Сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Вавилова Вера Викторовна

Населенный пункт: г. Волоколамск

1.Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона; клетка, верхняя, нижняя сторона).

3.Формирование простейших умений в написании заглавных букв русского алфавита.

4.Формирование умения определять сходства и различия графических знаков и элементов.

5.Воспитание у дошкольников потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении выполняемых в тетрадях работ [5].

1.Познакомить с системой координат, используя листы бумаги различного формата, тетради в клетку, предметы для измерения расстояний.

2.Упражнять в составлении планов на основе общепринятых условных обозначений с соблюдением масштаба между частями самого плана.

3.Обучать самостоятельному составлению схематических изображений в разнообразных плоскостных проекциях, используя линии, формы, условные знаки.

4.Упражнять в свободном оперировании графическими, звуковыми моделями слов и предложений.

5.Познакомить с грамматическими правилами написания в русском языке [4].

1.Формирование представлений о гигиенических основах организации учебной деятельности (наличие свежего воздуха, необходимость достаточной освещенности в помещении)

2.Обогащение представлений старших дошкольников об органов чувств (зрения и слуха) как жизненно необходимых и надлежащим образом оберегаемых.

3.Развитие мелкой моторики рук при подготовке к письму (пальчиковая гимнастика, занятия изобразительной деятельностью и рукоделием и пр.).

4.Формирование умения управлять своими движениями согласно поставленной задаче (штриховка, закрашивание контуров, рисование узоров).

5.Выработка у старших дошкольников умения печатать заглавные буквы русского алфавита в тетрадях в клетку.

6. Вырабатывать чувствительность ладоней при различении структуры поверхности материалов [2].

1.Развитие мелкой моторики посредством игровых упражнений, введения элементов художественного и ручного труда.

2.Введение в программу домашних заданий на развитие ручной умелости под контролем взрослых (шитье иголкой, вырезание ножницами, лепка из глины).

3.Развитие зрительного и слухового анализаторов в различных видах деятельности, обязательное введение пальчиковых разминок в комплекс утренней гимнастики.

5.Ознакомление с различными видами рабочей строки (ограниченное пространство, открытое поле, разлинованное поле).

6.Работа в прописях, в том числе и прописывание печатного варианта букв русского алфавита [3].

Также, только в данной программе представлена система диагностики графического навыка и предоставлены рекомендации для каждой из возрастных групп.

1. Упражнять в составлении предложений, разделять простые предложения на слова с указанием их последовательности.

2.Формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части.

3. Формирование умения составлять слова из слогов (устно).

4. Формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах.

Таким образом, содержание работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте в разных программах воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении имеют свои отличительные особенности, но, тем не менее, все они учитывают современные тенденции к более раннему началу формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого, все они направлены на общеречевое и интеллектуальное развитие, а предлагаемые задачи реализуются главным образом в единой системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель Баженова Ольга Александровна

Содержание подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах для ДОУ детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Детей старшей группы необходимо:

 Учить выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные); определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, стихотворении, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

 Совершенствовать координацию движений рук, кистей, пальцев при вращении волчка на полу, на столе, при изготовлении поделок из мелких деталей и т.п.

В подготовительной группе объем работы увеличивается, поэтому воспитателю необходимо:

 Учить детей ориентироваться на плоскости: составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты;

 Вырабатывать ритмизацию движений руки с помощью задаваемых голосом ритмических слоговых рядов и приговорок; в считалках – при медленном и быстром темпе движения руки;

 В течение всего года крупно рисовать цифры от 9 до 1 (по сложности написания для детей), писать росчерки;

 Продолжать совершенствовать координацию мелких движений рук в рукоделии, конструировании из мелких деталей и др.;

 Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представления о слове, звуке, слоге, предложении.

 Учить детей слышать как часто повторяющийся звук в небольшом стихотворении, потешке, так и интонационно выделяемый воспитателем звук в отдельном слове;

 Упражнять в интонационном подчеркивании нужного и простого по артикуляции звука (а,о,у,и,э,м,ф,в,б,п) при произнесении односложных трехзвуковых слов.

 Самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

 Различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

 Определять место звука в слове (первый, последний, в середине);

 Самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем –по представлению).

 Демонстрация буквы, название ее;

 Лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов;

 Рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;

 Из известных букв дети собирают слова и фразы; проводятся речевые игры.

• Введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка;

• Подготовка руки ребенка к письму.

Работа над этим направлениям ведется последовательно. Работа в младшей группе по первому направлению начинается с развития артикуляционного аппарата, в средней группе педагоги переориентируют детей с семантической (смысловой) стороны речи на фонематическую (звуковую). В старшей группе детей обучают звуковому анализу слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове. В подготовительной группе дети узнают другую языковую действительность – знаковую (буквенную символику) и с помощью механизма позиционного чтения овладевают сначала слоговым, затем слитным способом чтения в пределах всего алфавита.

Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулируя этот процесс.

Итак, мы видим, на основе анализа содержания работы по обучению детей грамоте в современных образовательных программах для детских садов можно сделать следующий вывод: содержание работы и объем требований к уровню сформированности навыков чтения в современных программах различны.

В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

 Ознакомление со словом, вычленение слова, как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

 Ознакомление с предложением и его словесным составом;

 Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

 Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

 Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

 Знакомство с буквами.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Исходя из вышесказанного перед педагогами ДОУ не ставится задача обучать детей старшего дошкольного возраста чтению. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. Но в Федеральном Государственном образовательном стандарте сказано: содержание программ дошкольного образования рассматривает образовательную область "Развитие речи", которая включает, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
Задачи и содержание работы по подготовке детей дошк. возраста к обучению грамоте.
Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте.
Дать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах.
Подобрать 2-3 игры по ознакомлению со словесным составом предложения, со словом, слоговым строением.

Содержимое работы - 1 файл

конторольная развитие речи 3 курс.docx

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Дроздовой Антонины Валерьевны

ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

    1. Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
    2. Задачи и содержание работы по подготовке детей дошк. возраста к обучению грамоте.
    3. Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте.
    4. Дать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах.
    5. Подобрать 2-3 игры по ознакомлению со словесным составом предложения, со словом, слоговым строением.
    1. Необходимо раскрыть своеобразие методики обучения детей в современном ДОУ и школе и рассмотреть особенности этой работы.
    2. Этот вопрос необходимо проработать с использованием типовой программы воспитания. Показать усложнение и изменения в содержании и задачах от групп к группе.
    3. На основе методической литературы необходимо проанализировать игры и упражнения, которые педагог использует в работе с детьми по обучению грамоте. Показать ценность этих игр для подготовки к школе.
    4. Практический вопрос должен содержать анализ 2-3 современных программ. В анализе должно быть четко указано содержание работы в плане различия.

Мнения против:

Ряд специалистов считает, что раннее обучение чтению не соответствует физиологическим возможностям ребенка до 5-6 лет. Дети, которых научили читать в возрасте 3 лет, имеют неправильный механизм чтения и впоследствии с трудом воспринимают смысл текста. Отсюда большое число безграмотных старшеклассников в настоящее время, несмотря на то, что в начале 90-х появилась мода на раннее обучение и многие из них пришли в школу, уже обладая навыками чтения и письма.

Ранее обучение чтению также приводит к тому, что ребенку просто скучно на уроках в первые месяцы учебы, а затем теряется интерес и мотивация к обучению и возникает стойкая нелюбовь к школе.

Чтение развивает мышление ребенка, ведь прочитанное надо еще понять и осмыслить, и чем раньше ребенок получает опыт такой мыслительной деятельности, тем лучше.

К тому же умение читать резко расширяет возможности самообразования малыша. Как известно, многие талантливые люди своей образованностью обязаны именно чтению. Чтение – важнейший инструмент в познании мира.

По мнению психологов, раннее чтение – залог формирования богатой речи у ребенка. Есть исследования логопедов, результаты которых показывают, что работа с некоторыми методиками обучения чтению очень помогает детям, у которых есть нарушения в развитии речи.

Аргументом сторонников раннего обучения также является тот общепризнанный факт, что ум ребенка младшего возраста гораздо более пластичен и восприимчив к восприятию нового, чем ум, например, 7 летнего ребенка.

Снижение интереса к учебе у детей, которые и так знают многое из того, что проходится в первом классе, - проблема, которую можно предотвратить. Если ребенок ненамного впереди класса, хороший учитель предложит ему развивающие задания, а по всем остальным темам можно работать со всем коллективом. Можно учиться по индивидуальному плану, перейти в следующий класс или поступить в сильную школу, предъявляющую более высокие требования к подготовке ребенка. Последний вариант неосуществим с ребенком, не имеющим навыков чтения и счета до школы.

Что касается вреда для здоровья и стрессов, то при правильной организации занятий и выборе наиболее подходящей именно вашему ребенку методики никаких проблем с этим не возникает.

Как видите, аргументы достойные внимания есть у каждой из сторон.

Каждый решает сам!

1.Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

По наблюдениям психологов и педагогов дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учению. Даже если в детском саду и в семье детей не учат читать, некоторые из них все же овладевают чтением, узнают отдельные буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет темп чтения, ведет к ошибкам на письме.

Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Психологами и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная работа. На основе исследований таких ученых,

как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

Однако пока детские сады не будут в состоянии охватить своей сетью каждого дошкольника, пока они не будут располагать высококвалифицированными специалистами, владеющими научной методикой обучения детей грамоте, вряд ли целесообразно ставить эту задачу.

При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять на себя определенную работу по подготовке детей к школе. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать, чему учат детей в школе и как подготовить воспитанников детских садов к успешному усвоению программы начальной школы.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком о раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

2.Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

Огромное внимание учитель на занятиях по обучению грамоте уделяет практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются с занятиями по изучению родного языка. Конкретные восприятия и представления детей являются основой для формирования у них правильных понятий и умений выражать свои впечатления и мысли в речи.

Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы

в контексте ФГОС дошкольного образования

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях ДОО. В каком возрасте и в каком объёме ему это доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач? В детских садах прослеживалась негативная тенденция, когда работа по обучению грамоте заслоняет работу по общеречевому развитию детей, когда к детям предъявляются завышенные требования к технике их чтения, или обучение ведется неадекватно возрасту (школьным путем), не прослеживается связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

речевое развитие;

Речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.

Предпосылки к обучению грамоте:

- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте:

достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;

развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);

правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, наличие разработанной и апробированной методики, данные о положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:

ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

ознакомление с предложением и его словесным составом;

деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

- устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые со школой условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черным цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ - схемы (длинная полоска бумаги - предложение, короткие полоски - слова).

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и 10 букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (+ 4 гласных), формирование механизма чтения.

Это делается для преемственности со школой. Почему это важно?

Чтение и письмо – это навыки = сложные (равнозначные слова).

Навыки – это мощное понятие для ребенка, они жизненно необходимы ребенку для адаптации, чтобы выжить, постичь окружающий мир.

Навыки бывают разные по содержанию (культурно-гигиенические, самообслуживания, художественно-эстетичекие и т.д.). В эту огромную группу навыков входит чтение и письмо. Поэтому надо знать законы их формирования, а чтобы их понять и освоить – нужно время. Любой навык в среднем формируется первоначально за 3 месяца (чистить зубы, есть, водить машину), а закрепляется в течение 3-х лет (это уже будет в школе).

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразнее начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. В 4, 5 года дошкольники способны выделять на слух звуки родного языка из слов (гласные и согласные). Но вместе с тем, было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала обучения грамоте.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Таким образом, начинать подготовку к обучению грамоте рекомендуется после 5-ти лет, а лучше за год до школы (т.е. старший дошкольный возраст, если раньше, это уже соревнование взрослых).

Выбирая конкретную методику педагогам следует учитывать, что используемая система обучения грамоте в ДОО должна сочетаться с соответствующей системой обучения в школе, соблюдая принцип преемственности между ДОО и школой. В школах в основном ведется обучение письму звуковым аналитико-синтетическим методом, разработанным коллективом ученых на основе Д.Б. Эльконина.

С чего же начать?

Слышать слово!

И вот первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, он сам пытается или может сказать слово, интонационно выделив песенку-звук, может подобрать слова с данным звуком.

Но это ещё не значит, что ваш ребёнок научился звуковому анализу слов.

Звуковой анализ – основа грамотного письма!

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона кружочки или возьмите старую мозаику и выберете из неё белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зелёные – они ещё понадобятся.

Аналогично проанализируйте слова суп, сок, нос, шар, дом, ком, сад, сук, кот, сон, рот, мох, лук, сын, кит, хор, жук, бык, лак, луч, сам, лес, сыр, сом, пух, рак.

Занимаясь с ребёнком нужно помнить, что мы его учим звуковому анализу слов, учим вслушиваться в слово, слышать звуки его составляющие по порядку, поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся.

На каждом занятии можно разбирать не более двух слов, но анализировать эти слова нужно несколькими способами:

- сначала детям просто предлагается разобрать новое слово;

- затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками по порядку;

- далее еще раз поставить фишки и называть звуки уже не в той последовательности, а вразбивку: такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме:

- проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать задания на сравнения, сопоставления, анализ, т.е развитие речемыслительных операций. Например, найти одинаковые звуки в словах дом и мак, суп и сук, найти разные звуки в словах дом и дым, сом и сам, лук и лак, сук и сок, сон и сын.

Гласные и согласные

После того как будут проанализированы трёхзвуковые (односложные) слова, можно вводить новое – учить различать гласные и согласные.

Вам кажется, что это сложно для маленького ребёнка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.

Иногда, чтобы облегчить ребёнку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что гласный звук можно потянуть, пропеть, а согласный звук нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, с, л, ш, т.е. те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание ребёнка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает – или губы, язык, то малыш уже не ошибётся.

Теперь, когда установлена разница между гласными и согласными звуками обратите внимание на то, что согласные звуки в слове произносятся по- разному – то мягко, то твёрдо. Если вы правильно учили ребёнка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребёнок называл согласный звук так, как он произносится в слове, то различение согласных на твёрдые и мягкие не вызовет никаких затруднений.

Те согласные, которые звучат твёрдо, будем обозначать синими фишками, а те согласные, которые произносим мягко - зелёными фишками. Попробуйте разобрать с малышом слова Нина (н , и н а), луна, лиса, липа, муха, зима, мята. Теперь ребёнок, проводя звуковой анализ слов, ребёнок должен теперь охарактеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками (данные цветовые обозначения гласных и согласных звуков соответствует орфографическому режиму в школе).

В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям: к разбору сначала четырёхзвуковых, а затем пятизвуковых слов без стечения согласных: луна, рыба, лиса, бусы, сани, гуси, муха, вата, пила. Затем слова типа: сахар, волк, тигр, куст, лист, аист, паук, бинт, танк, кран, мотор.

Когда вы увидите, что ребёнок свободно проводит звуковой анализ 4-5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребёнку выложить фишки прямо на столе.

Когда ребенок хорошо ориентируется в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить с буквами. Необходимо сформировать у ребёнка чёткие образы букв.

Требует своего решения и проблема подготовки детей к письму, которая осуществляется в единстве подготовкой к обучению чтению. Однако в практике работы обучение чтению часто не связано или опережает письмо.

В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов. Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Для ребенка большую трудность представляет и овладение техникой письма.

Таким образом, в содержание подготовки к письму, кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, умений звукового анализ, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Подготовка к овладению техникой письма.

Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по четырем основным направлениям:

1. Подготовка руки к письму.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

3. Подготовка к технике письма.

4. Формирование элементарных графиче­ских умений.

Каждое направление имеет свои задачи и образовательное содержание. Эти задачи реализуются в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

1. Подготовка руки к письму.

1.1. Развивать мелкую моторику рук.

1.2. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя паль­цами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

2. Аналитико-синтетическая деятель­ность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графи­ческого образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

2.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направле­ния предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

2.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

- количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

- характеристику элементов (какие это элементы?);

-пространственное расположение эле­ментов в букве.

2.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Не­обходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составле­ния из элементов.

2.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопос­тавляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

3. Подготовка к технике письма.

3.1. Развивать пространственную ориен­тировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в прост­ранстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относи­тельно себя (над головой – верх, под нога­ми – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетную кар­тинку. Задания типа:

- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впе­реди – сзади, справа – слева);

- назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

3.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксиро­вать ритм посредством ритмических рисун­ков (бордюров) и читать их.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию коорди­нации, общей и тонкой произвольной мото­рики. С помощью стихотворной ритмики вы­рабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопро­вождением положительно влияют на разви­тие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способ­ность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмичес­ким рисунком музыкального произведения.

3.3. Познакомить с разлиновкой и на­учить ориентироваться в ней.

В до­школьном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны по­нять и запомнить правила письма в разли­новке.

3.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, за­тем – рисовать стрелочки, указывающие на­правление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился пони­мать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно.

4. Формирование элементарных гра­фических умений.

4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв (в учебной разлиновке и без нее).

В занятия включаются следующие виды работ: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.

Большое значение также имеет изобразительная деятельность.

Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

Читайте также: