Сравните христианские взгляды достоевского и толстого в чем сходство и различие кратко

Обновлено: 05.07.2024

1 См.: WachJ. Sociology of Religion. London, 1947. P. 355.

Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ.

по своей смелости и резкости обличения зла этим автором напомина­ют пафос еврейских пророков'.

Различия между двумя писателями станут еще яснее, если проана­лизировать их с точки зрения тех звеньев, которые соединяют каждо­го из них с конкретными направлениями русской мысли. Достоевский был романтиком-националистом, продолжателем славянофильской традиции, тогда как Толстой, этот бескомпромиссный критик всякого национализма и даже патриотизма, больше чувствовал себя дома с рационалистическими и просвещенческими типами мышления. В своих общественно-политических взглядах Толстой ближе к народ­никам и анархистам, хотя он переосмыслил их учение в антиреволю­ционном и евангельском духе. Эти различия имели свои практические политические последствия: Достоевский, осужденный в молодые годы на тяжелый труд в Сибири, в свои последние годы вращался в реакционных кругах, был в дружеских отношениях с Победоносце­вым и мечтал о взятии Константинополя. Толстой, аристократ-землевладелец, отверг свой класс и более тридцати лет обличал мо­ральное зло, заключенное во всех государственных учреждениях, об­личал все виды эксплуатации и насилия.

ГЛАВА 15. Два писателя-пророка

2 Немало свидетельств этому собрано А.С. Долининым. См.: Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. Л., 1935. С. 52-53.

; Толстой приобрел признание и авторитет во всем мире как мора­лист и религиозный мыслитель. Его дом в Ясной Поляне посещали ; паломники из всех стран, и сотни писем со всего мира приходили туда от последователей и оппонентов. Его идеи - особенно его паци­фистские воззрения - получили огромную популярность. Тем не ме­нее, толстовская философия и религиозная мысль так и не стали влия­тельным учением. Сила идей Толстого всецело основана на его соб­ственной харизматической личности; после его смерти его идеи быстро были забыты, за одним важным исключением: в Махатме Ганди Толстой нашел по крайней мере одного по-настоящему велико­го продолжателя своего учения.

3 Ф.М. Достоевский в русской критике. С. 452.

ГЛАВА 16

РАЗНОВИДНОСТИ ПОЗИТИВИЗМА

ВСТУПЛЕНИЕ

1 Белинсюш В.Г. Избранные философские сочинения. М, 1948. Т. 2. С. 326-329.

ГЛАВА 16. Разновидности позитивизма

2 Лавров П.А. Философия и социология. М., 1965. Т. 1. С.584.

Анджей Валщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ.

Живое, трепетное отношение к личности Христа в сочетании с твердой верой в Него как Богочеловека — вот то, что отличает Достоевского от многих других русских писателей, особенно от Толстого.

Но разве Толстой не религиозный писатель, спросите вы. Разве внимание к учению Христа не пронизывает его позднее творчество?

Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.

Никогда не забуду мучительного чувства, испытанного мною в тот день, когда я причащался в первый раз после многих лет… Когда я подошел к царским дверям и священник заставил меня повторить то, что я верю, что то, что я буду глотать, есть истинное Тело и Кровь, меня резнуло по сердцу; это мало что фальшивая нота, это — жестокое требование кого-то такого, который, очевидно, никогда и не знал, что такое вера… Я смирился, проглотил эту Кровь и Тело без кощунственного чувства, с желанием поверить, но удар уже был нанесен. И, зная вперед, что ожидает меня, я уже не мог идти в другой раз.

Возвращение Толстого к Православию было кратковременным и поверхностным. В христианстве он воспринял только нравственную сторону, вся же мистическая сторона, включая таинства, осталась для него чуждой. Мировоззрение Толстого характеризовал крайний рационализм, и именно этот рационализм не позволил ему воспринять христианство во всей полноте. После долгих и мучительных поисков, так и не закончившихся встречей с личным Богом, с Богом живым, Толстой пришел к воплощению своей юношеской мечты — созданию своей собственной религии, которая основывалась на вере в Бога как безличное начало, руководящее человеческой нравственностью.

Религия Толстого, сочетавшая в себе отдельные элементы христианства, буддизма и ислама, граничила с пантеизмом. В Иисусе Христе Толстой не признавал воплотившегося Бога, считая Его лишь одним из выдающихся учителей нравственности, наряду с Буддой, Магометом и Конфуцием.

Если Толстого в христианстве интересовала прежде всего мораль, то для Достоевского главным в христианстве был Христос. Догмат Боговоплощения, учение о том, что Бог стал Человеком, Слово стало плотью, — вот сердцевина христианства по Достоевскому:

Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно вера в то, что Слово плоть бысть… что идеал был во плоти, а стало быть, не невозможен и достижим всему человечеству… Христос и приходил затем, чтобы человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не то что в одной только мечте и в идеале, что это естественно и возможно. Этим и земля оправдана. Последователи Христа, обоготворившие эту просиявшую плоть, засвидетельствовали в жесточайших муках, какое счастье носить в себе эту плоть, подражать совершенству этого Образа и веровать в Него во плоти… Тут именно все дело, что Слово в самом деле плоть бысть. В этом вся вера и все утешение человечества.



Второй тип исканий — это когда человек пребывает на грани веры и неверия, когда его не удовлетворяют расхожие, общеизвестные ответы, когда он хочет высшей определенности. Поэтому он начинает искать того, кто эту определенность мог бы ему дать и кому можно безусловно доверять. Рано или поздно он начинает понимать, что полного, безусловного, абсолютного доверия заслуживает только Бог. И тогда он отправляется в поиски, надеясь на встречу с Ним. К людям этого типа больше всего подходит такое определение, как богоискатели.

И, наконец, третий тип исканий — это когда человек ищет ответы на свои вопросы, обращаясь прямо к Богу, взывая к Нему из пространства твердой веры. Ярких представителей этого типа мы находим в Библии — в ветхозаветных патриархах, пророках, Иове, Давиде, апостолах.

Если говорить о Достоевском и Толстом, то они оба были хорошо знакомы с состоянием балансирования на грани веры и неверия и потому могут быть отнесены ко второму типу. Правда, между ними есть существенное различие. Достоевский в своих исканиях тяготел к тому духовному состоянию, в котором опасные сомнения остаются в конечном счете позади. Толстой же на протяжении всей жизни регулярно оказывался в ряду безуспешных искателей. В нем, так и не сумевшем выбраться из плена раздиравших его сомнений, до последних дней оставался очень силен настрой богоотрицания.

Теология кризиса

Ни Достоевский, ни Толстой не были богословами в полном смысле этого слова. Их принято называть религиозными мыслителями. Крайне редко их причисляют к светским богословам, то есть к религиозным интеллектуалам, высказывавшим свои теологические суждения не от лица церкви, а от себя лично.

Можно говорить об особом богословском призвании Достоевского, которое проявилось в нем не сразу и даже как бы помимо его воли. Тяжелые жизненные испытания обострили его духовное зрение и духовный слух, развили в нем повышенную чуткость к религиозным, экзистенциальным вопросам. Важную роль в его духовной переориентации сыграла и сама эпоха нарождающегося русского модерна. В ее богоборческом настрое содержался вызов христианству. В тогдашнем русском церковном богословии мало кто был готов принять этот вызов и достойно ответить на него. Православная церковь переживала далеко не самые лучшие времена в своей истории. Между тем огромное число русских людей испытывали серьезные духовные затруднения перед шквалом нахлынувших на них духовных, нравственных, социальных проблем. Многим приходилось переживать глубокие внутренние кризисы.

Все, что происходило внутри человека, с ним и вокруг него, нуждалось в осмыслении не в терминах атеистической философии, не в категориях материализма и марксизма, которые в этих случаях были совершенно беспомощны, а в христианских понятиях. Требовалось христианское богословие кризиса. И Достоевский принял этот вызов истории. В результате возникла его собственная художественная теология, которую можно называть теологией греха, беззакония, своеволия, вседозволенности. И она попала в цель и оказалась востребована в наивысшей степени. Одним из подтверждений этого служит тот факт, что практически каждый крупный русский мыслитель Серебряного века считал своим долгом отозваться в собственных работах на труды и идеи Достоевского. Этим идеям оказалось посвящено множество статей и книг, которые сегодня относятся к золотому фонду русской религиозной мысли.


Вопрос взаимоотношения светского и духовного образования хотелось бы осветить сквозь призму творчества и феномена религиозной веры двух выдающихся представителей русской классической литературы: писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, которому исполнилось в прошлом году 185 лет со дня рождения.
Поскольку изучение литературы входит в обязательную программу обучения средних школ, то очень важно, в каком ракурсе доносится та или иная тема. Ведь несомненно, что художественное наследие и религиозно-философское мировоззрение этих двух авторов оказали в свое время и продолжают оказывать сейчас значительное влияние на духовное формирование личности.

В поисках истины

Толстой сожалел, что так и не смог познакомиться с Достоевским, потому что считал его едва ли не единственным серьезным автором в русской литературе, с которым бы очень хотел поговорить о вере и о Боге. Не особо ценя Федора Михайловича как писателя, Лев Толстой видел в нем религиозного мыслителя, способного существенно воздействовать через свои произведения на ум и душу человека.

Отчего же так получается, что произведения одного ведут людей к Богу, а другого – уводят от Него?

Творческие доминанты

Мучимые Богом

Страдание, через которое изживается грех, очищает душу и дает истинное счастье ее обладателю. Следует помнить, что временное земное счастье, если оно не прорастает в вечность, не может удовлетворить человека. Парадокс в том, что критерии счастья духовного приобретаются самоограничением земных удовольствий и радостей.

Позже поэт Бальмонт напишет:

Одна есть в мире Красота,
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.

Право свободного выбора

Если Достоевский мыслил счастье в сотериологическом аспекте (сотериология – учение о спасении), то Толстой абсолютизирует эвдемоническое восприятие мира (эвдемонизм рассматривает смысл жизни как благо. Но вот в чем оно?). Безусловно, как художник Толстой талантлив. Но как религиозному мыслителю ему мешает гордыня человеческая.

Л.Н. Толстой в научной и публицистической мысли

Л.Н. Толстой в научной и публицистической мысли

Л.Н. Толстой в научной и публицистической мысли запись закреплена

С.Р. Шаваринская (КострГУ)
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ:
СОПОСТАВЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ
В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКЕ
КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
В истории русской литературной критики о Ф.М. Достоевском и Л.Н. Толстом противопоставление преобладает над сопоставлением. Интересен и тот факт, что в поле пристального внимания критики оказываются Достоевский и Толстой — не только и не столько художники слова, сколько мыслители, масштаб личностей которых не позволяет оставаться равнодушными к их идеям, творчеству не только коллег по цеху, но и философов, государственных деятелей, читателей в самых отдаленных уголках планеты.

Образ Толстого-художника и мыслителя у Белого монументален. Это образ РУССКОГО БОГАТЫРЯ, противостоящего европейской антихристовой гнили:

Аналитическая мысль выдающихся современников великих писателей не была лишена тенденциозности, сказались не только личностные художественные предпочтения, но и мировоззренческий водораздел. Антиномизм, свойственный религиозно-философской критике в отношении Достоевского и Л. Толстого, есть следствие антиномизма русской культуры и русского человека, корнями вросших в "почву" мистической и догматической "православной" лжехристианской церковности.

Читайте также: