Стем технологии по математике перспективный план в доу
Обновлено: 16.05.2024
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.
Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM -технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.
Целью использования STEM -технологии в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, M -mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности .
Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM -технологию :
LEGO-конструирование .
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
Математическое развитие
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
Экспериментирование с живой и неживой природой
Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
Дидактическая система Ф. Фребеля ;
Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста
Робототехника
В сентябре 2020 года мы начали внедрять STEM -технологию .
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы применяем STEM -технологию как в образовательной деятельности, так и в игровой деятель-ности. Использование STEM -технологии в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение STEM -технологии позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM -технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. На этот учебный год мы определили для себя 2 образовательных модуля. Первый модуль – LEGO-конструирование . Второй модуль – Математическое развитие . Педагогами изготовлены дидактические пособия для игр, кольца Луллия. Наладили тесную связь с коллегами из Центра дополнительного образования детей, имеющих опыт работы по использованию LEGO-конструирования . В работе по внедрению STEM -технологии участвуют пока две группы дошкольного возраста от 3 до 7 лет, что составляет 38 % от общего количества детей ДОУ.
Следует заметить, что STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.
Цель: Комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи:
- освоение меры (протяженность предмета, объем жидких и сыпучих тел, определение веса);
- овладение пространственных отношений (определение положение предмета не только относительно себя, но и по отношению к другому предмету);
- знакомство с новыми геометрическими фигурами и их названиями (овал, ромб, шестиугольник, трапеция);
- усвоение последовательности дней недели и их названий:
- знакомство с часами – песочными, солнечными, механическими, электронными;
- освоение количественных отношений: умение понимать и называть базовые признаки предметов; умение определять группу предметов (множество) и давать ей обобщенное название, вычленять из нее отдельные элементы; умение классифицировать множества; умение самостоятельно формировать группы из одинакового количества объектов; усвоение понятия отношения целого и частей;
- освоение счетной и вычислительной деятельности: последовательно называть числительные, присваивать их объектам в группах со взаимно-однозначным соответствием и определять общее число в множестве;
- освоение представлений о натуральном ряде чисел и его свойствах: знание последовательности чисел, умение называть их в обратном порядке; способность называть соседние числа; понимать, каким образом числа образуют друг друга; понимать, какое из соседних чисел больше или меньше.
Рабочее содержание программы.
Нед. Тема Цель Пособие Литература
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Апрель
Август
Литература:
Что такое рычаг?
Трехмерные узоры
Забавные фигуры
Лото "Геометрические фигуры"
Квакушки
Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.
Кружок рисования детей старшей и подготовительной группы. Хочу поделиться с вами работами моих воспитанников. Работы выпонены гушью и акварелью. Это всего лишь малая часть. Мы учимся смешивать краски.
Программа "STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Аннотация
Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы.
Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
Содержание
- Пояснительная записка: цели, задачи и структура Программы
- Принципы построения Программы
- Характеристика развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Ожидаемые результаты освоения Программы
Пояснительная записка
Программа также может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел — образовательный модуль — как самостоятельная единица применяться в системе дополнительного образования.
Одним из направлений развития современного образования является его социокультурная модернизация. В фокусе методологии социокультурного конструирования образования как ведущей социальной деятельности общества находятся формирование гражданской идентичности, становление гражданского общества, укрепление российской государственности; развитие индивидуальности и конкурентоспособности личности в условиях непрерывно меняющегося мира.
Отсюда особый статус дошкольного и начального уровней образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребёнка и основы познавательного развития.
ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, а стандарт начального образования обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса для достижения целей личностного, социального и познавательного развития младших школьников.
Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.
Современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей.
Существенными для понимания интеллекта и интеллектуальных способностей являются такие качества личности, как стремление к познанию нового и глубокому осмыслению всего, что вызвало интерес; способность использовать имеющийся опыт и отделять главное от второстепенного; логичность, критичность, широта и креативность мышления; способность к обобщению, абстрагированию и нахождению закономерностей; обучаемость.
В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. В представляемой программе акцент сделан именно на познавательно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение новых и объективных знаний.
Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.
- популяризация образовательной робототехники и научно-технического творчества как форм досуговой деятельности учащихся организаций дошкольного, общего и дополнительного образования;
- техническое оснащение организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, осуществляющих реализацию программ по изучению основ робототехники, мехатроники, IT и научно-технического творчества молодёжи;
- совершенствование системы самостоятельного обучения при реализации программ дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
- повышение эффективности использования интерактивных технологий и современных технических средств обучения;
- совершенствование механизмов частно-государственного партнёрства в системе дошкольного, общего и дополнительного образования.
Эти задачи призваны развить у ребёнка такие структурные элементы информационной компетенции, как формирование процессов переработки информации; формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций; понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; навыки коммуникации, умения общаться; способность к анализу собственной деятельности.
Суть научно-технического творчества заключается в применении достижений науки для создания технических изделий, отвечающих заданным требованиям. Базовым методом технического творчества является конструирование, т. е. создание нового из набора уже имеющихся, готовых элементов, хотя в последнее время происходит внесение в техническое творчество элементов проектной деятельности.
Прямо сейчас идёт технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. Если в развитых странах существует множество региональных и национальных проектов по привлечению детей к научно-техническому творчеству, повышению его привлекательности и статуса, то в нашей стране с исчезновением системы кружков юных техников, моделистов и конструкторов детское техническое творчество пришло в упадок. В настоящее время возрождается система технического творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом требований времени. Идут инвестиции в создание детских технопарков. Новые государственные образовательные стандарты требуют внедрения современных технологий в образовательный процесс. Однако обозначение проблемы ничего не говорит о том, как же именно должно развиваться техническое творчество дошкольников и младших школьников.
Попытка развития интеллектуальных способностей на регламентированных занятиях в детском саду и уроках в начальной школе малоэффективна, поскольку более высокие уровни компетенций требуют самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предметно-пространственная среда.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.
Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему.
- Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.
- Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде всех уровней образования. В контексте преемственности всех уровней образовательной системы РФ все компоненты образовательной среды — содержательные, технологические, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение — преемственны в логике возрастных возможностей и содержательного усложнения.
- Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
- Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый процесс, направленный на формирование:
- умений получать необходимую информацию;
- умений её анализировать;
- умений применять полученную информацию в практической деятельности.
- Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования заключается в умении:
- объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей;
- договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д.,
Кроме того, в процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.
Важно, чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира формировалась на основе системно-деятельностного подхода и базировались на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путём.
В данной программе окружающий мир изучается ребёнком через игру и экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Методические материалы дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от игры и детского эксперимента через конструирование и увлекательное техническое и художественное творчество к проектированию и созданию роботов — моделей, напоминающих объекты живого мира. Основы программирования и использование датчиков приводят к возникновению у ребёнка желания наделить эти создания зрением, слухом и логикой. Это очень увлекательный процесс, который может стать мотивационным стержнем до окончания образования и получения любимой специальности: инженера, программиста, конструктора, учёного.
STEM, таким образом, становится дополнением к обязательной части основной образовательной программы (ООП). В основной образовательной программе для дошкольников, особенно в части, разрабатываемой участниками образовательных отношений, мобильно и динамично реализуется востребованное содержание, отвечающее интересам и приоритетам современного дошкольника.
Программы STEM для младших школьников ориентированы на увеличение их интереса к обычным урокам, где они получают базовые знания из различных областей науки и техники. Во внеурочной деятельности школьники применяют уже полученные знания и дополняют их умениями, добытыми в опытно-экспериментальной практике.
- Формирование основ безопасности, как собственной (в процессе взаимодействия с окружающим миром), так и безопасности окружающей среды, которая напрямую зависит от деятельности человека, осмысление технократических рисков, влияния технического развития на экологию и состояние планеты в целом. Особенно актуальным является вопрос возможного влияния роботизации на судьбу человечества.
- Создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей, имеющих неординарное мышление и проявляющих особые способности и стремление к научно-техническому творчеству.
Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Игра.
- Конструирование.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Учебная деятельность.
- Различные виды художественно-творческой деятельности.
- Освоение технологий ХХ! века (элементы программирования и цифровые технологии).
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание каждого модуля разделено на две части: для детей дошкольного возраста и для младших школьников. Внутри каждой части содержание дифференцировано с учетом специфики образовательного модуля и возраста воспитанников.
Достижение поставленных целей осуществляется в специфичных для детей данного возраста видах деятельности, таких как игра, конструирование, познавательно-исследовательская деятельность (в том числе научно-техническое творчество), различные виды художественно-творческой деятельности (дизайн, создание мультфильмов и др.). В данные виды деятельности органично включается освоение технологий XXI века (элементы программирования и цифровые технологии).
" Создание условий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество путем реализации парциальной модульной программы
«STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
Система использования в образовательном процессе SТЕАМ-технологии строилась в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основании основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации. Успешность применения STЕАM–технологии заключалась в использовании практических работ с элементами исследования при организации каждого вида деятельности.
Продукты нашей инновационной деятельности отражают результаты внедрения инновационной площадки:
1. Презентация результатов инновационной деятельности ДОУ, представление и обобщение опыта работы педагогов файл
- Использование блоков Дьенеша как универсальной модели развития логико – математических представлений дошкольников. файл
- Организация экспериментальной деятельности детей с ОВЗ (ЗПР, РАС, УО). Опыт работы. файл
2. Научно-методическое обеспечение - система мониторинговых исследований в ходе реализации инновационной деятельности
- Сводная таблица "Интеллектуальные способности детей 5-7 лет" файл
3. Аналитическое обеспечение инновационной деятельности:
- Справка по результатам исследования социальной компетентности и способности к сотрудничеству у детей 2020г. файл
- Анализ педагогической диагностики одарённости дошкольников (по М.В.Ильиной) 2020г. файл
4. Методическое обеспечение инновационной деятельности:
- Технологические карты кружковой деятельности 1-2 года обучения файл
- Технологические карты кружковой деятельности 3 года обучения файл
- Перспективный план по LEGO – конструированию во 2 младшей группе. файл
- Перспективный план по LEGO – конструированию в средней группе файл
- Буклет "LEGO – конструирование в ДОУ" файл
- ННОД по познавательному развитию с использованием пчелок-роботов Bee Bot файл
- Математическое развитие детей дошкольного возраста с использованием современных игровых средств файл
- ННОД "Мы строим робота" - модуль Математическое развитие. файл
- ННОД "Полет в космос" с использованием блоков Дьенеша. файл
- ННОД "Путешествие в солнечную страну". файл
- ННОД "Мышата потерялись" (с использованием блоков Дьенеша и наглядно – двигательного моделирования) файл
- ННОД "Блоки Дьенеша" (с использованием блоков Дьенеша) файл
- ННОД "Игры с Карлсоном" (с использованием блоков Дьенеша) файл
- Экспериментируем с крахмалом. файл
Краткий результат деятельности:
- Разработаны и апробированы конструктивные занятия с использованием различных видов конструкторов, роботехнических устройств;
- Подготовлены и организованы комплексы игровых занятий через проектирование новых моделей, развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса и т.д.;
- Проведены экскурсионные мероприятия, которые помогли изучить окружающую среду, проведены исследования воды, почвы и т.д, разработан цикл различных наблюдений за живой и неживой природы.
- Обновлены методы, формы работы с дошкольниками направленные на развитие любознательности, активности, самостоятельности и т.д.
- Разработана и апробирована кружковая деятельность во всех возрастных группах по направлениям SТЕМ образования – математическое развитие, лего конструирование, робототехника, экспериментирование, мультстудия.
- Выступления педагогов на областных, региональных и федеральных уровнях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ
2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. Дмитров 2020 г.
1. Изучить образовательные модули STEАM-технологии:
- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",
2. Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
4. Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.
5. Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Изучены образовательные модули STEАM - технологии:
- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",
2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая среда.
3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.
4. Увеличено непосредственное участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.
5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEАM - технологии в дошкольном образовании.
Актуальность:
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.
Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.
Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Основная проблема:
Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.
Что такое STEАM?
S – science (естественные науки),
T– technology (технология),
E – engineering (инженерное искусство),
A – art (творчество),
M – mathematics (математика).
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:
Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория" (позволяет в игровой форме познакомить детей c моделированием при помощи Учебно-инженерного комплекса. Набор "Креативная лаборатория".
Через образовательный модуль Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория":
-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.
- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской деятельности.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.
Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;
- освоение медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:
-Различных видах художественно-творческой деятельности.
Практическая значимость:
Вышеперечисленные технологии на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.
2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;
4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.
5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.
6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1
7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.
10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно – методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство
11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.: Просвещение, 1990.
12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.
14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 c
15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго, 1996.
16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / - М.; Просвещение 1987г.
17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,
20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
Этапы реализации:
1 этап - подготовительный (сентябрь 2020 г.)
2 этап - практический, основной (октябрь 2020 – май 2021 г.)
3 этап - итоговый (май 2020г.)
План реализации:
I этап
подготовительный
СЕНТЯБРЬ 2020 года
Изучение литературы по данной теме.
Создание педагогически
целесообразной развивающей
среды. Разработка программы работы на 2020 - 2021 гг.
Изучение теоретических
аспектов по данной
проблеме в педагогике.
Знакомство с работами
ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Обогащение предметно-
развивающей среды для
реализации на практике
STEM-технологии.
Создание условий,
стимулирующих детскую
инициативу, творчество для совместной деятельности
взрослых и детей на основе
STEM-технологии.
II этап
Практический,
основной:
октябрь-май
2020-2021 гг.
Информационное сопровождение родителей воспитанников по
применению STEM- технологии.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные
взаимоотношения детский сад-семья. Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в
дошкольном образовательном
учреждении
Информационное сопровождение педагогов по данной теме. Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации
образовательных модулей. Внедрение элементов STEАM-технологии в работу с дошкольниками.
Повышение у детей образовательной
мотивации, развитие творческих способностей, формирование
исследовательских навыков, самореализации детей.Формирование у детейнавыков взаимодействия со
сверстниками, проявления
инициативы, толерантности,
взаимопомощи.
III этап
аналитический:
май 2021 г.
Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через
информационные ресурсы.
Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию
образовательной деятельности.
Перспективный план по самообразованию на 2020-2021 учебный год:
Подбор литературы по теме самообразования.
Поиск литературы по проблеме, создания плана работы.
Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.
Работа с личной библиотекой, интернет-ресурсами.
Создание педагогически целесообразной развивающей среды.
Изучение литературы по данной тематике.
Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике
Создание педагогически целесообразной развивающей среды.
Обучение на вебинарах, семинарах, курсах.
стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEАM-технологии.
Работа над модернизацией развивающей среды
Оформление уголка группы
Работа над созданием методических папок.
Подбор материала по темам.
Обмен опытом по теме.
Посещение занятий педагогов, внедряющих STEAM-технологии в ДОУ
Создание педагогически целесообразной развивающей среды.
Создание методической разработки и изготовление буклетов, консультаций для родителей и педагогов, картотек по образовательным модулям
Изучение литературы, подбор материала
Подведение итогов по теме самообразования, составление плана на следующий учебный год.
Читайте также: