Проект пищеблока в доу краткое содержание

Обновлено: 19.05.2024

Одна из главных задач, решаемых в ДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, одно из первых мест занимает рациональное питание. От того, насколько четко и правильно будет построено питание в дошкольном учреждении, во многом зависит физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.

Основные принципы организации питания в ДОУ следующие :

- Соответствие энергетической ценности рациона.

- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 ч, должны получать четырехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед - 35-40%, полдник - 10-12%, а калорийность ужина составляет 20-25%.

В детском саду питание организовано в групповых комнатах, но весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. В дошкольном учреждении необходимо строго соблюдать режим питания, не допускать отклонений от установленных часов приема пищи более, чем на 10 - 15 мин, что в значительной степени зависит от четкой работы пищеблока. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.

При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. В меню детей каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо, включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на полдник кисломолочные продукты. Желательно, чтобы дети в течение дня получали два овощных блюда и только одно крупяное.

Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

В правильной организации питания детей, большое значение имеет обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т. п.

Для правильной организации питания детей в дошкольном учреждении необходимо заботиться о соблюдении преемственности между питанием в учреждении и дома, добиваться, чтобы домашний рацион ребенка стал дополнением к ясельному. С этой целью в детских группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни.

В летнее время, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, обусловленной усилением двигательной активности, длительными прогулками. В связи с этим калорийность питания в летний период следует повышать примерно на 10 - 15%. Это достигается увеличением количества молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков, а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень - укроп, петрушку, салат, зеленый лук, чеснок, щавель. Свежие овощи и зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус, что особенно важно в жаркое время, когда у детей может понизиться аппетит.

Летом у детей значительно повышается потребность в жидкости. Поэтому в группе всегда должен быть запас свежей кипяченой воды. Питье следует предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур, в особенно жаркие дни можно дать питье перед едой. Во время прогулок, дети также должны быть обеспечены питьем.

Организация детского питания является сложным, но в то же время важным моментом в развитии ребенка. При организации питания, следует учитывать комплекс различных факторов, таких как:

·Возраст

·Взаимоотношение питания в ДОУ и питания дома.

Правильное питание должно полностью соответствовать индивидуальным требованиям организма ребенка.

Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста Математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности.

Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ Дежурства - это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное.

Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста. Слайд 2 Ранний возраст является ценным возрастным этапом.

Организация питания в детском саду Детское питание является одним из основополагающих факторов, влияющих на состояние здоровья и гармоничное развитие ребёнка. Дошкольник большую.

Организация здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье Содержание Введение 1. Теоретические основы организации здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста в семье 1.1. Формы организации.

Памятка для родителей по организации питания ребенка дошкольного возраста При организации питания ребенка дошкольного возраста следует учитывать следующее: • не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал.


Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Соблюдение правильного питания важно во все возрастные периоды, однако в дошкольном возрасте роль питания особенно велика. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается бурным ростом и развитием: происходит формирование и становление структуры многих органов и систем, совершенствуются их функции, интенсивно идет созревание головного мозга и развитие высшей нервной деятельности.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.


В МБДОУ детском саду №9 соблюдаются принципы рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста. Питание осуществляется в соответствии с Перспективным 10-дневным планом-меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованным и утвержденным Роспотребнадзором, на основании которого составляется рабочее ежедневное меню.

Объем пищи и выход блюд соответствуют возрасту детей. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Основанием для приготовления блюд являются оформленные технологические карты (на основании действующих сборников технологических нормативов).

Дети в детском саду обеспечены 5-ти разовым сбалансированным питанием в соответствии с режимом дня. Режим питания детей с 12-ти часовым пребыванием включает:

  • завтрак;
  • второй завтрак;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин.

Круглогодично проводится искусственная С-витаминизация готовых блюд. Для профилактики йододефицита в питании используется йодированная соль.

Питание в детском саду организовано в групповых комнатах. Производственный процесс по приготовлению блюд выполняют квалифицированные повара. Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке, состоящем из нескольких цехов и кладовых для хранения продуктов. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход и полностью оснащено оборудованием в соответствии с нормативными требованиями.


    "Об образовании в Российской Федерации"

    "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

    "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"

    "Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах"

Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Контроль качества питания и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока осуществляет заведующий ДОУ, медицинская сестра, повар детского сада. Учреждение постоянно проходит проверки Роспотребнадзора, Управления образования города Новочеркасска. Результативность работы ДОУ в течении времени функционирования детского сада признается удовлетворительной.

Медицинский контроль за питанием в МБДОУ детском саду №9 включает:

  • контроль за качеством поступающих продуктов;
  • контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков реализации;
  • контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд (бракеражная комиссия);
  • санитарно-эпидемический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды, кухонного инвентаря;
  • контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудников и их здоровья.

В детском саду имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно.


Важным фактором, лежащим в основе здоровья и нормального развития детей любого возраста, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.

С позиции современной науки о питании необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Ребенок должен получать достаточное количество питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины).
  2. Пища должна быть разнообразной, сбалансированной и содержать необходимое соотношение компонентов питания.
  3. Питание должно опережающе сопровождать все процессы роста и развития организма ребенка, т.е. ребенок не должен испытывать нехватку пищи и питательных веществ.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого "организованного" ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в холле детского сада, каждой группе вывешивается ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться.

Качественная пища и правильная организация питания, т.е. культура еды, оказывают непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост и развитие детского организма. Правильное отношение к еде, как и ЗОЖ, начинается с детства. Все это зависит от взрослых, которые окружают малыша.

При проектировании пищеблока детского сада, подборе и расстановке оборудования необходимо учитывать требования санитарного законодательства; количество детей, посещающих детский сад, примерное меню (использование щадящих приемов тепловой обработки варка, варка на пару, тушение, запекание), поточность производства.

Доготовочные цеха (горячий и холодный) располагаем после заготовочных цехов (овощного и мясо-рыбного) в непосредственной близости от раздачи. При отсутствии холодного цеха, в горячем цехе выделяем технологическую линию для приготовления салатов и закусок.

Четко разграничиваем линии доработки полуфабрикатов и готовой продукции.

На линии доработки полуфабрикатов устанавливаем производственные столы (не менее одного), овощерезательную машину для сырых овощей ( при отсутствии цеха вторичной обработки овощей. Также необходимо предусмотреть мясорубку для готовой продукции для измельчения отварных мясных и рыбных продуктов, творога, используемых впоследствии для запекания (запеканки, пудинги, суфле и т.п). При подключении механического оборудования с мощностью 380 В, необходимо предусмотреть соответствующие розетки.

Размещаем также моечную ванну для мытья круп, при ее установке предусматриваем канализационные разрывы.

Также, согласно СанПиН, в каждом цехе устанавливаем раковину для мытья рук.

При отсутствии мучного цеха, предусматриваем линию разделки теста. Здесь необходимо разместить тестомесильную машину (ее мощность рассчитываем исходя из необходимого количества выпечных изделий. Например, для детского сада с общим количеством воспитанников 200 человек, при рекомендованном выходе булочных изделий 50 -60 г, необходимое максимальное количество теста составит: 75 г (с учетом тепловой обработки)* 200= 15 кг).

Здесь же мы размещаем стол для разделки теста (если позволяет площадь цеха, то лучше приобрести отдельный разделочный стол с деревянным покрытием, если нет - то можно производить разделку реста на столе для полуфабрикатов, согласно графика использования столов).

Также необходимо приобрести весы для взвешивания полуфабрикатов .

Для выпечки мучных изделий, приготовления запеченных блюд предусматриваем жарочный шкаф (2-х или 3-х секционный в зависимости от объема выпускаемой продукции) или конвекционную печь, или пароконвектомат. Его мы устанавливаем после стола для разделки теста (для исключения пересечения потоков сырья и готовой продукции). Возможна островная установка теплового оборудования в центре горячего цеха. Над тепловым оборудованием размещаем приточно-вытяжную вентиляцию.

При оснащении пищеблока детского образовательного учреждения необходимо предусмотреть наличие резервного источника горячего водоснабжения при возможных плановых и внеплановых отключениях горячей воды от централизованной системы горячего водоснабжения( при ее наличии).

Также устанавливаем котел электрический для нагрева воды, используемой для приготовления блюд.

При выборе плиты электрической учитываем общую поверхность кастрюль для приготовления максимального приема пищи (обед).

Для сада, который посещают 200 детей, количество конфорок на электрической плите должно быть не менее шести (если позволяет площадь и финансирование можно установить две 4-х конфорочные плиты).

Сковороду электрическую выбираем с учетом площади жарочной поверхности ( для сада на 200 детей - не менее 0,45 м.кв)

На линии готовой продукции устанавливаем столы для готовой продукции (хлеб, сыр, масло и т.п), стол для раздачи готовой продукции в групповые ячейки, весоизмерительное оборудование.

Из механического оборудования устанавливаем протирочную машину (для приготовления пюре).

В зоне готовой продукции необходимо предусмотреть холодильное оборудование для хранения готовой продукции(вскрытые упаковки сливочного масла, сыра) и хранения суточных проб, из расчета хранения проб за 48 часов (два дня).

В зоне раздачи также размещаем шкаф для хранения хлеба. Если хлеб поступает в неупакованном в индивидуальную упаковку виде, то укомплектовываем хлебный шкаф щеткой и совочком для сметания крошек.

На линии приготовления холодных блюд и салатов размещаем стол производственный (при наличии финансирования, лучше предусмотреть стол со встроенным охлаждаемым шкафом). Над столом размещаем бактерицидную установку для обеззараживания рабочей поверхности.

Также необходимо при составлении перечня оборудования, предусмотреть средства для приобретения полок для досок ( не менее двух: для полуфабрикатов и готовой продукции), держателей для ножей (не менее двух: для полуфабрикатов и готовой продукции).

Оказываю консультативные услуги при проектировании, реконструкции предприятий общественного питания, подборке и расстановке оборудования.

Разработаю цикличное меню для образовательных учреждений всех форм собственности (сады, школы, оздоровительные лагеря, детские санатории) в соответствии с требованиями санитарных правил.

Подписывайтесь на мой канал. Хотелось бы общаться и обмениваться опытом со специалистами в области детского питания, родителями, бабушками и дедушками.

Оснащение пищеблока в детском саду

На здоровье ребенка влияют несколько факторов, но главный из них питание, которое должно быть рациональным и сбалансированным. Чтобы обеспечить это условие, любое дошкольное образовательное учреждение должно быть оснащено пищеблоком. Для приема и переработки продуктов в детсадах выделяют специальные помещения, которые укомплектовываются специальным технологическим оборудованием. Материально-техническое оснащение пищеблока как раз и определяет качество питания в заведении.

Какие требования предъявляют к оборудованию пищеблока

Чтобы агрегаты для пищевого блока соответствовали нормам и требованиям контролирующих органов, в частности, санитарно-эпидемиологической станции, оно должно быть изготовлено из специальных материалов, которые способны контактировать с продуктами питания, не создавая для них вредную среду. Также для обеспечения бесперебойного процесса приготовления пищи приспособления не должны иметь повреждений.

В связи с этим оборудование для пищеблока ДОУ производят из нержавейки или оцинкованной стали. Этот материал не выделяет вредных веществ при контакте с любыми видами продуктов. Его можно обрабатывать моющими дезинфицирующими растворами, что не меняет его структуры и свойств.

К пищевому оборудованию предъявляют и другие немаловажные требования:

Компактность. Оборудование не должно занимать много места и вызвать сложности в эксплуатации.

Травмобезопасность. Все конструкции должны быть произведены с учетом норм безопасности, поэтому исключают травмирование как детей, так и обслуживающего персонала.

Устойчивость к механическим повреждениям. Специфика данного оборудования предполагает ежедневную эксплуатацию с применением остро-режущих предметов, соответственно его качество должно быть таковым, чтобы обеспечить длительный срок службы.

Кроме того, ежегодно нужно проводить технический контроль оборудования, который заключается в его проверке на соответствие параметрам, указанным в паспорте. Особое внимание в ходе проверки уделяют нагреву устройств. Для этого производят замеры температур тепловых и холодильных агрегатов.

Столовая зона в саду

Чем отличаются пищеблоки

В основном пищеблоки работают на готовом сырье, полученном от поставщиков, далеко не все учреждения могут организовать полный цикл переработки продуктов ввиду недостатка площадей или отсутствия полного перечня агрегатов. В такой ситуации кухонная зона может функционировать на полуфабрикатах, которые поступают с предприятий и далее доготавливаются.

Пищеблок, функционирующий на сырье, включает в себя целый перечень помещений:

Зона для рабочих, гигиенические уборные комнаты;

Блок для мытья кухонной посуды;

Помещение, где хранят инвентарь для уборки и чистящие средства;

Цех, в котором производят первичную обработку продуктов;

Горячие и холодные линии;

Отдельное помещение для переработки мясного и рыбного сырья;

Загрузочный и раздаточный блок;

Отдельные кладовые помещения для хранения овощей и сухих продуктов;

Пищеблок, функционирующий на полуфабрикатах, должен иметь практически такой же список помещений, что и пищеблок на сырье, за исключением цеха по первичной обработке продуктов. Кроме того, горячие и холодные цеха могут быть объединены в одной комнате, но разделены с помощью перегородки.

Любой тип пищеблока должен иметь раздаточную (буфет), где можно не только реализовывать готовые блюда, но и готовить кофе, заваривать чай, нарезать хлеб и овощи, отваривать яйца и колбасу и т. д. Работники буфета должны обязательно соблюдать гигиену, поэтому помещение оснащают раковинами для мытья рук.

Столовая кухня в детском саду

Что входит в перечень оборудования для пищеблока в ДОУ?

Мощность и технические параметры оборудования пищеблока выбираются с учетом количества воспитанников ДОУ, запланированного меню, а также площадей, которыми располагает учреждение. Пищеблок предусматривает наличие нескольких типов оборудования: механическое и немеханизированное, холодильное и тепловое.

Приспособления механического типа

Механические устройства применяют в пищеблоках, функционирующих на сырье, и служит они для предварительной обработки различных продуктов, в том числе овощей и фруктов. Оборудование представлено различными специальными приборами и приспособлениями:

Хлеборезки. Поскольку без хлеба невозможно представить ни один прием пищи, хлеборезка должна присутствовать в любом пищеблоке, независимо от принципа его работы.

Мясорубки, фаршемешалки, автоматы для формирования котлет. Приборы позволяют разнообразить меню различными блюдами из рыбы и мяса, которые обязательно должны присутствовать в рационе детей.

Картофелечистки и овощерезки. Механизированный способ очистки и нарезки овощей и фруктов в разы ускоряет процесс приготовления пищи, что особенно актуально для ДОУ с большим количеством воспитанников.

Тестомесы, просеиватели для муки. Длительный процесс приготовления теста можно значительно ускорить, если использовать специальные приспособления. Это позволит ежедневно радовать малышей свежей и вкусной выпечкой.

Тепловые агрегаты

Тепловая обработка включает в себя варку, жарку, а также комбинированную обработку продуктов. Для этих целей предусмотрен свой перечень оборудования:

Пищеварочные котлы. Агрегаты позволяют быстро готовить большие объемы пищи и предназначены для приготовления супов, гарниров и других блюд, поэтому являются неотъемлемой составляющей пищеблока.

Электрические или газовые плиты. С помощью профессиональных агрегатов, которые отличаются размерами, формами, способом установки, можно произвести любую технологическую операцию по тепловой обработке продуктов.

Духовые и пекарские шкафы. Такое оборудование позволяет выпекать хлебобулочные изделия различных видов и делать всевозможные запеканки. В зависти от числа воспитанников, можно приобрести одно-, двух- или трехкамерные модели.

Мармиты. Благодаря этим приборам удается сохранить заданную температуру блюда в течение нескольких часов. Каждая модель рассчитана на определенный объем и подходит для хранения первых и вторых блюд.

Пароконвекторы. Универсальный вариант для пищеблока дошкольного общеобразовательного учреждения, позволяющий одновременно готовить несколько разных блюд.

Устройства немеханизированного типа

В эту категорию входят вспомогательные предметы, способствующие комфортному процессу приготовления пищи:

Моечные ванны для мытья столовой и кухонной посуды. В зависимости от размера пищеблока можно выбрать как односекционную модель, так и трехсекционную конструкцию из стали с загнутыми бортиками, обеспечивающими безопасность при пользовании.

Производственные и разделочные столы, стеллажи, шкафы из нержавейки. Благодаря функциональности и удобству такое оборудование призвано облегчить труд обслуживающего персонала, увеличивая скорость приготовления еды.

Весы для продуктов, представленные напольными и настольными моделями.

Разрубочные колоды, которые могут быть настольными или на сварных подставках.

Холодильные камеры на кухне детского сада

Холодильное оборудование:

Холодильные камеры, шкафы, моноблоки. Для обеспечения сохранности различных продуктов представлены холодильные устройства с разной мощностью и температурным режимом.

Морозильные камеры и шкафы шоковой заморозки. Предназначены для длительного хранения полуфабрикатов, мяса и других продуктов и являются обязательной составляющей пищеблока для ДОУ.

Морозильные столы. Компактные устройства, способные заменить два вида оборудования - морозильный шкаф и производственный стол. Это оптимальный вариант для рационального использования площадей в небольших садиках.

Читайте также: