Специфика портрета и жанровой картины как жанров живописи кратко

Обновлено: 04.05.2024

История портрета

Изображение человека интересовало художников во все времена. Одной из самых древних попыток изобразить человека насчитывается 27 тысяч лет. Пещера, в которой нашли древние рисунки, находится недалеко от города Ангулем во Франции. На стенах этой пещеры было изображено нечто напоминающее черты человеческого лица: глаза, нос, рот. Уже тогда, в древности, люди проявляли свои творческие способности. В древние и античные времена портретная живопись осуществлялась с применением силуэта и линий.

В Древнем Египте изображения человека носили религиозный характер. Для ушедшего в загробный мир делали портрет, который был его двойником. Считалось, что чем больше портрет был похож на умершего человека, тем сильнее была связь между портретом и усопшим. Считалось, что душа может вернуться к телу, поэтому египтяне старались сохранить тело как можно лучше.

В Древней Греции предпочитали создавать статуи. Грекам было важно сохранить движение человеческого тела и показать жизнь. Чаще всего в виде статуй изображали победителей олимпийских игр, государственных деятелей, героям сражений.

Готовые работы на аналогичную тему

Портретами у древних римлян были восковые маски, которые они снимали с усопших. На них они показывали не только черты лица человека, но и его внутренние черты и эмоции. Можно сказать, что римляне изобрели портрет, который отражает его современное понятие.

Искусство древнего мира – это огромное наследие для современности. За тысячелетия человек постиг искусство живописи благодаря техникам и принципам, которые дошли до нас с древних времен.

Несмотря на то, что в эпоху Возрождения портреты изображались все по шаблону с упрощенными чертами лица, именно в этот период портретная живопись достигла самого расцвета.

В эпоху Возрождения появились различные формы портрета. Начали появляться портреты в полный рост, поколенные и поясные, но большей популярностью пользовались погрудные изображения людей.

Знаменитый художник эпохи Возрождения Рембрандт стал мастером в написании интимного или камерного портрета. Целью таких портретов была не просто внешность человека, а его чувства, эмоции и душа.

В XVIII-XIX веках портретное искусство стало набирать обороты и приносило художникам больший заработок, чем пейзажи.

В России портретный жанр появился значительно позже, чем в Европе. Первым образцом русского портретного искусства была парсуна – изображение человека, выполненное в технике иконописи.

Разновидность портрета

Портрет всегда был и остается самым интересным и при этом самым сложным жанром в искусстве. Он позволяет увидеть целый образ человека, его внешность, эмоции, чувства.

Безграничная фантазия художников в изображении людей на протяжении всей истории портретной живописи расширяла границы. Портретное искусство делится на типы и виды, и различаются по формату и повороту головы.

По типу изображения портреты делятся:

  • карандашный портрет;
  • акварельный портрет;
  • гравюра;
  • скульптурный портрет;
  • живописный портрет (написан маслом);
  • рельеф.

Портреты различаются по характеру изображения:

Камерный портрет, где изображение используется: погрудное, поясное и поплечное. Человек чаще всего изображается на нейтральном фоне. Камерный портрет делится:

  • интимный портрет, чаще всего пишется на нейтральном фоне и показывает доверительные отношения между моделью и художником;
  • миниатюра, выполняется акварелью и тушью и имеет небольшой размер.

Парадный портрет выполняется в полный рост человека. Он может быть изображен сидящим, стоящим или на коне.

Формат портретов может быть:

  • головной;
  • погрудный;
  • поясной;
  • портрет по бедра;
  • портрет во весь рост.

Особенность портретного жанра

Самой главной особенностью в портретном жанре является сходство между человеком и написанным с него портретом. Художнику важно передать не только внешнее сходство, но и внутреннее для того чтобы зритель поверил, что человек на портрете именно такой каким его изобразили.

Очень важной деталью на портрете является взгляд. По нему, возможно определить, что человек чувствует на момент написания портрета. Если взгляд направлен прямо на зрителя, он хочет вызвать его на разговор, а если смотрит в сторону, то возможно человек задумчив. Через выражение глаз и через взгляд у человека видна душа.

Кроме взгляда понять внутреннее состояние можно по положению рук, осанке. Сложенные друг на друга руки говорят о том, что человек сделал дело, и он спокоен, а гордая осанка покажет величие изображаемого человека.

Человек сложное существо, но действительные мастера своего дела, истинные художники способны передать любое состояние в своих произведениях.

Художники-портретисты

С развитием человека развивалось и искусство. За всю историю человечества были созданы миллионы произведений. Но были те, которые не просто вошли в историю, они до сих пор радуют и восхищают ценителей искусства. В современном мире на слуху имена художников портретистов, которые жили в XVI, XVII, XVIII веках.

Рисунок 1. Мона Лиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Девушка с жемчужной серёжкой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

За свою долгую историю портрет пережил и взлеты, и падения, но до сих пор не исчерпал себя. Несмотря на развитие новых технологий и появление фотографии портретная живопись остается востребованной.

Жанровая живопись – один из пяти основных видов живописи, которые составляют традиционную иерархию жанров. В число этих пяти жанров входят: историческая живопись , портретная живопись , жанровая живопись , пейзаж и натюрморт .

Определение и особенности жанровой живописи

В изобразительном искусстве термин жанровая живопись (также называемый бытовыми сценами) относится к картинам, изображающим ситуации и сцены повседневной жизни. Сюжеты обычно содержат домашний быт, интерьеры, время приема пищи, праздники, таверны или крестьянскую жизнь, рынки и другие уличные сцены.

В целом, ключевая особенность жанровой живописи заключается в том, что сцена представлена неидеализированным способом, в отличие от традиционного классического подхода к изображению сцен с героическими, благородными или драматическими характеристиками. Сравните, например, неокрашенных персонажей в крестьянских сценах Курбе с идеализированными уличными мальчишками, изображенными севильским художником Бартоломе Эстебаном Мурильо. Возможно, лучшие образцы этой среды появились в голландской реалистической школе жанровой живописи 17-го века, возглавляемая великим делфтским художником Йоханнесом (Яном) Вермеером (1632-1675).

Разница между жанровыми сценами, пейзажами и натюрмортами

Повествование, а также декоративные цели

Как начиналась жанровая живопись?

Реформация

Голландский реализм – золотой век

❷ Гарлемская школа с участием Адриана Брауэра (1605-1638), который специализировался на сценах пьянства; Адриана Ван Остаде (1610-1685), который писал жанровые сцены о крестьянах вих домах или в тавернах; Яна Стена (1626-1679), мастера таверны, создававший многолюдные сцены; Джерарда Терборха (1617-1681) и Давида Тенирса Младшего (1610-1690).

❸ Лейденская школа, в состав которой входили Жерар Доу (1613-1675), создатель многочисленных крошечных этюдов персонажей, и его ученики Габриэль Метсю (1629-1667) – известный своими работами интимного жанра и Франс ван Миерис (1631-1681) – который писал сцены удовольствия и рассеяния очень богатых современников.

❹ Дельфтская школа под руководством Яна Вермеера (1632–1675 гг.), вероятно, величайшего из всех нидерландских жанровых художников, и Питера де Хуча (1629–1684 гг.), известного своими образами крестьян и солдат. Для конкретного анализа работ Вермеера см.: Анализ известных картин.

История и развитие жанровой живописи

Жанровые картины восемнадцатого века

Хотя Италия оставалась под сильным влиянием великих гуманистических традиций эпохи Возрождения, жанровая живопись, наконец, появилась в 18 веке, не в последнюю очередь благодаря венецианскому художнику Пьетро Лонги (1702-1785), посвятившему ей всю жизнь, изображая сцены аристократов и представителей более низкого класса в таких картинах, как: Театральная сцена (1752) и Показ слона (1774).

В Англии ранним представителем жанровой живописи был Уильям Хогарт (1697-1764). Его сцены современной жизни, такие как серия Похождения повесы и Модный брак , изображают человеческое поведение с ясным моральным посланием. Для сравнения, картины Томаса Гейнсборо (1727-1788) применяют шаблоны изысканности к сценам буржуазного сельского благородства и удовлетворения.

Жанровые картины девятнадцатого века

В то время как религиозная и историческая живопись пришли в упадок в 19 веке, все больше и больше художников искали вдохновения в повседневной жизни простых людей. Реалисты, особенно во Франции, пошли дальше, разместив свои повседневные жанровые сцены на крупномасштабных полотнах – ранее предназначавшихся для более бурных или утонченных исторических работ.

В Англии наиболее популярными жанровыми художниками 19-го века были шотландский художник Дэвид Уилки (1785-1841), в число работ которого входили Слепой скрипач (1806, Галерея Тейт, Лондон); Приветственное письмо (1813, Национальная галерея); Арест имущества за аренду (1815, Национальная галерея); и Чтение завещания (1820, Пинакотека, Мюнхен) – см. его работы и работы и Уильяма Пауэлла Фрита (1819–1909) в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург. Восхищенный королевой, Фрит был летописцем викторианской жизни на скачках, на море и во время путешествий, в таких картинах, как День Дерби (1858) и Железнодорожный вокзал (1862). Уолтер Сикерт (1860-1942) – ведущий британский художник эпохи импрессионизма и постимпрессионизма – предпочитал более скромные сюжеты, такие как уличные сцены, дешевые интерьеры, проститутки и музыкальные залы, изображая их без гламура в палитре мутных цветов.

Другим важным художником жанровых сцен был немецкий художник Адольф Менцель (1815-1905), чьи тихие интерьеры предшествовали импрессионизму на 25 лет.

Жанровая живопись достигла другого пика в эпоху импрессионизма и постимпрессионизма. Помимо пуристов, таких как Моне, Писсарро и Сислей, большинство импрессионистов сосредоточились на повседневных сценах парижской жизни. Примеры:

Фредерик Базиль (1841-1870)
Студия Базиля (1870)

Поль Сезанн (1839-1906)
Игроки в карты (1892-6)

Берта Моризо (1841-1895)
Колыбель (1873)

Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Эль-Халео (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер).

Тулуз-Лотрек (1864-1901)
На Мулен Руж (1892)

В России величайшими жанровыми художниками были Илья Репин (1844–1930), наиболее известный по Бурлакам на Волге (1870–73) и Религиозному шествию в Курской губернии (1883); Константин Савицкий (1844-1905) отмечен за Ремонт железной дороги (1874); и Абрам Архипов (1862–1930), известный картинами Посещение (1915), Прачки (1899), Рабочие на чугунолитейном заводе (1896) и Вдоль реки Оки (1890).

Для интерпретации картин жанра 19-го или 20-го века, пожалуйста, смотрите: Анализ современной живописи (1800-2000).

Жанровые картины двадцатого века

Середина и конец двадцатого века и начало 21-го века стали свидетелями роста стилистической абстракции, что привело к деградации жанрового искусства. Эдвард Хоппер (1882–1967) – редкое исключение, с такими шедеврами, как Ночные ястребы (1942), как и Алекс Колвилл (р. 1920), с такими работами, как Плавательная гонка (1959). Джек Веттриано – успешный шотландский художник, работающий в схожих идиомах, хотя и без живописных качеств Хоппера и Колвилла.

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

    (Leonardo di ser Piero da Vinci); (Raffaello Santi); (Tiziano Vecellio); (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); (Pieter Paul Rubens); (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); ; ; (1865—1911, Россия); (Vincent Willem van Gogh).

Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:

  • нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
  • французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
  • англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
  • русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).

Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут

Живопись — один из наиболее распространенных видов искусства, с помощью которого художники — живописцы передают свое видение мира зрителям.

Таким образом, живопись представляет собой отдельный и весьма популярный вид изобразительного искусства, в котором зрительные образы передаются мастером посредством нанесения красок на поверхность картины.

Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности в тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре живописных полотен.

Итак, среди современных жанров живописи можно назвать следующие:

Схематически разделение жанров живописного искусства будет выглядеть следующим образом:

Схема жанров живописи

Схема жанров живописи

Портрет

Многим из нас знаком такой жанр живописи, как портрет. Это один из самых древнейших видов изобразительного живописного творчества, и его можно встретить также в скульптуре и графике. Раньше не было фотографий, поэтому каждый богатый или знаменитый человек считал необходимым увековечить свое лицо и фигуру для потомков — и в этом на помощь ему приходили художники — портретисты.

Портретом принято считать изображение одного конкретного человека или целой группы людей. С помощью портретной живописи мастер показывает внутренний мир людей через особенности их внешнего облика.

Причем, на портрете могут изображаться как реальные люди, так и литературные или мифические герои. Кроме того, может быть создан как портрет человека, жившего в прошедшие времена, так и нашего современника, существующего на сегодняшний день.

Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.

Ксения Черномор. Портрет женщины на фоне пейзажа. Холст, масло.

Ксения Черномор. Портрет женщины на фоне пейзажа. Холст, масло.

Виды портретов

Среди наиболее распространенных видов портретной живописи можно выделить следующие:

Каждый из видов портретной живописи имеет свои характерные особенности и отличия в технике выполнения. Рассмотрим их более подробно.

  • Исторический портрет — содержит изображение какой — либо исторической личности, политического деятеля или творческого человека. Такой портрет может быть создан по воспоминаниям современников или родиться в воображении живописца.

А. М. Матвеев. Портрет Петра Великого ( 1724 - 1725 годы). Холст, масло.

А. М. Матвеев. Портрет Петра Великого ( 1724 — 1725 годы). Холст, масло.

  • Ретроспективный портрет — посмертное изображение жившего в прошлом человека, которое создано по описаниям очевидцев или по прижизненному изображению. Однако возможны также случаи полного сочинения портрета мастером.
  • Картина — портрет — человек изображается в сюжетной взаимосвязи с окружающим миром, природой, на фоне архитектурных построек или деятельности других людей. В портретных картинах как раз наиболее ярко прослеживается расплывчатость границ и соединение различных жанров — пейзажа, исторической и батальной живописи и так далее.

Борис Кустодиев. Картина - портрет Ф. И. Шаляпина ( 1922 год). Холст, масло.

Борис Кустодиев. Картина — портрет Ф. И. Шаляпина ( 1922 год). Холст, масло.

  • Типовой портрет — художник — живописец изображает собирательный образ, составленный из характерных особенностей внешности многих людей, объединенных общими идеями, видами деятельности, социальным положением или образом жизни.
  • Портрет костюмированный — изображенный человек представлен перед зрителем в виде литературного или театрального персонажа, исторического деятеля или мифологического героя. Подобные портреты представляют особый интерес для изучения костюмов других эпох.

Костюмированный портрет

Костюмированный портрет

  • Автопортрет — особый вид портретного живописного произведения, на котором художник изображает сам себя. То есть, он хочет передать и донести до зрителей свою внутреннюю сущность.

Автопортрет Рафаэля Санти

Автопортрет Рафаэля Санти

  • Донаторский портрет — одна из устаревших форм портретной живописи. На такой картине с религиозной тематикой изображался человек, сделавший крупные пожертвования церкви. Он представал перед зрителями в окружении святых, рядом с Мадонной или на одной из створок алтаря в коленопреклоненном виде. Состоятельные люди в те времена видели в создании донаторского портрета особый смысл, потому что такие картины всегда воспринимались позитивно и почитались наравне с иконами .

По характеру и способу изображения фигуры человека все портреты делятся на следующие типы:

  • Парадный портрет — показывает человек в положении стоя в полный рост. При этом все детали внешности и фигуры выписываются очень четко.

Эжен Делакруа. Портрет барона Швитера ( 1827 год).

Эжен Делакруа. Портрет барона Швитера ( 1827 год).

  • Полупарадный портрет — человек изображается по пояс, до колен или в положении сидя, когда нижняя часть ног не видна. В подобном произведении портретной живописи огромную роль играет изображение окружающей обстановки или аксессуаров.
  • Камерный портрет — фигура человека выполняется на нейтральном фоне, причем используется сокращенный вариант изображения фигуры человека — до пояса, до груди или даже до уровня плеч. В этом случае мастер особенно четко и тщательно выписывает черты лица человека.

Камерный портрет Екатерины II в дорожном костюме. Конец XVIII века.

Камерный портрет Екатерины II в дорожном костюме. Конец XVIII века.

  • Интимный портрет — используется крайне редко и представляет собой одну из разновидностей камерного портрета благодаря выполнению на нейтральном фоне. В основе создания интимного портрета лежат глубокие чувства художника к изображаемому человеку или доверительные отношения между ними.
  • Малоформатный портрет — живописное произведение небольшого размера. выполняемое, как правило, тушью, карандашом, пастелью или акварельными красками.

Современный малоформатный портрет, написанный акварелью.

Современный малоформатный портрет, написанный акварелью.

  • Портрет — миниатюра — один из самых узнаваемых и сложных в отношении техники выполнения видов портретной живописи. Для миниатюры характерен небольшой формат изображения ( от 1,5 до 20 см), а также необычайная тонкость письма и тщательная, практически ювелирная прорисовка всех линий. Миниатюрные портреты вставляли в медальоны, украшали ими часы, браслеты, броши, перстни и табакерки.

Пейзаж

Пейзаж представляет собой отдельный жанр живописи, основным объектом изображения которого является природа в первозданном виде или несколько измененная в процессе деятельности человека.

Жанр пейзажной живописи известен с древнейших времен. Однако в средние века он несколько теряет свою актуальность. Но уже в эпоху Ренессанса пейзаж возрождается и приобретает значение одного из важнейших жанров в живописном искусстве.

Марина

Историческая живопись

Жанр исторической живописи зародился в эпоху Возрождения, когда художники стремились отразить в своих полотнах сцены из жизни общества в различные периоды истории.

Однако на исторических полотнах могли изображаться не только картины из жизни реальных людей, но и мифологические сюжеты, а также иллюстрированное переосмысление библейских и евангелийских историй.

Историческая живопись служит для отображения событий прошлого, наиболее важных для конкретного народа или всего человечества в целом.

Батальная живопись

Одной из разновидностей исторического жанра является батальная живопись, тематика изображений которой посвящена главным образом военным событиям, знаменитым сражениям на суше и на море, а также военным походам. Батальный жанр охватывает историю военных столкновений за всю историю существования человеческой цивилизации.

При этом батальные полотна отличаются большим количеством и многообразием изображенных фигур, а также достаточно точными картинами местности и особенностей архитектуры того или иного региона.

Перед художником — баталистом стоит несколько сложнейших задач:

  1. Показать героику войны и показать поведение наиболее отважных воинов.
  2. Запечатлеть особо важный или переломный момент сражения.
  3. Раскрыть в своем произведении полный исторический смысл военных событий.
  4. Точно и четко выразить поведение и переживания каждого из участников битвы — как знаменитых полководцев, так и рядовых солдат.

Следует отметить, что жанр батальной живописи считается одним из самых сложных, поэтому подобные полотна создаются мастерами длительное время — порой по десятку лет. От художника требуется не только отличное знание подробной истории изображаемого сражения, но и умение создавать многофигурные полотна с большим количеством вспомогательных деталей. Это и картины природы, и элементы архитектуры, и изображение оружия или военных механизмов. Поэтому батальный жанр занимает особое место и стоит отдельно от исторической живописи.

Фрагмент Бородинской панорамы.

Фрагмент Бородинской панорамы.

Натюрморт

Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде.

Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники. Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.

Виллем Клас Хеда, Натюрморт ( 1637 год).

Виллем Клас Хеда, Натюрморт ( 1637 год).

Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.

Давид Тенирс Младший. Натюрморт ( 1645 - 1650 годы).

Давид Тенирс Младший. Натюрморт ( 1645 — 1650 годы).

Главной идеей композиций в жанре Vanitas является мысль о конечности земного бытия и смирении перед неизбежностью перехода в мир иной. Наибольшую популярность натюрморты с изображением черепа в центре композиции приобрели в XVI — XVII столетиях во Фландрии и Нидерландах. Чуть позже к нему стали обращаться французские и испанские художники.

Жанровая живопись

В изобразительном искусстве жанровая живопись считается частью бытового жанра. С древнейших времен художники изображали сцены бытовой жизни простых людей — крестьян, ремесленников, торговцев, а также слуг знатных придворных в процессе трудовой деятельности или в повседневной жизни их семей.

Первые образцы жанровых картин в современном понимании появились в эпоху Средневековья, и впоследствии получили повсеместное распространение и популярность. Тематика жанровых полотен характеризуется завидным разнообразием, чем и вызывает интерес зрителей.

Архитектурная живопись

Архитектурная живопись — особенный живописный жанр, тематика которого посвящена изображению зданий, сооружений и различных памятников архитектуры , а также наиболее интересных решений интерьера в историческом аспекте. Имеется в виду изображение внутреннего оформления дворцов, театральных и концертных залов и так далее.

Адольф Вегелин ( картина создана в 1845 году).

Адольф Вегелин ( картина создана в 1845 году).

Благодаря подобным картинам зритель имеет возможность воочию увидеть памятники архитектуры в первозданном виде глазами самого художника. Произведения архитектурной живописи также помогают в изучении архитектурного ландшафта городов ушедших времен.

Анималистическая живопись

Анималистический жанр — отдельный жанр живописного искусства, который специализируется главным образом на изображении животного мира нашей планеты. На картинах данного жанра мы можем видеть животных, птиц, рыб, а также представителей многих других видов в естественной среде их обитания.

Однако это не значит, что темой изображения анималистического жанра являются только дикие животные. Напротив, художники очень часто пишут картины, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, лошадям и так далее.

Паулюс Поттер ( 1649 год).

Паулюс Поттер ( 1649 год).

Декоративная живопись

Жанр декоративной живописи можно условно разделить на несколько видов, имеющих свои отличия:

  • Монументальная живопись
  • Театральная декорационная живопись
  • Декоративная роспись

Видовое разнообразие декоративного жанра объясняется тем, что художники во все времена старались украсить каждый объект окружающего мира.

Потолок ратуши в Тулузе

Потолок ратуши в Тулузе

  • Монументальная живопись — жанр монументального искусства, произведения которого имеют достаточно масштабный характер и используются в качестве декоративного оформления зданий и сооружений светского и культового характера различного назначения ( храмов и церквей, офисных зданий и культурных сооружений, архитектурных памятников и жилых домов).

Фреска из оформления виллы в Боскореале.

Фреска из оформления виллы в Боскореале.

  • Театральные декорации — это весьма востребованный вид декоративного жанра, который включает в себя создание декораций и эскизов костюмов для персонажей театральных постановок и героев кинофильмов, а также зарисовки отдельных мизансцен. Художники — декораторы в театре и на съемочной площадке порой создают настоящие шедевры, которые впоследствии входят в число лучших декораций театра и кино.

Театральная декорация

Театральная декорация

  • Декоративная роспись — представляет собой сюжетные композиции или орнаментальный декор, созданный на различных частях зданий и сооружений, а также на образцах декоративно — прикладного искусства, берущего свои истоки в народных художественных промыслах. Основными видами расписываемых изделий была посуда, предметы быта, мебель и так далее.

Декоративная роспись подносов

Декоративная роспись подносов

Жи́вопись – οдин из видοв изοбразительнοгο исκусства. Живописные произведения создаются нанесением красок на твёрдую поверхность. Выразительность в живописи достигается посредством линии, цвета, цветовых контрастов, теней, соотношения различных цветов.

Виды живописи

Живопись – очень древнее искусство. Первыми живописными произведениями считаются рисунки древних людей на стенах пещер – это наскальная живопись.






Станковая живопись – это вид жив описи на станке, в роли которого обычно выступает мольберт – приспособление для рисования.
Хотя широкое распространение станковая живопись получила ещё в эпоху Возрождения, термин появился только в XIX-начале XX вв. С XVII в. и до наших дней станковая живопись является самым распространённым искусством.



Театрально-декорационная живопись используется для художественного оформления спектаклей – это декорации.



Миниатюра – произведения живописи малых форм. Этот вид живописи также очень древний. Возник он из потребности оформления рукописных книг, а затем стал развиваться и в других формах: портретной миниатюры в форме вставок в медальоны и кулоны, затем на эмали и фарфоре.

Сейчас миниатюрой называют любую картину маленького размера.

В настоящее время известен новый вид живописи: цифровая живопись, создаваемая при помощи компьютера.

Итак, виды живописи:

  • наскальная;
  • монументальная;
  • станковая;
  • театрально-декорационная;
  • миниатюра;
  • цифровая.

Жанры живописи

Каждый вид искусства имеет свои подразделы в соответствии с объектом изображения и темой. Это жанры.

В портретном жанре отражается внешний облик человека, а через внешность – и его внутренний мир и характер. Такой портрет называется психологическим. Жанр портрета популярен также в скульптуре и графике. Известными портретистами были художники Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Боровиковский, Тропинин, Кипренский, Репин, Крамской и многие другие.



Пейзаж – не только изображение природы, но также виды городов (городской пейзаж), исторических памятников и т.д. Художники-пейзажисты: Шишкин, Саврасов, Левитан, Поленов, Куинджи, Писсарро, Моне и др.



В русской живописи в историческом жанре работали Репин, Суриков, Ге и др.







Темы бытового жанра – повседневная жизнь простых людей, их быт, труд, праздники, семейные традиции, дети. Этот жанр привлекал многих художников: Домье, Венецианова, Эдуарда Мане, Ярошенко, Врубеля, Репина, Серова и др.



Анималистический жанр – изображение животных.

Читайте также: