Становление и развитие коррекционной педагогики как науки кратко

Обновлено: 06.07.2024

История становления и развития коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания чрезвычайно непродолжительна. Если история возникновения отечественной системы специального образования составляет чуть более полувека (ее начало приходится на дореволюционный период, становление соотносится с периодом крупных социальных потрясений, а ее окончательное оформление происходит в советский период), то отдельные отрасли специального обучения, такие, например, как обучение детей с задержкой психического развития, насчитывает лишь 20-25 лет (Н. Н. Малофеев). Следовательно, появление собственно коррекционной педагогики, занимающейся изучением теории и практики образования детей и подростков, испытывающих школьную дезадап-тацию, временные затруднения в освоении образовательных программ и проявляющих девиации в поведении в ходе учебно-воспитательного процесса, можно отнести ко второй половине XX в.

Зарождение государственной системы предупреждения

И преодоления отклонений в развитии и поведении

У детей и подростков

Патронат (покровительство) детей и подростков во Франции возводился в ранг государственной политики и считался важным средством профилактики правонарушений несовершеннолетних. В начале XX в. в законодательном плане устанавливалось общественное патронирование беспризорных детей (детей-подкидышей, нравственно заброшенных, подвергшихся жестокому обращению со стороны родителей).

Во второй половине XIX в. в Англии наряду с образовательно-воспитательным комплексом-колонией для несовершеннолетних Степней-Хаус (1867) врачом Т.Д.Бернардо в Норфольке создается мореходная школа для трудных подростков, где средством профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков выступают морская дисциплина и серьезное обучение морскому делу.

Итак, система воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных учреждений для детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении зарождалась как система приютов для несовершеннолетних. Наиболее распространенными типами этих учреждений были детские колонии, поселения, школы-приюты, школы-реформатории, корабли-приюты, детские сообщества и т. д. В качестве ведущих средств предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения выступали труд, спорт, ориентация на получение образования и профессии. Наиболее употребимыми приемами воздействия на несовершеннолетних становились доверие, опора на положительное в личности, использование интересных традиций, а также режим, дисциплина, порядок. В отдельных учреждениях процветала палочная дисциплина, унижение личности, карцер. В основе всей системы лежало религиозное воспитание.

Проводниками воспитательных идей и организаторами жизнедеятельности воспитанников выступали консультанты-воспитатели, социальные агенты, ревизоры. Круг их обязанностей был довольно широк: от выявления детей с отклонениями в развитии и поведении, подростков-правонарушителей до целенаправленного воспитательного воздействия, коррекции отношений и условий социальной среды несовершеннолетних.

Надзор за детскими приютами осуществляли попечитель (или попечительница), директор, почетный старшина (в функции которого входила забота о материальном обеспечении приюта), смотрительница и ее помощница (как правило, она же и педагог-воспитатель).

Земские воспитательные приюты для малолетних правонарушителей и педагогически запущенных подростков были открыты в Тамбове и Ярославле. Эти учреждения были предупредительными, в них корректировались недостатки в поведении педагогически запущенных детей. Воспитанники получали начальное образование и религиозное воспитание, обучались ремеслу и овладевали профессией. Согласно Уставу приюта, дети, вышедшие из него, в течение трех лет находились под покровительством приюта, им оказывалась помощь в устройстве на работу.

Таким образом', анализ опыта работы воспитательных приютов в России для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении, свидетельствует, что в России, так же как и в европейских государствах, сложилась система специальных воспитательных учреждений для педагогически запущенных детей и подростков-правонарушителей. В практике профилактической и коррекционно-реабилитационной работы закладываются основы управления процессом предупреждения и преодоления недостатков в психическом развитии и отклонений в поведении у детей и подростков.

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

3. Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении. В 2 ч. / Сост. Н.В. Клапанова и др. – Череповец: МОУДО ЦПК, 2000.

4. Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.

Становление и развитие коррекционной педагогики как науки

В основе всей системы лежало религиозное воспитание.

Педагогика 21

. заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, . массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса); - частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных .

Теоретические основы коррекционной педагогики были заложены в конце 19 – начале 20 века. В Западной Европе психолого-педагогическая и дефектологическая наука развивалась на фоне теорий экзистенциализма и прагматизма, технократизма и педоцентризма. В России экспериментальную работу в данном направлении проводили известные ученые В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, А.П. Нечаев, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и др. После революции были опубликованы знаменитые труды этих авторов по организации специальной работы с трудновоспитуемыми, педагогически запущенными подростками и детьми с ЗПР. Первенство отечественной науки и практики в эти годы было бесспорным.

В то время как в России из педагогики на полвека выпала проблема детей риска, в странах Восточной и Западной Европы, в Японии и особенно в Америке данная проблема развивалась по восходящей линии. Вышли в свет работы американских специалистов — А. Блакхерста, Д. Лернера, А. Штрауса и др., было создано пять исследовательских институтов.

В 60-е годы проблема аномальных детей вновь изучается в России философами, медиками, психологами и педагогами. Особое место в это время занимает проблема комплексного изучения ЗПР (дефектологи М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лутовский, Н.А. Цыпин и др.).

В 80-е годы под влиянием мировых тенденций и в силу увеличения числа проявлений жестокости и вандализма среди молодежи, подростковой преступности проводятся медико-социологические, медико-педагогические и социально-психологические исследования (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, А.С. Белкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г.М. Миньковский и др.).

Ими рассматриваются разные категории учащихся: педагогически запущенные, с сенсорными нарушениями, с ослабленной мозговой деятельностью, с эмоциональными дефектами и пр., которым для адаптации нужны разные педагогические условия. Анализ качественных особенностей процесса учения слабоуспевающих школьников находит отражение в трудах Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, В.М. Истоминой, Н.А. Менчинской, В.С. Цетлин и др.

В конце 20 века выходит работа чешских исследователей И. Лангмейера и З. Матейчека по психической депривации, которая стала классической. Отечественные и зарубежные ученые (Б.Н. Алмазов, А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, А.Д. Гонеев, В.Е. Каган, Г.М. Потанин и др.) исследуют проблему социально-психологической и школьной дезадаптации.

Теоретические основы специальной (коррекционной) педагогики как науки

. интеграцию психолого-педагогических знаний по данной проблеме. Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от .

Принимая как факт снижение показателей здоровья, готовности к обучению, а также социальной запущенности поступающих в школу интеллектуально сохранных детей и не считая целесообразным снижение по отношению к ним планки образования (как делается в большинстве стран мира) инициаторы коррекционной педагогики обосновали необходимость изменения по отношению к таким детям самих условий обучения (санитарно-гигиенических, психологических, дидактических, материально-технических и пр.).

Базисным основанием коррекционной педагогики является концепция профилактики школьной дезадаптации. При этом важно учесть три момента:

3) не идти вслед за появившейся у ребенка проблемой, а предупреждать ее на основе знаний недостатков и сильных сторон его развития, создавать соответствующие условия, дозированную нагрузку, вести активную работу по развитию дефицитных школьно-значимых функций.

Примеры похожих учебных работ

Боевое ПТСР актуальная проблема психологии XXI века

. особенностей адаптации к мирной жизни, значимых проблем, изменения системы отношений после войны, изменения . Таким образом, проведенное исследование показывает, что проблема психологических последствий локальных конфликтов является актуальной .

Педагог-психолог Сурикова н.В. Школы №1861 юао города Москвы о распределении детей .

. благоприятной обстановки. Неуверенные дети- проблема таких детей в том, что они . детям с познавательными трудностями, относятся учащиеся следующих групп риска: дети с трудностями произвольности и самоорганизации, гипертимные дети, астеничные, дети .

Приоритетные направления исследований Института коррекционной педагогики

. технологий в коррекционном обучении детей с различными . "Теоретические и методические проблемы становления службы специальной психологии . и младенца, имеющего риск отставания в развитии . специального образования в России"; Исследовательский Проект : " .

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

Основы социальной медицины

. гармония брака как основа рождения здоровых и желанных детей. Демографическая ситуация в России: показатели рождаемости, детской . аспекты рож­дения и воспитания нежеланных детей. Проблемы молодых семей: Особен­ности деятельности социальных .

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России

. области общественных отношений. Содержание проблемы и методологический подход к . основу для определения объектов обеспечения информационно-психологической безопасности, выявления угроз этой безопасности и формирования государственной политики России .

Коррекционная педагогика – это одна из областей педагогики, которая занимается изучением условий воспитания и обучения детей, имеющих различные психические либо физические нарушения, с целью достижения ими максимального возможного личностного уровня развития, образования и готовности к самостоятельной жизни в современном обществе.

Становление коррекционной педагогики как науки, происходило в рамках дефектологии. Толчком к ее становлению и развитию послужила потребность в соединении клинико-физиологических и психолого-педагогических направлений исследований процессов воспитания, обучения и развития детей, имеющих различного рода отклонения.

Еще одним фактором, обуславливающим возникновение коррекционной педагогики, является расхождение биологического и культурного развития у детей с аномалиями. Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные ученые, которые и положили начало такой науке как коррекционная педагогика.

Первые наработки в данном направлении были осуществлены в странах Западной Европы, когда ученые начали заниматься разработкой методов и средств развития детей, имеющих нарушения слуха, зрения и интеллекта. Характерным является то, что ученые стремились не перенять чей-то опыт, либо адаптировать его, а занимались творческим осмыслением теоретических и методологических основ воспитания, обучения и развития, и последующей разработкой собственных авторских методов коррекционной работы.

Необходимо отметить, что в России в отличие от Запада к вопросу воспитания и обучения детей с нарушениями подходили несколько иначе. Достаточно долгое время к детям с различными видами нарушениями относились негативно, их принято было скрывать от общества, а рождение такого ребенка в семье считалось позором. Поэтому развитие коррекционной педагогики в России происходит значительно позже, чем на Западе.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные достижения отечественной коррекционной педагогики

Одним из наиболее крупных достижений в становлении и последующем развитии коррекционной педагогики в России является создание в начале ХХ века специальных учебных заведений для обучения и воспитания глухих, слепых и умственно отсталых детей.

Следующий этап развития относится к советскому периоду, когда коррекционная педагогика расширяет свою сферу деятельности за счет внедрения в практику разнообразных методов и средств коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в разных сферах.

Особо активно развивалась логопедия, большой вклад в которую был внесен Л.С. Выготским. Разрабатывается классификация детей с логопедическими нарушениями и систематизированные подходы к работе с ними.

Помимо логопедического направления работы, на основании исторической теории Л.С. Выготского разрабатываются подходы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуховой сферы. Так же, как и в логопедии, разрабатывается классификация детей с нарушением слуха, диагностические методики исследования, методы, средства и приемы работы с такими детьми.

По мере накопления опыта работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха, все более очевидным становится образование такой профессии как педагог-дефектолог, который занимается обучением и воспитанием детей с отклонениями.

Также необходимо отметить, что крупными достижениями в области коррекционной педагогики советского периода является развития специальной дидактики, которая занимается развитием и обучением аномальных детей. На данном этапе устанавливаются основные цели и задачи коррекционной педагогики, разрабатываются специальные методы, средства и программы работы с детьми с отклонениями.

Наибольшее же значение имеет формирование культуры работы с аномальными детьми, которая устанавливает, не только правила работы, но и требования к личностным качествам коррекционного педагога.

Постепенно коррекционная педагогика накапливает опыт по работе с аномальными детьми, который постоянно пополняется, расширяется и совершенствуется.

К концу 70-х – 80-х годов, научные поиски и практическая работа с аномальными детьми, подвергается жесткому цензу со стороны государства. Это связано с тем, что детей с отклонениями становится намного больше, чем в других странах. Что естественно не может вызывать обеспокоенности со стороны руководства страны, которое стремится скрыть истинную картину. Вновь возвращается ситуация, когда детей с отклонениями принято скрывать от общества.

Ситуация меняется только лишь в 90-х года, когда открываются коррекционные образовательные учреждения, педагогические исследования направляются на развитие, воспитание и обучение детей, имеющих различные виды отклонений. Помимо методов и средств коррекционной работы, разрабатываются законы, которые гарантируют детям с отклонениями реализации их конституционных прав на получение образования.

Перспективы дальнейшего развития коррекционной педагогики

В настоящее время основной задачей современной коррекционной педагогики является обеспечение научно обоснованного подхода к системе специального образования, которое ориентировано на ценности открытого гражданского общества.

В связи с чем, приоритетными направлениями в развитии коррекционной педагогики являются:

Как мы уже говорили, одной из задач коррекционной педагогики является изучение истории становления и развития коррекционно - педагогической деятельности с детьми и подростками с отклонениями в развитии и девиациями в поведении, выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении ребенка. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. В зависимости от экономического развития общества, состояния образования, культуры и науки, здравоохранения, общественного сознания взаимодействие человечества с теми, кто имел дефект в развитии и поведении, строилось по - разному. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.

В эпоху античности в ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные: аномалии у детей считались нежелательными. Такие дети, как правило, умерщвлялись. Так происходило в Спарте до IV - V вв. нашей эры. Так было в Древнем Риме в начале первого тысячелетия н.э.

В эпоху Возрождения (ХV - ХVII вв.) в Западной Европе имела место борьба взглядо на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой и гуманистическими идеями возвеличивание человека, его разума.

В частности, зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдения за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека.

Так, в начале ХVII века профессор медицины Феликс Платтер (1537 - 1614) в городе Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, а основе которой лежит характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния человека.

Педагог, философ, славянский ученый Ян Амос Коменский (1592 - 1670) впервые рассматривает с педагогической точки зрения взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностью характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, - все они имеют право на обучение. Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала.

Начиная с эпохи Возрождения и до середины ХIХ в. в европейской дефектологической науке и практике можно проследить последовательную линию в эволюции взглядов и подходов к проблеме отклонений в умственном развитии ребенка, которую представляли медики и педагоги. Медико - клиническую линию характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представили в своих работах французские врачи Филипп Пинель и Жан - Этьен - Доминик Эскироль (конец XVIII - начало XIX вв.). Они ввели в оборот понятия "имбецильность", "идиотия", "умственная отсталость". Кроме того, создали классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После их изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого - педагогической областью исследования.

Вторая половина ХIХ и начало ХХ вв. ознаменовались тем, что, наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости, стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия.

Дело в том, что с расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных училищ и школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды асоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.

Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856 - 1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием "задержки психического развития", ввел термин "олигофрения" (греч. - малоумие ) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867 - 1941) разделяет отсталых детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.

Педагогический подход в деле помощи детям с отклонениями в развитии и поведении, в деле их обучения и воспитания формируется уже в конце ХVIII - начале ХIХ вв. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи и общественные деятели. Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746 - 1827), известному швейцарскому педагогу. В городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал "Учреждение для бедных". Им были обоснованы принципы работы с "тупоумными": посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.

Педагоги в связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяют психолого - педагогические направления в работе с аномальными детьми. В первой четверти ХХ века французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным путем. Они разделяли таких детей на две группы: 1) неизлечимых или малоизлечимых, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и 2) излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников. Эти дети не считаются психически ненормальными, они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.

На рубеже ХIХ и ХХ вв. известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870 - 1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией, медициной.

Как видим, к началу ХХ века в медицине, педагогике, психологии был накоплен значительный опыт по характеристике умственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений, которые отличались неоднозначностью, разно плановостью, многообразием подходов и трактовок. Требовалась унификация в решении проблемы, поиск ведущего признака умственного развития ребенка, который можно было бы выразить с помощью числовых показателей. Так появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности - система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью методов тестов.

Французский психолог Альфред Бине (1857 - 1911) и врач - психиатр Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции (функции речи). В дальнейшем, совершенствуя метод тестов, они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста. Ими был предложен определенный набор заданий (задач, тестов), которые предлагались ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа. Соотношение сложности выполняемых заданий и истинного физиологического возраста выражалось определенным числом - коэффициентом умственного развития. Так, если 6 - летний ребенок справился с заданием, рассчитанным на нормально развивающегося ребенка 5 - ти лет, то, следовательно, коэффициент умственного развития ребенка равен 0,83 (т.е. 5:6 = 0,83).

Был также определен диапазон "нормы" и отклонений от нее. Она лежит в диапазоне 1,0 - 0,8. Следовательно, такой ребенок развивается нормально.

Таким образом, история зарубежной дефектологии и олигофренопедагогики характеризует основные направления в развитии коррекционной педагогике, показывает этапы ее становления, ведущие тенденции в разработке проблем выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию аномального развития ребенка, ее зависимость от социально - биологических условий и психобиологических причин, раскрывает картину разработки ведущих проблем коррекционной педагогики.

История российской коррекционной педагогики не менее разнообразна, не менее интересна, хотя и учитывает обширный опыт европейских ученых.

В то же время коррекционная педагогика имеет в России некоторое своеобразие. Глубокое проникновение религии в жизнь и быт народа, специфика российского национального менталитета придают работе с аномальными детьми гуманистическую направленность, построенную на сострадании, милосердии, защите убогих и юродивых. Различные общественные движения в России во второй половине ХIХ в. формируют в среде интеллигенции подвижников, людей, увлеченных идеей помощи страждущим и обездоленным.

Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси нашла свое место как в традициях и жизнедеятельности простого народа, так и в действиях церкви и государства.

В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996 г.), в обязанности церкви вменялась забота об убогих, нищих и юродивых. В ХI веке Киево - Печерская лавра становится прибежищ им для калек и слабоумных; то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.

В начале ХII века киевский князь Владимир Мономах в поучении своим детям ("Поучение князя Владимира Мономаха своим детям") указывал: "Всего паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека".

На Руси, также как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось много (после войн, экологических катастроф), их передвижение пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни, первые учреждения общественного призрения. В Стоглавый Судебник (1551 г.) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, "кои одержимы бесом и лишены разума". Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были "пугалом для здоровых".

В начале ХVIII века Петром I был разработан Указ о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться ненормальные заброшенные дети. Изменения в государственной политике России в отношении душевнобольных произошли во второй половине ХVIII века в связи с изданием Екатериной II "Указа об учреждении приказов общественного призрения" (1775 г.), по которому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы.

Наивысший этап в развитии российской коррекционной педагогики и специального образования связан с периодом конца ХIХ - начала ХХ вв. в связи с созданием обществ и общественных организаций по обучению и воспитанию аномальных детей. Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые - педагоги, психологи, медики как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В.Чехов и др.

В течение 40 лет занималась теорией и практикой обучения и воспитания глубоко отсталых детей Екатерина Константиновна Грачева (1866 - 1934), Всеволод Петрович Кащенко (1870 - 1943) создал школу - санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии Академии педагогических наук (1943 г.), а затем в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. Его книга "Педагогическая коррекция", изданная в 20 - е годы, и в настоящее время является практическим руководством в коррекционной педагогике.

В России, так же, как и за рубежом, был период увлечения психометрией - изучением личности ребенка с помощью тестов. Григорий Иванович Россолимо (1860 - 1928), известный невропатолог, в начале ХХ века предложил свой оригинальный метод, который получил название "Метод психологических профилей". По этому методу, в отличие от европейских психометрических методик, предлагалось исследовать восемь основных способностей ребенка: 1) стойкость памяти; 2) быстроту запоминания; 3) толкование рисунков; 4) обнаружение нелепостей; 5) способность комбинировать; 6) состояние моторики; 7) воображение; 8) наблюдательность.

Методика была интересной, давала богатый материал для педагогов и психологов, но, как любой метод тестов, имела недостатки: искусственность условий проведения, статичность, громоздкость в подведении итогов исследования.

В 20 - 30 годы прошлого столетия происходит изменение взглядов на природу и сущность аномальных детей, на задачи и содержание деятельности специальных образовательных учреждений; потребовался и новый подход к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать психологу - экспериментатору Льву Семеновичу Выготскому (1896 - 1934). Он сумел определить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Ученый сформулировал новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть их сводилась к тому, чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо - , тифло - , олигофренопедагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства.

Л.С. Выготским были разработаны и научно обоснованы принципы социальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на "психологическую ортопедию" и "сенсорное воспитание", он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Им активно разрабатывалась идея о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка.

Идея педагогического оптимизма была присуща работе многих учеников и последователей Л.С.Выготского. К ним можно отнести и психоневрологов 60 - 70 гг. прошлого столетия Г.Е.Сухареву, М.С.Певзнер.

В последние годы проблемы коррекционной педагогики значительно расширились, захватив не только сферу специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу к ним были посвящены исследования психолога Л.С. Славиной (начало 60 - х гг.). Идея дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследования Т.А. Власовой.

Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных школах классов коррекционно - развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов (проблема рассматривается в работах Г.Ф.Кумариной и С.Г. Шевченко). Не менее глубоко прорабатываются вопросы школьной дезадаптации детей и подростков, отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Что вызывает необходимость не только диагностировать это явление, но и искать пути его предупреждения и психолого - педагогической коррекции недостатков в развитии и поведении детей и подростков. Эти вопросы находят свою разработку в исследованиях С.А. Беличевой, С.А. Бадмаева.

Таким образом коррекционная педагогика, наряду с сугубо дефектологическими проблемами, связанными с ярко выраженными аномалиями, все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются только объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики.

Читайте также: