Структура и логика научно педагогического исследования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под методами педагогического исследования понимаются способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

В педагогической литературе предложено большое количество методов и для того, чтобы выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам, необходимо их упорядочить, классифицировать.

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Так, В.А. Сластенин предлагает следующую классификацию:

Эмпирические методы (методы изучения педагогического опыта) :

- методы опроса (беседа, анкетирование);

- наблюдение (наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение);

- изучение продуктов деятельности: сочинений, рисунков, ученических тетрадей и т. п.;

- изучение школьной документации: личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы школы, классных журналов и т. д.);

- педагогическое тестирование (метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя);

- метод экспертных оценок (метод, при котором исследуемое педагогическое явление оценивает группа компетентных в этом вопросе людей – экспертов);

- биографический метод (изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках);

- сопоставление независимых характеристик (предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей);

- изучение фото-, аудио- и видеодокументов(школьной хроники) – метод изучение хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото, кино-, теле - и звуковых материалов;

- педагогический эксперимент (метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания).

Теоретические методы (методы теоретического исследования):

- теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;

- индукция и дедукция – методы логических рассуждений, выстраиваемых при анализе полученных данных (при индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов);

- методы изучения литературы по предмету исследования: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование;

- педагогическое моделирование (метод создания и исследования моделей – мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности).

Математические методы (методы статистики):

- методы изображения педагогических явлений в цифровых показателях: методы регистрации, ранжирования, шкалирования;

- методы первичной статистической обработки информации – методы вычисления элементарных статистик (средних арифметических оценок, процентных показателей и т. п.);

- методы математического выявление связей, зависимостей, закономерностей: метод корреляций, факторный анализ, графопостроение и т. д.

Эффективность каждого из перечисленных методов исследования зависит от задач педагогического исследования и конкретных ситуаций, в которых они применяются. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому в практике педагогического исследования используется не один, а комплекс методов, что гарантирует получение наиболее достоверных результатов.

Педагогика разрабатывает и использует те методы исследования, которые отражают ее специфику. Выбор методов обусловлен:

- неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью факторов, одновременно влияющих на их результаты, – это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов, проверки и перепроверки полученной информации;

Принципы выбора методов научно-педагогического исследования.

1. Принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

2. Принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя.

3. Принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, воспитательному процессу.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Каждое научное изыскание обязательно должно быть спланировано, продуманно. Важно чтобы все действия и решения были логичными и последовательными.

Особенности педагогического исследования

Педагогическое исследование обладает рядом специфических черт.

Во-первых, объектом исследования выступают результаты учащихся, поведение или отношения индивидов, задействованных в педагогическом процессе. Практически 90% педагогических научных изысканий призваны решить актуальные проблемы системы образования, педагогики и психологии.

Главные составляющие педагогического исследования

Из чего состоит педагогическое исследование?

Во-вторых, в педагогическом исследовании возможно использование как общенаучных, так и специфических методов. Для сбора информации и проверки гипотезы обязательно проведение эксперимента.

В-третьих, педагогические исследования напрямую затрагивают жизнь учащихся и педагогов. Они устанавливают способы взаимодействия преподавателей и школьников/студентов, методы обучения, достоинства и недостатки каждого способа освоения программы, образовательные стандарты и т.д.

Педагогическое исследование призвано привнести новшества в образовательную среду, улучшить ее отдельные элементы и стороны.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последовательность проведения педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой тщательно спланированное мероприятие. Чаще всего оно носит лабораторный характер, когда организатор учитывает максимум факторов, регулирует условия проведения, вмешивается в образовательный процесс, проверяя действие выдвинутой идеи.

Программа педагогического исследования

Основные этапы программы педагогического исследования

В программе педагогического исследования выделяют два основных этапа: методологический и процедурный.

Методологическая стадия предполагает планирование исследования: определение цели, задач, формулирование гипотезы, конкретизацию объекта и предмета, методов изучения и решения проблемы. На данном этапе целесообразно провести предварительный сбор информации, изучить существующие методы решения проблемы, их пробелы.

Процедурная стадия предназначена для проведения эксперимента и сбора доказательной базы, проверки гипотезы. Здесь организатор научного изыскания должен провести конкретные действия: наблюдение за испытуемыми, внедрение новой методики или иного мероприятия. Все полученные в ходе процедурной стадии результаты должны быть моментально зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы.

Логика педагогического исследования

Данная категория призвана упорядочить все действия исследователя. Логика педагогического исследования предполагает, что организатор осуществляет все мероприятия в строгой последовательности. Притом каждое из реализованных действий привносит свои особенности, условия и изменения. Все запланированные сценарии должны быть логичными, следовать одно за другим.

Логика педагогического исследования строится по следующему алгоритму:

На этом этапе автор научного изыскания должен определиться с темой, выделить интересующую его и в то же время актуальную проблему, ознакомиться с популярными и действующими методиками, теоретическими аспектами, а затем выдвинуть собственное предположение-решение.

С чего начать педагогическое исследование?

Основные этапы подготовки педагогического исследования

Здесь автор научной работы должен ознакомиться с существующими принципами и теориями, а затем провести собственный эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой им гипотезы. Важно, чтобы ход исследования был подробно расписан, а все полученные информационные данные приложены к работе в полном объеме.

Здесь организаторы чаще всего прибегают к практическим (эмпирическим) методикам исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, математическое моделирование, статистическая обработка материалов и пр. В некоторых случаях возможно привлечение сторонних экспертов. Например, социальный педагог, психолог и пр. Важно собрать максимально полную теоретическую и практическую базу.

Данный этап предполагает анализ полученных результатов, сравнение с действующими стандартами, подведение итогов относительно проверки гипотезы, а также разработка рекомендаций.

Здесь исследователю важно описать ход научного изыскания, отметить наиболее важные моменты, указывающие на истинность или ложность его идеи.

Педагогическое исследование может носить, как практический, так и теоретический характер. Организатору необходимо тщательно разобраться в изучаемой теме, проблеме и предложить радикальные меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса или научной мысли. Все мероприятия в дальнейшем формируются в отдельный проект, который подлежит защите и публикации в виде монографии, диссертации и пр.

Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, основанный на результатах научной деятельности и направленный на получение новых знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, выявление и решение проблем его реализации.

Структура педагогического исследования

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем наличие общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Педагогическое исследование по своему строению имеет сложную структуру. В нем выделяют две основные части: методологическую и процедурную.

Состав методологической части:

  • Актуальность исследования – отражает необходимость и значимость проводимого исследования.
  • Проблема исследования – устанавливается исследователем и отражает противоречие между теорий и практикой.
  • Цель исследования – конечный результат, к которому стремится исследователь.
  • Объект исследования – то, что подлежит исследованию.
  • Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования, которая полежит изучению.
  • Задачи исследования – формулируются исходя из поставленной цели, предмета, объекта и проблемы исследования, отражают этапы исследовательской работы.
  • Гипотеза исследования – предположение исследователя о том, что необходимо изменить в педагогическом процессе, чтобы решить обозначенную проблему.
  • Теоретическая значимость исследования – состоит в обобщении трудов различных авторов по проблеме исследования и формулировке обобщающего вывода.
  • Научная новизна – указывает на то, что по проблеме исследования ранее не проводилась научная работа, нет зафиксированных результатов.
  • Практическая значимость – выработка рекомендаций, направленных на решение, либо предотвращение установленной проблемы исследования.
  • Терминологический аппарат – основные термины, по проблеме исследования. Чаще всего данный компонент методологического аппарата приводится в конце работы в виде глоссария.

Готовые работы на аналогичную тему

Правильно сформулированный методологический аппарат исследовательской работы гарантирует качественное и эффективное проведение исследования и получение достоверных результатов.

Состав процедурной части:

  • Разработка плана исследования – составление плана исследовательской работы, составление библиографического списка по проблеме, описание этапов работы и т.д.
  • Описание методик и техник исследования – подбор методик и техник по сбору информации, соответствующих непосредственно проблеме исследования, с учетом особенностей испытуемых (возраст, индивидуальное развитие, половые особенности и т.д.).
  • Подбор способов обработки полученных данных, согласно установленной гипотезе, а также логике и структуре исследовательской работы.

Основные этапы педагогического исследования

Каждое педагогическое исследование является вкладом в научное обоснование практической воспитательно-образовательной деятельности. Именно поэтому очень важно соблюдать логику структуры последовательности организации исследования. Правильно организованное педагогическое исследование способствует переходу отображения теоретической организации педагогического процесса в ее практическое преобразование в виде ряда моделей и их взаимосвязи.

Логика педагогического исследования во многом зависит от правильности задач, решение которых по своей сути является получением промежуточных результатов. Ориентируюсь на данные результаты исследователь, имеет возможность убедиться в правильности течения исследования. Исходя из этого, последовательность педагогического исследования представляется в виде ряда этапов.

1 Этап:

  • ознакомление с проблемой исследования, путем изучения и анализа педагогической литературы по теме исследования;
  • обоснование актуальности исследования;
  • определение степени разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных ученых;
  • определение предмета и объекта исследования;
  • формулировка общей (рабочей) цели и промежуточных задач исследования, соотнесение их с поставленной целью;
  • анализ литературы по проблеме исследования, формулировка выводов.

2 Этап:

  • выбор и обоснование методологии исследования;
  • определение хода исследования (описание выборки испытуемых, ход проведения диагностических методик, сбор и регистрация показателей, информации).

3 Этап: формулирование гипотезы педагогического исследования, направленной на обоснование выдвинутого предположения и нуждающегося в её дальнейшей проверке.

4 Этап:

  • выбор диагностических методик, согласно поставленной цели, проблеме и гипотезе исследования, а также с учетом особенностей испытуемых;
  • определение групп испытуемых (деление на две группы: контрольную и экспериментальную), обоснование разделения испытуемых на группы;
  • характеристика каждой из групп выборки;
  • проведение констатирующего эксперимента, цель которого состоит в определении исходного состояния предмета исследования (уровня сформированности, развития и т.д. предмета исследования).

5 Этап: организация и проведение эксперимента, согласно подобранным методикам.

6 Этап:

  • подбор методов и средств обработки полученных данных и информации;
  • анализ и интерпретация результатов исследования;
  • оформление полученных результатов исследования.

7 Этап: на основании полученных в ходе исследования результатов, разработка практических рекомендаций, программы работы и т.д.

Рассматривая педагогическое исследование в динамике, как процесс перехода от незнания к знанию, воспользуемся некоторыми общими категориями, в первую очередь главными из тех, которыми характеризуется любая деятельность: цель, средства, результат. Кроме того, понадобятся понятия общенаучного уровня: эмпирическое описание, теоретическая модель (общее представление об избранном объекте исследования), нормативная модель (общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснованному представлению о нем) и проект (конкретные нормы деятельности, рекомендации для учителя, составителя учебников и т. д.). Пользуясь этой терминологией, рассмотрим основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования.

Любое движение начинается с постановки цели. Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для исследователя это методы и процедуры научного познания. Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели. Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер, последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов.

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

1. Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п.

2. На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2).

3. Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.

4. Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.

Данная логика отражена, например, в системе задач, ведущих к достижению цели, обозначенной в исследовании Е.В. Береж-новой: выявить условия формирования методологической культуры студентов и определить способы их создания в процессе преподавания педагогики. Это следующие задачи.

1. Выявить состояние проблемы формирования методологической культуры будущего педагога в теории и на практике.

3. Разработать представление об условиях формирования методологической культуры студентов педагогических вузов.

Это представление – теоретическое. Иными словами, речь идет о построении теоретической модели существования и действия факторов, способствующих овладению методологической культурой.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы определить пути создания этих условий.

Это задача построения нормативной модели, т. е. общего представления о том, что нужно сделать для того, чтобы в процессе преподавания педагогики данные условия проявились в реальности.

5. Разработать методику формирования методологической культуры у будущих учителей и предложить рекомендации для преподавателей педагогических вузов.

Выполнение этой задачи завершается построением проекта деятельности преподавателей педагогических вузов, направленной на формирование у студентов методологической культуры.

В педагогических дисциплинах, непосредственно не связанных с практикой (сравнительная педагогика, история педагогики), в эту логику потребуется внести коррективы в зависимости от конкретного наполнения и степени опосредования теоретических и нормативных представлений. Логика каждого исследования специфична и своеобразна.

Читайте также: