Стоит ли идти работать в школу учителем русского языка и литературы

Обновлено: 06.07.2024

Оканчивая школу, любой из нас становится перед важнейшим в жизни каждого человека выбором. Выбором профессии, которая впоследствии диктует наш стиль и образ жизни, становясь неотъемлемой частью личности. Мы листаем справочники, страницы интернета в поисках будущего для души и кошелька. Но лишь некоторые из нас задумываются о том, что информация, изложенная во всевозможных справочниках, далеко не полная, и утаивает от абитуриента многие значимые детали, незнание которых искажает наше представление о выбранной профессии. Поэтому я предлагаю Вам, дорогие студенты и ученики, узнать о профессии, так сказать, изнутри, от людей, которые являются представителями ее на практике уже многие годы.

– Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

– Почему Вы выбрали эту профессию?

С самого детства мне нравилось играть в учительницу. Я сажала кукол за столы и заставляла их писать диктанты, а потом ругала за сделанные ошибки. (Задорно рассмеялась.) Потом уже когда пошла в школу полюбила свою первую учительницу. И решила, что точно буду преподавателем.

– Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Ну, во-первых, тем, что я постоянно нахожусь в тесных отношениях с детьми. К тому же, я преподаю интересный предмет – литературу, который связан с жизнью. Русский язык любит не каждый ребенок, а литература нравится всем.

– Что является самым сложным в Вашей работе?

(Задумалась.) Наверное, организационный процесс. Необходимо распределить время для урока так, чтобы на всё хватило, и детям было интересно. Кроме того, нелегко достичь взаимной отдачи. Когда обучаешь чему-то ребенка, нацелено ведешь его, всегда очень сложно добиться хорошего результата.

– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Конечно. Но сейчас, если честно, я уже устала из-за бумажной волокиты. Сегодня учителя не наслаждаются своей работой, а мучаются от неё. Потому что хочется вести хорошие уроки, а приходится писать отчеты, доклады. Нет возможности учителям заниматься творчеством.

– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?

Достоинства в том, что мы воспитываем детей. Литературой мы воспитываем нравственные понятия, а русским языком делаем человека грамотным. А недостатки в том, что сложная программа и большая нагрузка не позволяют в должном объеме учителю заниматься самообразованием.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

У детей изменилось нравственное сознание. В результате чего придется не только давать знания детям, но и много воспитывать их. Сейчас дети могут многого добиться самостоятельно, поэтому нужно помогать детям добывать эти знания, чтобы ребенок смог превзойти своего учителя.

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Сложности, конечно, были, мы же изучали не только русский язык и литературу. Изучали политэкономию, философию, славянский язык. Чтобы освоить профессию учителя русского языка и литературы нужно закончить филологический факультет, получить высшее специальное образование.

– Какие школьные предметы пригодятся будущим учителям русского языка и литературы, помимо русского языка и литературы?

Конечно, история, потому что литература и история неразрывны. Пригодится также знание языков, знание лингвистики и др. предметы (биология, география, даже та же математика) Это своего рода предметные связи. Они помогают нам организовать урок.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Несомненно. Самое главное – это интерес к своему предмету. Необходима и любовь к детям, желание помочь другому человеку. Нужно правильно суметь направлять ребенка на правильный путь, учитывая его индивидуальные черты характера.

– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?

Возможно, профессия юриста. Он же тоже помогает человеку, учит, как правильно поступить. Капитан, неважно какого плавания. Который должен сам видеть путь и проложить его, помогать рядом находящимся правильно идти по этому пути. А каждому помочь правильно выбрать свой путь.

– Что на Ваш взгляд стоит изменить или дополнить в принципе подхода к Вашей профессии? Возможны ли и необходимы нововведения? И какие?

Я считаю, необходимы новые формы и методы работы с детьми - современные. Которые не будут ущемлять достоинства детей, но и возбудят интерес к учебе. Должны быть уменьшены количества учащихся в классах (15-20) и увеличено количество программных часов.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Если сравнивать с тем, чтобы раньше, то доход присутствует. Если раньше приходилось ездить в аренду, чтобы прокормить ребенка, то сейчас денег на жизнь хватает. Хотя на собственные прихоти их иногда нет. Я бы сказала, дохода нет, но есть достаток. (Весело усмехнулась.)

– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим коллегам?

Оптимизма, огромного желания работать, успехов и удачи во всем! И чтобы, конечно, не боялись, потому что в школе работать интересно. С детьми ты молодеешь, развиваешься сам. И после нескольких лет работы учителем вам уже никогда не захочется покидать свой пост.

Очень прошу, расскажите об этой профессии сейчас "изнутри". Зарплата - правда около 80 в Москве? Правда, что это уже не с укороченным днем и не с длинными отпусками работа, и что сейчас всех загрузили и чуть ли не шестидневка и отпуск строго 28 дней? Можно ли устроится после вуза или придется помучаться? И главное - как вообще работается - не скучно? Не сложно (с подростками-то)? Молодой девушке в школьной среде - не тоскливо будет? И совсем скользкий вопрос - как замуж-то выходить? женихов где брать, если целыми днями в школе сидишь, где из мужчин только охранник и физрук?

)) Сразу на последний вопрос: вот ни разу за все годы что личной учебы, что учебы детей не сталкивалась с тем, чтобы хоть кто-то из учителей выходил замуж (или женился) за сотрудника той же или какой другой школы!)
Подавляющее большинство учителей - женщины, и у всех! мужья были со стороны. А в наш век инета о такой проблеме вообще можно забыть, кмк.

у нас пришла молоденькая такая. национальная, не знаю, с фамилией на (((бекова.
за год быстро-быстро вышла замуж за замдиреткора, теперь ходит плюет на все с высокой колокольни, имеет классное руководство и видала класс тот в том самом месте - ничем не занимается, никуда не ездит.
ЗП нормальная, муж на глазах.

Про ЗП- знакомая учитель русского с опытом и стажем зп в школе 80 чистыми без классного руководства и других допов, для нее это принципиально. Отпуск большой, точное количество рабочих часов не знаю. У нее принцип- только уроки в школе, никакой дополнительной работы. Она учитель хороший с результатами.

Для этого надо иметь большой блат, все так хотят. Совсем без дополнительной работы нереально, для этого надо быть дочерью директора или сестрой, например. Есть обязательные факультативы, есть консультации для родителей, олимпиады, музейные уроки и прочее-прочее, от которых даже дочку трудно отмазать.
Хорошесть вашей знакомой или ее результаты на режим работы не влияют, это она подружкам может говорить, что она такая ценная, что администрация сделала все по ее желанию, боясь такое сокровище потерять. На самом деле, директора сейчас никого потерять не боятся, они боятся только за свое место.
Теперь немного математики. Чтобы столько получать, надо иметь нагрузку примерно около 30 часов в неделю, а к русскому языку прилагается еще и проверка тетрадей после этих 30 часов. И 30 часов - это не ставка, даже не 1,5.

вот у нас так молоденькая учительница этот блат себе и организовала. Нифига не делает вообще, замуж за замдиректором, ведет не русский-математику и ничего из предметов Еге, тетрадей проверки нет, никаких допов или экскурсий, из школы уходит в 15-00.

симпатичной девчонке вообще не сложно устроиться. Школа московская, молодые мужики всегда есть, даже директора. ррраз и дело в шляпе.
Автор, если дочке самой в радость - в жизни не пропадет, чесслово, отлично все сложится.

При чем здесь предмет не ЕГЭ? Да, учитель музыки, изо, труда - халява, если можно не брать КР. автор спрашивает про русский язык. А уж завидовать мужу, который себе места, кроме школы, не нашел, вообще глупо.

я рассказываю реальный сценарий. Предмет НЕеге - значит ее не спросят ИзабеллаМарковна, чейта у вас низкие показатели успеваемости сдаваемости.
Про зависть мужу - не очень поняла, как я женщина могу завидовать мужчине. он юн, нашел себе место в школе, поруководит пару лет, потом Калиной пойдет работать, поди плохо. из директоров школ многие в депутаты идут, в главы управы, района, округа, в политику. что там у него впереди.
Автор хочет все плюсы-минусы рассмотреть - вот вам плюсы учительницы русского, вот вам минусы.

никогда "укороченного дня" не было, кто вам такую чушь сказал? у учителей ненормированный рабочий день был всегда. полагается, помимо воскресенья, один метод.день в неделю, но если он приходится на праздники, его не возмещают никогда.
и кроме проведения уроков, к ним надо готовиться и тетради проверять, - это тоже время.
ну а насчет замужества, придет ваша доня, например, работать в офис - а там одни женатики))) искать мужей надо не на работе, а в другом месте.

А когда я училась, у нас учительница началки много мероприятий устраивала после уроков, вечно репетиции какие то были, экскурсии, так что явно она дома в первой половине дня была.

сказки не надо рассказывать. вторая смена заканчивается после 18. и не факт, что вам не размажут расписание по всему дню с окнами.

К 16 часам учителя отработали 8 часов,а к 17- час переработали, но и после 17 в нашей школе полно учителей.

Нет, представьте. Формально пишется в "окна", по сути - в это время тобой распоряжаются, как хотят: замены, совещания, родители, индивидуальная работа с детьми. И по-другому нельзя: график "обедов" плавающий, под всех не подстроишься. Так, чтобы хотя бы у половины - час перерыва и трава не расти, не бывает.

Зато в 16 восьмичасовой день. А у нас с 9 до 18. И никого не волнует, обедаешь ли ты по факту и сколько времени это занимает.

Нет, представьте. Формально пишется в "окна", по сути - в это время тобой распоряжаются, как хотят: замены, совещания, родители, индивидуальная работа с детьми. И по-другому нельзя: график "обедов" плавающий, под всех не подстроишься. Так, чтобы хотя бы у половины - час перерыва и трава не расти, не бывает.

вы бы еще довоенное время вспомнили))) и автор спрашивает не про учителей началки, а про предметников.

И начинала проверять стопки тетрадей и готовиться к урокам.
ЗЫ - у меня и бабушка, и мама учителя.
Они дома, но они работают при этом.
Это ни разу не укороченный день. Это условия, при которых часть работы выполняешь дома.
С таким же успехом могли бы проверять и готовиться на работе.

И да, добавьте постоянные мероприятия, собрания после 18.30 и т.п.

В 5 часов вечера несколько раз в неделю ребенка забираю из школы - из учителей только продленка, из администрации один человек. И все, остальные ушли уже. школа топ 100, Москва.

7 часов получается (8:30-16:30 минус условно час обед). Дома тоже наверное еще - тетради проверить, подготовится (если окон в расписании нет)

Вам 10 раз РУССКИМ ЯЗЫКОМ сказали, что НЕТ ОБЕДА У УЧИТЕЛЕЙ. НЕТ ЕГО. НЕТ. На перемене - дежурство в коридоре. Если не дежурство в какой-то день, то уже легче. Т.е. уроки плюс проверки-подготовки - рабочий день получается 10 часовой.

Человек должен понимать, что это реально его призвание. У нас классной руководительнице 25 лет, она горит своей работой, получает от нее истинное удовольствие. Дети это чувствуют, поэтому к ней хорошо относятся. Но нужно быть достаточно твердой по характеру, чтобы дисциплину у подростков держать. Мягкотелых они быстро вычисляют и начинают на шею садиться.
З/п реально около 100, если в допами всякими, кружками и в хорошей школе, то больше.

Спасибо, спасибо! А в какой вуз лучше поступать? Или все равно, лишь бы закончить хорошо? Платное если будет - это не отразится на возможности устроиться на работу?

Насчет вуза не подскажу - от филологии я далека, но педагогические вузы при трудоустройстве ценится выше, чем неспециализированные (МГУ не в счет). Платное-бесплатное - роли не играет, лишь бы была четко указана специальность.

зп хорошие, а вот нагрузка (даже больше моральная огого). так что решать ей..ну и любить надо предмет конечно. поступать советую в МГПУ

Должно быть призвание. Сейчас мало таких учителей в школах. Все идут за деньгами и льготной пенсией. Детей учат плохо, все дома приходится выправлять родителям. Родители учат -учителя контролируют. Возникает вопрос: за что платить учителям деньги?

Да, знакомая учительница, сейчас в декрете, у неё пять учеников, два раза в неделю по часу каждый по 2 тысячи, вот и 80 тысяч в месяц. Но она эксперт ЕГЭ, готовит очень хорошо. И никакие тетрадки проверять не надо)

И программы такие, и учителя специально так учат, чтобы меняться потом учениками, или у своих же репетиторствовать.

Господи, какая чушь.
Что значит "так" - неправильно? Недоговаривая? Про этот корень с чередованием скажу, а про этот нет?

Если какой-то учитель где-то так и делает, то не стоит это на всех распространять.
Плюс никакого вредительства не нужно, осознанно учатся и чего-то хотят немногие из учеников. Остальных учителю приходится отрывать от болтовни и телефонов.

Вот не я выше писала, но наболело, не могу промолчать. Да, именно специально ТАК учат, чтоб потом к репетиторам все ходили! Не все, конечно. Но есть такое и не мало!
У нас 9-классница, подготовка к ОГЭ. За 9 лет еще ни одной "4" в четверти не было, это к тому, что она-то точно учиться, а не в телефоне на уроках. Сначала русский собиралась сама сдавать, до прошлого года был хороший учитель и вроде знаний хватало. Но хороший ушел и пришла "заслуженная". И выяснилось, что пробники только на "4" пишет, за сочинения баллы не добирает. Взяли репетитора. Оказывается им учитель специально не говорит правила написания ОГЭшных сочинений, мол догадайся сам. Изложения и тесты прошлая учитель научила писать (эта тоже не объясняет, только проверяет). Т.е. однозначно - хочешь на "5' - только с репетитором. А учителю ни хрена не надо - это же "не ее класс", а "ужасный класс Л.Н.".
И это еще даже не ЕГЭ.

Глупости! Мой ребенок ( на минуточку, не отличник липовый) сдал русский язык на 5: 37 из 39 баллов. Без репетиторов.

Моя хорошистка тоже в прошлом году сдала на 37 из 39 баллов без репетиторов и даже со слабой подготовкой в школе

Помогите!
В какое время выясняется, что ребенок не может на 5 сдать ОГЭ?

у меня тоже такая звезда, которая считает, что все сдаст самостоятельно, и не надо репетиторов.

когда были первые пробники?

Наши регулярно пишут. А в конце каждой четверти официальные пробники "как по настоящему". Дело еще в том, что по русскому на "5" достаточно высокий балл - 36 или 37 (?) из 39. То есть 3 ошибки во всей работе и уже не 5. Наша именно на сочинении теряла балла по глупости, просто потому что никто не подсказал элементарных вещей Несколько занятий с репетитором очень помогли, ситуация сразу изменилась.
Удачи нашим детям на экзаменах!

Бред. Если "отличница" липовая, которая слезами или красивыми глазками, ужимками себе пятерки выклянчивает у учителей, то тогда да, тут соглашусь. А если учится сам ребенок, усердно, выполняет дз, а не с ГДЗ тупо списывает годами ответы. Если посещает бесплатные допы в школе, а школы почти все уж для ОГЭ бесплатные часы дают. Если в ВК вместо ерундистики всякой, в группах решуОГЭ посмотрит теорию, то это тоже в плюс. Если сборник сядет и сам поделает.
То сдать ОГЭ на 5 вполне реальная задача без репетиторов.
И ЕГЭ вполне реально сдать без репетиторов, но если вам нужен именно 90+ результат для ВУЗа, тогда скорее всего, вам придется взять консультации с экспертом для выяснения тонкостей оценки работ и исправления своих ошибок. Но есть дети, которым и это не нужно.

В прошлом выпуске мы публиковали историю учительницы китайского языка в одной из московских школ, где ценят молодых специалистов и создают условия для их работы. В этом выпуске учительница русского языка и литературы из небольшого города в ХМАО рассказывает, как старшие коллеги могут довести до невроза, почему они отказываются ей помогать и зачем рекомендуют поскорее пойти в декрет, а также что помогает продолжать работать в такой обстановке.

Это история читательницы из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Мне не хватало системности знаний, и я переключилась на другие предметы. Моим новым увлечением стала география. Я сдала ЕГЭ, подала документы на эколога и прошла на бюджет. После первого семестра почувствовала, что это не мое, и перешла на платное отделение филфака.

Я и сама себя отговаривала, но это был выбор вопреки. Я хотела доказать самой себе, что смогу изменить систему, но это, разумеется, был юношеский максимализм. Мной руководило желание показать детям, как развивается язык, как появляются и исчезают направления литературы, сделать интересно.

С этой идеей я дошла до первой практики, а потом до второй. Дети оба раза были умные, послушные, любознательные — плохих не дадут. С администрацией школы, другими учителями и документацией нас не знакомили. Теперь понимаю почему. Практика проходила странно: под внимательным присмотром учителя русского и литературы мы отвели 5—6 уроков , проверили от силы одну стопку тетрадей и пошли домой.

После университета не было вопроса, куда пойти работать. Я позвонила директору своей школы, он созвонился с другими директорами, и так нашлась вакансия. Собеседований никаких не было. Пришла — и вперед, работать. Почему так просто? Некому учить. Сами школы, дети и родители создали прекрасную антирекламу профессии.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Место работы

Я работаю в школе второй год. В один из первых дней моей работы, 2 сентября прошлого года, шестой класс сорвал уроки, а в моем классе случилась драка с порванной рубашкой. Я пошла к соцпедагогу за помощью, а он сказал мне:

Помощи нет, нужно рассчитывать только на себя. Это было трудно пережить. В конце первой недели сентября я была твердо уверена в том, что отношения со школой нужно оборвать. И я считаю, что виноват университет. Нам нужна была практика с полным вовлечением в процесс, а я пришла в школу и не знала, что такое календарно-тематический план и как составляются рабочие программы.

Молодые специалисты для родителей — это палка о двух концах. Они рады, что у детей будет преподавать современный и энергичный учитель со свежим взглядом, но они боятся непрофессионализма. Странно, что в нашем обществе распространено мнение о дилетантстве молодых учителей и абсолютном профессионализме опытных. Это неправильно.

Но система — это результат рук человека. Значит, дети и учителя пытаются сломать сами себя и друг друга. Проработав в школе год, я все еще задаюсь вопросом: зачем? Почему все пытаются друг друга унизить?

За прошлый учебный год я была сильно подорвана психологически, но за время без детей я восстановилась. Думаю, если я запасусь антидепрессантами на самое тяжелое для меня время года, конец осени и зиму, то смогу этот год проработать без истерик.

Суть профессии

Профессия школьного учителя подходит тем, кто готов к унижению со всех сторон и не готов идти вверх по пресловутой лестнице. Классное руководство — это обязательное дополнение к должности учителя, а не карьерный рост. Завучем стать сложно. Пройти курсы, объявить директору о своей готовности. Он запишет фамилию в список и уберет его в ящик, потому что нынешние завучи с места не сдвинутся, а убрать кого-то в школе можно только путем фиксирования серьезного нарушения трудового договора. Стать завучем при полностью набранном коллективе невозможно.

Готовясь к урокам, я стараюсь привлекать дополнительные источники. На литературе может помочь критическая статья, на русском языке — трудные случаи определения, например, части речи. Учебники, словари, справочники — настольные книги педагога. Правила важно объяснить, исходя из объяснения в учебнике, иначе дети запутаются. На уроках русского языка важна теория и систематизация, поэтому с детьми мы часто составляем кластеры, отрабатываем упражнения из учебника, решаем кроссворды.

Как только я начала работать, мне дали классное руководство. По диплому я учитель русского языка и литературы, но, когда пришла в школу, меня очень попросили пойти навстречу и взять четвертый класс. Я вела только свои предметы, но, как ни крути, классный руководитель в началке — это воспитатель, помощник в домашних заданиях по всем предметам на продленке, человек, который встречает и провожает. Меня к такому не готовили, поэтому было трудно и невероятно страшно: первый класс, первые ученики. Но дети привыкли ко мне сразу. Бегали и кричали, как здорово, что у них молодая красивая учительница.

Как и все дети, мои задаривали меня рисунками, поделками, украшали доску к моему приходу, убирали в столовой и классе. Я это всегда замечала, персонально и перед всем классом благодарила, угощала сладостями. Думаю, что благодаря этому мне удалось быстро расположить их к себе, ведь всем им необходимо внимание.

Дети немного сникли, когда узнали, что я требую результата по своим предметам, зато появилась дисциплина. В моем классе 18 сложных детей. Одни сложные, потому что разбалованные, других, наоборот, недолюбили. Каждый пытается стать лидером и получить внимание, поэтому сначала с классом работать было тяжело. И тут мне помогли родители, с которыми мы постоянно собирались, общались в ненавистных чатах, виделись с психологом. Родители начали вести работу дома, а я воспитывала детей в школе. После Нового года я вообще забыла о родителях проблемных детей и теперь разговариваю исключительно с учениками. К весне я увидела плоды такой работы: большинство проблемных учеников начали выправляться. Планирую работать так и дальше, потому что, увы, некоторые дети гораздо сознательнее своих родителей.

Если честно, к детям я привыкла если не в начале мая, то в конце апреля. Я не социально активный человек, для меня даже звонок по телефону раньше был стрессом. Теперь я довольно коммуникабельна. За это спасибо работе. В мае мы были с классом на природе, и я увидела настоящую команду счастливых детей, которые уверены, что классный руководитель любит их как своих и всегда поможет. Пишу это — и слезы наворачиваются.

Хорошие дети — не те, что умеют вставать-садиться по команде и не залипают в телефоны. Это роботы, с такими неинтересно. Мои дети и по коридору бегают, и пенал спрячут, и на уроке посмеются, но они честные, чистые и добрые, готовые прийти на помощь мне и одноклассникам. Уважают старших, мечтают кем-то стать.

Рабочий день

В этом учебном году мне дали нагрузку в четыре класса — это 32 часа. Четыре дня в неделю пять уроков и два дня — шесть. Без учета проверки тетрадей и подготовки к урокам. Без возможности поехать на сессию, уйти на больничный, провести классный час и просто на перемене поговорить со своими детьми.

Я в очередной раз пободалась с администрацией школы, но в итоге добилась желаемой нагрузки, укрепила за собой репутацию человека, к которому лучше не лезть, и теперь работаю в свое удовольствие с теми классами, в которых мне действительно комфортно.

07: 30—08:30 . Подготовка к урокам: печать раздаточного материала, оформление презентации и подготовка доски к первому уроку.

08: 30—13:00 . Уроки и выполнение дел классного руководителя: подать талончики на еду; выяснить, у кого что болит; пойти с детьми в столовую; отвести кого-то к фельдшеру; узнать, кто кого обидел.

13: 00—15:00 . Проверка тетрадей, подготовка дидактического материала, общение с родителями.

Случай

Каково же было мое удивление, когда вместо телефона я получила… пластиковую тарелку, полную молока и хлопьев!

Я могла бы засмеяться или закричать, но, вероятно, во мне есть актерская жилка. Да и визжать на весь кабинет бессмысленно и портит здоровье. Не подав виду, я так же медленно вышла из класса, держа тарелку в руках, дошла до кабинета директора и торжественно ее ему вручила. Тогда уже посмеялись все, но родителей этих ребят вызвали.

Подработки

Поступали предложения стать репетитором, но у меня нет сил. И пока не выходит совмещать подработку с работой и учебой в магистратуре — я учусь на кафедре зарубежной литературы. Пошла туда, потому что мой диплом бакалавра неполноценен.

Доход и расходы

Откладываю больше половины зарплаты. Лайфхак: снимаешь деньги с карты, убираешь в тайничок — и в конце месяца 50—70% от общей зарплаты остаются нетронутыми!

На работу хожу пешком — у нас нет общественного транспорта, город маленький. Идти 10—15 минут , это половина всего города.

Новые вещи мы практически не покупаем. Покупка одежды происходит стихийно. Раз в 3—4 месяца я могу потратить 2000—4000 Р на какой-нибудь свитер или брюки. Жизнь в маленьком городе хороша тем, что некуда сходить, а значит, новая одежда нужна реже. В школе официальный дресс-код, но главное, чтобы учителя не ходили в джинсах и кроссовках. К ношению масок относятся серьезнее.

В кино последний раз ходила не так давно. С удовольствием бы посетила театр, но здесь его нет, в отпуске обязательно схожу.

Здесь все понимают, что жить в таких условиях тяжеловато и нужна разрядка, поэтому слетать куда-нибудь посередине года без ущерба процессу обучения — дело привычное. Когда учитель на каникулах остается работать, это тоже неплохо: можно спокойно разобрать бумаги, подготовиться к урокам на будущую четверть, распланировать учебный и воспитательный процесс. Мне нравится такая работа, она творческая и спокойная.

В отпуске я стараюсь и расслабиться, и не потратить совсем уж лишнего. Муж меня может притормозить: он более рассудителен в вопросе сохранения семейного бюджета.

Финансовая цель

Мы с мужем мечтаем о собственном доме с лужайкой, цветами и террасой. Копим на участок и строительство. Уже успели прицениться. Выходит, конечно, дорого, но мечта не бывает дешевой. Участок с коммуникациями в пригороде Краснодара, где мы хотим свой дом, стоит около 1,5 миллиона. Строить будем сами, с привлечением рабочих там, где сами не сможем. Надеюсь, уложимся в 4 миллиона.

Будущее

Честно пытаюсь доработать два года, чтобы не бросать чудесных детей. И уйти куда угодно. Когда я оканчивала университет, то дала себе слово проработать два года: первый — для привыкания, второй — для осознания.

Я думаю, в будущем школы сильно сократят, потому что пенсионеры уже не смогут работать, а молодые, если им не создадут должных условий труда, даже не станут смотреть в сторону школы. При огромных потоках студентов педа — 100 и больше человек — до дверей школы доходит 2—3 десятка. Я хочу уйти из образования, иначе еще несколько лет, и моих будущих детей будет ожидать семейное обучение.

Все о профессии учитель русского языка и литературы

Правильная речь, владение языком, грамотное письмо – все это показатели высокого уровня образованности. Профессия учителя русского языка и литературы в настоящий момент стала еще более востребованной за счет введения обязательных экзаменов в школах и при поступлении в высшее учебное заведение. Полноценную подготовку учащимся сможет обеспечить только высококлассный специалист.


Характеристика профессии

Важность профессии учителя русского языка и литературы трудно переоценить. Это тот педагог, который формирует личность учащегося посредством языковой культуры и литературы русского народа. От его работы во многом зависят коммуникативные навыки учеников, а от преподавателя русского языка как иностранного – уровень владения речью, грамотность и четкость произношения.

Учитель русского языка и литературы решает следующие задачи.

  • Прежде всего, он создает среду для развития у учеников интереса и мотивации к изучению русского языка, через отечественную литературу прививает любовь к слову.
  • Во время научно-исследовательской работы с учащимися позволяет юному поколению анализировать литературные произведения и языковые явления, формируя у них ключевые знания по данным предметам.
  • Учитель русского языка и литературы выстраивает структуру уроков, соблюдая современные требования к практической стороне обучения. Важным моментом является соблюдение госстандартов преподавания.


Получив квалификацию учителя русского языка и литературы, специалист может утроиться на работу как в школу и вуз, так и в частное учреждение образования. Высокий уровень образованности позволяет устроиться в СМИ, быть пиарщиком, архивариусом, библиотекарем. Таких специалистов ждут в органах власти, ведь грамотные специалисты везде нужны.

Сегодня многие компании и предприятия содержат в своем штате учителя русского языка и литературы.

Но основная деятельность лежит все же в педагогической сфере, где лингвист испытывает большую нагрузку: для каждого урока нужен план, преподавание должно включать разные формы и приемы. Ему постоянно приходится освежать в своей памяти произведения, вести домашнюю подготовку к занятиям. А ведь в нагрузку ко всему этому педагогу часто дают и классное руководство.


Учитель родного языка

Профессия педагога очень благородна и играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого человека. А значение учителя родного языка увеличивается вдвойне, ведь с его помощью у учеников формируется правильное восприятие, развивается мыслительный процесс, раскрываются творческие способности. От профессионализма педагога-лингвиста зависит, насколько учащиеся усвоят уроки грамотности, он должен убедить школьников в важности знания родного языка на высоком уровне.

Именно учитель родного языка в большей степени прививает любовь к родному краю через язык и литературу.


На современном этапе учителя русского языка и литературы отслеживают результативность своего труда не только по тому, насколько глубоко их ученики усвоили родной язык, но и по тому, как они сдали итоговую аттестацию в виде ЕГЭ и ОГЭ по предмету. Успешная сдача выпускных экзаменов – залог продолжения обучения в вузах.

К учителю родного языка требования высокие. Сегодня лингвистам приходится бороться с телевидением, интернетом, которые, по мнению многих, нарушают нормы литературного языка и снижают интеллектуальный и нравственный уровень молодых людей. Кроме того, многие современные школьники не имеют привычки читать литературу. В этих условиях роль педагога требует повышенной самоотдачи и постоянного саморазвития. Только в этом случае он сможет помочь своим ученикам правильно ориентироваться в потоке информации.


Преподаватель русского для иностранцев

Обучать иностранцев очень нелегко. Тут больше важны знания не столько русского языка, сколько методики преподавания. Именно от умения донести все тонкости языка зависит скорость его изучения иностранными гражданами.

Сложности возникают и с литературой. Произведения славянских авторов благозвучны и красивы в оригинале, но переводы не доносят совершенства слова.

От преподавателя-лингвиста, обучающего иностранца, зависит, насколько точно будет передан слог и весь национальный колорит русской речи.


Личные характеристики педагога

Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • деликатность;
  • внимательность;
  • психологическая устойчивость;
  • терпение;
  • любовь к профессии и детям;
  • харизма.


Если вам назначили собеседование в школе, нужно обязательно рассказать обо всех этих качествах. Вашим козырем должно стать желание преподавать детям и мечта быть учителем. Вам нужно продемонстрировать, как вы умеете излагать школьную программу, насколько доходчиво и интересно это поучается. Профессию педагога не относят ни к женской, ни к мужской. Она одинаково подходит всем.

Как стать?

Многие дети обожают играть в школу. Ребятня подражает взрослым учителям, вызывая к доске и не подозревая, что потом для некоторых это станет делом всей жизни. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут понять, на правильном ли вы пути.


Прежде чем пойти учиться в педагогический вуз или колледж, нужно серьезно подумать о готовности работать в школе.

Профессионализм учителя определяет не только специальное образование, но и проявление уважения к детям. Каждый ученик, получая знания, формируется как личность и учится жизни. Задача мудрого учителя – стать опорой, через доброжелательность заручиться доверием. Еще Антон Павлович Чехов писал о том, что дети – это святые и чистые создания, и их нельзя превращать в игрушку в зависимости от настроения.

Миллионы людей во всем мире ежедневно с неохотой идут к своему рабочему месту. Часто это происходит потому, что выбор профессии оказался неверным. Чтобы работа была в радость, в учителя нужно идти только по призванию, тогда удастся без проблем найти общий язык и с учениками. Уместно вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, который был убежден в том, что если в педагоге есть любовь к делу и к детям, то он совершенный учитель.


Грамотность и знание предмета особенно актуальны для учителя русского зыка и литературы, который обязан соблюдать языковые нормы, грамотно писать и говорить.

Еще Конфуций в свое время призывал учиться так, словно постоянно есть нехватка знаний.

Получив филологическое образование в одном из вузов, важно уметь ориентироваться в современном поле информации, не упускать из вида новинки литературы, театра и кинематографа. Молодому специалисту еще многому придется научиться после вуза, уже работая в школе, ибо предстоят аттестации, после которых ему присвоят квалификационную категорию.


В общении с детьми нужен особый подход, ведь хороший педагог – это еще и психолог, готовый поддержать детей в трудноразрешимых ситуациях. Учитель ни в коем случае не поддерживает и не развивает конфликт, а лишь предотвращает его, повышая мотивацию учеников к получению знаний.

Надо признать, что не все педагоги могут увлечь своим предметом школьников. Не каждому ребенку так просто дается усвоение учебного материала, но с помощью творческого мышления учитель может превратить стандартное преподавание темы в увлекательное путешествие в страну знаний. Это особенно актуально для учителя языка и литературы.


Сократ учил в каждом человеке найти солнце и дать ему засветить.

Секретов того, как стать хорошим учителем, на самом деле гораздо больше, но без вышеописанных качеств даже не стоит пытаться поступать в педагогический вуз. И еще: нужно знать о том, что у педагога практически нет карьерного роста, директорами и завучами становятся единицы. Если вы готовы из года в год проверять тетради, решать задачи по совершенствованию методики ведения уроков, способны пробудить интерес и увлекать детей предметом, тогда вас ждут в школе.

Читайте также: