Степень окисления план урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Степень окисления Степень окисления – это условный заряд, который приобретает атом в результате приёма или отдачи электронов . АТОМ ЯДРО имеет "+" заряд ЭЛЕКТРОНЫ ē имеют "- " заряды ЗАРЯД ЯДРА ЧИСЛО ē = АТОМ не имеет заряда (заряд = 0) Степень окисления равна 0 Х 0

+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Степень окисления Окисление (отдача электронов) ЗАРЯД ЯДРА = ЧИСЛУ ЭЛЕКТРОНОВ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ = 0 Х 0 Х - 1 ē Х +1 0 Окисление – это процесс отдачи электронов атомами химических элементов.

+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Степень окисления Окисление (отдача электронов) ЗАРЯД ЯДРА = ЧИСЛУ ЭЛЕКТРОНОВ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ = 0 Х 0 Х - 2 ē Х +2 0 Окисление – это процесс отдачи электронов атомами химических элементов.

+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Степень окисления Восстановление (приём электронов) ЗАРЯД ЯДРА = ЧИСЛУ ЭЛЕКТРОНОВ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ = 0 Х 0 Х 0 + 1 ē Х -1 Восстановление – это процесс приема электронов атомами химических элементов.

+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Степень окисления Восстановление (приём электронов) ЗАРЯД ЯДРА = ЧИСЛУ ЭЛЕКТРОНОВ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ = 0 Х 0 Х 0 + 2 ē Х -2 Восстановление – это процесс приема электронов атомами химических элементов.

+4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5 Окисление Восстановление Х 0 У 0 1 ē 1 ē - + Х +1 У -1 Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, идущие с изменением степеней окисления химических элементов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления атомов

Презентация к уроку по теме: "Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления атомов" разработана для учащихся 8 класса. Цели данного урока: обучить составлять химические формул.

Определение значения степени окисления атомов в химических соединениях.

Определение значения степени окисления атомов в химических соединениях.

ВСЕ степени окисления химических элементов

таблица "ВСЕ степени окисления химических элементов" - своеобразная шпаргалка про написании уравнений окислительно-восстановительных реакций, которая поможет не только учащимся но и учителям химии.

Презентация по теме "Соединения химических элементов.Степень окисления"

В данной презентации представлены сведения обязательные для усвоения данной темы.


правила определения степени окисления химических элементов

Знания и умения определять степень окисления элементов в молекулах позволяют решать очень сложные уравнения реакций и соответственно правильно рассчитывать количества отбираемых веществ для реакций, о.

разработка урока по химии "Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов" (8 класс)

разработка содержит конспект урока по теме, а также презентацию к уроку.


Степени окисления химических элементов. Химия 8 класс

Целью данного урока является формирование понятия о степени окисления; отработка навыков нахождения со по формуле вещества и составлению формул бинарных соединений. По типу этот урок-урок усвоени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если в соединениях с полярной ковалентной связью общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома, то в ионных соединениях валентные электроны полностью переходят от атомов металла к атомам неметалла. Однако резкой границы между соединениями с полярной ковалентной и ионной связями не существует.

Процессы, в результате которых происходит переход или смещение валентных электронов от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью, называются окислительно-восстановительными реакциями.

Процесс передачи атомом электронов называется окислением, а процесс присоединения электронов - восстановлением.

Те атомы или ионы, которые присоединяют электроны, называются окислителями, а те, которые отдают, - восстановителями.

В рассмотренном примере атом натрия в реакции с кислородом, окисляясь, отдает электрон. Следовательно, он является восстановителем. Атом же кислорода является окислителем. Он присоединяет к себе электрон, т.е. восстанавливается.

Заряд иона в ионных соединениях и условный заряд атомов в полярных ковалентных соединениях принято называть степенью окисления.

Значения степени окисления определяются числом электронов, смещенных от атома данного элемента к атому другого элемента.

В химических формулах биэлементных соединений, как правило, на первое место ставится символ химического элемента, обладающего меньшей электроотрицательностью (например, металла) и соответственно положительной степенью окисления.

Казахстан, Северо-Казахстанская область, район имени Габита Мусрепова, село Сокологоровка

Урок в 9 классе

План урока

Тема: Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции

Цель: систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций в свете электронной теории; научить объяснять основные понятия окислительно-восстановительных реакций; дать классификацию ОВР.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания, умения и навыки при изучении степени окисления элементов, окислительно-восстановительные реакции

Развивающая: развить мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, осуществлять самоконтроль

Воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнения задания, дисциплинированность, ответственность, а также активность, увлеченность и наблюдательность

Структура урока

1) Организационный момент

2) Проверка домашнего задания

3) Изучение нового материала

4) Закрепление нового материала

5) Домашнее задание, выставление оценок

Ход урока

1) Организационный момент (3-5 мин.)

2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

а) Напишите уравнение реакции восстановления оксида железа (II) водородом. Реакцию проводят при +500°С.

б) Расскажите об областях применения водорода.

в) Вычислите, сколько граммов водорода выделится при взаимодействии 4г кальция с водой.

3) Изучение нового материала (15-20 мин.)

Если в соединениях с полярной ковалентной связью общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома, то в ионных соединениях валентные электроны полностью переходят от атомов металла к атомам неметалла. Однако резкой границы между соединениями с полярной ковалентной и ионной связями не существует.

Процессы, в результате которых происходит переход или смещение валентных электронов от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью, называются окислительно-восстановительными реакциями.

Рассмотрим реакцию образования оксида натрия Na2O:

Процесс передачи атомом электронов называется окислением, а процесс присоединения электронов - восстановлением.

Те атомы или ионы, которые присоединяют электроны, называются окислителями, а те, которые отдают, - восстановителями.

В рассмотренном примере атом натрия в реакции с кислородом, окисляясь, отдает электрон. Следовательно, он является восстановителем. Атом же кислорода является окислителем. Он присоединяет к себе электрон, т.е. восстанавливается.

Заряд иона в ионных соединениях и условный заряд атомов в полярных ковалентных соединениях принято называть степенью окисления.

Значения степени окисления определяются числом электронов, смещенных от атома данного элемента к атому другого элемента.

В химических формулах биэлементных соединений, как правило, на первое место ставится символ химического элемента, обладающего меньшей электроотрицательностью (например, металла) и соответственно положительной степенью окисления.

Степень окисления многих химических элементов – величина переменная. Например, для серы известны следующие степени окисления: +2 в H2S , +4 в SO2 , +6 в SO3. В простом веществе степень окисления серы равна 0. Нулевую степень окисления имеют атомы химических элементов, входящих

в состав простых веществ: водорода H2, хлора Cl2 и других. Это объясняется тем, что в таких молекулах смещение электронов не происходит.

Атомы металлов проявляют только положительную степень окисления. Атомы неметаллов (кроме фтора) могут проявлять как положительную, так и отрицательную степень окисления.

В соединениях неметаллов одного и того же периода отрицательную степень окисления будет иметь элемент с большим порядковым номером (например, в хлориде фосфора (V)

В химических соединениях сумма абсолютных значений степеней окисления равна нулю. Исходя из этого, легко определить степень окисления одного элемента, если известны степени окисления других элементов в данном соединении. Например, для определения

степени окисления марганца в соединении перманганата калия KMnO4 составляют следующее уравнение:

(+1) + х+ (-2)· 4 = 0,

1 + х – 8 = 0,

х = 8 – 1 = 7,

Чаще всего высшая положительная степень окисления элемента в его соединении равна номеру группы периодической системы, в которой находится этот элемент. В периодической системе это показано на примере формул оксидов: R2O, RO, R2O3, RO2, R2O5, RO3, R2O7.

Окислительно-восстановительные реакции

Окислиительно-восстановиительные реакции, также редокс (англ. redox, от reduction-oxidation — окисление-восстановление) — это встречно-параллельные химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, реализующихся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем.В процессе окислительно-восстановительной реакции восстановитель отдаёт электроны, то есть окисляется; окислитель присоединяет электроны, то есть восстанавливается. Причём любая окислительно-восстановительная реакция представляет собой единство двух противоположных превращений — окисления и восстановления, происходящих одновременно и без отрыва одного от другого.

Окисление — процесс отдачи электронов, с увеличением степени окисления.

При окислеении вещества в результате отдачи электронов увеличивается его степень окисления. Атомы окисляемого вещества называются донорами электронов, а атомы окислителя — акцепторами электронов.

В некоторых случаях при окислении молекула исходного вещества может стать нестабильной и распасться на более стабильные и более мелкие составные части. При этом некоторые из атомов получившихся молекул имеют более высокую степень окисления, чем те же атомы в исходной молекуле.

Окислитель, принимая электроны, приобретает восстановительные свойства, превращаясь в сопряжённый восстановитель:

окислитель + e − ↔ сопряжённый восстановитель.

Восстановлеением называется процесс присоединения электронов атомом вещества, при этом его степень окисления понижается.

При восстановлении атомы или ионы присоединяют электроны. При этом происходит понижение степени окисления элемента. Примеры: восстановление оксидов металлов до свободных металлов при помощи водорода, углерода, других веществ; восстановление органических кислот в альдегиды и спирты; гидрогенизация жиров и др.

Восстановитель, отдавая электроны, приобретает окислительные свойства, превращаясь в сопряжённый окислитель:

восстановитель — e − ↔ сопряжённый окислитель.

Несвязанный, свободный электрон является сильнейшим восстановителем.

Виды окислительно-восстановительных реакций

Межмолекулярные — реакции, в которых окисляющиеся и восстанавливающиеся атомы находятся в молекулах разных веществ, например:

Внутримолекулярные — реакции, в которых окисляющиеся и восстанавливающиеся атомы находятся в молекулах одного и того же вещества, например:

Диспропорционирование (самоокисление-самовосстановление) — реакции, в которых один и тот же элемент выступает и как окислитель, и как восстановитель, например:

Репропорционирование (конпропорционирование) — реакции, в которых из двух различных степеней окисления одного и того же элемента получается одна степень окисления, например:

Окислительно-восстановительная реакция между водородом и фтором


Разделяется на две полуреакции:



В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов — окисление. При окислении степень окисления повышается:






Процесс присоединения электронов — восстановление. При восстановлении степень окисления понижается:






Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны — восстановителями.

4) Закрепление нового материала (5-7 мин.)

а) Составьте уравнения окислительно– восстановительных реакций:

1.Алюминия с хлором;

2.Железа с хлором;

3. Лития с серой.

б) Определите степень окисления хрома в соединении K2Cr2O7.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций в свете электронной теории; научить объяснять основные понятия окислительно-восстановительных реакций; научить составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания, умения и навыки при изучении степени окисления элементов, окислительно-восстановительные реакции

Развивающая: развить мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, осуществлять самоконтроль

Воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнения задания, дисциплинированность, ответственность, а также активность, увлеченность и наблюдательность

Структура урока

1) Организационный момент

2) Проверка домашнего задания

3) Изучение нового материала

4) Закрепление нового материала

5) Домашнее задание, выставление оценок

Ход урока

1) Организационный момент (3-5 мин.)

2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

а) Напишите уравнение реакции восстановления оксида железа (II) водородом. Реакцию проводят при +500°С.

б) Расскажите об областях применения водорода.

в) Вычислите, сколько граммов водорода выделится при взаимодействии 4г кальция с водой.

3) Изучение нового материала (15-20 мин.)

Если в соединениях с полярной ковалентной связью общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома, то в ионных соединениях валентные электроны полностью переходят от атомов металла к атомам неметалла. Однако резкой границы между соединениями с полярной ковалентной и ионной связями не существует.

Процессы, в результате которых происходит переход или смещение валентных электронов от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью, называются окислительно-восстановительными реакциями.

Рассмотрим реакцию образования оксида натрия Na2O:

Процесс передачи атомом электронов называется окислением, а процесс присоединения электронов - восстановлением.

Те атомы или ионы, которые присоединяют электроны, называются окислителями, а те, которые отдают, - восстановителями.

В рассмотренном примере атом натрия в реакции с кислородом, окисляясь, отдает электрон. Следовательно, он является восстановителем. Атом же кислорода является окислителем. Он присоединяет к себе электрон, т.е. восстанавливается.

Заряд иона в ионных соединениях и условный заряд атомов в полярных ковалентных соединениях принято называть степенью окисления.

Значения степени окисления определяются числом электронов, смещенных от атома данного элемента к атому другого элемента.

В химических формулах биэлементных соединений, как правило, на первое место ставится символ химического элемента, обладающего меньшей электроотрицательностью (например, металла) и соответственно положительной степенью окисления.

Степень окисления многих химических элементов – величина переменная. Например, для серы известны следующие степени окисления: +2 в H2S , +4 в SO2 , +6 в SO3. В простом веществе степень окисления серы равна 0. Нулевую степень окисления имеют атомы химических элементов, входящих

в состав простых веществ: водорода H2, хлора Cl2 и других. Это объясняется тем, что в таких молекулах смещение электронов не происходит.

Атомы металлов проявляют только положительную степень окисления. Атомы неметаллов (кроме фтора) могут проявлять как положительную, так и отрицательную степень окисления.

В соединениях неметаллов одного и того же периода отрицательную степень окисления будет иметь элемент с большим порядковым номером (например,

в хлориде фосфора (V) PCl5: PCl5).

В химических соединениях сумма абсолютных значений степеней окисления равна нулю. Исходя из этого, легко определить степень окисления одного элемента, если известны степени окисления других элементов в данном соединении. Например, для определения

степени окисления марганца в соединении перманганата калия KMnO4 составляют следующее уравнение:

Чаще всего высшая положительная степень окисления элемента в его соединении равна номеру группы периодической системы, в которой находится этот элемент. В периодической системе это показано на примере формул оксидов: R2O, RO, R2O3, RO2, R2O5, RO3, R2O7.

Окислительно-восстановительные реакции

Окислиительно-восстановиительные реакции, также редокс ( англ. redox, от reduction-oxidation — окисление-восстановление) — это встречно-параллельные химические реакции , протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, реализующихся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем. В процессе окислительно-восстановительной реакции восстановитель отдаёт электроны, то есть окисляется; окислитель присоединяет электроны, то есть восстанавливается. Причём любая окислительно-восстановительная реакция представляет собой единство двух противоположных превращений — окисления и восстановления, происходящих одновременно и без отрыва одного от другого.

Окисление — процесс отдачи электронов, с увеличением степени окисления.

При окислеении вещества в результате отдачи электронов увеличивается его степень окисления . Атомы окисляемого вещества называются донорами электронов, а атомы окислителя — акцепторами электронов.

В некоторых случаях при окислении молекула исходного вещества может стать нестабильной и распасться на более стабильные и более мелкие составные части. При этом некоторые из атомов получившихся молекул имеют более высокую степень окисления, чем те же атомы в исходной молекуле.

Окислитель, принимая электроны, приобретает восстановительные свойства, превращаясь в сопряжённый восстановитель:

окислитель + e − ↔ сопряжённый восстановитель.

Восстановлеением называется процесс присоединения электронов атомом вещества, при этом его степень окисления понижается.

При восстановлении атомы или ионы присоединяют электроны . При этом происходит понижение степени окисления элемента . Примеры: восстановление оксидов металлов до свободных металлов при помощи водорода , углерода , других веществ; восстановление органических кислот в альдегиды и спирты ; гидрогенизация жиров и др.

Восстановитель, отдавая электроны, приобретает окислительные свойства, превращаясь в сопряжённый окислитель:

восстановитель — e − ↔ сопряжённый окислитель.

Несвязанный, свободный электрон является сильнейшим восстановителем.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

При составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций следует учесть, что число электронов, отданных восстановителем, должно быть равно числу электронов, присоединенных окислителем.

В качестве примера рассмотрим реакцию соляной кислоты с перманганатом калия.

1.Пишут формулы реагирующих веществ, ставят стрелку, а за ней пишут формулы веществ, которые образуются при данной реакции:

2.Проставляют степень окисления над знаками элементов, у которых она меняется:

3.Выписывают химические знаки элементов, атомы или ионы которых меняют степень окисления:

4.Находят, сколько электронов отдают или присоединяют соответствующие атомы или ионы:

5.Находят наименьшее общее кратное число отданных и присоединенных электронов (их число должно быть одинаково):

Mn+ 5 e − →Mn 2 2Mn+10 e − →2Mn

6.Найденные коэффициенты ставят перед соответствующими формулами в правой части уравнения:

7.Соответсвенно найденным коэффициентам в правой части уравнения находят коэффициенты для формул всех остальных веществ:

8.Проверяют, соответствует ли число атомов всех элементов в левой части уравнения числу атомов в правой части уравнения.

4) Закрепление нового материала (5-7 мин.)

а) Составьте уравнения окислительно– восстановительных реакций:

1.Алюминия с хлором;

2.Железа с хлором;

3. Лития с серой.

б) Определите степень окисления хрома в соединении K2Cr2O7.

г) Даны уравнения реакций:

Проставьте над знаками соответствующих химических элементов степени окисления и покажите переход электронов.


Описание разработки

Цель:

Давать названия бинарным соединениям по номенклатуре;

Составлять формулы бинарных соединений.

Познавательные – организовывать свою учебную деятельность;

Формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе; осуществлять контроль и оценку процесса и результата и результатов деятельности; синтез – составлять целое из частей; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнивания, классификации объектов.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; работать с текстом параграфа; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Личностные: понимать причины успешности и неспешности в учебной деятельности.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах.

Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся стойкого позитивного интереса к предмету.

Этапы урока.

I . Организационный момент.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создает благоприятный микроклимат на уроке.

II. Целеполагание и мотивация.

Развиваемые универсальные действия:

Предметные: записывание знаков химических элементов; составление из них химических формул веществ.

I. Зачитывается классу загадку и просит отгадать, что это:

«Очень добродушная, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Конспект урока по химии Степень окисления

II. Предлагает учащимся записать возможную химическую формулу воды, зная, что она состоит из атомов водорода и кислорода.

III. Просит записать получившиеся формулы на доске.

IV. Ставит проблему, обнаруживаются разные примеры записи формулы воды(верный и неверный)

У вас дома есть поваренная соль, она состоит из атомов Na и Cl.

Вы можете верно записать химическую формулу этого вещества?

- обсудите в группах, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Учитель выслушивает мнение каждое группы. Уточняет, что будем учиться составлять формулы бинарных соединений фиксирует после согласования с классом цель на доске.

VI. Определение темы урока.

- Исходя из поставленной цели, предложите тему урока.

III. Планирование деятельности.

Регулятивные-составление плана и последовательность действий

Познавательные- осознанное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективного способа достижения целей;

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выслушивание- собеседника и вступление в диалог.

- Как мы будем достигать поставленной цели?

Изображает на доске треугольник, поделённый на части горизонтальными линиями, и выслушивает предложения учащихся,

Читайте также: