Сравните методы познания мира предложенные бэконом и декартом почему бэкон и декарт считаются кратко

Обновлено: 06.07.2024

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в 17—18веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Две основные группы:

2)эмпиристы( знание должно начинаться с чувственного опыта). Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

ФрэнсисБэкон (1561–1626) – английский философ и государственный деятель.

Выдвигает свое понимание науки, принципы которой - способности человеческой души: память, воображение, разум. Высшая задача познания всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно.

Метод Бэкона - постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода можно открывать новые истины, а не топтаться на месте. Проблема индукции - главенствующая роль. Индуктивный метод – необходимые этапы: сбор фактов и их систематизация. Идея составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Кто хочет найти формулу тепла - тот собирает в 1 таблице случаи тепла, стремясь отсеять все, что с теплом не связано. В 2 таблице - собирает вместе случаи, которые подобны случаям в 1, но не обладают теплом. В 3 таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в разной степени. Используя эти 3 таблицы можно выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Эмпирический метод Бэкона - в максимальной степени опирается на разум при анализе фактов. Сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.

Развитию науки мешают заблуждения человеческого ума – идолы (или призраки): 1 - идолы рода (в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с собой; присущи всем людям).

Рене Декарт (1596-1650)-французский философ, математик, механик, физик и физиолог. Вслед за Бэконом провозгласил необходимость создания философии, которая бы служила практике. Бэкон рекомендовал идти в познании от частного к все более общему, Декарт - в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию.




Завышал роль разума. Сильна и теоло­гическая традиция. Бог вложил в человека естественный свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.

Сохранил принципиальные взгляды средневековых мысли­телей на понятие субстанции. Субстанция определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относится Бог и сотворенный мир.

Познавательная деятельность человека слагается из 3 классов идей:

1)идеи, полу­чаемые людьми извне в результате постоянных их контактов с предметами и явлениями;

2)идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. (Они могут быть или фан­тастичными или реалистичными).

3)врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, не связанные ни с каким опытом, сугубо рационалистические. В процессе познания врожденные идеи играют наиболее важную роль.

Развивает рационализм: в акте познания разум человека не нуждается в чувствительных вещах, т.к. истинность знаний находится в самом разуме, постигаемых им представлениях и понятиях.

Разум - главный и единственный источник знаний. Математические, геометрические методы - единственный всеобщий метод познания. Исследования во всех науках начинаются с отыскивания самоочевидного, ясного, не нуждающихся в чувственном материализме и логических доказательствах.

Дедукция - единственный метод познания. Начинать надо с методологического сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме существования самого сомнения. Сомнение - акт мышления. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Существует достоверное познание. Не мышление порождает бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не может обманывать человека, познание чувствительного восприятия мира возможно.

Задача - использовать познавательные способности правильно. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей. Врожденные идеи - не готовые истины, а предрасположения разума. В познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям (утверждение рационализма). Разум достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основании рационализма создал учение о рационализме.

4 правила:

1) ясность и отчетливость познания, не вызывает никаких сомнений;

2) разделять всякий исследовательский вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, начиная с простых и постепенно поднимаясь до сложных вещей;

4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного.

14. Локк и Лейбниц. Проблема врожденного знания.

Джон Локк (1632 – 1704)

Родился в Рингтоне (Бристоль) в семье адвоката. Его отец командовал одним из отрядов парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов. Учился в Оксфордском университете, где заинтересовался медициной. Подружился там с Бойлем. Увлекался естественно-научными опытами.

· По средствам соединения (твердое+холодное+влажное+блестящее = лед);

· По средствам сравнения (сравниваем зиму и лето, получаем идею климата, погоды);

· Абстракция (есть понятие тела, тело занимает место, абстрагируемся от тела и расширяем место, получаем идею пространства).

Идеи обладают качествами. Качества могут быть первичными и вторичными. Первичные – это физические и механические свойства, продиктованные самими вещами, миром, они безусловно существуют и одинаковы для всех. Например, объем тела, его пространственные характеристики. Вторичные качества не вполне реальны. Они реальны, так как есть некоторые обстоятельства реального мира, но другие могут воспринимать их иначе. К ним, например, относятся вкус, цвет, обоняние.

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в 17—18веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Две основные группы:

2)эмпиристы( знание должно начинаться с чувственного опыта). Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

ФрэнсисБэкон (1561–1626) – английский философ и государственный деятель.

Выдвигает свое понимание науки, принципы которой - способности человеческой души: память, воображение, разум. Высшая задача познания всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно.

Метод Бэкона - постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода можно открывать новые истины, а не топтаться на месте. Проблема индукции - главенствующая роль. Индуктивный метод – необходимые этапы: сбор фактов и их систематизация. Идея составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Кто хочет найти формулу тепла - тот собирает в 1 таблице случаи тепла, стремясь отсеять все, что с теплом не связано. В 2 таблице - собирает вместе случаи, которые подобны случаям в 1, но не обладают теплом. В 3 таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в разной степени. Используя эти 3 таблицы можно выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Эмпирический метод Бэкона - в максимальной степени опирается на разум при анализе фактов. Сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.

Развитию науки мешают заблуждения человеческого ума – идолы (или призраки): 1 - идолы рода (в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с собой; присущи всем людям).

Рене Декарт (1596-1650)-французский философ, математик, механик, физик и физиолог. Вслед за Бэконом провозгласил необходимость создания философии, которая бы служила практике. Бэкон рекомендовал идти в познании от частного к все более общему, Декарт - в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию.

Завышал роль разума. Сильна и теоло­гическая традиция. Бог вложил в человека естественный свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.

Сохранил принципиальные взгляды средневековых мысли­телей на понятие субстанции. Субстанция определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относится Бог и сотворенный мир.

Познавательная деятельность человека слагается из 3 классов идей:

1)идеи, полу­чаемые людьми извне в результате постоянных их контактов с предметами и явлениями;

2)идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. (Они могут быть или фан­тастичными или реалистичными).

3)врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, не связанные ни с каким опытом, сугубо рационалистические. В процессе познания врожденные идеи играют наиболее важную роль.

Развивает рационализм: в акте познания разум человека не нуждается в чувствительных вещах, т.к. истинность знаний находится в самом разуме, постигаемых им представлениях и понятиях.

Разум - главный и единственный источник знаний. Математические, геометрические методы - единственный всеобщий метод познания. Исследования во всех науках начинаются с отыскивания самоочевидного, ясного, не нуждающихся в чувственном материализме и логических доказательствах.

Дедукция - единственный метод познания. Начинать надо с методологического сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме существования самого сомнения. Сомнение - акт мышления. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Существует достоверное познание. Не мышление порождает бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не может обманывать человека, познание чувствительного восприятия мира возможно.

Задача - использовать познавательные способности правильно. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей. Врожденные идеи - не готовые истины, а предрасположения разума. В познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям (утверждение рационализма). Разум достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основании рационализма создал учение о рационализме.

4 правила:

1) ясность и отчетливость познания, не вызывает никаких сомнений;

2) разделять всякий исследовательский вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, начиная с простых и постепенно поднимаясь до сложных вещей;

4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного.

14. Локк и Лейбниц. Проблема врожденного знания.

Джон Локк (1632 – 1704)

Родился в Рингтоне (Бристоль) в семье адвоката. Его отец командовал одним из отрядов парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов. Учился в Оксфордском университете, где заинтересовался медициной. Подружился там с Бойлем. Увлекался естественно-научными опытами.

· По средствам соединения (твердое+холодное+влажное+блестящее = лед);

· По средствам сравнения (сравниваем зиму и лето, получаем идею климата, погоды);

· Абстракция (есть понятие тела, тело занимает место, абстрагируемся от тела и расширяем место, получаем идею пространства).

Идеи обладают качествами. Качества могут быть первичными и вторичными. Первичные – это физические и механические свойства, продиктованные самими вещами, миром, они безусловно существуют и одинаковы для всех. Например, объем тела, его пространственные характеристики. Вторичные качества не вполне реальны. Они реальны, так как есть некоторые обстоятельства реального мира, но другие могут воспринимать их иначе. К ним, например, относятся вкус, цвет, обоняние.

Бэкон познание мира предлагал методом исследования. Видя, в каком плачевном состоянии была в то время наука, он предлагал делать акцент на рассмотрение достижений в области науки, а также техники, промышленного производства, которые, по его мнению, наиболее ярко свидетельствуют о достижениях той или иной нацией определенного культурного уровня.
Р. Декарт, как универсальный метод, предлагал познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит истинные законы. При умелом применении нет пределов могуществу разума.
Бэкон и Декарт создали философию Нового времени, характеризующеюся становлением капитализма, Бурное развитие науки и техники, формирование экспериментального математического мировоззрения. Эту эпоху назвали эпохой научной революции.

Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала прогрессивному развитию. Вместо того, чтобы дерзновенно проникать в тайны природы, старая философия занималась какими-то отвлеченными мудрствованиями и поэтому топталась, по большому счету, на одном и том же месте. Прежде всего, следует подвергнуть решительному пересмотру, а, если надо, и отрицанию всю предыдущую философскую традицию, после чего построить принципиально новую философию, отвечающую требованиям эпохи. Главный недостаток древнего философствования, по мнению Бэкона, заключался в несовершенстве метода, который и надлежало реформировать в первую очередь.

Бэкон познание мира предлагал методом исследования. Видя, в каком плачевном состоянии была в то время наука, он предлагал делать акцент на рассмотрение достижений в области науки, а также техники, промышленного производства, которые, по его мнению, наиболее ярко свидетельствуют о достижениях той или иной нацией определенного культурного уровня.
Р. Декарт, как универсальный метод, предлагал познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит истинные законы. При умелом применении нет пределов могуществу разума.
Бэкон и Декарт создали философию Нового времени, характеризующеюся становлением капитализма, Бурное развитие науки и техники, формирование экспериментального математического мировоззрения. Эту эпоху назвали эпохой научной революции.

Однако самосознание как принцип философии еще не приобрело полной автономии – истинность знания согласно Декарту обеспечивается присутствием Бога. Согласно Декарту, самосознание не замкнуто в себе и открыто для Бога, который является источником мысли: все смутные идеи являются продуктом человека (и, следовательно, ложны), все ясные идеи исходят от Бога, поэтому они истинны. Это декартовский метафизический круг: существование всей реальности (включая Бога) подтверждается самосознанием, которое (смысл выводов этого сознания) снова обеспечивается Богом.

Декарт определяет изначальную субстанцию как нечто, что для своего существования нуждается только в себе. Такой субстанцией является Бог. Как источник всего добра и всякой истины, творец всего сущего. Мыслящие и телесные субстанции были созданы Богом. При этом разум выступает как конечная субстанция:

  • несовершенная,
  • незавершенная вещь,
  • зависящая от чего-то другого,
  • борющаяся за что-то лучшее и большее, чем человек.

Материя, согласно Декарту, бесконечно делима (атомы и вакуум не существуют), он объяснил движение, используя концепцию вихря.

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Идти путем дедукции для получения более сложных утверждений.
  2. Действовать так, чтобы не упустить ни единого звена, создать непрерывную цепочку умозаключений, для чего необходима интуиция, распознающая причины, и дедукция, которая анализирует следствия.

Декарт сделал математику основой своего метода. Мера и порядок были важнейшими элементами его метода.

Метод познания Бэкона

Фрэнсис Бэкон – основоположник английского материализма и экспериментальной научной методологии.

Бэкон объединил эмпиризм с теологией, натуралистическую перспективу с истоками аналитического метода.

Для Бэкона знание не является самоцелью, а выступает как средство достижения результатов. Согласно Бэкону, научное знание должно основываться на индукции и экспериментировании, а истинное знание вытекает из чувственного опыта. При этом эмпиризм подразумевает использование индуктивного метода, потому что он обязывает проводить эксперименты.

Индукция бывает полной (совершенной), рассматривающей все случаи, а значит, свойства являются исчерпывающими. Индукция может быть неполной, когда обобщения делаются на основе исследований, и рассматриваются не все случаи и могут быть опровергнуты в будущем. Вооружив науку новыми инструментами, Бэкон сам сделал много открытий.

  • Готфрид Лейбниц,
  • Блез Паскаль,
  • Джон Локк и др.

Множество научных открытий охватило нашу планету в связи с введением новых методов, начатых с Бэкона. Такие изобретения, как термометр, калькулятор, насос, унитаз, часы, сильно повлияли на повседневную жизнь людей. Также трудно недооценить создание котлов и паровых машин. Все это оказало значительное влияние на военное искусство.

Метод индуктивного познания Бэкона значительно отличался от того, который использовался ранее. Основа нового метода – переход от частного к общему, но был более важен путь от одного к другому. Индукция предназначалась для разделения природы на различение и исключение. При этом большое значение придавалось аксиомам – законам, формам различия вещей.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Суррикат Мими

Лучший ответ:


Мари Умняшка


Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение

Читайте также: