Специфика педагогического общения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Теоретический материал, включающий в себя роль общения. его специфику в учебном процессе. Материал подходит для выступления на МО учителей, педсовете.

ВложениеРазмер
vystuplenie_ped_obshchenie.docx 24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов:

Гладун Елена Николаевна

учитель начальных классов

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности, как учащихся, так и педагогов.

Будет ли это общение оптимальным , зависит от самого педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Для установления положительных взаимоотношений с учащимися преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности , как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие,

благодарность, забота, верность слову.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся, в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью – на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития), и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех, присутствующих в классе, т. е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

  • учебно-дисциплинарную;
  • личностно ориентированную.

Учебно-дисциплинарная модель общения.

В результате такой модели общения происходило пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно ориентированная модель общения.

Личностно ориентированная модель общения.

Цель личностно ориентированной модели общения – обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование основ личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.

Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Таким образом, достижение положительного результата общения и взаимодействия, а в целом и успешность в учебной деятельности каждого ребёнка зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога,

его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, умению учитывать репрезентативную систему собеседника. А также от умения слушать и понимать ребенка, воздействовать на него посредством убеждения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2013

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Специфика педагогического общения

Педагогическое общение это такое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), которое опосредует усвоение предметных результатов и становление личности в учебно-воспитательных отношениях. В психологии педагогическое общение трактуется как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение является неотъемлемым элементом педагогической деятельности вне которого невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Педагогическое общение - основная форма осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны приниматься всеми субъектами педагогических отношений в качестве императива их индивидуального поведения. Основной целью педагогического общения является как передача общественного и профессионального опыта (предметных и метапредметных результатов) от педагога учащимся, так и обмен личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит возникновение новых свойств и качеств, т.е. становление индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Специфика педагогического общения, проявляется в его направленности, которое направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, на организацию освоения предметных результатов и формирование на этой основе действий. В силу этого педагогическое общение характеризуется тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на актуальное состояние обучающихся и перспективные линии развития, и на предмет освоения (усвоения). Также педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это осуществляется в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, ориентирует результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействуя на каждого обучающегося. Качество педагогического общения определяется, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя и воспитывающую. Исходной позицией для организации оптимальных образовательных отношений является воспитывающий и развивающий характер обучения.

Общение - это еще и процесс развития и становления отношений между субъектами активно участвующими в диалоге. Речь учителя это основное средство, которое позволяет ему приобщить обучающихся к своим способам мышления. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то можно выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

Для учебно-дисциплинарной модели характерен авторитарный стиль общения, при котором способами общения являются наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения состоит в диктате или опеке. В результате этой модели общения происходит негативное воздействие на личность ребенка. Альтернативой этой модели является личностно-ориентированная модель общения. Традиционно обучение и воспитание рассматриваются как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя - педагога к получателю - обучающемуся. Педагогические отношения, построенные на основе таких представлений в современных условиях, показывают низкую эффективность. Учащийся, как пассивный субъект этих отношений, оказывается способен лишь запомнить ту ограниченную информацию, которая дается ему в готовом виде. У ребенка не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленные учебно-воспитательные отношения практически не достигают основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адекватным шагам в меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного воздействия приобретает черты зависимости, комфортности.

Целью личностно-ориентированной модели общения является обеспечение учащихся чувствами психологической защищенности, доверием к миру, радостью существования, формированием личности, развитием индивидуальности. Для такой модели характерен диалогический тип общения, который характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения не подгоняя развитие детей, а предупреждая возникновение возможных отклонений в личностном развитии. Формирование предметных и метапредметных результатов является не целью, а средством полноценного развития личности.

Способами общения являются прежде всего понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на умении встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения состоит в сотрудничестве, создании и использовании ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога заключается в том, что прежде всего необходимо исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. В связи с этим, в современной науке и практике большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Основными сторонами педагогического общения являются прежде всего взаимное восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, осуществление совместной деятельности.

Каждый из данных компонентов в условиях педагогических отношений и педагогического общения приобретает свои особенности.

Список использованной литературы:

1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996г.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.

4. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979г.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе). Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания
В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива" (Леонтьев А.Н., 1979. С. 3). И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения (рис. 5).
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом (рис. 6 ). В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов

  • Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:
    • контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
    • побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
    • амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.


    Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.
    В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.
    Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

    14.2.2. Направленность педагогического процесса
    Педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения Качество педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя - учеников, учеников между собой.
    Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек - человек" (по Е.А. Климову).

    • Напомним, что среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:
      1. Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей".
      2. Умение слушать и выслушивать.
      3. Широкий кругозор.
      4. Речевая (коммуникативная) культура.
      5. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту".
      6. "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше".
      7. Способность сопереживать.
      8. Наблюдательность и др.

    Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе). Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания
    В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива" (Леонтьев А.Н., 1979. С. 3). И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
    Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения (рис. 5).
    Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом (рис. 6 ). В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов

    • Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:
      • контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
      • побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
      • амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.


      Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.
      В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.
      Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

      14.2.2. Направленность педагогического процесса
      Педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения Качество педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя - учеников, учеников между собой.
      Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек - человек" (по Е.А. Климову).

      Педагогическое общение, как инструмент взаимопонимания педагога и ученика. Что лучше: авторитаризм или попустительство?

      Нестерова И.А. Педагогическое общение // Энциклопедия Нестеровых

      Понятие педагогического общения

      В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом. При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания [1].

      Виды общения

      Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие "педагогическое общение" было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

      К проблеме трактовки термина "педагогическое общение" обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

      Понятие педагогического общения

      Трактовка термина "педагогическое общение"

      Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся [2].

      Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

      Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты [3].

      Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся [4].

      Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [5]

      Коджаспирова Г. М.

      Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе [6]

      В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

      Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

      Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия "педагогического общения" как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

      1. контактная,
      2. информационная,
      3. побудительная,
      4. координационная,
      5. понимания,
      6. амотивная,
      7. установления отношений,
      8. оказания влияний [7].

      Особенности педагогического общения

      Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

      Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

      1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
      2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
      3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
      4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
      5. Сочетание делового и личностного общения.
      6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
      7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
      8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
      9. Полифункциональность, целенапавленность.
      10. Комплиментарность.

      Стили педагогического общения

      Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся [8].

      В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

      Стили педагогического общения

      Стили педагогического общения

      Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

      Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

      Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

      Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации. Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных.

      Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен [8].

      Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

      В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

      Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

      1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

      студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП "Инновационный центр "РОСТ", 2012.

      2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

      3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

      4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

      5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

      6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

      7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

      8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

      Читайте также: