Сравните географию российских железных и автомобильных дорог план сравнения определите сами кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сравнили. Автомобильных дорог явно больше.
Особенно в районах с вечной мерзлотой.

Ну например, у автомобильных дорог практически отсутствуют кольцевые дороги, пересекающие радиусы

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

§ 32. Железнодорожный и

автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт — ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны. Территория России сильно вытянута в широтном направлении, поэтому основное направление перевозок также широтное. Для их осуществления использовать морской и речной транспорт практически нельзя.

Обоснуйте это, используя карты атласа.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств: высокая грузоподъемность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно.

Однако высокая доля железных дорог в работе транспорта объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.

Протяженность железных дорог в России 85 тыс. км. Это меньше, чем в Канаде и США, но длина электрифицированных железных дорог (44 тыс. км) — наибольшая в мире. В связи с кризисом грузооборот железнодорожного транспорта снижается.

Такая география железнодорожных путей создает серьезные проблемы в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными районами страны. Особенно сложно стало выполнять эту задачу после распада СССР. Значительные участки крупнейших широтных магистралей — Транссибирской (Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Владивосток), Среднесибирской и Южносибирской — теперь оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии выполнять эту важнейшую общегосударственную функцию.

Определите, сколько широтных железных дорог проходит по территории Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Сложившийся рисунок российских железных дорог не позволяет им обеспечивать надежную и кратчайшую связь между: 1) западными и восточными районами страны; 2) государствами, граничащими с Россией, но не граничащими друг с другом (приведите примеры); 3) странами Европы и странами Азиатско- Тихоокеанского региона.

В перспективе не менее важной остается проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока практически не используется Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут — Советская Гавань). Ведется строительство Амуро-Якутской магистрали (Беркакит — Том- мот — Якутск).

Особое направление — создание высокоскоростных железнодорожных магистралей. В ближайшие годы предполагается строительство подобных магистралей Москва — Санктп-Петербург и Москва — Нижний Новгород. Они проектируются как сугубо пассажирские, со скоростью движения поездов 300— 350 км/ч и затратами времени в пути — 2—3 часа. Предполагаемая стоимость каждой магистрали — 8 млрд долл.

Строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отчуждается полоса земли шириной 30—45 м, на которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км железнодорожного полотна уничтожается до 45 км2 естественного растительного покрова. Насыпь существенно нарушает водный режим территорий.

Но железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в атмосферу в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, и в 640 раз меньше, чем авиационный транспорт.

Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием: 1) плохих дорог; 2) недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 и более 8 тонн); 3) слабого использования дизельных двигателей; 4) плохого качества отечественных автомобилей. Но автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяженность в России — менее 600 тыс. км. Но из них 1/7 — грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. При этом 1/3 сельских населенных пунктов России вообще не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием.

География автодорог России схожа с географией железных дорог. 12 крупнейших автодорог расходятся лучами от Москвы (см. карту атласа). В восточных районах число дорог резко снижается.

Строительство объектов

До сих пор нет автомагистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.

Автомобильный транспорт — один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на 1000 л сожженного топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода, 20 кг окислов азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений. Средний расход топлива на 100 км пути у отечественных легковых автомобилей — 10 л, у грузовых — 20—80 л, у городских автобусов — 40—50 л.

При строительстве автодорог часто отторгаются ценные сельскохозяйственные угодья.

Вопросы и задания

1. Какова роль железнодорожного транспорта в России?
2. Каков рисунок железнодорожной сети России? В чем его недостаток?
3. Расскажите о главных положительных и отрицательных чертах автомобильного транспорта.

Внимание! Проблема!

1. Зачем нужны новые железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
Главное богатство этих районов — разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый надежный и дешевый способ транспортировки сырья и техники для его добычи — по железной дороге.

Варианты транспортного строительства в азиатской части России

Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока доставляется по морям и рекам. При этом время доставки удлиняется до 1—1,5 лет. Резко возрастают потери.

Есть и другие обстоятельства, говорящие в пользу строительства новых железных дорог. Попробуйте сформулировать их.

2. Где, что и как нужно строить?

Ясно, что в восточных районах страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России. (Почему?) Необходимо создать ее каркас, охватывающий наиболее перспективные с хозяйственной точки зрения районы. Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства на востоке России никогда не было (рис. 63). Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая:
а) природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения полезных ископаемых и потребность России в них;
б) географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;
в) техническую возможность строительства и его экологические последствия.
Предложите и обоснуйте свои варианты новых железных дорог России.

Внимание! Проблема!

Для развития автомобильного транспорта в России прежде всего необходимо строить новые дороги. Минимальная потребность — не менее 1500 тыс. км автодорог хорошего качества.

Фактически только сейчас в стране начинается эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли 70 лет назад. Помимо плохих дорог, серьезные препятствия на ее пути — отсталая автомобильная промышленность, слабое развитие предприятий, обслуживающих автомобили и автомобилистов (автозаправок, станций техобслуживания, мотелей и пр.)*


География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.


Планирование географии, материалы по географии 9 класса скачать, учебники онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Сравните железнодорожный и автомобильные виды транспорта.

Назовите отличительные и общие черты.


По скорости самый быстрый вид транспорта автомобильный, за ним следует железнодорожный.

Лидерства железнодорожного транспорта по грузообороту :

1) низкая себестоимость

2) высокая провозная способность

3) это самые эффективные виды транспорта для перевозки грузов на большие расстояния

4) независимость от климатических условий .

Лидерство железнодорожного транспорта по пассажирообороту :

2)высокая приспособленность к массовым перевозкам

3)независимость от климатических показателей

4)высокая пропускная способность.

Лидерство автомобильного транспорта по количеству перевезенных грузов и пассажиров :

1)высокая скорость доставки

3)высокая сохранность грузов.

Он является основным видом транспорта для перевозки разнообразных видов груза и пассажиров.

Преимущество : большая грузоподъёмность, не зависит от погодных условий, не загрязняет окружающую среду, регулярность, безопасность.

Недостатки : дорогое строительство железных дорог.

Осуществление транспортно - экономических связей.

Преимущества : высокая проходимость, высокая скорость передвижения, большая маневренность.

Недостатки : высокая себестоимость, загрязнение окружающей среды, зависимость от погодных условий.


Выписать проблемы автомобильного и железнодорожного транспорта и путей их решения?

Выписать проблемы автомобильного и железнодорожного транспорта и путей их решения?


Железнодорожный транспорт, водный транспорт, автомобильный транспорт, и воздушный :1)характеристика 2)примеры магистрали?

Железнодорожный транспорт, водный транспорт, автомобильный транспорт, и воздушный :

1)характеристика 2)примеры магистрали.


И вот ещё вопрос такой : укажите, какой из перечисленных видов транспорта является самым дешевым в перевозке пассаажиров ?

И вот ещё вопрос такой : укажите, какой из перечисленных видов транспорта является самым дешевым в перевозке пассаажиров ?

А)автомобильный б)железнодорожный в) морской г)авиационный.


Тестовые вопросыА - 1?

Какой вид транспорта является специализированным?

Какой вид транспорта перевозит наибольшую часть грузов?

Какой из перечисленных видов транспорта производит наибольшее загрязнение

Крупнейшим транспортным узлом России является ______________________

Установите соответствие между видом транспорта и его характерной особенностью

Вид транспорта Характерная особенность

2)автомобильный б) ведущий перевозчик грузов среди универсальных видов транспорта

3)трубопроводный в) ограниченность видов транспортируемых грузов

В чем заключается преимущество автомобильного транспорта перед железнодорожным.


В чём преимущества автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным?

В чём преимущества автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным?


Сравни природу пустынь и полюсов Отметь схожие и отличительные черты?

Сравни природу пустынь и полюсов Отметь схожие и отличительные черты.


Сравни природу пустынь и полюсов Отметь схожие и отличительные черты?

Сравни природу пустынь и полюсов Отметь схожие и отличительные черты.


По объёму перевозимых грузов и пассажиров лидирует : а) автомобили б) железнодорожный транспорт в) трубопроводный транспорт г) другой вид транспорта?

По объёму перевозимых грузов и пассажиров лидирует : а) автомобили б) железнодорожный транспорт в) трубопроводный транспорт г) другой вид транспорта?


Крупнейшие транспортные узлы?

Крупнейшие транспортные узлы.

Главные магистрали железнодорожного и автомобильного транспорта.


Железнодорожный и автомобильный транспорт казахстана?

Железнодорожный и автомобильный транспорт казахстана.


В результате хозяйственной деятельности человека происходят большие изменения форм рельефа местности. 1 Вырубка лесов под строительство домов, дорог, заводов (образование балок, ям, оврагов). 2 Распашка земель под выращивание сельхозкультур (образо..


Нью - Дели от Жезказгана в юго - восточном направлении От Вашингтона, Оттава - в северном От Алжира, Тегеран - в западном направлении.


Определим географическую долготу двух городов Красноярск - 92° Якутск - 129° Определим разницу 129 - 92 = 37° 37 * 4 = 148 / 60 = 2, 4 часа = 2 часа 24 минуты Поскольку Красноярск западнее, необходимо из 00 : 00 вычесть 2 часа 24 минут и получим 21 .


Южный п. К. - одна из пяти главных параллелей, обозначенных на карте Земли, находится в 66º33'44" к югу от экватора. Область к югу от южного полярного круга называется Антарктикой, к северу от него находится южный пояс умеренного климата.



Физическая карта, народы, климат, рельеф, строение земной коры.


Физическая карта, народы, климат, рельеф, строение земной коры.


Динамічність політичної карти світу взагалі полягає в її здатності постійно змінюватися. Це можна пояснити тим, що політична карта сама по собі нестабільна. У процесі історичного розвитку, як ми знаємо, можуть утворюватися нові країни (держави), мо..


Развитая страна согласно классификациям ООН и других международных институтов, таких как МВФ и Всемирный банк должна иметь высокий уровень ВВП на душу населения, ИРЧП, развитое гражданское общество, устойчивую финансовую систему и эффективно работающ..


С помощью данного видеоурока учащиеся познакомятся с железнодорожным и автомобильным транспортом, их особенностями, значением, географией на территории России. А также смогут подробно рассмотреть преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Железнодорожный и автомобильный транспорт"

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Вроде всё понятно, но вот что странно: транспорт ничего не производит, а только перемещает. И в то же время он является отраслью материального производства. Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства.

Транспортная система страны включает несколько видов транспорта. В их число входит наземный, водный и воздушный транспорт.

Наземный транспорт использует искусственно созданные дороги. Большая часть из них проложена по поверхности земли. Хотя дороги могут быть и подземными, они всё равно являются элементами наземного транспорта, поскольку имеют твёрдое основание. К наземному относится прежде всего железнодорожный и автомобильный транспорт.

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку массовых грузов и пассажиров на средние и дальние расстояния. Когда мы говорим о работе транспорта, средними считаются расстояния в сотни, а дальними – в тысячи километров. А что значит массовые грузы? Это любые виды грузов, перевозимых в больших количествах (например, лес, уголь, нефть, зерно).

Железнодорожный транспорт — ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны. Территория России сильно вытянута в широтном направлении, поэтому основное направление перевозок также широтное. Для их осуществления использовать морской и речной транспорт практически нельзя.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств: высокая грузоподъёмность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно. Однако высокая доля железных дорог в работе транспорта объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.

Железнодорожный транспорт в России – это один из крупнейших железнодорожных путей в мире. Протяжённость железных дорог в России составляет около восьмидесяти шести тысяч километров. По протяжённости железных дорог Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Китаю.

Страны мира по протяжённости железных дорог

Характерной особенностью железнодорожного транспорта в России является высокая доля электрифицированных дорог. Электрификация железных дорог — это комплекс мероприятий, выполняемых на участке железной дороги для возможности использовать на нём электроподвижной состав. В него входят: электровозы (для тяги дальних пассажирских и грузовых поездов), а также электропоезда (для тяги пригородных пассажирских поездов). Длина электрифицированных железных дорог в России – одна из наибольших в мире.

Крупнейшей железнодорожной магистралью России является Транссибирская магистраль. Она протянулась от Москвы до Владивостока. Протяжённость дороги – девять тысяч двести восемьдесят девять километров.

В перспективе не менее важной остаётся проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока неэффективно используется Байкало-Амурская магистраль. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Протяжённость её составляет три тысячи восемьсот девятнадцать километров.

Зачем нужны новые железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? Главное богатство этих районов — это разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый надёжный и дешёвый способ транспортировки сырья и техники для его добычи — по железной дороге. Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока доставляется по морям и рекам. При этом время доставки удлиняется до одного-полутора лет.

Ясно, что в восточных районах страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России. Однако необходимо создать её каркас, охватывающий наиболее перспективные с хозяйственной точки зрения районы. Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства на востоке России никогда не было.

Стоит отметить, что строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отчуждается полоса земли шириной тридцать—сорок пять метров, на которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждом тысячном километре железнодорожного полотна уничтожается до сорока пяти километров квадратных естественного растительного покрова. Насыпь существенно нарушает водный режим территорий. Однако железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в атмосферу в двадцать раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, и в шестьсот сорок раз меньше, чем авиационный транспорт.

Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием: во-первых, плохих дорог. Во-вторых, недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъёмности (менее двух и более восьми тонн). В-третьих, слабого использования дизельных двигателей. В-четвёртых, плохого качества отечественных автомобилей. Однако автомобильный транспорт обладает большой манёвренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяжённость в России — около одного миллиона трёхсот тысяч километр. Из них около семидесяти процентов – с твёрдым покрытием. Однако, стоит подчеркнуть, что треть из них имеет твёрдое покрытие низкого качества.

География автодорог России схожа с географией железных дорог.

Крупнейшие автомагистрали расходятся, словно лучи, от города Москвы. Развитие автомобильного транспорта России идёт по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.

Для развития автомобильного транспорта в России, прежде всего, необходимо строить новые дороги. Фактически только в 90-х годах в России началась эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли значительно раньше. Помимо плохих дорог, серьёзные препятствия на её пути — слабое развитие предприятий, обслуживающих автомобили и автомобилистов (автозаправок, станций техобслуживания, мотелей и прочего).

Стоит подчеркнуть, что автомобильный транспорт — один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на тысячу литров сожжённого топлива выбрасывает двести килограмм окиси углерода, двадцать килограмм окислов азота, двадцать пять килограмм углеводородов, один килограмм сажи, один килограмм сернистых соединений. Также при эксплуатации автомобилей образуются жидкие (масла) и твёрдые (отработанные детали, автомобильные шины) отходы. При строительстве автодорог часто отторгаются ценные сельскохозяйственные угодья.

Читайте также: