Специфика учебных проектов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.

Основные характерные особенности проектной деятельности отражены в презентации “Что такое учебный проект”? (Приложение 1.)

Главная отличительная особенность учебного проекта – наличие результата, имеющего личностную значимость для ученика. Природа наградила каждого ребенка потребностью в активном освоении окружающего мира. Практическая значимость таких работ заключается в повышении личной потребности ребенка в самосовершенствовании во всех видах жизнедеятельности, что обеспечивает его успешную адаптацию к требованиям современной жизни.

Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

Этапы в создании проектов.

  1. Выбор проблемы.
  2. Постановка целей.
  3. Постановка задач (подцелей).
  4. Информационная подготовка.
  5. Образование творческих групп. (по желанию)
  6. Внутригрупповая или индивидуальная работа.
  7. Внутригрупповая дискуссия.
  8. Общественная презентация.

Сейчас накануне 2012 года с экранов телевизоров и страниц газет идёт поток информации, который можно объединить темой: “Планета Земля на краю гибели. Миф или реальность?”. Поэтому ученица 10 класса заинтересовалась, какие факторы влияют на жизнедеятельность планеты и как оцениваются эти характеристики. Свою работу (монопроект) она оформила в виде презентации (Приложение 2.) К сожалению, ограниченность объёма публикации не даёт опубликовать её полностью, но прилагаю текст, её полного выступления. (Приложение 3.)

В статье рассмотрен метод проекта как условие для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе его выполнения. Описана классификация проектов, используемых в учебном процессе, тематика, выполненный учениками продукт, портфолио и система оценивания работ.

ВложениеРазмер
proekt.doc 184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика проекта как формы учебной деятельности

Проект есть всякое действие

индивидуальное или групповое,

совершаемое от всего сердца”

Уильям Херд Килпатрик

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой Он создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная , исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель , согласованные методы , способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта.

Метод проектной работы строится на следующих подходах:

Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.

Метод проектов можно охарактеризовать как:

  • личностно-ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, …, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность;
  • инициативность, творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:

  1. Индивидуализировать обучение
  2. Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников
  3. Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе
  4. Помогает выполнять работу в собственном ритме
  5. Использовать полученные знания в практическом применении
  6. Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности
  7. Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности
  8. Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов

То есть можно сделать вывод, что метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. На уроках ОБЖ мы используются некоторые из них:

Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики ответственно готовились к защите своего проекта. Они подготовили не только материал выступления, но и постарались, чтобы все проектанты группы приняли в презентации активное участие. В данном случае решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполнили совместную работу, но учатся деловому творческому общению.

  • Поиск и оформление материала по истории появления светофоров,
  • Разработку иллюстраций первых светофоров, светофоров для пешеходов
  • Соответствие сигналам светофора сигналов регулировщика
  • Стихотворения о светофоре
  • Выпуск листовки-обращения к водителям и пешеходам с призывом соблюдать ПДД
  • Выставка поздравительных открыток
  • Создание карты опасных мест на дороге.

На данном примере видно, что введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.

  • Листовки с призывами беречь природу,
  • Карта опасных объектов на территории города Оренбурга, плакаты на экологическую тему,
  • Презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы

Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Группы формируются по 4-5 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка, и почему. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

В ходе выполнения проекта учащиеся исследовали боевой и трудовой путь своей семьи, Изучили жизнь ветеранов ВОВ, живущих в микрорайоне школы, изучили награды, которыми были награждены участники войны и труженики тыла.

Уроки в рамках данного проекта были использованы для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продуктов проекта осуществлялась во внеурочное время.

Проектанты подготовили не только презентации о награжденных, их боевом и трудовом пути, но и создали именные поздравительные открытки для ветеранов,

На заключительных уроках по разделу ЗОЖ в 10 классе проводится мониторинг здоровья, где учащиеся оценивают сферы жизнедеятельности и по результатам диагностики делают вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Что я хочу?
  • Что я могу?
  • Что я должен сделать для достижения гармонии в жизни?

Эти вопросы становятся во главу угла в разработке проекта.

Этапы работы над проектом.

1 этап - Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы.

2 этап - Разработка плана деятельности.

3 этап - Поиск информации.

4 этап - Выполнение проекта.

5 этап - Презентация проектов.

6 этап - Подведение итогов, анализ, оценка.

Выполняя проект, учащиеся самостоятельно выбирают тему, рекомендуется обсуждение в кругу семьи.

Темы проектных работ разнообразны:

Если проект объемный мы совместно с учащимися разрабатываем программу, в которой указывается перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

На этапе поиска информации разрабатывается круг вопросов и заданий. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

  • интервью,
  • опросы,
  • обработка статистических данных

Далее учащиеся самостоятельно или в группах принимают решения о форме представления результата деятельности, содержании портфолио, в котором собраны все рабочие материалы проекта.

Формы продуктов проектной деятельности

Комплекс физических упражнений

Индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности

Разработка и проведение классных часов

Система оценивания проектных работ

Выполненный проект вначале оценивает сам автор. Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3–х, выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-руководителем проекта.

Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение.

Проект, на выполнение которого требует много времени (2 четверти), предполагает присуждение 1,2,3 места, либо победу в номинации:

  • За лучшее исследование
  • За лучшую защиту проекта
  • За лучший продукт проекта
  • За лучшее портфолио проекта

Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.

Критерии оценки проекта.

Критерии оценки выполнения проекта:

  1. практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
  2. важность темы проекта;
  3. полнота раскрытия темы;
  4. оригинальность предложенных решений;
  5. качество выполнения продукта проекта;
  6. качество портфолио.

Критерии оценки защиты проекта:

  1. раскрытие содержания проекта;
  2. использование средств наглядности, компьютерных средств;
  3. убедительность презентации;
  4. ответы на вопросы.

В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

Обучая учащихся мы все хотим, чтобы наши ученики получали прочные знания, которые будут востребованы ими в будущем. Метод проектов – это разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями, который позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда, позволяет нам организовать успешное обучение, сохранять и укреплять здоровье обучающихся.

Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6

Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.

Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В общеобразовательном учреждении рекомедуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования.

Лекция Специфика учебных проектов и исследований на каждом уровне образования

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена:

в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент - технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам);

в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы);

в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции).

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
- наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого - групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.
При этом для руководителя образовательного учреждения важно понимать:
-Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?
-Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?
-Как научить учителей руководить работой учащихся?
-Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
-Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?
-Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:
-Всё перечисленное в разделе для руководителя школы.
-Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?
-Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями)?
-Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?
-Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса. (Вместе с учителями)?
-Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?
-Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)?

Учителю нужно знать:
-Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой "вместе с учителями".
-Как составить учебно-тематический план, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
-Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
-Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
-Как разработать учебный проект или исследование?
-Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
-Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе


При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:

Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом - двух проектов или исследований.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу.

Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования.

Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым:

материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.)

информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет).

Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом.

В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.

Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования


При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

количество новой информации использованной для выполнения проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

по доминирующей в проекте деятельности.
Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника прокта):

по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

по количеству участников проекта;

по продолжительности выполнения проекта.

Специфика видов проектов по доминирующей деятельности участников.

Исследовательские проекты


Целью данных проектов является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы; формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.


Сущность понятия "прект".Деятельностный пдход в реализации образовательных стандартов.Метод пректов как педагогическая образовательная технология. Классификация пректов. Требования к использованию метода пректов. Организационные этапы пректа по отношению к исполнителю ( обучающемуся).

Содержимое разработки

Автор: учитель географии Желнова Наталья Валерьевна

Особенности организации проектной деятельности учащихся.

Проект - это способ работы с будущим, учебный проект - способ обучения активного, преобразовательного отношения к действительности и построения будущего.

Проектная деятельность есть форма реализации деятельностного подхода в образовании.

Метод проектов как учебная технология возник в начале ХХ века и обусловлен качественными изменениями в жизни общества, интенцией на изменения, преобразования.

Существуют различные основания для типологизации проектов: предмет, характер деятельности, роль педагога и пр.

Организация проектной деятельности происходит по этапам, на каждом из которых фиксируется роль учащегося-участника проекта и осуществляемые им типы деятельности.

Курс географии позволяет использовать экономическую и геополитическую проблематику, связанную с представлением о будущем общества, способами решения реальных и прогнозируемых общественных проблем.

Традиционное российское образование, принципы организации которого формировались в течение ряда последних десятилетий, целенаправленно способствовало проявлению школьниками активности восприятия, мало внимания уделяя становлению и развитию активности преобразования. В результате широкие знания, позволяющие нашим учащимся успешно отгадывать кроссворды, побеждать в конкурсах викторинах, нередко оказывались бесполезными при решении рутинных жизненных проблем. Именно поэтому главной целью современного школьного образования стало повышение компетентности личности в социуме, а социальные навыки становятся важнейшим фактором успешности и состоятельности личности в жизни. Все эти качества присущи человеку-индивиду, воспитать которого можно только в деятельности.

Компетентность личности — это её способность интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения успеха и решения жизненных проблем (житейских, профессиональных, интимно-личностных и др.). Современное образование не просто должно обеспечить личность набором предметных знаний, умений и навыков, но и должно способствовать развитию адаптационных механизмов. Учение должно быть действенным, практичным, прагматичным, помогающем выпускникам образовательных учреждений успешно жить в обществе. Образование должно способствовать личностному росту человека на протяжении всей его жизни. Именно поэтому в основу реализации стандартов второго поколения положен деятельностный подход. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что развитие личности рассматривается в деятельности и через деятельность.

К сегодняшнему дню пересмотрены многие методологические основания классической дидактики: подвергнута сомнению главенствующая роль учителя в обучении; привычным стало понимание образования как самопостроения человека; воспитание теперь рассматривается не как жёстко спланированный процесс, включающий комплекс воздействий на воспитуемого, а как естественный результат общения учащихся между собой и с педагогами, создающими условия для проявления позитивно направленной активности детей и т.д. Образование больше не трактуется как линейный учебно-воспитательный процесс, а основная задача педагогов состоит в создании информационной образовательной среды, где ребёнок сможет раскрыть свои творческие способности, развить их, а также сформировать необходимые социальные навыки. В таком образовательном учреждении востребованы именно метод проектов, а вместе с ним и другие активные методы обучения. Именно такие методы становятся фундаментом современных образовательных технологий.

Наличие метода проектов обеспечивает:

развитие познавательных способностей учащихся;

формирование умения самостоятельно конструировать свои знания;

способность ориентироваться в информационном пространстве;

развитие критического мышления.

Родился метод проектов из идеи свободного воспитания, и сейчас это интегрированный, вполне разработанный и подробно структурированный компонент системы образования, имеющий все основные признаки педагогической технологии.

Учебный проект является особой разновидностью проблемно-поискового метода обучения, он предполагает специфическую организационную форму (учебное исследование, проводимое в классе и во внеурочное время одним учеником, группой учащихся или даже всем классом) на основе той или иной учебной технологии (как правило, это технологии, осуществляемые на основе системно-деятельностного подхода).

Метод проектов позволяет разумно сбалансировать академические знания и практические умения, его ведущий принцип — это движение от теории к практике. Одна лишь сумма знаний недостаточна для ребенка, выпускающегося из школы в постиндустриальный мир, обильно насыщенный информацией, пользоваться которой поможет именно сформированное участием в самых разных проектах рефлекторное и аналитическое мышление. Школьнику важно научиться жить и работать в изменчивом мире, где постоянно обновляются большие блоки информации и необходимо вовремя оценить её значимость, проанализировать и использовать в своих целях. Это и есть современная технология исследовательской деятельности и творческой работы — то, к чему следует подготовить ребёнка ещё до школы и чему необходимо обучить его в школе.

В ходе учебно-проектной деятельности развивается аналитическое мышление ребенка, которое, как считал Джон Дьюи, выражается в вечном поиске фактов, их анализе, размышлении над их истинностью, логическом их выстраивании для познания нового, для выхода из сомнения или аргументации рассуждения. В нашем насыщенном информацией мире это становится достаточно актуальным. Именно с такой, ориентированной на формирование мыслящей личности, целью на основе идей гуманистического направления в философии образования Джоном Дьюи и его учеником Уильямом Килпатриком и был разработан метод проектов.

Метод проектов — это такая форма организации образовательной деятельности учащихся, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой-либо проблемы, исследования того или иного объекта (материального, идеального, эстетического и др.) или создания нового общественно-образовательного института (музея, клуба, кружка и тому подобного). Организация фестиваля, конкурса, предметной олимпиады, подготовка и проведение шефского концерта для ветеранов, детей с ограниченными возможностями или просто для малышей — всё это не что иное, как проекты.

В современной образовательной организации, образовательная программа которой соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), ребёнок учится посредством двух видов деятельности: учебно-познавательной и проектной.

В дидактике имеются различные классификации учебных проектов. Существует много критериев для составления их типологии. Проекты могут классифицироваться по количеству участников и своей продолжительности. Выбирать тот или иной тип проекта следует, исходя из специфики предмета, интересов и способностей учеников. В ходе работы над проектом любого типа обычно наблюдается актуализация целого комплекса вспомогательных знаний: межпредметных, межнаучных, историко-научных, оценочных и др.

Проекты могут классифицироваться по следующим критериям:

1) доминирующая в проекте деятельность (исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный проект);

2) предметно-содержательная область. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным); межпредметные учебные проекты могут играть интегрирующую роль в современной школе, стремящейся преодолеть традиционную дробность и обрывочность содержания образования, формирующего у школьников мозаичную картину мира;

3) характер осуществления учителем координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов, когда проектировщики находятся на достаточном расстоянии друг от друга);

4) характер контактов между проектировщиками (среди участников из одного класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран мира).

Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс — главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления. Много внимания изучению зарубежного опыта и разработке отечественных версий метода проектов как педагогической технологии уделили отечественные учёные Е.С. Полат и В.В. Гузеев.

Е.С. Полат выделяет следующие требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

Тематическая направленность учебного проекта должна быть достаточно прагматичной, то есть знания, получаемые на выходе из проектной деятельности, должны быть актуальны для школьника.

Модель организации проектной деятельности В.В. Гузеева имеет следующие этапы:

1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.

3. Самообразование проектировщиков, актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

6. Обработка результатов и выводы.

7. Анализ успехов и ошибок.

По отношению к исполнителю (учащемуся) работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:

мотивация, формирование интереса;

целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта и собственных возможностей в плане его выполнения);

планирование этапов проекта;

сбор данных, предварительная обработка материала;

выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала;

выполнение содержательной части проекта;

Проектная деятельность начинается с мотивации. Если ученик в предложенном педагогом тематическом перечне возможных проектов обнаружил такую формулировку, которая его заинтересовала, зацепила, значит мотивация состоялась. Главное условие мотивации — наличие интересной, занимательной для ученика, познавательной темы проекта.

Основана проектная работа на сотрудничестве, в первую очередь, с педагогом. Реализация проекта всегда ведёт к изменению ролевой функции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Задача педагога — грамотно сориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной работы, разные варианты деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Начинать проект следует с выбора и формулирования его темы, ориентировки на тип проекта и количество участников с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.

На следующем этапе происходит распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, выдвижение творческих решений.

Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским задачам. Этот этап включает в себя и промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.).

Представление проделанной работы осуществляется на этапе защиты проектов. Завершающий этап проектной деятельности - коллективное обсуждение, экспертиза, получение результатов внешней оценки, общие выводы.

Грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, потому что учебное проектирование, как считает В.В. Гузеев, отличается тем, что оно:

допускает использование множества дидактических подходов;

самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости учащихся в работу по мере её выполнения;

поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях;

позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации;

приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

При организации проектной деятельности основными задачами, которые приходится решать педагогу, являются: 1) оптимальный подбор обществоведческого материала для проектов; 2) грамотная мотивация школьников; 3) умелый мониторинг, педагогическая рефлексия и оценивание результатов проектной деятельности с учетом требований ФГОС по обществознанию.

1  Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. — М., 2000. С. 82.

2  Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М., 2011. С 18

4  Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2000. С. 205.


-75%

Читайте также: