Спортивные секции кружки музыкальные и художественные школы представляют собой какое образование

Обновлено: 07.07.2024

Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.

Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.

Далее вслед за школьной скамьей следует череда профильного образования, которое, по сути, также выступает обязательным (для работы). Оно может быть получено разными способами: бюджетно и платно, очно и заочно, дистанционно и пр. Здесь индивид самостоятельно определяет свою траекторию подготовки, как дипломированного специалиста: где учиться, по какой профессии и пр.

Второй вид образования – дополнительное, в рамках которого человек может получать новые знания и навыки в конкретном направлении. Выбор подходящего варианта происходит также добровольно и самостоятельно. Нередко именно наличие дополнительного образования позволяет продвигаться вперед, соответствовать реалиям, быть более эрудированным.

Дополнительное образование – это …

Дополнительное образование сегодня – это отдельная ниша в рамках которого может происходить общее становление личности, развитие определённых качеств и талантов, расширение кругозора и пр.

Приниципы дополнительного образования

Особенности дополнительного образования

Данный вид обучения предполагает соблюдение определенных принципов:

Дополнительное обучение может производится платно и бесплатно. В большинстве случаев курсы проходят на коммерческой основе. Средняя стоимость месячного абонемента достигает 1500-15000 рублей. Заниматься данным видом деятельности могут только квалифицированные специалисты, имеющие за плечами профильное (строго по направлению) и/или педагогическое образование.

Виды дополнительного образования

В зависимости от возраста слушателя и его возможностей можно выделить дополнительное образование: дошкольное и начальное (секции для детей дошкольного и школьного возраста), основное – для лиц в возрасте 14-18 лет (старшеклассников), среднее профессиональное – при колледжах, высшее – при вузах.

Дополнительное образование может преследовать разные цели:

В зависимости от целей, можно выделить две большие группы дополнительного образования. Первая группа общеобразовательная, призванная всесторонне развивать личность с учетом ее возможностей, талантов, способностей и желаний. Она представлена всевозможными детскими и студенческими кружками, подготовительными курсами и пр.

Вторая группа – профессиональная подготовка с целью пополнения профессиональной копилки современными знаниями и навыками, пригодными в трудовой жизни. Эта разновидность представлена профильными секциями: курсы бухгалтеров, курсы поваров, парикмахерские курсы, курсы по повышению квалификации, переаттестации, сертификации мастера и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности образовательной программы дополнительного профессионального образования

Детально рассматривать детские кружки мы не будем. Здесь в целом цель, миссия и особенности очевидны. Рассмотрим подробнее дополнительное профессиональное образование.

Как правило, подобные секции действуют строго при функционирующих колледжах, вузах, центрах дополнительного образования, имеющих лицензию, сертификацию, аккредитацию. В результате успешного завершения курса слушатели получают документ, подтверждающий факт прохождения обучения, обретения ими определенных качеств, знаний. В роли такого документа выступают удостоверение, сертификат, диплом и пр.

Особенности образовательной программы дополнительного профессионального образования

Учебная программа для студентов ДПО

Учебная программа в рамках дополнительного образования носит узко ориентированный характер и обладает такими качествами, как:

  • Четко регламентированная продолжительность. Обучение ограничено по времени. Оно может быть краткосрочным (несколько часов или дней), долгосрочным (год и более), среднесрочным (несколько месяцев). Данный критерий зависит от утвержденной программы обучения, расписания занятий, качества подготовки.
  • Направление. Слушатели будут погружаться в конкретную сферу деятельности, отрасль, специальность или область. Поэтому дополнительное образование позволяет развить новые черты или усовершенствовать имеющиеся познания и качества, углубить их.
  • Практический характер. Согласитесь, знание теории – хорошо, но важно уметь ее применять в жизни. Как правило, секции дополнительного образования носят практический характер, где слушатели постигают новые приемы, апробируют их непосредственно на занятиях, выполняют различные проекты, кейсы.

Дополнительное профессиональное образование сегодня представлено в самых разных вариациях: курсы по совершенствованию знаний в конкретной области, курсы по обучению в новой для себя отрасли или сфере, аттестация или переквалификация (переподготовка, переобучение), получение второго и последующего среднего профессионального или высшего образования и пр.

Учебная программа дополнительного профессионального образования предполагает выполнение нескольких этапов:

  • Тестирование слушателей с целью определения текущего уровня подготовки;
  • Утверждение индивидуальной программы обучения или подбор классической модели с учетом базовой подготовки участника;
  • Теоретическое погружение в ключевые моменты: понятия, методики, инструменты, приемы, правила, инструктажи и пр.;
  • Практическая подготовка: обучение конкретным навыкам работа в определенной программе, проведение мероприятий (стрижка, подготовка документов, презентации, мероприятий, анализ данных и пр.). На данный блок отводится более 60% курса или основная часть самообучения;
  • Аттестация. Прохождение экзамена или итогового тестирования, выполнение отчета или письменного проекта и его защита с целью проверки глубины подготовки, усвоения курса. По мере прохождения данного этапа выпускник получает соответствующий документ.

Как выбрать подходящий вариант для дополнительного обучения?

На сегодняшний день ниша дополнительного образования представлена множеством различных курсов, секций, учебных центров, каждый из которых предлагает широкий ассортимент услуг и направлений. Самый простой вариант выбрать дельное, подходящее и интересное – это сопоставить собственные желания и возможности.

Для начала следует определиться, в каком направлении Вы намерены развиваться: кардинально новое, профессиональное, общее. Кардинально новое предполагает, что человек планирует заняться тем, чем ранее не владел и не занимался. Характер подобных секций может быть самым разным: музыкальный, художественный или танцевальный и пр.

Как выбрать подходящий вариант для дополнительного обучения?

Как выбрать для себя вид и формат дополнительного образования?

Профессиональное дополнительное развитие соприкасается либо с уже имеющимся образованием (освоенная или покоряемая специальность), либо с трудовой деятельностью (должность, направление, отрасль).

Общее становление в рамках дополнительного образования призвано расширить кругозор, пополнить базовые знания новыми фактами и пр. Здесь человек выбирает секции с учетом собственных интересов.

Далее важно понять, какими ресурсами Вы располагаете на данный момент: как долго Вы готовы учиться, в каком центре, состав образовательной программы (на какие предметы будет делаться упор), способ аттестации и документ о прохождении обучения, условия обучения (расписание занятий, стоимость обучения, формат (очно, заочно, онлайн)) и пр. Здесь важно сопоставить возможности и желания, посильность и принять решение, куда Вы будете подавать заявление, где учиться.

Далее дело остается за малым: посещать предусмотренные расписанием занятия, выполнять домашнее задание, самообучаться, проходить проверки и аттестацию.

Все условия (оплата обучение, контроль знаний, защита и итоговая аттестация) подлежат неукоснительному исполнению.

Роль дополнительного образования высока. Оно способствует становлению и развитию личности, а также повышению качества профессиональной и иной подготовки, актуализируя уровень знаний и навыков индивида, повышая его конкурентоспособность на рынке труда, авторитет и престиж в глазах окружающих, подчеркивая стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в прохождении курсов дополнительного образования и выполнении различных проектов: подготовка к экзаменам и тестированиям, написание письменных проектов (контрольных работ, отчетов, исследований), решение кейсов и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход, учет всех требований, заявленных заказчиком.

Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей:

  • социально-педагогический;
  • художественный;
  • естественно-научный;
  • технический;
  • туристско-краеведческий;
  • физкультурно-спортивный.

В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству.

Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.

Социально-педагогическая

Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО:

  1. Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности.
  2. Привить нормы морали, общечеловеческие ценности.
  3. Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества.
  4. Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения.
  5. Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество).

Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социально-педагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные.

Программы социального-педагогического профиля

Программа дополнительного образования социально педагогической направленности может решать широкий круг задач – от знакомства детей с правовыми нормами государства и формирования патриотизма и почтительного уважения к ветеранам и их заслугам до развития управленческих способностей и самоменеджмента.

Художественная

Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.

Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков: музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративно-прикладная направленность, эстрада и цирк.

Блоки художественного образования

Естественно-научная

Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач:

  • сформировать у учеников научную картину окружающего мира;
  • развить познавательную активность в сфере естественных наук;
  • вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды;
  • на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану;
  • экологическое воспитание.

Раньше в этом направлении выделялся отдельный биологический профиль.

Профили естественно-научной программы ДОД

Теперь он входит в естественно-научный блок вместе с физико-химическим и географическим тематическими циклами.

Техническая

Направленность признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны.

Направления технической программы ДОД

Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование плюс масса других интересных профилей.

Туристско-краеведческая

Направленность для любителей истории. В изучаемый объект входит не только страна, но и судьбы известных соотечественников, российские династии, родословные.

Направления туристско-краеведческой программы

Спектр программ, относящихся к туристско-краеведческому направлению, тяжело поддается перечислению. К ним относятся туризм (пеший, водный, горный и др.), краеведение, музееведение, альпинизм и прочие профили, основу которых составляют исторические исследования.

Физкультурно-спортивная

Программы спорт-направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.

Направления физкультурно-спортивной программы

Физкультурная направленность включает комплексы программ спортподготовки (по всем существующим видам спорта), ЛФК (лечебной физкультуры, йоги) и общего физического профиля.

В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для спортивной и художественной направленности).

Нет не относится, это школа, а не дополнительное образование. В школе имеют право зачислить или не зачислить в ученики по определенным данным. В дополнительном же образовании такого права нет, это кружки, секции, студии и так далее. Но зачастую и там исключают, если учащийся не выполняет устав. А муз школа относится к учреждению культуры и это образовательное учреждение. вот если при музыкальной школе будет организован ансамбль, это будет считаться дополнительным образованием.

Музыкальные школы относятся к учреждениям дополнительного образования.
Цитирую статью 26 Закона РФ "Об образовании" "Дополнительное образование":
1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии) ;
посредством индивидуальной педагогической деятельности;
в научных организациях.

Как поступить в музыкалку и сколько учатся в художке? 8 вопросов про школы искусств

1. Школа искусств — это как кружок?

Школа искусств — это полноценное учебное заведение. Просто ребенок ходит в него после обычной школы. Здесь всё серьёзно: ученики московских школ искусств проходят от 3 до 11 классов обучения, осваивают разные предметы и дисциплины. Тут, как и в обычной школе, нельзя прогуливать, есть зачёты и экзамены, существует академическая программа, а по окончании обучения выдается свидетельство, которое будет нужно в случае, если ребенок захочет продолжать профильное образование в колледже или вузе. Преподаватели школ искусств имеют профильное творческое образование, которое не всегда есть у их коллег из кружков по аналогичным направлениям. Школа искусств — это первая ступень в системе подготовки творческих кадров.

Московские школы искусств — это музыкальные, хоровые, художественные, архитектурные, хореографические, театральные школы и колледжи. Их ключевое отличие от кружков или репетиторов — качество обучения.

Программы в школах искусств делятся на предпрофессиональные и общеразвивающие. На предпрофессиональных программах одарённых детей с раннего возраста готовят к творческой карьере, а общеразвивающие ориентированы на эстетическое воспитание более широкого круга детей и взрослых.


2. В каком возрасте поступать в школу искусств?

На предпрофессиональные программы в зависимости от направления обучения принимают детей с 6,5 до 12 лет. На общеразвивающие программы — с 6,5 до 17 лет. Верхняя граница возраста размыта, потому что она зависит от направления обучения. Например, фортепианное отделение принимает детей до 9 лет, а народные инструменты — до 12 лет. А ещё в некоторых школах есть программы раннего творческого развития, куда можно отдать и 3-летнего ребёнка.

Основное правило, которое действует в государственных школах искусств, — ученик должен окончить ее до 18 лет. Поэтому, например, нельзя пойти учиться скрипке в музыкальную школу на предпрофессиональную программу на бюджетное место после 11 лет, потому что обучение длится 7 лет. А вот на общеразвивающую платную — можно.

3. Сколько стоит обучение в школах искусств?

Большинство учеников школ искусств учатся бесплатно. Только на учебный год 2021/2022 в московских школах искусств выделено более 15 тысяч бюджетных мест.

Но нужно предусмотреть стоимость инструментов и материалов, которые понадобятся для учёбы. Хорошая скрипка может стоить огромных денег, но ребенку в начале обучения хватит и инструмента за 10–20 тысяч (подойдёт и подержанный инструмент, взятый у знакомых). Если он хочет быть художником, все гораздо бюджетнее. Мольберт, холст и кисти обойдутся в 5–10 тысяч рублей. Сэкономить можно, купив подержанные инструменты или запросив их у самой музыкальной школы: там с этим тоже могут помочь.


4. Как поступить в школу искусств?

В музыкальной школе после заполнения заявления в приемную комиссию родителей с ребенком пригласят на прослушивание. Приемная комиссия оценит данные ребенка: его чувство ритма, память, артикуляцию и музыкальный слух. Ребенка для этого, как правило, просят исполнить любую детскую песню и прохлопать ритм.

В остальных школах происходит похожее испытание — основываясь на предрасположенностях и способностях ученика, комиссия решит, может ли он проходить обучение и какие направления ему стоит попробовать.

Приемная кампания в московских школах искусств проходит с 15 апреля по 15 июня ежегодно. И в этот же период проходят прослушивания. В случае недобора объявляется дополнительный набор до 15 августа. На платное отделение сроки отбора зависят от формы и направления программы обучения.

5. Сколько длится обучение?

В основном государственная программа в школе искусств длится от 3 до 8 лет в зависимости от специализации. Предпрофессиональные программы длятся от 5 до 8 лет, общеразвивающие — от 3 до 7 лет, раннее творческое развитие — от 1 года до 4 лет.

6. Кто выбирает направление обучения?

Направление обучения выбирает ребенок и его родители (или другие законные представители). В приемной комиссии могут посоветовать какое-то определенное направление, которое больше всего подходит ребенку. Но финальное решение — за семьей.


7. К какой нагрузке готовить ребенка?

Нагрузка на учеников музыкальных и художественных школ немаленькая. Будь то обучение скрипке или танцам, ребенку придется прикладывать много усилий, чтобы сдать финальные и промежуточные экзамены. В случае, если ученик школы искусств завалит экзамены, он сможет их пересдать или уйти из школы.

Расписание большинства школ устроено так, что ученики могут совмещать их с уроками в школе. Но в старших классах нагрузка на ребенка возрастает, усиливается фокус на профессиональное ориентирование. Так что относиться к той же музыкалке как к необязательному кружку не получится.

8. Что будет дальше?

Когда ребенок получит свидетельство об окончании школы искусств, он может продолжить обучение в среднем и высшем учебном заведении — в художественном или музыкальном колледже, в консерватории, художественном вузе или, например, архитектурном институте. Но даже если выпускник не захочет идти дальше, опыт занятий искусством всегда будет для него полезным, а ещё, скорее всего, он найдёт в школе хороших друзей.

Читайте также: