Стандарт учебно воспитательной деятельности в воскресных школах

Обновлено: 08.07.2024

Священный Синод принял в новой редакции Положение о деятельности воскресных школ и Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах

В течение нескольких лет в соответствии с этими документами проводилась аккредитация воскресных школ Русской Православной Церкви; также в соответствии с поручением Архиерейского Собора 2013 года шла подготовка учебно-методических комплектов по Закону Божию (п.21 Постановлений Собора).

По итогам дискуссий, имевших место на заседаниях Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года и 29 декабря 2016 года, вышеупомянутые документы переданы на утверждение Священного Синода с учетом замечаний членов Высшего Церковного Совета.

Отец Геннадий, признаюсь, весьма неожиданная новость. Чем было вызвано такое решение, да и сама необходимость изменения нормативной базы деятельности воскресных школ?

Тут несколько причин. Прежде всего хотел бы сказать, что за последние 25 лет воскресные школы сделали гигантский шаг в своем развитии. Мы прошли важный этап жизни Церкви, когда, не имея ранее опыта создания документов такого уровня, как Стандарт, мы не только его создали, но и провели его апробацию, оценили возможности воскресных школ, вывели их работу на существенно более высокий уровень.

Вместе с тем мониторинг показал, что назрели качественные изменения в их деятельности. И та нормативная база, которая регламентировала деятельность воскресных школ, нуждалась в корректировке.

Изначальная идея, когда принимался впервые Стандарт, была в том, чтобы построить систему воскресных школ по модели общеобразовательных. Что я имею в виду? И там и здесь предлагались линейка учебных дисциплин, жесткие требования к организационным формам и техническому оснащению, а также кадровому потенциалу, академический подход к наполнению учебных занятий, подготовка немалого по количеству книг комплекта учебников. К слову сказать, если суммировать все книги, которые должны были составлять Единый учебно-методический комплект для воскресных школ, их насчитывалось бы свыше 40.

Это очень много.

Да. И все эти курсы должны были быть обязательными для изучения. Мониторинг показал, что для многих воскресных школ предъявляемые требования оказались неподъемными. И в большом своем числе воскресные школы Стандарт, скажем так аккуратно, соблюдали с массой оговорок. Если для начального этапа заложенные требования и траектория развития были стимулирующими, то далее – скорее сдерживающим фактором.

В июне 2015 года Святейший Патриарх Кирилл дал поручение проработать подходы к корректировке деятельности воскресных школ и формированию единой учебно-методической базы.

Для этой цели была сформирована специальная рабочая группа. Ее предложения и наработки глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий представил на рассмотрение Священноначалия на заседании Высшего Церковного Совета 9 сентября 2015 года. Первым этапом предстоящей работы являлась корректировка нормативной базы: Положения о деятельности воскресных школ и Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Практически на каждом заседании Высшего Церковного Совета уделялось серьезное внимание ходу работ.

Получается, работа над обоими документами велась целых полтора года.

Положение и Стандарт претерпел восемь редакций. Свои замечания и предложения вносили практически все синодальные ведомства, высшие учебные заведения Церкви, представители педагогического и экспертного сообщества. Все это обобщалось, что-то принималось, что-то мотивированно отклонялось. И каждый раз документы серьезнейшим образом обсуждались на заседаниях Высшего Церковного Совета. И затем были приняты на последнем в 2016 году заседании Высшего Церковного Совета (29 декабря). 9 марта 2017 года их утвердил Священный Синод.

В чем суть изменений в этих документах?

По итогам проделанной работы была скорректирована их структура. Они стали компактными, более ясными в изложении, логически лучше структурированными, с четко разграниченными сферами применения. Положение регламентирует организационные принципы работы воскресных школ, Стандарт – содержание и объем их деятельности.

Были также актуализированы цели и задачи деятельности воскресных школ как в контексте государственных нормативных актов, так и в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской Православной Церкви.

Из документов исключены все положения, позволявшие трактовать деятельность воскресных школ как образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования. Это касается также промежуточной и итоговой аттестации, сдачи зачетных и экзаменационных испытаний.

В этом же контексте исключено деление учебного процесса на ступени (дошкольную, начальную, основную, дополнительную). Вместо них определены возрастные категории, которые также были уточнены. Отмечу, что впервые вынесены в отдельную возрастную группу подростки 14–17 лет.

Кроме того, что воскресные школы не должны выглядеть как образовательные организации, есть ли еще причины, по которым ступени обучения исключены из Стандарта, а вместо них занятия ориентированы на возрастные группы?

Понимаете, учебный процесс в воскресной школе носит нелинейный характер, как это есть в общеобразовательной школе. В обычной школе ребенок приходит в первый класс и далее поступательно движется к выпуску в одиннадцатом. Причем, он не может не учиться, он обязан пройти весь курс обучения последовательно, с первого по выпускной классы. Таковы требования закона. В воскресной школе все не совсем так. Посещение воскресной школы абсолютно добровольно. И дети приходят на занятия практически в любом возрасте. И с совершенно разным уровнем подготовки. Так происходит по самым разным причинам. Одна из основных в том, что семья этого ребенка сама только начала посещать храм, поэтому и их чаду родители хотели бы дать основы веры. Но это одна из многих возможных ситуаций. Бывает так, что дети сами начинают (причем, не только в старших классах) интересоваться православием. Приходят в церковь, хотят в чем-то для себя разобраться.

Каким образом теперь выглядят эти возрастные категории?

Наша задача упростить работу воскресных школ. Поэтому остается всего две их формы. Собственно говоря, сама воскресная школа. И воскресная группа. Единственным критерием их различения будет являться количество посещающих занятия.

Это жестко фиксированная градация?

Напротив. Наша задача упростить работу воскресных школ. Поэтому остается всего две их формы. Собственно говоря, сама воскресная школа (без каких бы то ни было оценок их помещений, санузлов и прочего, что было в предыдущей версии документов). И воскресная группа. Единственным критерием их различения будет являться количество посещающих занятия. До 10 воспитанников – это воскресная группа, свыше 10 – воскресная школа. Очевидно, если воспитанников в школе крайне мало, то сложно выстраивать какие-то жесткие рамки курсов. Необходимо быть максимально гибкими в возможностях проведения занятий. И Стандарт для этого открывает все возможности. Поэтому воскресные группы будут руководствоваться Стандартом, при этом самостоятельно определять возрастные категории воспитанников, объем содержания и результаты деятельности, принимая во внимание в этой части положения Стандарта. Вот и все требования.

Давайте поговорим о содержании учебных предметов воскресных школ.

Мы не называем их предметами. Это курсы занятий.

Хорошо, что они из себя будут представлять? Что воспитанники воскресных школ будут изучать? Много ли здесь изменений?

Корректировке был подвергнут объем содержания учебно-воспитательной деятельности: объемы курсов, знаниевых и понятийных требований, предметных планов занятий, почасовой нагрузки – при сохранении в основе своей ранее разработанной тематики.

Могли бы привести какой-то пример?

Некоторые объемы курсов не только нам, но и многим другим экспертам показались чрезмерно завышенными. Судите сами: курс церковнославянского языка был изначально рассчитан на 84 занятия. Это чуть ли не семинарский объем. Не уверен, что дети должны изучать семинарский курс. В итоге, он был сокращен до 34. Должен сказать, что немало педагогов и авторов пособий уже сейчас ориентируются именно на эту цифру.

Кроме того, учитывая неоднородность возможностей воскресных школ, в обновленной редакции Стандарта все преподаваемые дисциплины было предложено разделить на две группы: 1-я – обязательный минимум и 2-я – факультативные курсы (желательные, но не обязательные). Причем такое разделение прописано для всех возрастных категорий. В окончательной редакции было решено оставить в Стандарте только обязательный минимум. А вот из дополнительных курсов будет сформирован реестр прошедших экспертизу программ и курсов, который будет доступен на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Воскресная школа сможет вести любой из этих дополнительных курсов по своему желанию и с учетом своих возможностей.

Какие курсы будут обязательными?

Повторюсь, поскольку это считаю важным, воскресные школы могут сами определять темп прохождения курсов в зависимости от своих возможностей.

Стандарт – это регламентирующий документ общего плана. Тому, как организовать занятия каждого из курсов для каждой из возрастных категорий, мы планируем уделить серьезное внимание в другом документе, к подготовке которого мы приглашаем экспертов – педагогов, психологов, опытных священников. И этот документ станет фактически техническим заданием для издателей учебных пособий и авторов курсов. Только после его подготовки мы сможем вести речь о каких-либо учебных пособиях для воскресных школ. По самым оптимистичным оценкам, на это у нас уйдет не менее 9 месяцев.

Что касается самого Стандарта, то в нем отдельно обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.

Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания (при бесспорной важности изложения теоретических основ), должны носить практико-ориентированный характер (например: в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).

Ну и кроме того, занятия в воскресной школе должны помогать воспитанникам осознать личную ответственность за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей (например через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе).

Говоря о формах занятий, в Стандарте подчеркивается важным использование возможностей досуговой деятельности воспитанников, таких как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и так далее.

Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5-6 и 7-11 лет).

Необходимость подготовки к аттестации заставила во многих регионах привести деятельность воскресных школ в более-менее надлежащий вид.

Занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено прежде всего на разрушение традиционных семейных ценностей, на нивелирование ценности жизни и грубое игнорирование проблем биоэтики. Эти вопросы должны в полной мере найти свое отражение в деятельности воскресных школ – как на просветительском уровне, так и в качестве возможной формы служения детей, подростков, юношей и девушек (в меру своей доступности в том или ином возрасте).

Недавно закончилась аттестация воскресных школ. Она проводилась в рамках действовавшей нормативной базы. После введения в действие новых документов будет новая аттестация?

В этом нет никакой срочной необходимости. Аттестация, которая, надо сказать, была проведена впервые в Церкви, дает нам в первом приближении общий срез состояния воскресных школ, соответствующий текущему отрезку времени. Нам предстоит его еще внимательно изучить. Кстати сказать, именно необходимость подготовки к аттестации заставила во многих регионах привести деятельность воскресных школ в более-менее надлежащий вид. Но мониторинг деятельности воскресных школ в оперативном режиме мы будем продолжать и далее.

Что касается самих изменений в Стандарте, то я не могу исключить возможности того, что некоторые корректировки нам придется вносить в этот документ и далее, в рабочем порядке, с учетом требований времени. Это нормальная практика для образовательной сферы.

Насколько я понимаю, корректировкой Стандарта и Положения работа по совершенствованию деятельности воскресных школ не ограничена?

Верно. Детальная проработка требований к формам и методам работы в воскресных школах применительно к каждому из курсов в рамках Стандарта потребует разработки соответствующего документа. Цель его еще и в том, чтобы дать техническое задание методистам и авторам-разработчикам курсов. Безусловно, и сама работа по подготовке этого документа существенно более трудоемкая, чем корректировка Стандарта.

Затем потребуется разработка примерных программ по каждому из курсов. А также определенный период на их апробацию, равно как и пособий к ним.

Далее будет необходима разработка методик их преподавания. А отсюда вытекает и необходимость обучения этим методикам педагогов воскресных школ и повышения квалификации.

Уже сейчас Синодальный отдел, разрабатывая подходы к программам повышения квалификации работников воскресных школ, исходит из необходимости включения в курс подготовки приходских катехизаторов, которые, вероятнее всего, и будут работать в ВШ, основ педагогики, возрастной психологии и методики преподавания.

Ну и в дополнение к общим требованиям Стандарта будут подготовлены Квалификационные требования к работникам воскресных школ.

Масштабный фронт задач…

Безусловно, в этом огромная заслуга Святейшего Патриарха Кирилла, который постоянно держит этот вопрос в фокусе своего внимания.

Мы благодарны всем, кто принимал участие в подготовке новых документов для воскресных школ. Прежде всего, Его Святейшеству за отеческое наставление и руководство, а также представителям синодальных структур и общецерковных учебных заведений, экспертам – педагогам, психологам, практикам.

Позволю выразить скромную надежду, что к работе по дальнейшему совершенствованию методической базы воскресных школ подключится еще больше специалистов-практиков из многих епархий нашей Церкви.


24.07.2019 22:26

Документ подготовлен Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по итогам заседания Епархиального совета г. Москвы 16 апреля 2019 года.

Воскресная школа в наше время является неотъемлемой и необходимой частью прихода, ее наиболее перспективной и плодотворной составляющей.

Что же касается новообразованных и строящихся приходов, то именно воскресная школа или группа является одной из фундаментальных основ, помимо, конечно, богослужебной деятельности, на базе которой формируется костяк прихода.

Как показывает практика, динамичнее развиваются и строятся те храмы, в которых организована и налажена работа с детьми и их родителями.

При современном, достаточно широко представленном выборе образовательных и развивающих программ и дисциплин светскими центрами дополнительного образования, различными клубами и секциями, востребованность нравственного и религиозного образования достаточно высока в нашем обществе. Это, с одной стороны, решает проблему с набором детей, с другой, формирует определенные требования и задачи для приходов, обусловленных ожиданиями детей и родителей от занятий в воскресных школах и группах.

Что же ждут от нас дети и родители? Ответы на этот вопрос сформулированы на базе ряда неофициальных опросов, проводимых среди родителей и детей воскресных школ г. Москвы на протяжении нескольких лет.

Прежде всего, того, чтобы занятия не были скучными и однообразными.

Чтобы дети имели возможность регулярного общения со священником. Желательно, чтобы вероучительные предметы вел именно священнослужитель.

Помимо донесения до детей основ православной веры, родители ожидают некоего комплексного и системного обучения. Подобно тому, как это происходит в общеобразовательных школах или серьезных клубных системах. Иными словами, работа воскресной школы или группы сразу же должна создавать впечатление продуманной организации и серьезной работы с детьми и, в дальнейшем, естественно, соответствовать этому.

Итак, первостепенная задача в организации воскресной школы (группы) заключается в продуманном, стабильно действующем духовно-воспитательном, образовательном и досуговом процессе. Недопустимы отмены занятий, бессистемное (не регулярное) их проведение, отсутствие четкого представления конкретных целей, задач и результатов обучения.

Естественно, на пути реализации этих задач возникает ряд проблем, связанных с подбором кадров и наличия материально-технической базы.

Последнее, по крайней мере, на начальном этапе, имеет минимальное значение. Не стоит бояться отсутствия нормального помещения, зала или мультимедийного оборудования.

Трудности новообразованного прихода или не богатого храма — очевидны и всеми понимаемы. Родители, которым приоритетнее наличие хорошей материально-технической базы, не приведут своих детей в такие храмы, они найдут уже более развитые и давно действующие воскресные школы при знаковых храмах или соборах. Так что родители, которые приведут своих детей записываться в воскресную школу в новообразованный, строящийся храм, понимают трудности и готовы их преодолевать вместе со священником. Именно поэтому воскресная школа в таких храмах очень быстро становится опорой для настоятеля во многих аспектах приходской жизни, например, в качестве дежурных в храме, флористов, помощников по уборке храма и территории и проч.

Что же касается подборки преподавателей, то здесь настоятелю стоит быть очень разборчивым и внимательным. Помимо наличия у кандидата на должность педагога воскресной школы документа о религиозном образовании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие педагогического таланта, профессиональной и психической адекватности и навыков работы с детьми.

В качестве педагога вероучительных предметов, как на начальном этапе, так и впоследствии, может выступить сам священник (настоятель). Даже если у него нет педагогического опыта при внимательном и рассудительном подходе к своему новому послушанию уже через 2-3 занятия придет некая уверенность и понимание, как и о чем говорить с ребятами. Для женатых священников, имеющих своих детей, весьма пригодится собственный родительский опыт.

Самым главным в организации работы воскресной школы является духовная направленность, ориентирование на помощь вхождения детей и родителей в религиозную и приходскую жизнь. Собственно, именно ради этого и создаются воскресные школы.

Какие предметы преподавать?

Если речь идет о новообразованном приходе и первом наборе в воскресную школу (группу), то вполне достаточно ограничиться 2-3 уроками в воскресный или субботний день продолжительностью не более 30-35 мин, урок творчества — не более 45 мин. или 1 часа (для детей старше 9 лет).

Закон Божий — естественно, главный предмет, что касается других дисциплин, то это зависит от наличия педагогов. Возможно, кто-то из числа родителей учеников воскресной группы (школы) умеет что-то мастерить или делать руками, может быть у кого-то есть художественное образование или кто-то может открыть литературный кружок. Возможно, среди прихожан есть педагог или творческая личность. Так что здесь по ситуации. Но какое-то творческое дополнение к занятиям по Закону Божиему желательно найти сразу. Естественно, предварительно обговорив с будущим педагогом то, чем планируется заниматься с детьми и продумать, как можно было бы связать между собою эти занятия, чтобы получилось некое единое образовательное целое. Возможен вариант подготовки поделок или рисунков, ориентируясь на церковный календарь и проч.

Почему это важно? Потому, что подобные творческие занятия, во-первых, довольно быстро и успешно сплачивают коллектив детей и родителей, совместно вовлекаемых в творческий процесс, во-вторых, что тоже важно, формируется некая презентационная база, визитная карточка воскресной школы. Можно и нужно организовывать выставки поделок, рисунков и проч. Сначала на уровне прихода (храма), а потом заявлять о себе и на более широком уровне. Естественно, священник (духовник) школы должен сдерживать горделивые амбиции детей и родителей, объясняя их подлинное происхождение и научая смирению. Победили — слава Богу, нос не задираем; Бога, родителей и педагогов благодарим. Не победили, слава Господу, что преподал урок смирения, показал, что надо лучше трудиться и меньше строить планов и не заниматься шапкозакидательством! В общем, во всем находить педагогический повод и пример.

Как организовывать учебный процесс и проводить разделение детей по классам или группам?

а) первая (в возрасте 5-7 лет);

в) третья (в возрасте 11-13 лет);

Если в вашей группе детей менее 10 человек, то можно не следовать предложенной возрастной дифференциации, а также самостоятельно определять объем и уровень преподаваемых знаний.

Что же касается продолжительности учебного года в воскресной школе, то он начинается с середины сентября или начала октября и заканчивается в начале мая, обычно празднованием всей школой Пасхи Христовой и дня Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое воскресная группа и воскресная школа?

Согласно Положению о деятельности воскресных школ, п. 1.4* (см. Приложение 1, п. 2) в случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.

Воскресная школа объединяет в себе несколько возрастных групп (классов), численность которых превышает 10 человек в каждом. У каждого такого класса имеется необходимая материально-техническая база: учебное помещение, оборудованное письменной доской, партами и стульями, наглядными пособиями, мультимедийной техникой и проч. В воскресной школе обязательно должны быть сантехнические комнаты (туалеты) желательно с детскими унитазами и низкими раковинами.

Пункт 2.1.: …Настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

Подробнее, какие темы из указанных дисциплин и в каком объеме требуется преподавать детям, можно ознакомиться (в Приложении 1, п. 2)

Об учебниках и учебных пособиях

Конечно, соблазн унифицировать и создать единый комплект ко всем дисциплинам существует, но хочется надеяться, что он будет носить рекомендательный, а не обязательный характер.

В настоящее время при выборе учебных пособий, по которым планируется преподавать вероучительные предметы в воскресной школе, следует ориентироваться на такие пособия, которые входят в перечень рекомендованных и имеющих гриф ОРОиК* (Перечень таких учебников и пособий см. в Приложении 1, п. 6).

А) есть отдельные оборудованные необходимой мебелью и аппаратурой помещения-классы для групповых занятий, кабинеты для занятий творчеством, помещение проведения общешкольных праздников, сантехнические помещения.

Б) количество детей, обучающихся в школе, превысило 10 человек в каждой возрастной группе (классе).

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования по благословению правящего архиерея.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Для прохождения церковного лицензирования (аттестации) воскресной школы в г. Москве необходимо подать следующий перечень документов в ОРО г. Москвы:

О лицензировании государственном

Наличие такой поправки гарантирует невмешательство государства в осуществление традиционного, закрепленного Уставом Русской Православной Церкви, права обучать детей и взрослых религии в рамках приходских воскресных школ и групп.

Что, естественно, освобождает от необходимости получать государственную лицензию.

Что же касается возможности трудоустройства педагогов и их социальной защищенности, с учетом получения педагогического стажа и льгот, то сейчас проходит апробацию способ взаимодействия с государственным образовательными учреждениями в рамках соглашений о сотрудничестве, при котором педагоги трудоустраиваются (если таковое желание и возможность имеется у педагогов и настоятеля) в качестве сотрудников (педагогов) этих образовательных учреждений, при этом реализуя на приходах часть светских программ по духовно-нравственному воспитанию детей (типа модуля ОРКСЭ (ОПК)) или преподавая при храме в кружках творчество, кукольный театр, хоровое пение и прочее, храм же предоставляет для этого классы (помещения) в доме причта или здании воскресной школы.

Пока достаточной положительной практики по данному направлению не имеется, т.к. подобного рода принцип взаимодействия только начал свою апробацию.

Согласно этому положению, главным учредительным и ответственным лицом, в ведении которого находится воскресная школа — является НАСТОЯТЕЛЬ религиозной организации. Именно ему принадлежит право открытия (закрытия), инициирование реорганизации воскресной группы в воскресную школу, определение перечня преподаваемых дисциплин (ориентируясь на образовательный Стандарт), назначение (освобождение) директора/завуча воскресной школы, утверждение педагогов, решение вопросов об определении педагогов в штат или заключения с ними волонтерского договора и проч. Вопрос обеспечения деятельности воскресной школы (группы) так же находится в ведении и попечении настоятеля.

«п. 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.

3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.

Не нормальна ситуация, когда приход и воскресная школа при приходе живут разрозненной друг от друга жизнью. Настоятель должен принимать деятельное и заботливое участие в жизни воскресной школы, следить за тем, как осуществляется образовательная и воспитательная программа в ней, своевременно и в достаточно возможном для прихода объеме финансировать школу. Не допускать к преподаванию или управлению воскресной школой людей, деструктивно действующих в приходе, ведущих не к объединению, а разделению прихода, организовывающих детей и родителей в некие противоборствующие группы, концентрируя внимание на себе или каком-то отдельном клирике, а не на Христе и Матери Церкви.

Приложение 1

Список ссылок на нормативные документы и перечень рекомендуемой учебной литературы в интернете.

Читайте также: