Способы организации трудовой деятельности во дворе перечень выполняемых работ в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

§ Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

§ Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;

§ Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

§ Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);

§ Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);

§ Развитие сенсорного восприятия;

§ Уважение к людям труда;

§ Удовлетворение эстетических потребностей.

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

§ Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).

§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.

§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

По длительности труд на прогулки:

Младшие дошкольники – 5-7 мин.

Средние – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда

Старшие дошкольники – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.

На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории.
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

Труд на прогулке способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.

Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Памятки для детей, воспитателей и родителей
Как научить ребёнка трудиться?
1.Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.

2.Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.

3.Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

Пословицы о труде
Пословицы о труде помогут в трудовом воспитании детей. Собранные пословицы о труде, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.

• Землю красит солнце, а человека — труд.
• Делу — время, а потехе — час.
• Кто не работает, тот не ест.
• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• В труде рождаются герои.
• Суди о человеке по его труду.
• Труд всё побеждает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Где труд, там и счастье.
• Воля и труд, дивные всходы дают.
• Без труда жить — только небо коптить.
• Всякое дело концом хорошо.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• Больше дела, меньше слов.
• Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
• Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
• Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
• Кто мало говорит, тот больше делает.
• Работай до поту, поешь в охоту.
• Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
• Люби дело — мастером будешь.
• Слезами делу не поможешь.
• Доброе начало — половина дела.
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Каков мастер, такова и работа.
• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
• Есть терпение — будет и умение.
• Рукам работа — душе праздник.
• Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
• Откладывай безделье, а не откладывай дело.
• Кончил дело — гуляй смело.
• Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Без работы день годом кажется.
• Белые ручки чужие труды любят.
• Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
• Торопливость делу не помогает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
• Безделье — мать всех пороков.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Делаешь наспех — сделаешь на смех.
• Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
• У лодыря, что ни день, то лень.
• Труд всегда даёт, а лень берёт.
• Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Не бойся работы — пусть она тебя боится.
• Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
• Слаще всех плодов — плод человеческого труда.
• Больше науки — умнее руки.
• Всякий человек на деле познаётся.
• Без работы и машина ржавеет.
• На миру и работа спорится.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Без хорошего труда нет плода.
• Терпенье и труд все перетрут.
• И швец, и жнец, и на дуде игрец.
• Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
• Не умел шить золотом, так бей молотом.
• Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
• Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
• Кто не работает, тот не ест.
• Была б лишь охота - наладится каждая работа.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
• В рабочее время - язык на засов.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Дело мастера боится.
• Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
• Встать раньше - шагнуть дальше.
• Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
• Работа - с зубами, а лень - с языком.
• Плуг от работы блестит.
• За все браться - ничего не сделать.
• По труду и доход.
• Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
• Без труда и отдых не сладок.
• Всякая земля хороша, если рук не жалеть.
• Всякий человек у дела познаётся.
• Кто рано встает, тому Бог дает.
• В труде рождаются герои.
• Умей дело делать, умей и позабавиться.
• Всякое уменье трудом дается.
• Доход не бывает без хлопот.
• Бог труды любит.
• Кончил дело - гуляй смело.
• Любовь к труду - у людей на виду.
• На работу с радостью, а с работы с гордостью.
• Не боги горшки обжигают.
• Делу - время, потехе - час.
• Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
• Поле труд любит.
• От труда здоровеют, а от лени болеют.
• Утренний час дарит золотом нас.
• Хлеб даром не даётся.
• Хозяин тот, кто трудится.
• Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
• Терпение и труд всё перетрут.
• От трудов праведных не нажить палат каменных.
• Труд кормит, а лень портит.

Формы организации трудовой деятельности на прогулке для старших дошкольников:

Кнарик Мурадян
Трудовая деятельность детей на участке.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе организованных прогулок – трудовой деятельности.

Организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:

- воспитание трудолюбия;

- формирование навыков трудовой деятельности;

-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества.

Виды трудовой деятельности разные : одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.

- создание безопасных условий для прогулки;

- уборка и мытье игрушек:

- приведение в порядок оборудования на участке;

- уборка опавших листьев;

- уборка клумб от увядших растений;

- расчистка дорожек и оборудования от снега;

- создание снежных построек

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются :

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

Трудовая деятельность детей на участке.




Шедевры, сделанные для детей. Снежные постройки на участке

Шедевры, сделанные для детей. Снежные постройки на участке Зима - прекрасная пора, для воплощения своих творческих идей, раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют.

Трудовая деятельность дошкольников "Скучен день до вечера, коли делать нечего". В трудовой деятельности у детей формируется активность, интерес и желание выполнять поручения.

Коллективная трудовая деятельность дошкольников Методическая разработка: Коллективная трудовая деятельность дошкольников в детском саду. Разработала воспитатель : Ткаченко Н. И. План.

Трудовая деятельность дошкольников

Трудовая деятельность дошкольников Трудовая деятельность в детском саду. «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду се­рьезного.

Трудовая деятельность дошкольников в природе через исследовательскую деятельность Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи:.

Трудовая деятельность в ДОУ

Трудовая деятельность в ДОУ Вашингтон Б. "Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация трудовой деятельности на прогулке в детском саду.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.

Необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей во время прогулки.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;

Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);

Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);

Развитие сенсорного восприятия;

Уважение к людям труда;

Удовлетворение эстетических потребностей.

Содержание и формы организации трудовой деятельности зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки.

Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах.

hello_html_m3a3e09f3.jpg
hello_html_2ec4a2e8.jpg

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

hello_html_m61b9f1c9.jpg
hello_html_m5a7118e8.jpg

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным.

Автор: Кузнецова Анна Викторовна

Организация: МБДОУ г Иркутска №182

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Труд: Соберём игрушки по окончании прогулки.

Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения.

Труд: Подметание группового участка.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Труд. Поливание песка для игры.

Цель: оказывать помощь взрослым.

Труд. Строим дорогу из песка.

Цель: учить трудиться рядом друг с другом.

Труд. Уборка в песочнице после игр.

Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия.

Труд. Собираем листочки. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Соберём песок в песочницу.

Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений

Труд. Собираем игрушки после прогулки.

Цель: воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Труд. Соберём листочки.

Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Труд. Полить и вскопать песок.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Собирать палочки на участке.

Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Уборка инвентаря после прогулки.

Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сбор семян цветов.

Цель: учить оказывать посильную помощь взрослым, формировать начала культуры труда.

Труд. Насыпь песок в песочницу.

Цель: учить выполнять поручения.

Труд. Подметаем бортики песочницы.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Уборка игрушек в песочнице

Цель: учить детей наводить порядок в песочнице, поощрять активность, инициативу.

Труд. Наводим порядок на участке.

Цель: учить выполнять несложные трудовые поручения, поддерживать чистоту, порядок на участке.

Труд. Подметаем дорожек. Цель: учить выполнять соответствующие трудовые действия, формировать умение пользоваться инвентарем (метелки).

Труд. Уборка в песочнице после игр.

Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия, воспитывать желание трудиться.

Труд. Трудовая деятельность Уборка инвентаря после прогулки. Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сметём песок с бортиков песочницы.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Прогулки на сентябрь

Прогулки на октябрь

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Труд. Игровое упражнение. Собери листочки. Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд: полить и вскопать песок.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Побуждать детей собирать игрушки после прогулки, убирать их на место.

Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд. Собрать ветки на участке.

Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы.

Труд. Соберём песок в песочницу.

Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Соберём игрушки по окончании прогулки. Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения, воспитывать желание трудиться.

Трудовые поручения. Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев.

Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Собрать листья в определённое место. Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Труд. Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: приучать к труду.

Труд. Собираем листья в кучу.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: приучать к труду и получать удовольствие от совместного труда.

Труд. Уборка участка детского сада.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым

Коллективный труд Сбор семян календулы на клумбе.

Цель: воспитывать у детей желание помогать.

Труд. Предложить детям собрать крупный мусор в беседке и около неё.

Цель: приучать к труду.

Трудовые поручения Сбор сухих веток.

Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Собери камешки на участке.

Цель: привлекать детей к выполнению простейших поручений.

Труд. Собираем игрушки в конце прогулки. Цель: воспитывать желание следить за порядком.

Труд. Сбор опавших листьев

Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.


Прогулки на ноябрь

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Собираем листочки в ведро.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собираем веточки в одно место.

Цель: приучать к выполнению простейших поручений.

Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Подметём вокруг беседки.

Цель: привлекать к выполнению поручений.

Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подметём в беседке.

Цель: и привлекать к выполнению простейших поручений

Труд. Помочь воспитателю навести порядок в игровом уголке.

Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Собираем камешки в ведро.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подмести дорожку.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе.

Трудовое поручение. Подмети бортики песочницы.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Цель: воспитывать интерес к труду, учить различать количество предметов.

Труд. Подметём в беседке.

Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Поручить, детям убрать игрушки на свои места.

Цель: воспитывать желание помогать

Труд. Собираем ветки в кучу.

Цель: воспитывать желание выполнять простейшие поручения.

Труд. Предложить детям подмести дорожку. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Коллективный труд Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Автор: Иштубаева Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Нефтекамск
Наименование материала: Трудовая деятельность на прогулке
Тема: "Трудовая деятельность на прогулке в детском саду"
Раздел: дошкольное образование

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания

подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в

ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой

деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у

детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам,

стремление оказывать взрослым посильную помощь. Главная роль здесь принадлежит

воспитателю. Своим ежедневным кропотливым трудом он реализует программу

В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

§ Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

§ Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное

отношение к ней;

§ Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

§ Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе,

знания о растениях и животных);

§ Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать

последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты

§ Развитие сенсорного восприятия;

§ Уважение к людям труда;

§ Удовлетворение эстетических потребностей.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение,

если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и

гигиеническим требованиям:

§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями,

животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд

вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

§ Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при

работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их

части; вспоминается процесс посадки растений).

§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его

§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями и

животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность,

планирующие умения детей.

§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить

к ней каждого ребенка.

§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные

ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет

отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

Поручения (индивидуальные и групповые);

Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);

Труд на цветнике, газонах, огороде;

Ручной труд (в летний период).

По длительности труд на прогулки:

Мл. группа – 5-7 мин.

Ср. группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от

Ст. подг. группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят

В зимний период времени с детьми перед прогулкой подготавливаем корм, для того

чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки

высыпаем корм в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к

кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети

имеют возможность увидеть результат своей работы.

интересному для всех результату. Например, сгребаем снег лопатой и говорим детям:

«Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете

работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут

ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После

выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу

с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего

труда, что привлечет их к работе в следующий раз.

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести

постройку, собрать листья и веточки.

Детей также можно привлечь к сбору семян: с клумбы. Осенних листьев для гербария

и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для

уголка природы, поддержанию порядока на прогулочном участке и верандах. Для

успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию

трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки,

совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет

эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы.

поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность

интересов, слаженность, соревновательного момента.

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять

детей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и

даже успевают устроить между собой соревнования.

воспитывается желание участвовать в трудовой деятельности. Они только начинают

трудиться во время прогулки, поэтому наша задача в этот период состоит в том, чтобы

как можно больше времени занимать совместным трудом. Эта работа помогает детям

усвоить правильные действия при выполнении тех или иных поручений.

В младших группах мы обучаем и объясняем практически все действия, например

лопатку надо держать прямо, чтобы снег или песок с нее не соскальзывал, лопатку не

надо нагребать полную, и при этом демонстрирую правильные движения.

Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом,

что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом не

сами трудовые действия и их результат, а совместные с взрослым дела, близость к

дошкольников. Поэтому всегда нужно найти возможность удовлетворить потребность

ребенка помочь мне в работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что

его помощь была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное

отношение к труду.

В старших группах мы следим за правильным выполнением трудовой деятельности и

конечно сами тоже выполняем порученный труд. Не менее важно создать правильную

мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и

именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того,

разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить

детям отгадать загадки.

формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям

мусора и т.д.. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают

его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие

включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не

отступая перед трудностями.

При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не

забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно

поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на

животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также

методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по

самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от снега,в

осенний период стряхнуть песок с одежды, потопать ногами чтобы очистить подошвы

обувиот песка и грязи,в летнее и весеннее время отрянуть одежду и обувь(зайти на

веранду снять обувь стряхнуть песок одеть, а потом зайти в группу) от песка,и не

забывать помогать друг другу.

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности,

что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая

функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе

получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в

При планировании важно отметить следующие моменты:

1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям,

закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание

положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать

работу самостоятельно, правильно и пр.);

3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по

самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом,

общий или совместный труд);

4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить

образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого,

ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи

другому; место педагога в процессе труда и пр.);

5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из

детей он будет проводить ее конкретно.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе

оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды

пруда нужно чередовать с учетом его характера.

Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и

выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие

правила безопасности:

- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать

гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую

опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и

-предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с

лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго

в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление,

Читайте также: