ключевой вопрос исследования.

Это всё к исследовательским задачам не имеет никакого отношения. Это необходимые этапы работы над вашим исследованием, без которого оно просто не состоится. Это делают все учёные, поэтому конкретно к вашему исследованию они не относятся.

Задачи должны отражать содержательный аспект поставленного вопроса. Вот пример того, какие задачи можно ставить применительно к цели исследования.

Например, целью является выявление стратегии научно интеграции историков иммигрантов в США. Для этого необходимо решить ряд задач.

Во-первых, кратко проанализировать вклад русских историков-эмигрантов в развитие американской науки. Наука развивается в двух областях: производство нового знания и подготовка будущих учёных. Следовательно мы будем, уделять внимание обеим сторонам этого процесса.

Во-вторых, мы проанализируем различные стороны жизни русских учёных в США, проблемы, с которыми они сталкивались.

В-третьих, неотъемлемой частью нашего исследования является анализ их отношения к США, в особенности к их академической культуре, чтобы понять, какой стратегии интеграции они придерживались.

В-четвертых, будет уделено внимание политической и общественной деятельности эмигрантов и т.д.

Итак, для того, чтобы получить что-то определённое, нужно чётко сформулировать цель. Соответственно, для успешного исследования необходимы сформулированные под цели задачи, релевантные источниковая база и корректно выбранные методы.

Прежде чем приступить к началу работы, необходимо чётко представлять себе специфику исторического исследования. Во многом деятельность историка напоминает работу сыщика. На основании имеющихся улик (источников), используя релевантные методы, необходимо восстановить картину происходивших событий. Но есть одно большое отличие от деятельности сыщика, а именно необходимо учитывать исторический фон. Для сыщика нет нужды концентрироваться на этом специально, он сам живёт в этой реальности. Для историка всё не так просто, он должен учитывать, что в разные времена людьми двигала разная логика. Картина мира современного человека и картина мира средневекового будут различаться кардинальным образом. Нельзя оценивать события средневековья, ту же инквизициию, с точки зрения современной морали.

Теперь давайте разберём структуру введения любой исследовательской работы на историческую тематику, будь то школьное исследование, курсовая, диплом, магистерская или кандидатская диссертация.

Научная актуальность может быть связана с недостаточной изученностью темы, открытием новых источников, которые позволяют по-новому взглянуть на старые проблемы, появлением новых методов анализа материала. Например, одна десятиклассница предложила опробовать метод SWOT-анализа, который обычно используется в экономике, на историческом материале.

Следующая часть введения, которая напрямую связана с научной актуальностью - историография . Обычно для разных областей используется общее название это части работы - обзор литературы. В историческом исследовании эта чатсь работы - историография. Историография предполагает более глубокое погружение в материал и, следовательно, более глубокое его понимание. Применительно к школьному исследованию историография в узком смысле слова - это совокупность исследований в области истории, посвященных определённой теме, либо исторической эпохе. При анализе историографии историк должен изучить ключевые подходы к анализу своей темы и определить, что именно он может добавить к этой теме. Возможно, это будет новый взгляд на проблему, возможно несогласие с существующей точкой зрения.

Например, обычно изучение какой-либо войны связано с изучением событийного ряда: сражения, осады крепостей, манёвры войск. Но на эту тему можно посмотреть ещё с десятка ракурсов: снабжение войск, роль личности, бытовые условия жизни солдат, вопросы комплектования армии и многое другое. Таким образом, при написании литобзора вы должны стремиться определить ту узкую область исследования, которой до вас никто не занимался.

Неудачный литобзор представляет собой простое перечисление книг, иногда оно сопровождается изложением основных идей авторов прочитанных работ. Но вот вопрос – какая польза такого литобзора? Что он дает? Ничего. Хороший литобзор должен представлять собой не простое перечисление, а изложение материала по группам. Например, такая-то группа авторов рассматривала данную проблему с такой-то точки зрения и придерживалась такой-то методологии, а такая-то группа, наоборот, с ними полемизировала и не соглашалась. Таким образом вы и сможете выделить эту область вашего исследования, на которой стоит сосредоточиться.

Где же брать научную литературу? Я думаю, что наиболее распространённым ответом является интернет. В интернете существует масса ресурсов, баз данных, где представлены различные монографии, статьи, обзоры, рецензии и так далее.

Из электронных баз стоит отметить следующие:

Зарубежные базы данных:

Поиск лучше всего организовывать по ключевым словам, чтобы не пропустить какую-либо важную работу. Помимо Интернет-ресурсов, которыми наверняка многие и так хорошо владеют, есть библиотеки, в которых можно взять сборники ИНИОН по вашей тематике и найти всю новейшую литературу по вашей теме. Рекомендуется охватывать период последних пяти лет. Ещё одним способом является просмотр литературы, на которую опирались авторы исследовавшие тему до Вас. Но это не дает представления о новейших работах в той или иной сфере.

Ещё одна довольно распространённая ошибка – использование учебной литературы в своем исследовании. Если ваша работа не посвящена изучению этой самой учебной литературы, применять её не нужно. Учебники это не научный жанр. Учебники представляют собой некую общепринятую точку зрения на те или иные события. Они не основаны на проблемном подходе, не решают исследовательских задач. Острые, дискуссионные вопросы в них обходят стороной, в лучшем случае будут приведены разные точки зрения без их подробного анализа. Из учебника вы не можете почерпнуть для себя новой информации. Те общие сведения, которые в них излагаются и так должны быть вам известны.

Следующее, о чем стоит сказать – хронологические рамки исследования . Существуют верхние и нижние хронологические границы. Нижняя граница – наиболее ранняя, верхняя граница – наиболее поздняя дата. Эти границы выбираются не произвольно, а должны иметь логическое обоснование.

В заключение хотелось бы пару слов сказать о таком особом виде исторического исследования, как историографическое. Примерами таких работ могут быть следующие темы:

То есть в историографическом исследовании, мы изучаем не само событие, а то, как его представляли себе историки прошлого, и как это представление менялось с течением времени, какие факторы влияли на этот процесс и так далее. Сама структура исследования при этом не меняется, она остается прежней. Однако меняется историографическая часть ведения.

Теперь нужно понять, что такое источники. Исторический источник это не любая книга или статья, которую Вы можете найти на просторах интернета. Эти книги написаны историками на основе каких-то других источников. Вот они-то нам и нужны! Вторая причина возникающей путаницы - иногда встречающееся название историографии - вторичные источники. В историческом исследовании этот термин в принципе можно не употреблять. Для типичного исторического исследования есть только источники и литература! И все! Исключением из правил являются работы на историографические темы. Итак, исторические источники делятся на множество типов согласно разным классификациям. Освещать их все мы, конечно, не будем. Согласно общепринятой классификации выделяют шесть типов: 1) письменные; 2) вещественные; 3) лингвистические; 4) этнографические; 5) устные; 6) кино-фото-фонодокументы.

Это - источники. Именно из них с помощью различных методов анализа вы должны получить новую информацию, которая приведёт вас к новым выводам. Каждый вид источников делится в свою очередь на разные подвиды и каждый обладает своей спецификой. Эту специфику необходимо учитывать в своей работе.

Что касается письменных источников , то наиболее часто встречаются такие их виды как летописи, законодательные акты, источники личного происхождения и периодические издания. При работе с письменными источниками одним из самых важных этапов является их внешняя и внутренняя критика. Внешняя критика подразумевает под собой определение проблемы достоверности, авторства и обстоятельств появления. На ученическом уровне это не всегда возможно, но приступить к этому стоит.

Для того, чтобы узнать, что было в прошлом, историки применяют множество инструментов. Мы с вами рассмотрим только некоторые из них.

Но, сначала, мне бы хотелось указать на наиболее типичные ошибки в школьных исследованиях. Ученики почему-то очень любят указывать анализ в качестве метода исследования. Это все равно, что указывать метод строительства при возведении здания. Понятно, что вы анализируете материал, об этом можно не писать. Нам интересно как именно вы его анализируете, какие конкретно методы вы используете. Еще ученики очень любят исторический метод, которого в исторической науке не существует. Любой метод в истории будет историческим. Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в исследованиях методы и как именно ими пользоваться.

Историко-генетический метод. Одним из наиболее важных принципов работы историка является рассмотрение всякого исторического события во времени, т.е. в его генезисе, т.е. появлении (отсюда и название метода), формировании и завершении. При этом любое явление необходимо рассматривать с учетом исторических особенностей того времени, в котором оно происходило. Историко-генетический метод подразумевает выявление причинно-следственных связей при изучении изменений институтов, явлений и процессов в ходе их исторического развития. Этот метод актуален не только в истории, он нашел свое место и в других областях знания. Например, юристы используют этот метод для изучения становления системы права, в разных странах. Нередко на стыке истории и какой-либо другой социальной науки возникает пограничная дисциплина (историческая социология, история государства и права, экономическая история, и т.д.). Недаром истоки всех событий таятся в прошлом.

Разновидностью историко-генетического метода является ретроспективный метод. Суть его заключается в том, что исследователь, основываясь на более близких к нему по времени исторических событиях реконструирует знания о более древнем обществе. В этом работа историка похожа на работу сыщика. Также как и следователь, который, основываясь на уликах, пытается восстановить ход преступления, историк на основании имеющихся у него свидетельств пытается восстановить ход событий.

Сравнительный метод. Сравнение есть один из общенаучных методов познания мира. Сравнительный метод базируется на аналогии, т.е. определенном сходстве изучаемых предметов и явлений. Так, мы не можем сравнивать что лучше, груша или яблоко, т.к. это разные фрукты, но мы можем сравнить вес, цвет или объем этих фруктов, т.к. они обладают сходными данными характеристиками. Т.е. для адекватного сравнения необходимы критерии. Предпосылкой историко-сравнительного метода является то, что многие природные и социальные явления повторяются. Задача ученого – понять причины этой повторяемости и попытаться ее прогнозировать. При изучении событий прошлого, важно соблюдать ряд принципов сравнительно-исторического анализа: проведение сопоставлений близкого временного периода или примерно сопоставимого стадиального уровня развития исследуемого общества и общества, используемого в качестве аналога. Понятно, что мы с вами не можем сравнивать современное европейское общество с архаичными племенами бассейна реки Амазонки. Но зато, изучая эти племена, мы примерно можем себе представить, как жили аборигены Австралии. А изучение быта и отношений индейцев Северной Америки Морганом позволило ему проецировать их общественный строй на племенной строй народов Евразии в глубокой древности.

В ряде случаев возможно сравнение достаточно разных объектов, т.к. это может позволить по-новому взглянуть на проблему, поставить новые вопросы перед исследователем.

Теперь несколько слов о структуре работы. После введения стоит переходить к основной части. Её необходимо разделить на главы. Традиционно принято выделять три главы помимо введения и заключения. Но, конечно, никаких ограничений нет. Глав может быть и больше и меньше. Главы в свою очередь делятся на параграфы. В конце каждой главы необходимо подвести ее итог. Также на каждую задачу, обозначенную во введении, необходимо дать отдельный ответ.

Чем выводы отличаются от заключения? Выводы вы делаете непосредственно на основе полученных результатов. В заключении же вы говорите о значении этих результатов для науки и их дальнейшем применении.

В конце хотелось бы несколько слов сказать об академической честности и о плагиате. Что такое плагиат? Плагиат – воровство интеллектуальной собственности, присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за собственное. Чем плагиат отличается от заимствования? Ответ прост. Если вы, заимствуя чужой текст необходимый для вашей работы, даете ссылку на автора этого текста, то есть публично признаете, что текст не ваш – это заимствование. Если этого не сделать, то получается, что вы неправомерно присваиваете чужой текст, это плагиат. В Высшей школе экономики за обнаруженный в работе плагиат, студента могут отчислить.

Будьте честными как сами с собой, так и с другими.

[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009. – С. 247.

[2] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Отделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003. - 486 с.

На уроках истории использование проектного метода способствует осознанному изучению и закреплению нового материала у обучающихся. Процесс обучения строится на основе выполнения проектов по одной из выбранных тем. Тематика проектных работ столь разнообразна, что дает возможность реализации межпредметных связей. При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть используемы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление.

Автор: обучающийся 5 класса Ивахненко Иван.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.

Срок выполнения проекта: 2 недели.

  • включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения;
  • глубокое знакомство пятиклассника с историей своей семьи на конкретных материалах;
  • установление связи между историей семьи и историей Отечества.

Практическая цель проекта: исследование вклада одного из предков обучающегося в историю России.

Вопросы проекта:

1. Почему меня назвали этим именем?
2. Почему это имя было самым популярным в моем роду в разных поколениях?
3. Какие события предшествовали этой семейной традиции?
4. Кто из моих предков носил это имя?
5. Какие важнейшие события в истории нашей страны происходили при жизни выбранного предка?
6. Какое участие он в них принимал?

Аннотация и этапы работы над проектом. Семейная тематика – весьма тонкая и проблемная. В условиях распространенных социальных бед российской семьи не всегда представляется корректным озадачивать ребенка исследованием собственных семейных корней. Поэтому этот и все другие индивидуальные проекты должны быть исключительно результатом добровольного выбора самих учащихся. Таким образом, на первом этапе учитель предлагает обучающимся включиться в данный исследовательский проект. Вопросы проекта обозначаются как тема для разговора с родителями, бабушками, дедушками.

Первая неделя – этап сбора информации (устный рассказ, фотографии, документы из семейного архива, реликвии). К следующему уроку обучающийся должен выбрать и обосновать, какого предка и почему он выбрал для выполнения работы, и какова будет конкретная форма выхода проекта. Учитель должен обсудить с обучающимися и предстоящее выступление на презентации проекта, и отметить наиболее сильные и привлекательные стороны собранной информации, которые должны быть отражены в выступлении.

Вторая неделя – этап подготовки выхода проекта. Содержательно проект может быть оформлен в жанрах разной степени сложности. Простейший – сочинение по теме по плану, обозначенному любыми событиями 3-4 вопросами проекта, с иллюстрациями в виде фотографий. Более сложный предполагает создание хронологии из жизни семьи. По прошествии второй недели проводится презентация подготовленных проектов.

Технологическая карта

Возможные формы презентации проекта: демонстрация видеоролика с последующими ответами на вопросы (3-4 мин.).

История моего имени

Автор: обучающийся 9 класса Вагин Максим.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.

Цели проекта: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына Волгограда и св. Александра Невского.

Выявлена значимость проекта.

Источниковой базой работы является жития святого благоверного великого князя Александра Невского, публикации документов, периодические издания. Были использованы книги по истории Русской Православной Церкви, об истории строительства храмов в Царицыне, об их уничтожении в Сталинграде и начале восстановления в Волгограде, об отдельных священнослужителях и православных людях города на Волге.

Объектом исследования стал Александро-Невский кафедральный собор в Царицыне и восстановление собора в современном Волгограде.

Время работы над проектом: декабрь-февраль 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 3 месяца.

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • вести поиск нужной информации.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающегося, самореализация.

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта.

II этап: Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов

Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта:

III этап: Результаты и выводы.

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде доклада и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Участник проекта отвечал на поставленные вопросы, делился своими мнениями. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.

Тезисы проекта.

Интерес к личности Александра Невского возрос когда 12 сентября 2006 года в день города Волгоград был освящен с воздуха иконою святого князя Александра Невского. Я думаю, что многие тогда впервые узнали, что у нашего города есть небесный покровитель – благоверный князь Александр Невский, который бывая в Орде, посещал Нижнее Поволжье. В 2007 году исполняется 765 лет битве на Чудском озере, в которой проявился талант Александра Невского как полководца.

Цель: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына-Волгограда и св. Александра Невского.

Есть деятели земли русской, которые становятся ангелами-хранителями своего народа, их защите приписываются счастливые события в случае избавления от разных бедствий. Князь с помощью дипломатии ограждал ее от разорительных набегов татаро-монгол, защищал Русь от западных захватчиков.

В XIX веке три российских императора носивших имя благоверного князя Александра Невского, за годы своего царствования утвердили исключительность его почитания как святого земли Русской. В 1918 году состоялось освящение собора св. благоверного князя Александра Невского, который стал украшением Александровской площади Царицына.

В советские времена в соборе размещалась автобаза. Собор взорвали в 1932 году. Огромная груда разбитого кирпича помогла ликвидировать отсталость Сталинграда по замощению улиц.

В боях за Сталинград образ святого князя помогал укреплять боевой дух наших солдат. В дни Сталинградской битвы был учрежден боевой орден Александра Невского. Первое награждение этим орденом состоялось за подвиг, совершенный в донских степях.

В Волгограде открыт памятник небесному покровителю Александру Невскому, который найдет вскоре свое окончательное место перед вновь восстановленным собором.

Наше поколение не должно забывать имя великого князя и сделать все для увековечивания его имени. В нашем городе любая улица достойна носить имя древнерусского полководца и государственного деятеля Александра Невского.

Авторы: обучающийся 7 класса Павлова Наталья и Долгов Максим.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.

Время работы над проектом: сентябрь-октябрь 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 2 месяца.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • навыки работы с персональным компьютером, работы в internet;
  • вести поиск нужной информации.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающихся, самореализация

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап

II этап: Поисково-исполнительский этап

Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.

III этап: Результаты и выводы

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России и во внеклассной работе.

Схема презентации:

Использованные материалы:

Автор: обучающаяся 8 класса Павлова Наталья.

Руководители: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н., учитель русского языка и литературы.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели: изучить тему «Восстание декабристов

Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает чувство долга, ответственности, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями.

Учебная проектная деятельность обеспечивает развитие различных компетентностей учащихся.

Тип проекта: информационный, учебный.

Время работы над проектом: около 2-х месяцев.

Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

Обеспечение проекта:

Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, ресурсы “Интернет”.

ЗУНы, необходимые для работы в проекте:

Умение работать в информационном поле, используя дополнительную литературу, умение осмысливать, структурировать информацию, связывать её с прежними знаниями, находить ей место в канве урока.

Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.

Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные компетентности учащихся.

Методика учебного проекта по истории предполагает, на наш взгляд, осуществление ряда этапов учебной деятельности.

I. Вводная часть

II. Проблематизация

В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.

III. Постановка учащимися их цели – проблемы

В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.

IV. Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков.

VI. А затем состоялась презентация нашего учебного проекта

Использованные материалы:

Авторы: обучающийся 10 класса Палеева Наталья.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.

Время работы над проектом: один месяц.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода;

исследовать замысел “Троицы”

Задачи:

  • понятие;
  • сюжет;
  • иконографию;
  • композицию;
  • символику цвета;
  • символику описательных деталей.

В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • навыки работы с персональным компьютером, работы в internet;
  • вести поиск нужной информации.

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап.

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. В предшествующих Рублеву композициях Троицы Ветхозаветной изображались палаты Авраама, дуб Мамврийский, помещался стол с несколькими предметами на нем, в произведения включались фигуры Авраама и Сарры, иногда сцена заклания тельца. Внимание акцентировалось на пиршеском угощении Авраамом.

II этап: Поисково-исполнительский этап.

Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.

III этап: Результаты и выводы

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России, Основ православной культуры и во внеклассной работе.

  • Детская энциклопедия “Искусство”, издательство Аванта
  • Преподавание истории в школе 1997г. Издательство “Школа-пресс”
  • Искусство 1969г. Издательство “Просвещение”

Автор-разработчик проекта: Ивахненко В.Е. и обучающиеся 11 класса.

Данный проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы для работы на уроках истории России.

Тема учебного проекта тесно связана с изучением истории

Цели проекта: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

воспитание чувства патриотизма.

  • приобщение к полезной деятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование навыков по исследовательской деятельности;

Возраст учащихся: 11 класс.

Время работы над проектом: январь-февраль 2004 г.

Режим работы: 16 учебных часов.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: персональный компьютер, сканер, монитор, школьная и районная библиотеки.

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, информатике;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • вести поиск нужной информации;
  • использовать множество дидактических приемов

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными навыками информационных технологий.

  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании деятельности, работе с источниками информации, структурировании информации.

Работа над проектом была разбита на шесть этапов:

I этап: Подготовка

Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учащихся в помощь по изучению данной темы. Методическое пособие должно познакомить с причинами и поводом к войне, ходом боевых действий, подвести итоги войне. В заключении учащимся предлагается представить на просмотр работу в виде электронного ресурса. Определяется тема и цели проекта.

II этап: Планирование

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.

III этап: Исследование

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, картами боевых действий. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технология изготовления проекта. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

IV этап: Результаты и выводы

Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют презентации работ, анализируют собранную информацию, формируют выводы. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

V этап: Презентация

На уроке истории презентуется работа перед обучающимися всего класса. В итоге получилась обучающая программа по истории Русско-японской войны (1904-1905 г.). Она включает в себя карты, схемы боев, иллюстративный и справочный материалы, видеоматериалы, тесты по теме.

VI этап: Оценка результатов

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности. Через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. Через творческий процесс происходит полное и глубокое удовлетворение от содеянного. В процессе работы происходит развитие творческой активности, определяется социальная позиция ребенка, воспитываются патриотические чувства.

Читайте также: