Статья 50 научно педагогические работники кратко

Обновлено: 06.07.2024

С принятием Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в 2013 году статус педагогических работников претерпел ряд изменений.

При этом Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ - не единственный законодательный документ, который устанавливает статус педагогического работника в РФ:

права и обязанности педагогических работников образовательных учреждений, предусмотренные в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ, детализируют с учетом особенностей образовательной деятельности общие права и обязанности, установленные Трудовым кодексом РФ для всех работников, работающих на основании трудового договора;

Понятие педагогических работников

  • педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Таким образом, под педагогическим работником понимается:

лицо, которое находится в ТРУДОВЫХ и служебных отношениях с образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность;

в случае, если трудовых отношений не имеется, а отношения носят, к примеру, гражданско-правовой характер, статуса педагогического работника лицо не имеет.

Правовой статус педагогических работников

В соответствии с Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности:

педагогическим работникам в РФ предоставляются права и свободы,

меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня,

условий для эффективного выполнения профессиональных задач,

повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Правовой статус педагогического работника не распространяется:

на работников иных профессионально-квалификационных групп, например, на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный персонал;

однако в рамках внутреннего совместительства или совмещения работник, не являющийся по своей основной должности педагогическим работником, может выполнять должностные обязанности педагогического работника;

в части этих должностных обязанностей на работника образовательного учреждения будет распространяться статус педагогического работника.

Правовой статус педагогического работника:

это совокупность прав и свобод, в том числе академических прав и свобод,

социальных гарантий и компенсаций,

ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Права педагогических работников

Права и обязанности педагогических работников перечислены в ч. 3 статьи 47 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Условно права педагогических работников можно подразделить:

на академические права (свободы) педагогических работников,

на права педагогических работников по созданию условий труда, которые обеспечивали бы высокое качество педагогической деятельности, и

на права по защите установленного законодательством статуса педагогического работника.

Общепризнанным фактом считается (Модельный закон о статусе работника образования), что в отсутствии академической свободы невозможно развития науки и образования:

академическая свобода - право педагогических работников:

на свободу выбора содержания и технологий обучения и воспитания в соответствии с государственными образовательными стандартами,

свободу выбора тем для научных исследований и методов их проведения,

а также форм использования полученных результатов в педагогической практике.

Статья 1 Модельного закона о статусе работника образования, принятого на двадцать седьмом пленарном заседании в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ

Таким образом, наличие академических свобод является необходимым условием деятельности педагогических работников.

Требования к педагогическим работникам

Статьей 46 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ регламентированы требования к лицам, которым разрешено заниматься педагогической деятельностью.

Исходя из части 1 данной статьи, право на занятие педагогической деятельностью имеют:

лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и

отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Данные требования являются базовыми требованиями к квалификации любого педагогического работника в РФ. При этом требования к образованию и опыту работы могут быть конкретизированы профессиональными стандартами, а также в квалификационных справочниках для должностей, профессиональные стандарты для которых еще не разработаны.

Виды педагогических работников

Деление педагогических работников на те или иные виды, группы существенного правового значения не имеет:

несомненно, педагогические работники могут быть классифицированы в зависимости от занимаемой должности, при этом будут отличаться требования к их квалификации, их должностные права и обязанности, например, профессиональные стандарты для различных должностей педагогических работников устанавливают различные квалификационные требования, а также по-разному описывают трудовую функцию работников;

однако в остальном статус педагогических работников, занимающих различные должности, весьма схож.

Номенклатура должностей педагогических работников учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством РФ:

  • в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".

Научно-педагогические работники

Вместе с тем, можно отдельно выделить вид педагогических работников, которые имеют особенности правового статуса, и подлежит выделению:

это – научно-педагогические работники;

статус научно-педагогических работников регламентируется, в первую очередь, статьей 50 Федерального закона о образовании № 273-ФЗ.

В образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации таких образовательных программ, как:

  • программы высшего образования и
  • дополнительные профессиональные программы,

предусматриваются должности:

  • педагогических работников и
  • научных работников,

которые относятся к научно-педагогическим работникам.

Научные работники образовательных учреждений:

наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике,

имеют дополнительные права, установленные законодательством об образовании, например, входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

за ними закреплены также дополнительные обязанности, например, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Поскольку профессиональные образовательные организации имеют право реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, однако на практике подобная ситуация не является общепринятой, то подробнее характеризовать статус научно-педагогических работников представляется излишним.

Профессорско-преподавательский состав

Педагогические работники, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу, также имеют особенности правового статуса. Такие должности могут предусматриваться в организациях, реализующих, в том числе, дополнительные профессиональные программы. Поскольку, как было сказано выше, на практике для профессиональной образовательной организации реализация подобных программ будет не частым случаем, опишем особенности статуса профессорско-преподавательского состава лишь в основных моментах.

Для данных работников действуют собственный порядок проведения аттестации:

Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу",

который действует вместо порядка, установленного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Примечание. Указом Президента В. Путина от 15 мая 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Кроме того, статьей 332 Трудового кодекса РФ устанавливаются особенности заключения трудовых договоров на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу:

в частности, предусматривается возможность заключения трудового договора на срок, определенный сторонами трудового договора,

предусматривается избрание по конкурсу на замещение соответствующих должностей, предшествующее заключению трудовых договоров.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу"

То, какие именно должности педагогических работников будут существовать в профессиональной образовательной организации, зависит от штатного расписания конкретной образовательной организации.

Примечание. Профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения

В штатное расписание учреждения среднего профессионального образования могут быть введены различные должности педагогических работников, предусмотренные номенклатурой, если это обусловлено спецификой образовательного учреждения и обучающегося в нем контингента.

Откосилка

Статья 50. Научно-педагогические работники

Комментарий к статье 50

1. Научно-педагогические работники - это должности, которые согласно комментируемой статье образуются в двух типах образовательных организаций - в зависимости от типа реализуемых ими образовательных программ:
- организации, реализующие образовательные программы высшего образования;
- организации, реализующие программы дополнительного профобразования.
Правовой статус таких организаций в общих моментах урегулирован в ст. 23 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 23).
Законодатель подразделяет научно-педагогических работников на собственно педагогических работников и научных работников, то есть статус "научно-педагогический работник" распространяется как на первых, так и на вторых. На практике научные и педагогические работники в вузах часто совпадают в одном лице. Педагогические работники таких организаций относятся к профессорско-преподавательскому составу. Должности, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу, на момент подготовки комментария определены разделом ЕКС "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утв. Приказом Минздравсоцразвития от 11 января 2011 г. N 1н. К ним относятся: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой и декан факультета (директор института). Лица, занимающие любую из таких должностей, обладают всем объемом прав и обязанностей, установленных в комментируемой статье.
2. Правовой статус научно-педагогических работников регламентирован нормами нескольких нормативных правовых актов. Прежде всего, напомним, что на них в полной мере распространяются общие правила, установленные в ст. ст. 47 и 48 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к указанным статьям).
Среди иных нормативных правовых актов в первую очередь следует назвать нормы законодательства о науке и государственной научно-технической политике. Здесь в первую очередь следует обратиться к ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Согласно п. 6 ст. 4 данного Закона научный работник обладает следующими правами:
- признаваться его автором научных и (или) научно-технических результатов и подавать заявки на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности;
- получать в соответствии с законодательством РФ доходы от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
- получать объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности, вознаграждение, поощрения и льготы, соответствующие его творческому вкладу;
- осуществлять предпринимательскую деятельность в области науки и техники;
- подавать заявки на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
- участвовать в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством;
- подавать заявки на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории РФ);
- иметь доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит тайных сведений;
- публиковать в открытой печати научные и (или) научно-технические результаты, если они не содержат тайных сведений;
- отказаться от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду;
- получать дополнительное профессиональное образование.
Кроме того, научные работники вправе заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством, а также создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.
Часть 2 комментируемой статьи предоставляет научно-педагогическим работникам дополнительные к приведенным выше права.
Одно из таких прав - право входить в коллегиальные органы управления образовательной организации. Это, например, ученый совет высшего учебного заведения. Поскольку порядок формирования таких органов в основном определяется уставом организации, то и порядок вхождения в них также определяется уставами организаций. В качестве примера можно привести Положение об избрании членов ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовская государственная юридическая академия", утвержденное ректором ФГБОУ ВО СГЮА 24 ноября 2015 г. В нем установлено, что не допускается применение каких-либо дискриминационных признаков при отборе и замещении должностей в таких органах.
Порядок участия в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, также регламентируется уставом и соответствующими локальными актами организаций.
Право выбора методов и средств осуществления научных исследований ограничивается лишь несколькими требованиями:
- во-первых, эти методы и средства (как и сами исследования) должны отвечать требованиям безопасности;
- во-вторых, они должны наиболее полно соответствовать специфике исследований и обеспечивать их высокое качество.
Требования безопасности диктуются, прежде всего, самим характером исследований. Что касается критерия наиболее полного соответствия особенностям исследований и обеспечения их высокого качества, то данная формулировка несколько размыта и конкретизируется в руководящих правилах проведения конкретных исследований.
Следует отметить, что закон не запрещает привлекать таких работников к проведению НИОКР - прежде всего, научно-исследовательских работ (опытно-конструкторские имеют опосредованное отношение к данной сфере). В этом случае применимы положения ст. 769 ГК - в такой ситуации некоторые из требований и условий исследований могут предусматриваться в техническом задании заказчика.
Право бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством или локальными нормативными актами образовательной организации, выполняет роль одной из гарантий реализации научно-педагогическими работниками своих академических прав.
3. Аналогично правам, обязанности научно-педагогических работников также регламентированы несколькими нормативными правовыми актами на законодательном уровне. Прежде всего, это нормы указанного выше ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и нормы ч. 3 комментируемой статьи.
Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научные работники обязаны:
- осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;
- объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
Осуществление научно-исследовательской деятельности без нарушения прав и свобод человека - это универсальное требование. К научной сфере оно стало иметь прямое отношение уже исторически - со второй половины XX века. Вторая мировая война и предшествующие ей годы дали миру наглядные примеры того, как наука использовалась по велению политики в антигуманных целях и антигуманными средствами.
Запрет причинять вред окружающей среде - тоже очевидная императивная норма, поскольку экологическое право давно стало международным и экологическая проблема является одной из глобальных проблем современности.
Следующее требование - объективность исследований. Объективность означает собственно - научность. Это тождество результатов исследований, то есть полученных сведений, самим свойствам того, что исследуется. Объективность также означает беспристрастность и независимость исследований. Иными словами, без объективности исследования не могут являться научными.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает сугубо педагогические обязанности научно-педагогических работников.
Первая из таких обязанностей - формирование у обучающихся профессиональных навыков по соответствующей профессии (специальности, направлению). Конкретизация данной обязанности осуществляется в зависимости от специфики профессии (специальности, направления), по которой происходит обучение. Навык - это основанное на соответствующих теоретических знаниях практическое умение (например, формирование у студентов юридических вузов навыка работы с информационно-справочными правовыми системами и навыка толкования нормативных правовых актов).
Вторая педагогическая обязанность - развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности. Эта обязанность согласуется с требованием ФГОС по развитию критического мышления и может реализовываться, например, путем организации проектной работы обучающихся.

Научно-педагогические работники понятие, объединяющее две группы работников высшего учебного заведения: профессорско-преподавательский состав (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан) и научные работники (руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения РФ.

Особенности регулирования труда н.п.р. вузов определяются нормами ТК РФ (гл. 52), Закона РФ об образовании, Федерального закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, Типовым положением о вузе.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое "Научно-педагогические работники" в других словарях:

Работники образования — К работникам образования относятся: педагогические (научно педагогические) работники лица, занимающиеся образовательной деятельностью на профессиональной основе в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения, преподавателя… … Официальная терминология

Измаильский институт водного транспорта — (ИИВТ) открылся в 1997 г. в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины. Выбор Измаила сравнительно небольшого в масштабах Украины города для открытия в нём высшего учебного заведения с теми направлениями… … Википедия

КАДРЫ НАУЧНЫЕ — профессионально подготовленные работники, занимающие определенное место в системе обществ. разделения научн. труда, непосредственно участвующие в производстве научн. знаний и подготовке научн. рез тов для практич. использования. Научн. работники… … Российская социологическая энциклопедия

Украинская военно-медицинская академия — УВМА Тип учебное учреждение Год основания 1993 Основатели Министерство обороны Украины, Министерство образования Украины Расположение … Википедия

Симферопольский университет экономики и управления — (СУЭУ) Прежние названия Институт экономики и управления Год основания 1994 … Википедия

НПР — НПР: Норильский промышленный район группа населённых пунктов в окрестностях Норильска. Неприятная побочная реакция термин, используемый среди врачей для обозначения побочных эффектов и ухудшений от принятия… … Википедия

СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

ЛАБОРАТОРИИ — ЛАБОРАТОРИИ, учреждения для исследования живых или мертвых объектов, определения и изучения их свойств, состава,строения, происходящих в них хим., биол. и т. п. процессов; для выработки производственных стандартов и специальных препаратов и для… … Большая медицинская энциклопедия

Научно-педагогические работники - понятие, объединяющее две группы работников высшего учебного заведения: профессорско-преподавательский состав (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан) и научные работники (руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения РФ.

Особенности регулирования труда н.п.р. вузов определяются нормами ТК РФ (гл. 52), Закона РФ об образовании, Федерального закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, Типовым положением о вузе.

Читайте также: