Страны центральной европы план урока 7 класс всеобщая история ведюшкин

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.

3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, которые привели к многочисленным войнам Европу в XV-XVII веках

4–5 ЛР. Давать собственную оценку итогам Тридцатилетней войны.

Обязательный минимум:

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение

Ход урока (один из возможных вариантов)

План урока.

I. Проблема урока:

В чём была причина постоянных войн в Европе?

II. Поиск решения проблемы:

1. Общеевропейская война

Примерный вывод по проблеме: конфликт между европейскими государствами перерос в общеевропейскую войну.

2. Решающие сражения

Примерный вывод по проблеме:

3. Вестфальский мир

Примерный вывод по проблеме: после Тридцатилетней войны в Европе сложилась Вестфальская система международных отношений: равновесие сил между великими державами.

4. Борьба за изменения

Примерный вывод по проблеме: изменившаяся расстановка сил привела к борьбе за пересмотр Вестфальской системы отношений.

Примерный вывод по проблеме урока:

В ходе войн XVII – начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

ВложениеРазмер
konsp_istvseob_7kl_ur14-korr.doc 99 КБ

Предварительный просмотр:

§ 12. Борьба за господство в Европе

Цели урока по линиям развития личности .

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.

3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, которые привели к многочисленным войнам Европу в XV-XVII веках

4–5 ЛР. Давать собственную оценку итогам Тридцатилетней войны.

Международные отношения в Новое время : борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение

Ход урока (один из возможных вариантов)

I. Проблема урока:

В чём была причина постоянных войн в Европе?

II. Поиск решения проблемы:

1 . Общеевропейская война

Примерный вывод по проблеме: конфликт между европейскими государствами перерос в общеевропейскую войну.

2. Решающие сражения

Примерный вывод по проблеме:

3. Вестфальский мир

Примерный вывод по проблеме: после Тридцатилетней войны в Европе сложилась Вестфальская система международных отношений: равновесие сил между великими державами.

4. Борьба за изменения

Примерный вывод по проблеме: изменившаяся расстановка сил привела к борьбе за пересмотр Вестфальской системы отношений.

Примерный вывод по проблеме урока:

В ходе войн XVII – начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Вспомни, какие войны вели европейцы с конца XV до конца XVII веков. Как по целям, характеру можно назвать данные войны?

– Задание можно написать на доске и выполнить его в ходе фронтальной беседы, но также можно подготовить в виде карточек и организовать индивидуальную, групповую или парную работу ( по усмотрению учителя ).

– Какие войны вели европейцы?

– Используйте знания, которые вы получили, изучая вторую главу. Выберите даты, которые соответствуют военным событиям, их выделите:

Первая половина XVII в.

Вторая половина XVII в.

– Прочитайте документ на с. 147. Как объясняет французский король принципы внешней политики?

– Обратите внимание на таблицу, с которой мы работали, справочные сведения и тему нашего урока.

– Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос?

– Завоевательные и освободительные, гражданские войны, религиозные и колониальные войны.

– Европейские государства заявляли о нежелании воевать, тем не менее в Европе шли постоянные войны.

– Судя по этому высказыванию, причин для военных конфликтов не было , так как главный принцип раздела территорий заключался в том, что на каком языке говорят жители данных территорий, такому государству они и принадлежат.

– В чём была причина постоянных войн в Европе?

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1. Оценивать свои и чужие поступки.

– Какие будут гипотезы, предположения?

Принимаются любые версии и предположения.

III. Актуализация знаний.

На данном уроке актуализация знаний проводится при постановке проблемы урока в ходе заполнения таблицы.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам необходимо сделать, узнать, чтобы проверить предположения?

– Каковы были причины войн, которые возникали в XVI–XVII веках (с которыми мы знакомились в рамках курса)?

Каковы были причины войн, которые мы ещё не изучали, но которые проходили в изучаемый период?

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Общеевропейская война

– Вспомните, пожалуйста, каковы были причины, которые привели к началу войн, которые вам известны?

– Прочитайте с. 147–148 учебника.

Выделите, какие причины (противоречия) вызвали первую общеевропейскую войну.

– Откройте учебник на с. 151 (карта). Выполните задание № 1.

– Поводом к войне послужил эпизод, который произошёл в Чехии. При обсуждении нового императора Фердинанда II католическими членами императорского совета ворвались чешские дворяне-протестанты. Посыпались оскорбления в адрес Габсбургов. Это вылилось в перебранку между сторонниками и противниками династии. Многие оказались выброшенными из окна в зловонную жижу. С этого эпизода началась Тридцатилетняя война.

– Сначала инициатива была на стороне протестантов, но как только в Чехии появилась армия Католической лиги, ситуация изменилась.

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

2. Решающие сражения

Чтобы удобней следить за событиями, определять противоречия, основные события будем вносить в таблицу:

– Император Фердинанд II назначил новым военачальником Альбрехта Валленштейна.

См. иллюстрацию на с. 147.

– Свои предположения проверьте в учебнике на с. 150, абзац № 1.

– Армия Валленштейна одерживала одну победу за другой. Казалось, противники Католической лиги повержены.

Но… усиление Германии не понравилось многим католикам.

Это не понравилось

  • немецким князьям:
  • римскому папе:
  • Франции.

Определите, почему католики стали выступать против католиков? Допишите цели, используя учебник, с. 150, последний абзац.

Валленштейн ушёл в отставку.

– Какой вывод мы можем сделать по проблеме урока?

3. Вестфальский мир

– В 1635 году Франция выступила на стороне протестантов.

– Как вы думаёте, почему?

– Сравните противоречия, которые вызвали Тридцатилетнюю войну, и противоречия, которые возникли в ходе войны. Каковы были причины Тридцатилетней войны?

– Как вы понимаете данное высказывание?

– По Вестфальскому миру впервые утверждалась свобода совести. Князьям запрещалось подвергать гонениям тех, кто исповедовал другую веру. Было установлено равноправие между католической церковью и протестантской.

– Оцените итоги Вестфальского мира.

– Было ли разрешено второе противоречие?

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

4. Борьба за изменения

– После Тридцатилетней войны в Европе прошли ещё войны.

– По тексту определите, какие изменения в составе великих европейских держав

произошли после Вестфальского мира.

– Докажите или опровергните мнение, что причинами этих войн были религиозные противоречия и борьба за господство в Европе.

Для ответа используйте текст учебника на с. 152–154.

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

– Борьба за сферы влияния.

Борьба за освобождение или захват территорий.

Противоречия между представителями разных религий.

Предполагаемый вариант ответа:

Противоречия между католиками и протестантами в Священной Римской империи явились причиной новой войны:

католики создали Католическую лигу, а протестанты – Евангелическую унию.

После того как учащиеся перечислять участников, они делают вывод: да, действительно это была война между католиками и протестантами, так как в странах-участницах господствующие церкви были католическая или протестантские.

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

404 курса от 960 рублей

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 80 материалов





















5794234 5711306 5656716 5656713 5656707 5656389 5647484 5530774 5425678 5380122 5219092 4561158 4527136 4527130 4527059 4397762 4363416 4363058 4054977 3959561

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок.

Расстановка сил и основные противоречия между европейскими государствами после Вестфальского мира.

Крупнейшие военные конфликты XVIII в.

Международные отношения к концу XVIII в. Разделы Польши.

1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке, проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности).

Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он характеризует международные отношения, сложившиеся в Европе после Вестфальского мира. Учитель отмечает, что в международных отношениях со времён Вестфальского мира произошли изменения — религиозный фактор перестал быть определяющим. Сложилось равновесие сил между крупнейшими европейскими государствами; были выработаны первые общеевропейские правовые документы, регулирующие международные отношения. В основу международных отношений был положен принцип государственного суверенитета, т.е. взаимного признания государствами равенства их прав и обязанностей друг перед другом.

Но вместе с тем у всех европейских правителей и политиков не исчезало желание укрепить могущество своих государств путём агрессии: захвата чужой территории, передела в свою пользу колоний, обеспечения тех или иных военно-политических преимуществ.

В международных отношениях и военных конфликтах второй половины ХVII — первой половины XVIII в. выделяются две особенности:

войны имеют династический характер, т.е. их поводом становились законные или надуманные права европейских монархических династий (например, стремление Франции завладеть троном испанских Габсбургов в ходе войны за Испанское наследство).

В качестве примера вступительного слова учителя приведём яркую характеристику международных отношений в Европе после Вестфальского мира:

«Державы-победительницы хотели ещё большего могущества за счёт присоединения новых территорий. Это обстоятельство делало вчерашних союзников врагами и наоборот. Религиозная направленность государств перестала быть ориентиром для союзнических отношений. Так, например, Австрию в борьбе с Францией поддерживали протестантские страны — Англия, Голландия и немецкие князья. Отныне не идейно-религиозные, а сугубо прагматические интересы определяли обретение союзников. Поскольку стремление к расширению территорий было у всех правителей, войны в XVII—XVIII вв. велись постоянно. Если истощались силы одних государств (например, Франции), то их место занимали другие государства (Россия и Пруссия). Эти державы, в свою очередь, противостояли друг другу (Россия и Пруссия в Семилетней войне).

В результате самостоятельной работы учащихся с учётом дополнений и корректив учителя должен получиться примерно такой перечень:

Франция — боролась за расширение территории и за колонии с монархией Габсбургов, Англией и Пруссией;

Англия — боролась за колонии и торговые пути с Голландией, затем с Францией; противодействовала политике Франции в целях поддержания баланса сил; монархия Габсбургов — соперничала с Англией и Пруссией, боролась за возвращение Силезии;

Швеция — стремилась к господству на Балтийском побережье, соперничала с Данией и Россией; потерпела поражение в Северной войне;

Пруссия — стремилась к расширению территории и усилению собственных позиций в германских землях; соперничала с австрийскими Габсбургами;

Россия — в начале XVIII в. стала активной участницей европейской политики, стремилась обеспечить себе надёжный выход к путям мировой торговли (Балтийское и Чёрное моря), расширить владения на северо-западе, западе и юге.

Причины и характер войны:

— основные противоречия, приведшие к войне; — противоборствующие стороны (коалиции).

Ход войны (основные этапы): — основные этапы и главные сражения; — окончание войны, итоги.

Значение войны. Экономические, политические, социальные и другие последствия войны.

Затем проводится фронтальный опрос с целью закрепления нового материала.

Вопросы для учащихся

— Какие страны участвовали в: а) войне за Испанское наследство; б) Семилетней войне?

— Что они хотели бы получить в результате войны?

— Каковы были фактические итоги войны?

— Были ли удовлетворены требования стран-участниц?

— Почему войну за Испанское наследство можно назвать ещё династической войной, а Семилетнюю — уже первым мировым конфликтом?

— Какую роль в этих конфликтах играла Россия?

Затем проводится закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.

Вопросы и задания для учащихся

— Назовите важнейшие противоречия между европейскими государствами после заключения Вестфальского мира. Как они проявились в вооружённых конфликтах XVIII в.?

— Какую роль в международных отношениях XVIII в. стала играть Россия?

Основные события, сражения

Война за Испанское наследство

Война за Австрийское наследство

Дополнительные материалы для учителя и учащихся

Немецкий историк XVIII в. Иоганн Вильгельм фон Архенгольц о причинах Семилетней войны и о подготовке к ней

«После долгой войны (имеется в виду война за Австрийское наследство. — Примеч. ред.) Аахенский мир даровал всем народам Европы спокойствие; снова стали процветать искусства, друзья мира, и все считали, что возобновление кровавых сцен войны удалено на многие годы. Однако самые могущественные государи этой части света далеки были тогда от миролюбивых намерений. Никогда ещё кабинеты не работали так усердно над тем, чтобы принести новые жертвы злому духу войны. Старания их увенчались успехом. Стали завязываться союзы, основанные не столько на мудрой политике, сколько на личных страстях; желание делать завоевания совершенно уступило место жажде удовлетворить ненависть и мщение. Две государыни (австрийская императрица Мария-Терезия и русская императрица Елизавета Петровна), управлявшие в то время неограниченно двумя многочисленными нациями, сочли себя оскорблёнными монархом, на которого были обращены взоры всех народов, который со славой окончил уже две войны (речь идёт о Фридрихе II и о 1-й и 2-й Силезских войнах (1740—1742 и 1744— 1745 гг.), являвшихся составными частями войны за Австрийское наследство. — Примеч. ред.), высокие дарования которого возбуждали всеобщее удивление и которого все признавали образцом государей, благодаря его качествам правителя. И вот, чтобы унизить его или, вернее, уничтожить самое его политическое существование, начали выискивать самые подходящие средства.

Таким образом возникла война, которая по многочисленности армий, составленных из самых различных народов, удивительному неравенству спорящих держав, полководцев и их подвигов, по применению усовершенствованной военной тактики, кровопролитным битвам, осадам на суше и на воде и их последствиям, по странным и разнообразным событиям, по распространению войны этой во всех частях света и во всех морях стоит наряду с самыми необыкновенными войнами, когда-либо опустошавшими землю.

Приготовления для будущей кампании всех союзных держав, воевавших с Пруссией, были необычайны. Французы и шведы, немцы изо всех германских провинций, англичане и горные шотландцы, венгерцы и трансильванцы, миланцы, валлонцы, хорваты, русские, казаки и калмыки деятельно готовились к ней. Это было нашествие народов, вышедших отчасти из весьма отдалённых земель не для завоеваний, а скорее для того, чтобы грабить, убивать и разорять.

Немецкий историк XVIII в. И.В. фон Архенгольц о битве при Кунерсдорфе

Описание Кунерсдорфского сражения даёт представление как о личной храбрости Фридриха II и выучке прусской армии, так и о героизме русских войск (в сражении принимал участие молодой А.В. Суворов). Показаны трудности ведения войны в XVIII в.

«Король намеревался атаковать неприятеля одновременно с фронта, с фланга и с тыла, но, к несчастью, он был плохо знаком с местностью. Встретившиеся по пути большие пруды неожиданно остановили атаку. Были сделаны большие обходы, сильно утомившие войска, причём было потеряно много времени. Тяжёлые орудия, которых нельзя было повернуть в лесу, пришлось отпрягать, поворачивать и затем снова запрягать лошадей.

Наконец пруссаки вышли из лесу и подошли к русским укреплениям, которые стали обстреливать из трёх батарей. Русские ответили на это пальбой из ста орудий, установленных ими на левом фланге. Тогда король отдал приказ брать приступом неприятельские батареи.

Битва началась в полдень, а в 6 часов вечера пруссаки уже овладели всеми батареями этого крыла, 180 орудиями и несколькими тысячами пленных. Победа пруссаков казалась… решительной… и уже с места битвы были высланы в Берлин и в Силезию курьеры с этой приятной вестью, как вдруг военное счастье изменило им самым неожиданным образом.

Прусская пехота сделала что только было возможно, но победа их была бесполезна, так как прусская кавалерия находилась на другом фланге, где удерживала австрийцев; орудия же не могли так скоро поспеть. Русские воспользовались этим промежутком времени, чтобы построиться, и чтобы по возможности пользоваться ещё своими орудиями.

Вследствие пятнадцатичасового похода, отчаянной кровавой схватки и жары душного летнего дня пруссаки были до того истощены, что еле переводили дух. Несмотря на это, битва была ими выиграна, и весьма было вероятно, что русские, потерпевшие необыкновенные потери, ночью отступят. Они и теперь охотно уступили бы неприятелю славу этого дня, но полагали себя в большей безопасности за своими укреплениями, нежели во время бегства днём. Но Фридрих считал, что ещё ничего не было сделано, если не всё было сделано. Он был того мнения, которое при этом случае даже публично выразил, что русскую армию надо не только победить, но совсем уничтожить, чтобы она не возвращалась опять для опустошений. Прусские генералы на все эти доводы приводили лишь одно возражение — истощение войск. Тут подошёл генерал Ведель, и тот, несмотря на свои военные неудачи, постоянно пользовался расположением короля, который теперь удостоил его вопроса: “Ведель, а вы как думаете?” Ведель, ловкий придворный, совершенно соглашался с королём, и везде пронёсся возглас: “Марш!”

Победа зависела теперь от завоевания так называемой Острой горы, защищаемой пастбищем длиною в 400 шагов, от 50 до 60 шагов шириною и от 10 до 15 футов высотой, со всех сторон кончавшейся обрывами (там находился центр позиции русских войск. — Примеч. ред.).

Наконец природа вступила в свои права. Всё мужество пруссакам не могло заменить недостатка сил. Острая гора была много раз атакована, но взобраться на неё не удалось. Ужасный и непрерывный картечный и ружейный огонь русских и австрийцев падал смертоносным дождём на пруссаков, опрокидывая всё.

Сам Фридрих подвергал себя величайшей опасности; платье его было всё прострелено, две лошади под ним убиты и сам он легко ранен. Золотой футляр в кармане спас ему жизнь, удержав пулю, которая сплющила золото и, потеряв силу полёта, осталась там же. Подобной же опасности подвергся он, когда падал его смертельно раненный конь. Его умоляли уйти из этого опасного места, но он ответил: “Надо испробовать всё, чтобы выиграть битву; я обязан тут быть точно так же, как и вы”. Русские дрались с необыкновенным ожесточением; они падали рядами, словно мёртвые, на землю, давали пруссакам пройти через себя, тогда вскакивали и палили из ружей вслед им. Все попытки прогнать русских и австрийцев с горы были тщетны. Все прусские войска, конные и пешие, пришли в величайшее расстройство.

Король сам чуть не попал в плен, так как он был между последними отступавшими с поля битвы, и ему пришлось идти по ущелью.

Русский историк военного искусства А.А. Керсновский о расстановке сил в Европе накануне Семилетней войны

«Быстрое усиление Пруссии вызвало общую зависть и тревогу среди европейских держав. Австрия, потеряв в 1734 г. Силезию, жаждала реванша. Францию тревожило сближение Фридриха II с Англией. Русский канцлер Бестужев считал Пруссию злейшим и опаснейшим врагом России. Ещё в 1755 г. Бестужев хлопотал о заключении так называемого субсидного договора с Англией. Англии надлежало дать золото, а России — выставить 30—40 тысяч войска. “Прожекту” этому так и суждено было остаться “прожектом”. Бестужев, правильно учитывая значение для России “прусской опасности”, обнаруживает в то же время полное отсутствие зрелости суждения. Он полагает сокрушить Пруссию Фридриха II “корпусом в 30—40 тысяч”, а за деньгами обращается не к кому иному, как к союзнице Пруссии — Англии. При таких обстоятельствах в январе 1756 г. Пруссия заключила союз с Англией, ответом на что явилось образование тройственной коалиции из Австрии, Франции и России, к которым присоединились Швеция и Саксония. Австрия требовала возвращения Силезии, России была обещана Восточная Пруссия (с правом обмена её у Польши на Курляндию), Швеция и Саксония соблазнены другими прусскими землями: первая — Померанией, вторая — Лузацией (областью в средней Германии между Одером и Эльбой). Вскоре к этой коалиции примкнули почти все немецкие княжества. Душой всей коалиции явилась Австрия, выставлявшая наибольшую армию и располагавшая лучшей дипломатией. Австрия очень ловко сумела заставить всех своих союзников и, главным образом Россию, обслуживать её интересы.

Пока союзники делили шкуру неубитого медведя, Фридрих, окружённый врагами, решил не дожидаться их ударов, а начать самому. В августе 1756 г. он первый открыл военные действия, пользуясь неготовностью союзников, вторгся в Саксонию, окружил саксонскую армию в лагере у Пирны и заставил её положить оружие. Саксония сразу же выбыла из строя, а пленённая её армия почти целиком перешла на прусскую службу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Страны центральной Европы. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Венгрия и Чехия 1556г. – Фердинанд стал императором; До 1806 г. – его наследники являлись одновременно императорами Священной Римской империи, королями Чехии и Венгрии, эрцгерцогами Австрии; Чехия, Венгрия и Австрия сохраняли собственные законы, привилегии и систему управления;

Речь Посполитая Почему в Польше не сложилась абсолютная монархия? Что такое шляхта? Кто такое магнаты в Польше? Причины объединения Польши и Литвы в единое государство? Какое название оно получило? В каком веке это произошло? На каких условиях произошло объединение этих государств?

Читайте также: