Сравните методы познания мира предложенные бэконом и декартом почему бэкон и декарт считаются кратко
Обновлено: 06.07.2024
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в 17—18веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Две основные группы:
2)эмпиристы( знание должно начинаться с чувственного опыта). Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
ФрэнсисБэкон (1561–1626) – английский философ и государственный деятель.
Выдвигает свое понимание науки, принципы которой - способности человеческой души: память, воображение, разум. Высшая задача познания всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно.
Метод Бэкона - постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода можно открывать новые истины, а не топтаться на месте. Проблема индукции - главенствующая роль. Индуктивный метод – необходимые этапы: сбор фактов и их систематизация. Идея составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Кто хочет найти формулу тепла - тот собирает в 1 таблице случаи тепла, стремясь отсеять все, что с теплом не связано. В 2 таблице - собирает вместе случаи, которые подобны случаям в 1, но не обладают теплом. В 3 таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в разной степени. Используя эти 3 таблицы можно выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства. После этого можно перейти к решающему эксперименту.
Эмпирический метод Бэкона - в максимальной степени опирается на разум при анализе фактов. Сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.
Развитию науки мешают заблуждения человеческого ума – идолы (или призраки): 1 - идолы рода (в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с собой; присущи всем людям).
Рене Декарт (1596-1650)-французский философ, математик, механик, физик и физиолог. Вслед за Бэконом провозгласил необходимость создания философии, которая бы служила практике. Бэкон рекомендовал идти в познании от частного к все более общему, Декарт - в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию.
Завышал роль разума. Сильна и теологическая традиция. Бог вложил в человека естественный свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.
Сохранил принципиальные взгляды средневековых мыслителей на понятие субстанции. Субстанция определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относится Бог и сотворенный мир.
Познавательная деятельность человека слагается из 3 классов идей:
1)идеи, получаемые людьми извне в результате постоянных их контактов с предметами и явлениями;
2)идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. (Они могут быть или фантастичными или реалистичными).
3)врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, не связанные ни с каким опытом, сугубо рационалистические. В процессе познания врожденные идеи играют наиболее важную роль.
Развивает рационализм: в акте познания разум человека не нуждается в чувствительных вещах, т.к. истинность знаний находится в самом разуме, постигаемых им представлениях и понятиях.
Разум - главный и единственный источник знаний. Математические, геометрические методы - единственный всеобщий метод познания. Исследования во всех науках начинаются с отыскивания самоочевидного, ясного, не нуждающихся в чувственном материализме и логических доказательствах.
Дедукция - единственный метод познания. Начинать надо с методологического сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме существования самого сомнения. Сомнение - акт мышления. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Существует достоверное познание. Не мышление порождает бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не может обманывать человека, познание чувствительного восприятия мира возможно.
Задача - использовать познавательные способности правильно. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей. Врожденные идеи - не готовые истины, а предрасположения разума. В познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям (утверждение рационализма). Разум достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основании рационализма создал учение о рационализме.
4 правила:
1) ясность и отчетливость познания, не вызывает никаких сомнений;
2) разделять всякий исследовательский вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего понимания;
3) мыслить по порядку, начиная с простых и постепенно поднимаясь до сложных вещей;
4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного.
14. Локк и Лейбниц. Проблема врожденного знания.
Джон Локк (1632 – 1704)
Родился в Рингтоне (Бристоль) в семье адвоката. Его отец командовал одним из отрядов парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов. Учился в Оксфордском университете, где заинтересовался медициной. Подружился там с Бойлем. Увлекался естественно-научными опытами.
· По средствам соединения (твердое+холодное+влажное+блестящее = лед);
· По средствам сравнения (сравниваем зиму и лето, получаем идею климата, погоды);
· Абстракция (есть понятие тела, тело занимает место, абстрагируемся от тела и расширяем место, получаем идею пространства).
Идеи обладают качествами. Качества могут быть первичными и вторичными. Первичные – это физические и механические свойства, продиктованные самими вещами, миром, они безусловно существуют и одинаковы для всех. Например, объем тела, его пространственные характеристики. Вторичные качества не вполне реальны. Они реальны, так как есть некоторые обстоятельства реального мира, но другие могут воспринимать их иначе. К ним, например, относятся вкус, цвет, обоняние.
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в 17—18веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Две основные группы:
2)эмпиристы( знание должно начинаться с чувственного опыта). Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
ФрэнсисБэкон (1561–1626) – английский философ и государственный деятель.
Выдвигает свое понимание науки, принципы которой - способности человеческой души: память, воображение, разум. Высшая задача познания всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно.
Метод Бэкона - постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода можно открывать новые истины, а не топтаться на месте. Проблема индукции - главенствующая роль. Индуктивный метод – необходимые этапы: сбор фактов и их систематизация. Идея составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Кто хочет найти формулу тепла - тот собирает в 1 таблице случаи тепла, стремясь отсеять все, что с теплом не связано. В 2 таблице - собирает вместе случаи, которые подобны случаям в 1, но не обладают теплом. В 3 таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в разной степени. Используя эти 3 таблицы можно выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства. После этого можно перейти к решающему эксперименту.
Эмпирический метод Бэкона - в максимальной степени опирается на разум при анализе фактов. Сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.
Развитию науки мешают заблуждения человеческого ума – идолы (или призраки): 1 - идолы рода (в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с собой; присущи всем людям).
Рене Декарт (1596-1650)-французский философ, математик, механик, физик и физиолог. Вслед за Бэконом провозгласил необходимость создания философии, которая бы служила практике. Бэкон рекомендовал идти в познании от частного к все более общему, Декарт - в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию.
Завышал роль разума. Сильна и теологическая традиция. Бог вложил в человека естественный свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.
Сохранил принципиальные взгляды средневековых мыслителей на понятие субстанции. Субстанция определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относится Бог и сотворенный мир.
Познавательная деятельность человека слагается из 3 классов идей:
1)идеи, получаемые людьми извне в результате постоянных их контактов с предметами и явлениями;
2)идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. (Они могут быть или фантастичными или реалистичными).
3)врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, не связанные ни с каким опытом, сугубо рационалистические. В процессе познания врожденные идеи играют наиболее важную роль.
Развивает рационализм: в акте познания разум человека не нуждается в чувствительных вещах, т.к. истинность знаний находится в самом разуме, постигаемых им представлениях и понятиях.
Разум - главный и единственный источник знаний. Математические, геометрические методы - единственный всеобщий метод познания. Исследования во всех науках начинаются с отыскивания самоочевидного, ясного, не нуждающихся в чувственном материализме и логических доказательствах.
Дедукция - единственный метод познания. Начинать надо с методологического сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме существования самого сомнения. Сомнение - акт мышления. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Существует достоверное познание. Не мышление порождает бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не может обманывать человека, познание чувствительного восприятия мира возможно.
Задача - использовать познавательные способности правильно. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей. Врожденные идеи - не готовые истины, а предрасположения разума. В познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям (утверждение рационализма). Разум достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основании рационализма создал учение о рационализме.
4 правила:
1) ясность и отчетливость познания, не вызывает никаких сомнений;
2) разделять всякий исследовательский вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего понимания;
3) мыслить по порядку, начиная с простых и постепенно поднимаясь до сложных вещей;
4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного.
14. Локк и Лейбниц. Проблема врожденного знания.
Джон Локк (1632 – 1704)
Родился в Рингтоне (Бристоль) в семье адвоката. Его отец командовал одним из отрядов парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов. Учился в Оксфордском университете, где заинтересовался медициной. Подружился там с Бойлем. Увлекался естественно-научными опытами.
· По средствам соединения (твердое+холодное+влажное+блестящее = лед);
· По средствам сравнения (сравниваем зиму и лето, получаем идею климата, погоды);
· Абстракция (есть понятие тела, тело занимает место, абстрагируемся от тела и расширяем место, получаем идею пространства).
Идеи обладают качествами. Качества могут быть первичными и вторичными. Первичные – это физические и механические свойства, продиктованные самими вещами, миром, они безусловно существуют и одинаковы для всех. Например, объем тела, его пространственные характеристики. Вторичные качества не вполне реальны. Они реальны, так как есть некоторые обстоятельства реального мира, но другие могут воспринимать их иначе. К ним, например, относятся вкус, цвет, обоняние.
Бэкон познание мира предлагал методом исследования. Видя, в каком плачевном состоянии была в то время наука, он предлагал делать акцент на рассмотрение достижений в области науки, а также техники, промышленного производства, которые, по его мнению, наиболее ярко свидетельствуют о достижениях той или иной нацией определенного культурного уровня.
Р. Декарт, как универсальный метод, предлагал познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит истинные законы. При умелом применении нет пределов могуществу разума.
Бэкон и Декарт создали философию Нового времени, характеризующеюся становлением капитализма, Бурное развитие науки и техники, формирование экспериментального математического мировоззрения. Эту эпоху назвали эпохой научной революции.
Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала прогрессивному развитию. Вместо того, чтобы дерзновенно проникать в тайны природы, старая философия занималась какими-то отвлеченными мудрствованиями и поэтому топталась, по большому счету, на одном и том же месте. Прежде всего, следует подвергнуть решительному пересмотру, а, если надо, и отрицанию всю предыдущую философскую традицию, после чего построить принципиально новую философию, отвечающую требованиям эпохи. Главный недостаток древнего философствования, по мнению Бэкона, заключался в несовершенстве метода, который и надлежало реформировать в первую очередь.
Бэкон познание мира предлагал методом исследования. Видя, в каком плачевном состоянии была в то время наука, он предлагал делать акцент на рассмотрение достижений в области науки, а также техники, промышленного производства, которые, по его мнению, наиболее ярко свидетельствуют о достижениях той или иной нацией определенного культурного уровня.
Р. Декарт, как универсальный метод, предлагал познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит истинные законы. При умелом применении нет пределов могуществу разума.
Бэкон и Декарт создали философию Нового времени, характеризующеюся становлением капитализма, Бурное развитие науки и техники, формирование экспериментального математического мировоззрения. Эту эпоху назвали эпохой научной революции.
Однако самосознание как принцип философии еще не приобрело полной автономии – истинность знания согласно Декарту обеспечивается присутствием Бога. Согласно Декарту, самосознание не замкнуто в себе и открыто для Бога, который является источником мысли: все смутные идеи являются продуктом человека (и, следовательно, ложны), все ясные идеи исходят от Бога, поэтому они истинны. Это декартовский метафизический круг: существование всей реальности (включая Бога) подтверждается самосознанием, которое (смысл выводов этого сознания) снова обеспечивается Богом.
Декарт определяет изначальную субстанцию как нечто, что для своего существования нуждается только в себе. Такой субстанцией является Бог. Как источник всего добра и всякой истины, творец всего сущего. Мыслящие и телесные субстанции были созданы Богом. При этом разум выступает как конечная субстанция:
- несовершенная,
- незавершенная вещь,
- зависящая от чего-то другого,
- борющаяся за что-то лучшее и большее, чем человек.
Материя, согласно Декарту, бесконечно делима (атомы и вакуум не существуют), он объяснил движение, используя концепцию вихря.
Готовые работы на аналогичную тему
- Идти путем дедукции для получения более сложных утверждений.
- Действовать так, чтобы не упустить ни единого звена, создать непрерывную цепочку умозаключений, для чего необходима интуиция, распознающая причины, и дедукция, которая анализирует следствия.
Декарт сделал математику основой своего метода. Мера и порядок были важнейшими элементами его метода.
Метод познания Бэкона
Фрэнсис Бэкон – основоположник английского материализма и экспериментальной научной методологии.
Бэкон объединил эмпиризм с теологией, натуралистическую перспективу с истоками аналитического метода.
Для Бэкона знание не является самоцелью, а выступает как средство достижения результатов. Согласно Бэкону, научное знание должно основываться на индукции и экспериментировании, а истинное знание вытекает из чувственного опыта. При этом эмпиризм подразумевает использование индуктивного метода, потому что он обязывает проводить эксперименты.
Индукция бывает полной (совершенной), рассматривающей все случаи, а значит, свойства являются исчерпывающими. Индукция может быть неполной, когда обобщения делаются на основе исследований, и рассматриваются не все случаи и могут быть опровергнуты в будущем. Вооружив науку новыми инструментами, Бэкон сам сделал много открытий.
- Готфрид Лейбниц,
- Блез Паскаль,
- Джон Локк и др.
Множество научных открытий охватило нашу планету в связи с введением новых методов, начатых с Бэкона. Такие изобретения, как термометр, калькулятор, насос, унитаз, часы, сильно повлияли на повседневную жизнь людей. Также трудно недооценить создание котлов и паровых машин. Все это оказало значительное влияние на военное искусство.
Метод индуктивного познания Бэкона значительно отличался от того, который использовался ранее. Основа нового метода – переход от частного к общему, но был более важен путь от одного к другому. Индукция предназначалась для разделения природы на различение и исключение. При этом большое значение придавалось аксиомам – законам, формам различия вещей.
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Суррикат Мими
Лучший ответ:
Мари Умняшка
Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение
Читайте также:
- В каких природных зонах наблюдается наибольшая плотность населения кратко
- В чем трудность человеческого бытия кратко
- Какие меры могут способствовать снижению количества отходов кратко
- Какие качества характера савельича проявились в его отношении к происходящим событиям кратко
- Что такое речные пороги история 5 класс кратко