Сравнительный анализ фламандского и голландского натюрмортов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кажется, это что-то похожее, или же одно и то же, названное по-разному. Но если посмотреть на картины фламандских и голландских художников, понимая, где кто, разглядев детали, узнав сюжет и сравнив цвета, можно с легкостью определить, Фландрия это или же Голландия.

Предыстория

В XVII веке в Нидерландах произошел раскол между северными и южными столицами страны. В 1579 году от Нидерландов отделились северные провинции, именуемые Голландией. Южная часть назвалась Фландрией.

Голландия отделилась из-за политических и религиозных соображений, а именно – бегство от Испанской короны и католицизма. Голландия – страна протестантская, в отличие от южных провинций, где господствовал католицизм. Естественно, такое разделение влияло на всю общественную и культурную жизнь разъединённых провинций. Искусство шло по разным путям развития, начиная от выбранных сюжетов и заканчивая техникой нанесения красок на холст.

Появились две художественные школы – голландская и фламандская.

Голландская живопись

Существует такой период в истории живописи Нидерландов как Золотой век голландской живописи, приходящийся на XVII век, как раз после разделения страны и воцарения относительного спокойствия и мира.

Голландская живопись в это время развивалась по особому пути, не интересуясь популярными стилями и сюжетами в мире.

Протестантизм своим образом жизни отличается от католицизма. Отсутствие пышного убранства в церквях, умеренность, сдержанность и некоторый аскетизм, спокойствие и равнодушие ко всему кричащему, яркому и монументальному. Церковь не давала заказы художникам на оформление храмов, так как считала, что дом Бога – не место для картин и предметов интерьера: ничего не должно отвлекать человека от той единственной цели, для которой, собственно, и строятся храмы.

Из-за сокращения заказов на религиозные темы появляется множество заказов на бытовые сюжеты. Можно сказать, что искусство Голландии XVII века – искусство культуры повседневности. Бюргеры (горожане) заказывали картины на привычные им сюжеты, лишенные каких-то библейских или мифологических тем: пейзажи, жанровые сцены, натюрморты.

Новые требования и предпочтения в живописи способствовали развитию художественного реализма в искусстве – изображение жизни такой, какая она есть, без кричащих цветов, неестественных поз и тел, со скромными, но уютными интерьерами, с восхитительно красивыми и спокойными пейзажами. Голландская живопись XVII века – это разговор про уют и про повседневность, которая кажется немного скучной, но, безусловно, чарующей свой простотой и легкостью.

Также, благодаря активному развитию путешествий, освоению новых земель и географических открытий, голландские художники часто изображали на портретах адмиралов и офицеров или же изображали морские сцены с кораблями и торговыми судами.

Анатомические театры (помещения для учебного вскрытия трупов и проведение лекций) тоже стали довольно часто изображаться на полотнах. Голландия шла в ногу со временем и не остановилась на месте, просто способ передачи окружающего мира происходил по другому пути.

Малые голландцы – все художники Золотого века Голландии, кроме Рембрандта и Франса Халса, так как они писали и монументальные произведения на разные темы.

Бытовой жанр и пейзаж в художественном мире занимали последнюю ступень в иерархии жанров: зачем рисовать то, что видишь каждый день? Тем не менее, именно в период Золотого века Голландской живописи жанровые сцены приобрели популярность среди бюргеров и других заказчиков. Не было надобности создавать монументальные библейские сюжеты и придворные портреты с присущей им пышностью и роскошью. Голландское общество не интересовалось такими вещами. Именно поэтому развитие бытового жанра приходится на XVII век: появляется спрос.

Каждый художник имел свою четкую специализацию. Жесткая конкуренция не предполагала разброс таланта не все жанры и поджанры: необходимо было довести до совершенства что-то одно, тем самым обеспечивая себе бесперебойное получение заказов.

Ян Стен (1626-1679) – жанровые сцены, которые он обогащал сатирой на современное общество, в шутливой манере обличал пороки и слабости людей; иллюстрировал пословицы и аллегории, к творчеству подходил с юмором, с не отталкивающим, а скорее добрым порицанием пороков простых обывателей.

Питер Клас (1597-1661) – мастер натюрморта, которые делились на две группы: завтраки/банкеты и ванитас (жанр живописи, где изображается человеческий череп как символ быстротечности жизни).

Якоб ван Рёйсдаль (1628/1629-1682) – пейзажи. Реалистичные, атмосферные и невероятно чарующие пейзажи, где буквально передается время года, чувствуется воздух, моросящий дождь.

Для выполнения поставленной задачи было необходимо найти и разобрать взаимосвязь изображенных на полотне объектов, специфику компоновки и так же основные отличительные черты используемых художниками средств. В достижении поставленной цели мне помог анализ взаимного расположения изображаемых предметов, светотени и цветовых отношений. Необходимость абстрагироваться от физической сущности предметов и воспринимать их как некие элементы композиции дала возможность увидеть общую организацию пространства картины.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

Курсовая работа по теме:

Особенности композиции и решения пространства во фламандском и голландском натюрморте XVII века.

На примере 6 произведений.

Фламандский натюрморт………………………………………. 3

В данной работе я постаралась выявить характерные черты композиционн ого строя и пространственного решения голландского и фламандского натюрморта XVII века. Для выполнения поставленной задачи было необходимо найти и разобрать взаимосвязь изображенных на полотне объектов, специфику компоновки и так же основные отличительные черты используемых художниками средств. В достижении поставленной цели мне помог анализ взаимного расположения изображаемых предметов, светотени и цветовых отношений. Необходимость абстрагироваться от физической сущности предметов и воспринимать их как некие элементы композиции дала возможность увидеть общую организацию пространства картины.

Моя работа проводилась на примере шести картин:

Приступим к анализу фламандского натюрморта. За основу я взяла картины Франса Снайдерса, работы которого отличаются невероятной динамичностью, выразительностью и богатством форм.

Еще стоит обратить внимание на характерную для Снайдерса особенность: задний план не обрубается стеной, он развивается дальше, показывая нам небо, побережье, линию горизонта, корабли.

Как вырастить УКРОП на подоконнике. Прос 06.08.2018 --> Смотрели: 16 (0) КАСТОРОВОЕ МАСЛО для подкормки комнатных 04.08.2018 --> Смотрели: 76 (0) Мебель из поддонов (паллет) 20.03.2015 --> Смотрели: 121 (1) Объемные наливные 3D полы и стены. Чудо 20.03.2015 --> Смотрели: 33 (1) Плетеные коврики на пол своими руками 20.03.2015 --> Смотрели: 169 (1)

-Метки

-Рубрики

  • Информация (3374)
  • Интересные факты (2424)
  • Обзоры (1445)
  • Разные полезности (1444)
  • Технологии (1306)
  • Для поднятия настроения (884)
  • Здоровье (827)
  • Искусство (560)
  • lytdybr (537)
  • Картинки (492)
  • Мир животных и растений (413)
  • Цветоводство (354)
  • Видео (346)
  • Случаи из жизни (317)
  • Загадки цивилизации (312)
  • Народная медицина (277)
  • Лекарственные растения (125)
  • Приусадебное хозяйство (122)
  • Коллекции и коллекционеры (110)
  • Кулинария (77)
  • Дизайн интерьера (43)
  • Диеты (38)
  • Косметология (36)
  • Рукоделие (30)
  • Туризм (21)
  • Гороскоп недели (20)
  • Психология (10)
  • Рыбная ловля (5)
  • Своими руками (0)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Жанр натюрморта получил большое распространение в Голландии в XVII веке.

Харлемский живописец Виллем Клас Хеда (1594-1680/82) писал главным образом так называемые "завтраки" — собранное на краю стола небольшое количество обыденных вещей, изображение которых имеет скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча, символ окончившейся жизни, дает ключ к его прочтению.

Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина — чувственные радости, лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. В картине заключено размышление о бренности существования человека на Земле, призыв позаботиться не о теле, а о душе.

 (520x639, 43Kb)

Виллем Клас Хеда ВЕТЧИНА И СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА. 1649
Дерево, масло. 97х80,5 см


В небольших по размерам полотна Питера Класа (около 1597-1661) перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. Мастерски передано ощущение внутренней жизни этих вещей, их тесная связь с атмосферой реального быта.

Излюбленный мотив Класа -"завтрак", стол, на котором расположены лимон, хлебец, серебряная посуда, стеклянный бокал. Каждый предмет наделен своим характером, в каждом подчеркнута его структура, его материальная природа. Смятая белая салфетка, румяная корочка хлебца, блеск стекла и серебра — в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности.

 (595x415, 40Kb)

Питер Клас ЗАВТРАК. 1646
Дерево, масло. 60х84 см

Фламандский натюрморт обладает ярко выраженным своеобразием. Его главная отличительная черта — декоративная выразительность. В отличие от голландцев, фламандские мастера писали натюрморты не для уютных интерьеров, а для украшения парадных залов во дворцах и замках или трапезных монастырей.

Главным мастером фламандского натюрморта был Франс Снейдерс (1579-1657), работавший в мастерской Рубенса и нередко исполнявший натюрморты в его картинах. В свою очередь Рубенсу доводилось писать фигуры в полотнах своего помощника. Сын владельца таверны в Антверпене, Снейдерс создавал свои картины главным образом по заказу банкиров и купцов этого богатого города.

Содержание натюрмортов Снейдерса — прославление могучих сил жизни, изобилия и красоты природы — явилось одним из самых ярких проявлений центральной темы всей фламандской живописи этого времени. Любимые сюжеты Снейдерса — изображения так называемых "лавок" — мясной, фруктовой, рыбной. Они предоставляли ему возможность "выкладывать" на столы и прилавки огромные груды всевозможных даров природы: дичь, мясо, рыбу, устрицы, фрукты и овощи. Эти монументальные полотна ошеломляют своей щедростью и жизненной энергией.

 (520x362, 42Kb)

Франс Снейдерс НАТЮРМОРТ С ЛЕБЕДЕМ. Между 1613 и 1620
Холст, масло. 162,5х235 см

Из собрания Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина

История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

Голландская живопись

Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку — природу, человеческий образ. Голландские жанристы вдохновляются обыденностью, мелкими будничными эпизодами, что и становится одной из характерных черт голландского реализма.

К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

Искусство Голландии XVII века славится разветвлённой жанровой системой живописи.

Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.

XVII век — это воистину золотая эпоха голландской живописи.

Художественные особенности

Свет и тонкое чувство цвета играют в картинах голландских художников главную роль.


Ян Вермеер (Вермеер/Вермер Делфтский) – живописец гармонии и ясности видения мира. Известный силой своих образных решений и тенденцией к изображению опоэтизированной атмосферы обыденности, он уделял особое внимание красочному нюансу, что позволяло передать характер световоздушного пространства.


Якоб ван Рёйсдал писал монументальные пейзажи в холодных тонах, которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной изменчивости мира.


Альберт Кейп прославился необычным взглядом на композицию пейзажа – у него она дана, как правило, с низкой точки зрения, что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.


Франс Халс (Гальс/Хальс) известен выдающимися жанровыми и групповыми портретами, привлекающими своей характерностью.


Фламандская живопись

Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в.

Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.

Фламандская живость отличается монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля. Особенно ярко это проявлялось в творчестве Питера Пауля Рубенса, ставшего центральной фигурой фламандской живописи.

Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением крупных тяжёлых фигур в стремительном движении. Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника. Эжен Делакруа говорил:

Всё присущее его кисти и стало общими чертами целой школы.



Антонис Ван Дейк – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей.


Франс Снейдерс известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен.


Ян Брейгель Младший – внук художника Питера Брейгеля Старшего, запомнившийся умелым смешением пейзажа и бытовой живописи, пейзажа и аллегоричных мифологических сюжетов, а также талантливой передачей эффекта панорамы из-за высокого расположения горизонта.


Основные различия голландской и фламандской живописи

  1. В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения,во Фландрии — королевский двор и знать.
  2. Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народзаинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность,среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.
  3. Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь.

Конец эпохи голландской и фламандской живописи можно назвать схожим — под воздействием влияния французских вкусов и воззрений и голландское, и фламандское национальное сознание постепенно слабеет, а оттого понятие фламандской и голландской живописи становится историческим прошлым.

События XVII века в Голландии и Фландрии подарили миру выдающихся авторов и свежий взгляд на общее развитие тенденций мировой живописи.

Читайте также: