Структура исследовательского проекта в школе

Обновлено: 02.07.2024

Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, группа) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Научная статья (описание работы) должна содержать:

• Список использованных источников и литературы.

В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.

Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

- с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;

- с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

  • выявить. ;
  • установить. ;
  • обосновать. ;
  • уточнить. ;
  • разработать.

Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования .

Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.

Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через полуторный интервал между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Структура исследовательского проекта

Соблюдение четкой структуры исследовательского проекта при его написании учащимся школы играет важную роль в формировании у школьников навыков грамотного оформления учебных индивидуальных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы при написании серьезных научно-исследовательских работ. В иной формулировке смотри: структуру исследовательской работы

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть (главы);
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения (при необходимости).

Первой страницей индивидуального исследовательского проекта школьника является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также общеобразовательное учреждение, в котором был написан учебно-исследовательский или научно-исследовательский проект.

Существуют установленные правила оформления титульного листа ученического исследовательского проекта, также как и соблюдение структуры проекта при его написании.

  • полное наименование образовательной организации, в которой выполнен исследовательский проект;
  • название проекта, определяющее рамки проведенного исследования; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию исследования;
  • фамилия, имя, отчество обучающегося;
  • класс;
  • фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя исследовательской работы;
  • год и город - внизу страницы, в центре.

Далее составляется содержание проекта, представляющее собой указание на основные элементы исследовательского проекта: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения. Напротив всех заголовков в оглавлении индивидуального исследовательского проекта ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении проекта должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять поочередность.

В заголовках глав исследовательского проекта должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов индивидуальных проектов учащихся школы.

Оглавление исследовательского проекта помещается перед основной частью, чтобы сразу показать структуру работы.

Введение школьного проекта должно включать в себя:

  • актуальность исследования;
  • проблему исследования;
  • формулировку темы;
  • объект, предмет;
  • цель, гипотезу;
  • задачи;
  • методы исследования;
  • практическую значимость и новизну;
  • краткий анализ изученной литературы.

Тема исследовательского проекта в школе должна быть оригинальной, перекликаться с изучаемым на уроках материалом или личными интересами ребенка, давать возможность относительно быстрого написания исследовательского проекта, но при этом не быть слишком поверхностной и простой.

Актуальность проекта формируют причины, указывающие на изучение именно этой проблемы в настоящее время.

Цель исследовательского проекта формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Гипотеза исследовательского проекта - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик. Такое предположение не может быть утверждением или отрицанием, так как оно ещё не доказано.

Задачи исследовательского проекта показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой ученического исследовательского проекта. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.

Структура исследовательского проекта в школе также подразумевает формулирование во введении объекта и предмета исследования обучающегося школы, описание методов исследования, используемых для достижения цели индивидуального проекта школьника, теоретической значимости проекта, выраженной описанием того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека, обществе и практической ценности полученных результатов, указывающей на возможность их использования.

Новизной проекта может считаться отсутствие аналогичных исследований, новизна темы, методического решения, оригинальность постановки целей и задач, а также гипотез.

Литературный обзор проекта в нашей структуре – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.

Основная часть исследовательского проекта


Основная часть индивидуального исследовательского проекта может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы самого проекта, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. В соответствии со структурой глава индивидуального исследовательского проекта завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент.

Основная часть проекта, представленная главами, содержит:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследований;
  • описание источников информации;
  • изложение общей концепции и основных методов исследования;
  • содержание теоретических и /или экспериментальных исследований;
  • анализ и обобщение результатов исследований.

Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.

Литературный обзор в теоретической части исследовательского проекта начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме.

Литературный обзор теоретического раздела в соответствии со структурой исследовательского проекта должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.

Согласно структуре проекта в заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.

Текст теоретической главы в проекте должен соответствовать следующим требованиям:

  • достоверность и полнота информации;
  • наличие авторской оценки использованной информации;
  • логичность структуры;
  • ясность, четкость изложения;
  • композиционная целостность;
  • аргументированность выводов.

Первая часть практического раздела исследовательского проекта содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору индивидуального проекта необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и прочее.

При написании индивидуального исследовательского проекта обучающийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования.

Структура и содержание глав основной части индивидуального исследовательского проекта должны полностью соответствовать теме и глубоко ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко, логично и аргументировано излагать материал.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чугуевского района Приморского края

Структура и содержание исследовательского проекта школьников

Методическая разработка

Зинченко В.С. Структура и содержание исследовательского проекта школьников : методическая разработка / В. С. Зинченко – Чугуевка: МКОУ ВСОШ№2 при ик 2016.- 19с.

Исследовательский проект школьника  это учебная работа в области науки, который обязательно должен иметь письменную часть (отчет), определенную структуру и оформляться по определенным правилам. Важно, чтобы учащиеся знали об этих требованиях еще до начала работы. В связи с этим возникает необходимость подробнее изучить структуру и содержание исследовательского проекта.

Исследовательский проект как вид учебной деятельности……………….5

Структура и содержание исследовательского проекта ………………..….8

2.1. Логические части проекта …….…………………………………………. 8

2.2. Методологические характеристики………………. 9

Практические результаты ………………………………………………………12

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам.

Иоганн Гёте.

В практику работы современных образовательных учреждений внедряется много нового. Это педагогические и информационно  коммуникационные технологии, компетентностное образование, кластерный подход и многое другое. Но самое важное изменение связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Новый стандарт направлен на достижение у современных школьников предметных, личностных и метапредметных результатов. Современные выпускники школы должны уметь применять на практике полученные знания, быть конкурентноспособными на рынке труда, уметь успешно адаптироваться к меняющимся условиям. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием. Эффективным средством для достижения требуемых результатов при изучении предмета является проектно- исследовательская деятельность. При выполнении исследовательского проекта у учащихся формируются все три группы результатов, требуемых ФГОС. В связи с этим вполне понятен интерес, который проявляют сегодня педагоги, организуя проектно-исследовательскую деятельность. Однако организовать такой вид учебной деятельности на уроках очень не просто. Многие учащиеся не владеют навыками, необходимыми для проектно-исследовательской деятельности, да и учитель не всегда понимает, как грамотно использовать инновацию.

Исследовательский проект школьника  это учебная работа в области науки, который обязательно должен иметь письменную часть (отчет), определенную структуру и оформляться по правилам научной работы. Важно, чтобы учащиеся знали об этих требованиях еще до начала работы. В связи с этим возникла необходимость подробнее изучить структуру и содержание исследовательского проекта.

Исследовательский проект школьника как вид учебной деятельности

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Уже в начальной школе первоклассники с интересом постигают элементы научных знаний, проводя наблюдения за окружающим миром. В среднем звене учащиеся пишут рефераты, ставят опыты, выступают с докладами, публикуют первые работы. Все это  результат совместной деятельности учителей и учеников, объединенных творческим подходом к делу. Проектная деятельность, широко применяется в школьной практике, но от других видов деятельности она отличается уникальностью, творчеством и одновременно направленностью на достижение конкретной цели, координированным выполнением взаимосвязанных действий, ограниченностью во времени. Часто проектом называют любую самостоятельную работу учащихся. Из–за того, что у учителей и учащихся нет четкого представления о проектной деятельности, возникает большая путаница. Для начала необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, структура и содержание, какова степень участия в нем учителя.

Существует много классификаций проектной деятельности. Остановимся на классификации по продукту. В первой группе проектов таким продуктом может быть вещь или предмет, разработанный и изготовленный учащимся, во второй группе проектов  какое-либо мероприятие (концерт, спектакль). Результатом исследовательских проектов становиться полученное учащимся новое для него знание, а продуктом  сам исследовательский проект (текст, письменная работа). Именно исследовательские проекты являются предметом нашего разговора.

Для организации исследовательской работы учащихся необходимо понимание того, что она во многом отличается от деятельности ученых. Основная цель для учащихся – это научиться проводить само научное исследование и получить новое для себя знание.

Как же учителю организовать исследовательскую деятельность учащихся? Ведь для этого нужно понимать, что исполнители проекта  это зачастую хорошо успевающие школьники, которые загружены текущими уроками и домашними заданиями. Одновременно с усвоением обязательного по программам содержания они вынуждены заниматься еще и проектной деятельностью. Не следует забывать и о работе учителя  предметника, ведь на него ложится большая и очень сложная дополнительная нагрузка по руководству над проектом. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной цели, чтобы их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Кроме того, учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы деятельности, было направлено на решение учебных задач. На протяжении работы над проектом учитель является помощником и руководителем, он должен направлять и поддерживать школьников: обсудить содержание темы, поделиться опытом оформления материала, оказать помощь в подготовке защиты проекта.

Рассмотрим несколько вариантов, где исследование будет частью учебной деятельности. Например, можно использовать самый традиционный урок при проведении практических и лабораторных работ. Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив для исследовательской деятельности, как биология. Например, в 6 классе на уроках биологии при проведении лабораторных работ можно организовать следующие исследования: изучить влияние света на рост и развитие растений, установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев, выяснить, как влияют на испарение воды условия среды, вырастить растения при разных концентрациях минеральных веществ. На таких уроках учитель и ученики работают вместе над одной из проблем науки. И необязательно требовать от учащихся проведения сложных экспериментов, где необходимо много оборудования, достаточно будет простых опытов, здесь важно научить школьника выдвигать гипотезы, сравнивать, формулировать собственные выводы 2. Педагогу нужно понимать, что школьник не пишет научную диссертацию, а только учится проводить научное исследование. Важно научить школьника получать новые знания и овладеть схемой научного познания на уровне представления1.

Также можно включить исследовательскую деятельность и в нетрадиционные уроки, такие как  пресс-конференция, интервьюирование в группах, учебные викторины и конкурсы, встреча с интересным человеком, учебные игры и т.д.

Другой вариант  спецкурс, элективный курс, основным содержанием которого будет исследовательская деятельность, где педагог на занятиях систематически и направленно ведет к постижению тайн познания: учит анализировать, сравнивать, объяснять, формулировать выводы, оформлять результаты2. Если в школе исследовательская деятельность не организована как элективный курс, то знакомство со структурой и содержанием исследовательского проекта О.Ю. Бурцева рекомендует организовать в виде отдельного внеклассного занятия (занятий).

В связи с этим можно сделать следующий вывод: исследовательская деятельность должна быть специально организованной частью учебной деятельности, это необходимо для формирования у учащихся учебных компетенций. Показателем сформированности учебных компетенций является полностью самостоятельно выполненный исследовательский проект учащегося. Но для многих учителей в исследовательской работе немало неопределенного. Если учитель не имеет теоретических знаний в этой области, то часто вкладывает в понятие исследовательской работы учащихся неверное содержание. Поэтому, одним из важных условий успешной организации исследовательской деятельности является специальная подготовка педагогов в данной области. Чтобы изначально избежать ошибок в исследовательской работе, рассмотрим структуру исследовательского проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура исследовательского проекта

Презентацию подготовила:

Брастовская Дина Юрьевна

Севастополь

2016-17 учебный год

1. Титульный лист (с.1)

Структура исследовательского проекта

2. Содержание (с.2)*

3. Введение или Методологические характеристики исследования (с.3-4)*

4. Основная часть (с. 5-25)*

* Указанные страницы – образец, количество может быть изменено.

5. Заключение (с. 26)*

6. Библиография (с. 27)*

Укажите название учебной организации, полностью, без сокращений, используйте На кадре размер листа и шрифтов деформированы Отступите ≈ 3см вниз, укажите тему работы (можно выделить Авторские данные Обратите внимание! На титульном листе нет нумерации страниц! Внизу страницы укажите город, год работы над исследованием

Укажите название учебной организации, полностью, без сокращений, используйте

На кадре размер листа и шрифтов деформированы

Отступите ≈ 3см вниз, укажите тему работы (можно выделить

Обратите внимание! На титульном листе нет нумерации страниц!

Внизу страницы укажите город, год работы над исследованием

СОДЕРЖАНИЕ Введение…….……………….…. 1 Раздел 1 – Название……. …. 3 1.1.Название. 3 1.2.Название. 10 Раздел 2 – Название…. ……. 12 2.1.Название. 12 2.2.Название. 16 Заключение. 18 Библиография……………….…. 19 Приложения. 22 Пример оформления содержания работы. (размер шрифта в данной презентации искажён) Работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Объём (ФГКОУ СОШ8) – до 20 страниц (включая таблицы, рисунки, исключая приложения)

Раздел 1 – Название……. …. 3

Раздел 2 – Название…. ……. 12

Пример оформления содержания работы.

(размер шрифта в данной презентации искажён)

Работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4.

Объём (ФГКОУ СОШ8) – до 20 страниц (включая таблицы, рисунки, исключая приложения)

Методологические характеристики исследования: 1. Актуальность 2. Проблема 3. Объект 4. Предмет 5. Тема 6. Гипотеза 7. Цель 8. Задачи На данном кадре стрелки работают как гиперссылки. Щёлкните на слово и откроется кадр с пояснением. 9. Методы 10. Новизна 11. Теоретические основания исследования

Методологические характеристики исследования:

На данном кадре стрелки работают как гиперссылки. Щёлкните на слово и откроется кадр с пояснением.

11. Теоретические основания исследования

Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. - почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Для школьников: актуальность исследования исходя из их знаний и опыта.

Объект исследования – философская категория, то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта - что конкретно исследуется?

Предмет исследования - в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект.

Тема - чему посвящена работа, о чём она. 1. Формулировка в виде одного предложения. 2. В конце темы не должно быть никаких других знаков препинания, кроме точки. 3. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. 4. В теме может быть отражена проблема, на решение которой направлено исследование. 5. Повторы слов в теме, объекте и предмете исследования, проблеме не являются ошибкой. 6. Количество слов в теме от 5 до 12 . 5

Тема - чему посвящена работа, о чём она. 1. Формулировка в виде одного предложения. 2. В конце темы не должно быть никаких других знаков препинания, кроме точки. 3. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. 4. В теме может быть отражена проблема, на решение которой направлено исследование. 5. Повторы слов в теме, объекте и предмете исследования, проблеме не являются ошибкой. 6. Количество слов в теме от 5 до 12 .

Формулировки: - разработать план наблюдения за … , - дать описание, - сравнить, - классифицировать, - объяснить, - установить взаимосвязь, - составить … , - определить …и т.п. Одно исследование – одна цель.

- смоделировать, составить прогноз,

- разработать, выявить, установить,

- дать определение, обобщить.

Методы исследования – способы, направления

- теоретические (анализ, объяснение); - эмпирические (опыт, наблюдение); - общенаучные (описание, сравнение); - частные (например, метод световой микроскопии) и др.

Новизна исследования - предполагает определение нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. - Что нового я узнаю в ходе исследования? Чему научусь? Где можно использовать полученные знания и умения? 10 Теоретические основания исследования - теории, законы, закономерности, идеи (и их авторы), которыми исследователь будет пользоваться в ходе работы. 11

Новизна исследования - предполагает определение нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. - Что нового я узнаю в ходе исследования? Чему научусь? Где можно использовать полученные знания и умения?

Теоретические основания исследования - теории, законы, закономерности, идеи (и их авторы), которыми исследователь будет пользоваться в ходе работы.

Основная часть - самая значительная по объёму часть текста, раскрывает содержание темы. Содержит всестороннюю аргументацию полученных результатов, которые имеют задачи обосновать (доказать, объяснить, истолковать, подтвердить, оправдать) сформулированные положения; донести их до адресата в доступной и убедительной форме. Материал должен быть сгруппирован в разделы ( возможны и подразделы), последовательность которых определяется: - хронологическим освещением темы, - проблемным освещением темы, - сочетанием подходов: хронологически-проблемное и проблемно-хронологическое изложение материала.

Основная часть - самая значительная по объёму часть текста, раскрывает содержание темы. Содержит всестороннюю аргументацию полученных результатов, которые имеют

обосновать (доказать, объяснить, истолковать, подтвердить, оправдать) сформулированные положения;

донести их до адресата в доступной и убедительной форме.

Материал должен быть сгруппирован в разделы ( возможны и подразделы), последовательность которых определяется: - хронологическим освещением темы,

- проблемным освещением темы,

- сочетанием подходов: хронологически-проблемное и проблемно-хронологическое изложение материала.

Заключение - последняя часть текста: кратко и сжато излагаются основные результаты, обоснованные в основной части текста, т.е. ответ на главные вопросы исследования; возможны дальнейшие перспективы развития темы. вспомогательные результаты, как и слабо обоснованные утверждения, в заключение не включаются. Если предстоит публичная защита работы, то выносимые на неё основные положения должны в наибольшей мере соответствовать требованиям ясности, точности, однозначности, лаконичности.

Заключение - последняя часть текста:

  • кратко и сжато излагаются основные результаты, обоснованные в основной части текста, т.е. ответ на главные вопросы исследования;
  • возможны дальнейшие перспективы развития темы.
  • вспомогательные результаты, как и слабо обоснованные утверждения, в заключение не включаются.

Если предстоит публичная защита работы, то выносимые на неё основные положения должны в наибольшей мере соответствовать требованиям ясности, точности, однозначности, лаконичности.

ВНИМАНИЕ! Существуют определённые правила оформления списка литературы и очень важно их соблюдать. Например, помимо фамилии и инициалов автора (-ов) книги, её названия и страниц, на которых размещена нужная информация, следует выписать общее количество страниц в книге, место и год издания книги, название издательства и город его расположения и др. Важно расположение наклонных чёрточек, точек, запятых, пробелов.

Существуют определённые правила оформления списка литературы и очень важно их соблюдать.

Например, помимо фамилии и инициалов автора (-ов) книги, её названия и страниц, на которых размещена нужная информация, следует выписать общее количество страниц в книге, место и год издания книги, название издательства и город его расположения и др. Важно расположение наклонных чёрточек, точек, запятых, пробелов.

Читайте также: