Спортивная культура как предметная сфера общеобразовательной школы

Обновлено: 04.07.2024

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно проводить свои занятия физическими упражнениями. Сегодня школьная физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.

Современное содержание предмета физической культуры в школе должно исходить из следующего условий:

  • физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии школьников;
  • физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;
  • физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
  • физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;
  • физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.

Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников.

Физическая культура – это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности.

Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и способствовать решению важных общепедагогических задач. Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей.

Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и средства педагогической деятельности, при которых наша физическая культура оставалась бы в школьном образовании лишь как процесс физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников. Решая традиционные задачи по формированию двигательных на­выков, воспитанию физических качеств и координационных способ­ностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражне­ниями иурокам физической культуры. Одной из глав­ных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие всех дос­тупных средств и методов.

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

Существует множество способов разнообразить проведение уроков:

  • использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;
  • включать различные новые физические упражнения;
  • менять обстановку, условия урока (например, переходить из спортивного зала на воздух);
  • использовать игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.

Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным требованиям.

Подвижные игры и занятия командными видами спорта на уроках физической культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества.

Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Он был придуман в конце ХIХ века преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд. В системе физического воспитания баскетбол приобрел огромную популярность из-за экономической доступности игры, высокой эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует всестороннему физическому развитию, так как основу баскетбола составляют простые естественные движения – прыжки, бег, передачи и броски.

Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и высокие достижения. Школьник соревнуется не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях. Соревновательный метод усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма, тем самым способствуя их наивысшему развитию.

Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей, способствует развитию и подготовке школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся не только играть в тот или иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому.

Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.

Школьная физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И если учитель физической культуры поможет сформировать у учащихся потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье.


The article is aimed at revealing the irreversibility of the growth process, the efficiency of formation of physical culture through sportitaly physical education in schools, where a special role is played team sports games and sports training and the definition of the organizational-methodological principles of this principle for physical education, providing the formation of personality physical culture of the student.

Key words: sports culture, sports culture, sportitalia physical education, team sports and games, sports, the principles of this principle, sportsarena concept

Одним из путей разрешения названных проблем здоровья и формирования спортивной культуры обучающихся ученые и школьные педагоги выдвигают спортизацию как активное использование спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе школы и вуза. Спортизацию рассматривают как модернизацию физического воспитания и тренировочного процесса, а также как создание условий для развития детско-юношеского спорта, его вседоступности и эффективности привития спортивной культуры в процессе спортивных занятий. Эксперименты и педагогический опыт показывают, что повышение эффективности занятий физической культурой через спортизацию содействует формированию не только здоровых людей, но и людей образованных, толерантных, способных принимать сильные ответственные решения, прогнозируя их последствия и ответственность за результат. Особенную роль в появлении названных качеств содействуют командные спортивные игры, связанные с разработкой технологии спортизации школ России для развития спортивно одаренных детей и подготовку спортивного резерва.

Задачи данной нашей работы: выявление тенденций и перспектив физического воспитания в современном образовании, отраженных в программах спортизации в образовательных учреждениях; анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме спортизации физического воспитания в образовательных учреждениях; изучениесущности и способов спортизации физвоспитания в общеобразовательной школе; определение организационно-методических принципов спортизации физического воспитания, обеспечивающих формирование физической культуры личности.

Среди организационно-методических принципов формирования физической культуры личности на основе спортизации физвоспитания наиболее актуальными являются: установка на формирование спортивного образования на основе комплекса ценностей спортивной культуры; спортизация физического воспитания на инновационной основе [11]; гармоничность в поборе средств спортивного развития личности обучающегося; свобода выбора обучающимися вида спорта и спортивных соревнований, ибо возможность свободного выбора — основа физической активности; единство и взаимосвязь усвоения базового и вариативного компонентов содержания физического воспитания; конверсия эффективных технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировок; объединение в учебно-тренировочные группы относительно однородных по физкультурно-спортивным интересам и способностям участников тренировок; создание условий для накопления потенциала и опыта социальной активности и толерантности; единство соревновательной и учебно-тренировочной деятельности; создание возможностей для освоения ценностей физической культуры и спорта через использовании здоровьесберегающих технологий тренировки в учебно-тренировочных группах [11]. По мнению Наталова Г. Г. необходим индивидуальный подход в подборе физических нагрузок для детей школьного возраста с различным типом функционального состояния их организма [10]. В условиях массовой школы возможно выстраивание определенной педагогической деятельности, где бы и учителя, и ученики проявляли личную активность по выстраиванию собственной программы образования (как в плане обученности, так и в плане развития). Это предполагает совместное (ученик-учитель-родитель) проектирование деятельности, направленной на саморазвитие ученика, на совместный выбор методов, средств, темпов и пр. по реализации этой деятельности, совместный отбор целей и задач саморазвития и пр.

Спортивно ориентированное физическое воспитание школьников имеет свои организационные формы. Так спортизированная концепция, основанная на использовании средств и методов спортивной подготовки в школьником физическом воспитании, по механизму конверсии приемлемых элементов спортивной культуры, предложенная В. К. Бальсевичем включает следующие организационно-методические положения:

− тренировочная направленность уроков физической культуры;

− осуществление физкультурного образования обучающихся в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых за пределами академического расписания;

− объединение учащихся по интересу к виду спорта, общеразвивающей и оздоровительной физической активности в учебно-тренировочные группы без жесткой привязанности к календарному возрасту;

− организацию занятий не менее трех раз в неделю;

− использование возможности кооперации нескольких общеобразовательных школ, ДЮСШ, ДЮКФП, с целью объединения потенциала материально-технической спортивной базы и педагогического коллектива;

− введение спортивной культуры как учебного предмета общеобразовательной школы;

− школьные спортивные секции и клубы, спортивные команды с предоставлением ученикам свободы выбора вида занятий, возможности перехода из группы в группу;

− использование командных спортивных игр для которых не подходят примитивные уроки.

Как показывают наши наблюдения в школах, где предоставление школьникам возможности приобщиться и испытать на себе культуру спорта, совершенно другая обстановка заботы друг о друге. В нашем понимании спортизация физического воспитания в школе не означает только выявление, развитие и подготовку спортсменов элиты. На наш взгляд, ее цель более глобальная — предоставление всем участникам (т. е. школьникам) возможности приобретения культурного спортивного опыта, а вместе с тем культурных межличностных отношений в классах и среди учителей.

Спортизация физического воспитания позволяет им испытать на себе многочисленные аспекты спортивной жизни и спортивных соревнований. Но сам спорт и культура спорта многогранны и на данном этапе развития современного общества очень трудно представить спорт без наличия тренеров, судей, статистиков, а также журналистов, фотокорреспондентов и комментаторов. В каждом виде спорта свои кумиры, рекорды, статистика. Если мы не предоставим возможности школьникам испытать себя в роли тренера, статистика, комментатора или судьи соревнований, а только создадим им условия для учебных тренировок и назовем это спортизацией, то мы ограничим более полное и глобальное понимание школьниками культуры спорта.

Гордон С. М. подчеркивает, что спорт как культура и явление имеет множество особенностей. Во-первых, спорту присуще наличие периода (сезона), в котором происходит формальное соревнование в течение определенного достаточно продолжительного времени. Во-вторых, в течение этого сезона существует определенная принадлежность игроков к команде. Даже в индивидуальных видах спорта спортсмены могут представлять определенный спортивный клуб или общество, город, регион или страну. Такая принадлежность означает, что отдельный спортсмен остается в одной и той же команде и представляет эту команду в течение полного сезона [4].

Ведение статистики также является определенной чертой спорта, что позволяет возможности человека и сопоставить рекорды спорта. Более того, статистика не просто обогащает спортивную культуру, но и обеспечивает обратную связь для индивидуумов и команд. Имеет специфическую привлекательность праздничная атмосфера соревнований. Во всех странах мира в поддержку любимых команд их сторонники одеваются в цвета своих команд. Празднуют победы и впадают в отчаяние из-за поражений. Такая атмосфера празднества, связанная со спортом, подчеркивает его значимость. Учитывая, что выявление лучших команд и лучших атлетов суть культуры спорта, соревновательный период обычно завершается праздниками, которые служат кульминацией всего соревновательного сезона. Такими моментами могут быть финал соревнований, плей-офф, кубковый матч, чемпионаты мира, Олимпийские игры.

При традиционных методиках преподавания физической культуры в общеобразовательной школе, в том числе изучение видов спорта (например, гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол и т. д.), являются неполными, неподлинными и неаутентичными, не отражающим культуры спорта. Задачи спортизации физического воспитания могут быть решены через командные виды спорта, при котором игроки взаимодействуют, помогая друг другу для общего успеха. Командный вид спорта, является деятельностью, в которой группа лиц, в одной команде, прилагают совместные усилия для достижения конечной цели, которой обычно является победа, опережение соперничающей команды. Особенно ценно участие всех членов команды прежде всего в организаторской деятельности, включающей мотивацию, целеполагание, планирование, принятие решений в процессе общения, гасят конфликты, решают проблемы на паритетной основе, подводят итоги, рефлексируют на принципах сотрудничества и сотворчества, чтобы достигнуть акме — целей. Командные виды спорта — это хоккей, футбол, волейбол, теннис, водное поло, лакросс, гребля, регби, крикет, гандбол и др. Все они приняты для Олимпийских игр.

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

I. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета

1. Проблемы мотивационного характера

несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;

несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы методического характера

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;

методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;

развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

4. Кадровые проблемы

В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;

механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

III. Цель и задачи Концепции

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации

Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем ;

преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико -ориентированной направленностью;

участие в деятельности школьных спортивных клубов;

освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.

В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;

модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения

В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;

обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

3. Развитие информационных ресурсов

Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала

В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системы и электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни

Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

V. Реализация Концепции

В спортивная культура Это социальная связь, благодаря которой группа отождествляет себя со спортивной деятельностью. Как правило, это связь между людьми разных идеологий, политических и религиозных тенденций и даже разного уровня образования.

Когда дело доходит до спортивных вопросов, классика остается на втором плане. Это подтверждается тем, что, хотя человек является спортсменом или простым зрителем, спорт, несомненно, является массовым явлением. Все поднятое отражается в спортивных шоу.

Эти шоу представляют собой пространство для культурного творчества и распространения для всех участников, независимо от того, являются ли они спортсменами. В этом смысле они также являются отражением социальной среды, в которой они создавались и развивались на протяжении всей истории.

Что такое культура?

Итак, культура - это набор верований, знаний, идей, поведения, обычаев, символов, привычек и практик человека в его семье и социальной группе.

Эти элементы обычно усваиваются с течением времени, передаются от одного поколения к другому через социальный опыт.

Некоторые аспекты культуры более узнаваемы, чем другие, например, как люди говорят или одеваются. Однако есть и другие качества, которые менее заметны и становятся заметными только при тщательном рассмотрении социальной среды.

Что такое спорт?

Спорт - это занятие, присущее всем культурам. Это индивидуальная или групповая, неформальная или регулируемая практика физических упражнений. У него могут быть разные цели, такие как отдых, поиск здоровья или профессиональные цели.

Существуют и другие виды деятельности, которые, хотя и требуют больше умственных, чем физических упражнений, как в случае с шахматами, все же считаются спортом.

И так же, как существует множество стилей обучения в соответствии со вкусами и способностями, есть спорт на любой вкус; многие из них тесно связаны с индивидуальной или коллективной идентичностью и культурой.

В любом случае спорт выходит за рамки самой физической активности. Он рассматривает социальные фронты, столь разнообразные, что они придали ему культурные измерения, глубоко укоренившиеся в повседневной жизни мирового сообщества.

Что понимают под спортивной культурой?

Как уже упоминалось выше, культура глобальна, это один многогранный факт. Один из этих аспектов связан со спортом как социальным явлением, которое во многих случаях затрагивает большие массы населения. Вот тогда и можно говорить о спортивной культуре.

Спортивная культура определяется двумя факторами: социальным и образовательным. Благодаря им человеческое развитие формируется в результате телесного взаимодействия людей в конкретной среде.

Важно понимать, что спорт рождается в обществе и направлен на него. Одним из преимуществ занятий спортом является то, что если человек хочет участвовать в спортивной команде или если он хочет присоединиться к ней, он будет принимать правила и поведение группы.

Спорт как социальная деятельность способствует развитию навыков и развитию спортсмена в индивидуальном и групповом контексте. Это позволяет вам принять и понять социальные ценности и отношения. Точно так же это ресурс, который учит граждан активно участвовать в жизни своего сообщества.

В этом аспекте спортивная культура ликвидирует разрыв между отдельными людьми или социальными группами. Он также действует как связующее звено для социальных изменений и усиливает индивидуальное обучение.

Спортивные факторы

В спорте есть определенные факторы, которые заслуживают того, чтобы их можно было рассматривать как основополагающие, чтобы определить уровень внимания, которое этому виду деятельности уделяется в обществе.

Степень конкуренции в обществе

Спорт способствует установлению связей, которые позволяют людям идентифицировать себя в группе. Это делается на разных уровнях, таких как местный, региональный или национальный.

Более того, это воспринимается как большое преимущество с точки зрения общественных и политических интересов населения.

Степень организационной сложности

Подавляющее большинство видов спорта использовалось в качестве обучающих, инклюзивных и даже реабилитационных инструментов.

Это было сделано в различных типах организаций: от школ и университетов до больниц и тюрем. Он также используется в различных системах обучения, как формальных, так и неформальных.

Ценность упражнения

Одна из основных причин, по которой спорт должен приниматься во внимание в учреждении или обществе любого типа, - это гарантия благополучия и здоровья как индивидуально, так и коллективно. В этом смысле многое было исследовано и проверено в научной области.

Элементы спортивной культуры

Игривый элемент

Это свойство всегда сопровождало людей. Одна из основных форм обучения в первые годы жизни - это игра.

Практика позволяет человеку приблизиться к реальности, чтобы понять ее. Это также помогает привыкнуть к взрослым обязанностям и лучше общаться с другими.

Агонистический элемент

Один из способов развить в человеке инстинкт самосовершенствования - это соревнование. Эта практика полезна, если она хорошо направлена ​​в начале занятий спортом. Соревнование через спорт - это способ подготовиться к окружающей среде и социальным невзгодам.

Регулирующий элемент

В каждом виде спорта есть нормы и правила, которые определяют правильное выполнение занятий, а также и саму жизнь. Без правил уважение и сосуществование были бы забыты в беспорядочном и эгоистичном обществе.

Символический элемент

Символика, присутствующая в спорте в целом, напоминает многие аспекты реальности, поскольку они исходят из нее, приятны они или нет.

Таким образом, спортсмен сталкивается с этими аспектами и готовит себя и тех, кто с ним взаимодействует, к тому, чтобы иметь возможность столкнуться с этими ситуациями позже.

Важность и эффекты

В рамках спортивной культуры в целом во многих случаях важнее спортсмена, чем спорт. В последнее время этот факт стал очень актуальным для формирования антидискриминационной культуры по признаку пола, религии, национальности и т. Д.

Это становится очевидным, когда болельщики чувствуют большую близость со своей командой. Это особенно заметно, когда основных игроков считают региональными или национальными героями.

Многие спортсмены воспользовались своей славой и престижем, чтобы выразить протест или потребовать социально-политических требований.

Они, как правило, связаны с конгломератами, которые борются за сокращение таких проблем, как расизм, социальный классовый разрыв или принятие и включение других культур.

Спортивная культура сегодня

Иерархические структуры существуют и сегодня в спорте. Это случай представления о том, что мужчины - это те, кто обычно играет в футбол или занимается боевыми искусствами. Вместо этого девочкам поручают волейбол, плавание или гимнастику.

Помимо того факта, что в спорте все еще больше склонности к мужскому полу, будь то отдых или профессиональная работа, важно подчеркнуть, что женщины расширяют свои возможности во всех социальных областях.

По этой причине в спортивном мире есть представительницы женского пола в категориях, которые ранее были заметно предвзятыми.

Борьба за гендерное равенство побудила многих женщин стать отличными спортсменами, преодолевать пробелы и предрассудки.

По-прежнему существует некоторая спортивная дискриминация в отношении людей с ограниченными возможностями, а также в отношении женщин и этнических групп или с особыми характеристиками меньшинства.

Однако с каждым днем ​​общество лучше усваивает тот факт, что эти факторы не должны влиять на спортивные результаты.

Спортивная культура постоянно формируется на основе поведения, идей, обычаев и традиций общества.

По этой причине необходимо подчеркнуть важность пропаганды ценностей, взглядов и навыков, необходимых для жизни, с помощью спорта с детства.

Читайте также: