Становление дидактики как науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

1 этап – донаучный:от возникновения обучения как социального феномена в первобытном обществе до работ Я.А. Коменского. Это этап интуитивного педагогического творчества, ситуативного осмысления педагогического процесса, обучение опирается на традиции и обычаи, научные разработки не ведутся.

2 этап – этап научных разработок: от появления трудов Я.А. Коменского до возникновения в 50-х годах ХХ века кибернетики как общей теории о процессах управления. Этот этап отмечен плодотворным развитием педагогических и дидактических теорий, выделением и формированием основных законов, закономерностей, принципов обучения.

В этот период получили развитие разнообразные дидактические концепции. Важнейшие из них:

Концепция К.Д. Ушинского (1824 – 1870 гг., Россия). Русский педагог выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, педагогикой и психологией, высказывал идеи единства преподавания и учения, рационального и чувственного в обучении. Считал важным и необходимым учить детей учиться, предлагал сочетать активность и самостоятельность учеников с управляющей деятельностью учителя. Высказывался за необходимость четкого планирования педагогической деятельности. Его идеи заложили фундамент современной дидактической системы.

Концепция Д. Дьюи (1859 – 1952 гг., США). Педагог из Чикаго основное внимание обращал на активную роль ребенка в обучении, предложил принцип практической деятельности на основе личного опыта ребенка, разработал практические методы в обучении, высказывался за проектные методы. Его дидактическая система сегодня получила название педоцентристской (центром обучения является ребенок). В своей системе реализовывал задачу развития личности, формирования способности к интеллектуальной деятельности через активную позицию учащихся в обучении. Основные идеи педоцентристской системы обучения использовались в школах послереволюционной России. Д. Дьюи принадлежит к сторонникам теории прагматического обучения (дидактический утилитаризм, прагматизм).

3 этап – современный: от появления кибернетики до настоящего времени. Сегодня намечены тенденции решения научных и социальных задач по созданию новых теорий и концепций в педагогике и дидактике, отвечающих современной цели обучения, содействующих разностороннему развитию личности, ее самоопределению и самообразованию, например, концепции развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова и Леонида Владимировича Занкова, концепция личностно-развивающего обучения, введение в школах личностно-ориентированного подхода. Создаются и внедряются новые дидактические материалы, широкое применение в процессе обучения находят информационные технологии. Разрабатываются новые технологии обучения, например, технология критериально-ориентированного обучения, технология дистанционного обучения, технология Internet-обучения. Появляются новые образовательные и контролирующие программы, в том числе и с использованием компьютера. Повышенное внимание уделяется сегодня образованию, ориентированному на формирование социально-зрелой личности, готовой к жизни в обществе, способной критически воспринимать окружающую действительность и готовой к работе по ее изменению и совершенствованию. Для этого в школах вводится новый предмет – социальное проектирование. Современная дидактика является динамичной и активно развивающейся наукой, так как российское образование сегодня находится в процессе модернизации, реформирования и активного развития, а поэтому нуждается в новых научных разработках и обоснованиях вводимых инноваций.

Дидактика - (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), теория обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания обучения, совершенствует методы, средства и организационные формы обучения, определяет воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Работа содержит 1 файл

Семинар 1.docx

Семинар 1. Становление дидактики как науки

1.Исторический обзор развития дидактики.

Дидактика - (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), теория обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания обучения, совершенствует методы, средства и организационные формы обучения, определяет воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Сторонники теории материального образования основную цель обучения видели в вооружении учащихся полезными для жизни знаниями, которые обеспечивают развитие познавательных способностей. Борьба за преобладание в школьном образовании реальных знаний имела прогрессивное значение. Проблема соотношения материального и формального образования стала актуальной в наше время, особенно в связи с задачей формирования интеллектуального потенциала общества.

В середине 19 в. Ф. Дистервег высказал новаторскую для своего времени идею о том, что развитие человека происходит лишь в деятельности, и тем самым заложил основы развивающего обучения, сформулированные в 33 законах и правилах (принципах обучения).

В России во 2-й половине 19 в. целостную дидактическую систему создал К.Д. Ушинский. Опираясь на просветительские философские идеи, он показал односторонность формального и материального образования, раскрыл сходство и различие познания и учения, разработал ряд вопросов восприятия, усвоения и закрепления знаний, развития мышления в процессе обучения, формирования мотивов побуждения школьников к учению, проблемы сочетания преподавания и самостоятельной деятельности школьников.

Последователи Ушинского Н.А. Корф, В.П. Вахтеров и другие разработали систему первоначального обучения, основанную на знании и учёте возрастных и психологических особенностей учащихся, на уважении к личности ребёнка. П.Ф. Каптерев главную цель обучения видел в развитии активности и самодеятельности школьника, движущими силами учебного процесса считал саморазвитие и самосовершенствование, выступал за введение курсов по выбору для учащихся 11-14 лет и фуркации на старшей ступени обучения.

В советское время была разработана концепция обучения как существенного источника непрерывного умственного развития учащихся в процессе сознательного усвоения основ наук, социального опыта в целом и их практического применения под руководством учителя (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.). Наряду со знаниями, умениями и навыками в состав содержания образования включены (70-е гг.) новые компоненты, обеспечивающие усиление развивающей и воспитывающей функций обучения – опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу.

Большое значение для дидактики приобрели работы психологов (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), раскрывшие психологические предпосылки организации усвоения и построения содержания обучения.

Исследования в области дидактики требуют междисциплинарного подхода. Исходное значение для дидактики имеет теория познания, психология, социология.

Перед современной дидактикой стоят ещё многочисленные нерешённые задачи. К ним относятся: методологические проблемы повышения эффективности дидактических исследований, понятийно-терминологическая система дидактики, проблемы дидактического прогнозирования, методов и форм дистанционного обучения, выявления путей дифференциации обучения и др.

2. Традиционная концепция обучения

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из 4 ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.

Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

К началу XX в. эта система подверглась критике за авторитарность книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX в. рождаются новые подходы.

Данную концепцию можно назвать еще педагогоцентрической.

3. Педоцентристская концепция обучения

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Однако педоцентрическая концепция переоценивает способность ребенка к активной самостоятельной деятельности, что зачастую приводит к необоснованной трате времени и снижению уровня обученности. А знания носят случайный характер.

4. Связь дидактики с другими науками.

Как и все другие науки, дидактика относится к системе гуманитарных общечеловеческих знаний, поэтому имеет взаимосвязи практически со всеми науками. Теснейшим она связана с философией и социологией, политологией, педагогической психологией, логикой, физиологией человека, кибернетикой и их конкретными методиками.
Философия и социология позволяют дидактике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей, их влияние на процесс обучения. Политология раскрывает для дидактики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение людей. Педагогическая психология позволяет учитывать психологические закономерности и особенности процесса усвоения знаний, умений, навыков. Физиология человека обогащает сведения об особенностях развития человеческого организма, высшей нервной деятельности человека. Кибернетика раскрывает закономерности процессов управления, передачи анализа информации. Использование ее исследований и научных данных позволяет сконструировать и использовать в педагогическом процессе учебные и контрольные машины, осуществлять не только прямой, но и обратная связь учителя с учениками, что дает исчерпывающую информацию о качестве их знаний. Конкретные методики, ориентированные на преподавание отдельных дисциплин, обогащают дидактику данными о ходе учебного процесса при применении различных форм и средств обучения. Чем активнее влияет теоретическая дидактика на методики и формы организации обучения, тем специфичной является методика преподавания определенного предмета. Дидактика соотносится с конкретными методиками, как теория с практикой, а также как теория с теорией, как две взаимодействующие системы теоретических знаний в области педагогики. Дидактические закономерности и принципы являются общими; типы и структура методов и средств обучения, основанные на общих принципах, имеют определенное сходство с другими предметами; конкретные приемы, средства и методы в преподавании различных предметов являются специфическими.

Дидактика – наука о теории образования и обучения. ( традиционный вариант).

Дидактика – наука о теориях образования и технологиях обучения. (В.И. Андрее

Понятие "дидактика" введено в научный оборот в XVII ст.

Утверждение и становление "дидактики" связано с опубликованием чешским педагогом Яном Амосом Коменским основательной труда "Великая дидактика" (1657 г.), которая положила начало широким исследованием проблем обучения.

По своему происхождению термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором "didaktikos" означает поучающий, а "didasko" - изучающий.

Заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что он первым поднялся к осознанию особых законов в обучении и воспитании, научно обосновал классно-урочную, ступенчатую систему обучения и воспитания. Педагог верил в великую силу обучения и воспитания, которые могут изменить человека независимо от ее божественного начала. Он был и остается одним из немногих педагогом-мыслителем, который видел в воспитании подрастающих поколений предпосылку прогрессивного развития человечества.

По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), и др.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ, основоположник дидактики начального обучения. В педагогических трудах "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня" и др. разработал четкую систему и дидактические принципы обучения детей. Особое внимание Песталоцци уделял активной деятельности учащихся, подготовке их к практической работе.

Под влиянием идей Песталоцци и Гербарта в Европе в XIX в. сформировался тип школы, которую назвали традиционной.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник научной педагогики и народной школы России. В многочисленных научных трудах, в том числе "Человек как предмет воспитания", "Родное слово", "О народности в общественном воспитании", "Труд в его психическом и воспитательном значении" и др., К. Д. Ушинский выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании.

В развитие отечественной дидактики на разных этапах становления образования и науки заметный вклад внесли ученые: М.И. Пирогов, В.И. Водовозов, М.О. Корф, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, (конец XIX — начало XX веков); Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалко, М.О. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый М.М. Скаткин, В. Оконь, П.И. Пидкасистый и др.( сер. – кон. XX века).

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.




Развитие дидактики предопределяется особенностями социально-экономического развития общества. На ближайшие десятилетия приоритетом развития образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовка молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.

Это достигается путем: обеспечения постепенной информатизации системы образования, направленной на удовлетворение образовательных, информационных, технологических и коммуникационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса; внедрение дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий в образовании; разработка индивидуальных учебных программ различных уровней сложности в зависимости от конкретных потребностей, а также создание электронных учебников; развития индустрии современных средств обучения, которые соответствуют мировому научно-техническому уровню и является важной предпосылкой реализации эффективных стратегий достижения целей образования

В истории дидактики известны триосновные концепции обучения: традиционная, педоцентристская, соврем. дидактическая система.

Рис. 1. Основные концепции обучения в дидактики (дидактические системы) (Г.М. Коджаспирова)

Традиционная Педоцентристская Современная дидактическая система
Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др. Цель — передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и на­выков их применения Доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др. Цель — развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого В центре обучения — взаимодействие преподавания и учения, субъектнаядея­тельность как учителя, так и ученика Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др. Цель — формирование система знаний, умений, навыков, компетенций, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, обеспечить общее развитие личности обучаемого

Дидактика – наука о теории образования и обучения. ( традиционный вариант).

Дидактика – наука о теориях образования и технологиях обучения. (В.И. Андрее

Понятие "дидактика" введено в научный оборот в XVII ст.

Утверждение и становление "дидактики" связано с опубликованием чешским педагогом Яном Амосом Коменским основательной труда "Великая дидактика" (1657 г.), которая положила начало широким исследованием проблем обучения.

По своему происхождению термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором "didaktikos" означает поучающий, а "didasko" - изучающий.

Заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что он первым поднялся к осознанию особых законов в обучении и воспитании, научно обосновал классно-урочную, ступенчатую систему обучения и воспитания. Педагог верил в великую силу обучения и воспитания, которые могут изменить человека независимо от ее божественного начала. Он был и остается одним из немногих педагогом-мыслителем, который видел в воспитании подрастающих поколений предпосылку прогрессивного развития человечества.

По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), и др.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ, основоположник дидактики начального обучения. В педагогических трудах "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня" и др. разработал четкую систему и дидактические принципы обучения детей. Особое внимание Песталоцци уделял активной деятельности учащихся, подготовке их к практической работе.

Под влиянием идей Песталоцци и Гербарта в Европе в XIX в. сформировался тип школы, которую назвали традиционной.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник научной педагогики и народной школы России. В многочисленных научных трудах, в том числе "Человек как предмет воспитания", "Родное слово", "О народности в общественном воспитании", "Труд в его психическом и воспитательном значении" и др., К. Д. Ушинский выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании.

В развитие отечественной дидактики на разных этапах становления образования и науки заметный вклад внесли ученые: М.И. Пирогов, В.И. Водовозов, М.О. Корф, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, (конец XIX — начало XX веков); Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалко, М.О. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый М.М. Скаткин, В. Оконь, П.И. Пидкасистый и др.( сер. – кон. XX века).

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Развитие дидактики предопределяется особенностями социально-экономического развития общества. На ближайшие десятилетия приоритетом развития образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовка молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.

Это достигается путем: обеспечения постепенной информатизации системы образования, направленной на удовлетворение образовательных, информационных, технологических и коммуникационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса; внедрение дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий в образовании; разработка индивидуальных учебных программ различных уровней сложности в зависимости от конкретных потребностей, а также создание электронных учебников; развития индустрии современных средств обучения, которые соответствуют мировому научно-техническому уровню и является важной предпосылкой реализации эффективных стратегий достижения целей образования

В истории дидактики известны триосновные концепции обучения: традиционная, педоцентристская, соврем. дидактическая система.

Рис. 1. Основные концепции обучения в дидактики (дидактические системы) (Г.М. Коджаспирова)

Дидактика — это особенная часть педагогики, которая приобретает в современное время особенные черты и характеристики самостоятельной науки.

Процессы образования и обучения, тесно связанные с воспитанием являются не только предметом дидактики, но и являются органической частью воспитания.

Всем известно, что наше общество волнуется и заботится о том, чтобы накопленный ранее опыт, а также навыки, умения и знания также хорошо входили и осваивались вступающими в новую жизнь поколениями. Обучение и образование служит оной единственной цели. Этой самой целью и является освоение потомками ранее изученного опыта нашими предками.

Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Процесс обучения и образования в настоящее время являются предметом дидактике на современном этапе развития. Это значит, содержание образования, которое реализуется в учебных планах, учебниках, программах, а также средства и методы обучения, воспитательная роль всего учебного процесса, организационные формы обучения и условия, которые благоприятствуют творческому и активному труду обучающихся, а также их умственному и физическому развитию. Но речь идет о дидактике общей. Общая дидактика раскрывает закономерности обучения и образования, но не занимается исследованиям особенностей обучения какому — либо учебному предмету. Эта задача решается дидактикой частной или как ее еще называют, предметной.

Происхождение дидактики

Всем известно, что дидактика развивалась исторически, как и педагогика в целом. Дидактика развивалась, при этом выполняла те задачи, которые возникали перед учебным заведением на конкретных этапах развития всего человеческого общества.

Нынешняя дидактика есть сформировавшаяся, развитая отрасль педагогической науки, которая характеризуется особенным предметом и соответствующей системе методов и задачами, которые выдвигаются перед дидактикой ходом научно — технической революции, а также развитием не только культуры, но и экономики современного социалистического общества.

Рассмотрим важнейшие и самые главные этапы исторического развития дидактики, чтобы как можно глубже раскрыть дидактику, как теорию обучения и образования нового поколения.

Потребность в создании условий, при которых молодые поколения могли овладевать добытыми их предками знаниями и опытом, возникала по мере того, как в историческом развитии всего человечества происходило обобщение материальной и духовной жизни, обобщение практического опыта человечества в сфере труда, а также развитие искусства и науки. Такие условия созревали очень и очень редко на первых этапах культурного развития человечества. Это было обусловлено тем, что темп эволюции человечества в условиях примитивной трудовой деятельности был очень замедлен, кроме этого, человеческая способность к учению формировалась крайне трудно.

Как известно, способность к учению формировалась наряду с человеческой способностью изготовлять орудия. Это значит, что способность к учению формировалось и развивалось одновременно с усложнением человеческой трудовой деятельности.

Дидактика, её происхождение и развитие

Непрерывное развитие обучения как сферы человеческой деятельности в средние века, да и в древнем мире было вызвано ростом производства, развитием наук, а также ростом торговли. Это привело к тому, что начали создаваться определенные условия для возникновения теории обучения.

Коменский в своих педагогических трудах опирался и на своих идейных предшественников, и на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626).

Дидактика Яна Амоса Коменского построена на идее природосообразности воспитания (педагог утверждал, что человек - часть природы и подчиняется ее универсальным законам). Он стремился выявить закономерности, проявляющиеся в процессе обучения и воспитания человека, исходя из своего смелого для того времени утверждения.

Развитие дидактики

Обучение — это процесс, в котором главную роль играет чувственное восприятие вещей. Коменский говорил, что ощущения являются источником всех знаний, поэтому он и считал, что учить детей нужно так, чтобы дети приобретали знания не из словесных рассуждений и книг, а путем изучения причинных связей и наблений за окружающими их вещами. При обучении, как говорил педагог, нежно равномерно развивать у учеников все органы чувст, а также подводить их к следующим, тонким наблюдениям явлений и предметов окружающего мира.

Такие положения давали дальнейшую дорогу для развития дидактики, но в них были и существенные недостатки.

Ян Амос создал не только учебные пособия и учебники для детей, но и разработал методы обучения наукам и языкам. Эти методы значительно повысили успешность обучения детей.

Значение Коменского, как педагога, в истории самой педагогики заключается в том, что, он раскрыл в обучении две стороны: объективную (законы обучения) и субъективную (искусное применение этих законов), а также положил начало теории обучения (дидактики) и искусству преподавания.

Следующим великим педагогом стал Жан Жак Руссо (1712- 1778). Он боролся за свободное развитие каждого человека, а также за идею всемерной активности ребенка. Педагог критиковал и был недоволен существовавшим в то время обучением в школе, его книжным характером, скованностью действий детей и отрывом их от жизни. Руссо выдвинул концепцию обучения, которая опиралась на непосредственные запросы ребенка и его потребности.

Дидактика, её происхождение и развитие

Согласно этой концепции, нельзя в угоду подготовке ребенка к будущей жизни игнорировать его потребности и интересы; в действительности, наилучшую подготовку к будущей жизни ребенок получит в том случае, если в детстве будет заниматься тем, что имеет важное значение в его сегодняшней жизни. Только в этих условиях, как считал педагог, произойдет умственное развитие ребенка.

Но есть и отрицательная сторона концепции Жан Жака Руссо. Она заключается в том, что педагог пришел к выводм о том, что ребенок сам определяет свой путь учения и развития.

Однако идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой. Высшую цель воспитания Песталоцци видел в том, чтобы пробуждать спящие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах. Для этого он предлагал три средства: культуру сердца, развитие ума, заключающееся в расширении круга наблюдений, в анализе наблюдений и приведении их в логические связи, в ознакомлении с языком для их выражения, и нравственное развитие.

Обучение Песталоцци считал важнейшим путем воспитания. Общее образование, по его мнению, должно предшествовать специальному. Цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека, в воспитании трудолюбия. Обучение должно сообразовываться с психологией ученика, развивающегося в процессе обучения.

Читайте также: