Специальная методика преподавания литературы в школе для детей с нарушениями речи как наука

Обновлено: 08.07.2024

Главной задачей учителя литературы, работающего в специальном коррекционном классе общеобразовательной школы, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность, осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации учащихся. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых школьников с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.

Исследования, посвященные вопросам формирования коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся в процессе усвоения учебного материала на уроках по общеобразовательным предметам, единичны. Поэтому проблемы развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников, в том числе в рамках учебного диалога, остаются малоизученными. В результате возникает противоречие между потребностью практики и отсутствием научных разработок по данной теме.

Успешное развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся может быть обеспечено за счет создания специальных психолого-педагогических условий (приближение изучения художественного произведения к процессу естественного общения; учет уровня сформированности коммуникативных умений учащихся; использование принципа поступательного расширения смысловой программы речевых ситуаций и диалогов на основе литературного текста; использование вопросов и заданий, направленных на мотивацию коммуникативной деятельности учащихся, сохранение положительного эмоционального настроя во время всего урока) и внедрением системы определенных методических приемов для моделирования речевых ситуаций и организации общения учащихся на уроках литературы. Умственно отсталые учащиеся представляют собой неоднородную группу по уровню развития коммуникативных умений. При этом большинство из них испытывают значительные трудности при ведении учебного диалога на основе литературного текста. Особую трудность у них вызывают инициирующие высказывания, требующие определенных умений управления диалогом – четко ставить вопрос, слышать ответ и быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса. Недостаточность развития коммуникативных умений связана, в первую очередь, со сложностью для умственно отсталых учащихся в определении смысловой программы коммуникативного действия. Повышение уровня сформированности коммуникативных умений умственно отсталых учащихся может быть достигнуто в процессе изучения художественных произведений на уроках литературы за счет систематической работы по решению проблемных задач, создания ситуаций, в которых учащиеся могли бы максимально проявить свои коммуникативные способности.

Для повышения эффективности работы по развитию коммуникативных умений умственно отсталых учащихся на уроках литературы необходимо максимально приблизить работу над художественным произведением к естественному общению и создать специальные психолого-педагогических условия.

Интеллектуальные и речевые особенности умственно отсталых учащихся отрицательно сказываются на их общении как между собой, так и с окружающими людьми. Несовершенство речевого развития, фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых подростков. Поэтому необходимо целенаправленно работать над формированием коммуникативной функции речи умственно отсталых детей в процессе школьного обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась .


Методика преподавания ритмики в коррекционной школе VIII вида.

Контрольная работа. Методика преподавания ритмики в коррекционной школе.

Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ

Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в.


Преподавание истории в коррекционном классе.

Выдержки из опыта работы с пятиклассниками коррекционных классов VII вида: коррекционные приемы с учащимися на уроке устного предмета.


Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра.

С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседнев.

Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"

Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе.

Шпоры к экзамену: Методика преподавания литературы (специальная) для детей с нарушениями речи

АГПА, 2011 г.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по коррекционной программе с 1 по 5 класс.
Процесс чтения в норме.
Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с ТНР.
Специальная методика преподавания литературы в школе для детей с ТНР и ее основная проблематика.
Методы и приемы работы по совершенствованию произношения в процессе чтения текста и повышению культуры речи.
Краткий обзор становления коррекционной методики преподавания как науки.
Виды уроков внеклассного чтения.
Приемы и методы работы с текстом басен.
Связь методики преподавания литературы со смежными дисциплинами: литературоведением, языкознанием, дидактикой, специальной психологией, логопедией и др.
Методы и приемы работы с текстом сказок.
Трудности восприятия, понимания, осмысления художественного произведения учащимися с ТНР.
Урок литературы, его значение в системе коррекционно-воспитательной работы в школе для детей с ТНР.
Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.
Затруднения в технике чтения у учащихся с ТНР.
Особенности овладения навыком чтения школьниками с ТНР.
Речевой и дидактический материал для работы по совершенствованию полноценного навыка чтения.
Основные этапы работы над текстом художественного произведения.(Основные этапы)
Слушание как вид речевой деятельности. Объем слушания. Коррекционное слушание. Приемы обучения слушанию.
Основные направления профилактики и коррекции дислексии.
Дидактические принципы построения уроков литературы.
Работа с книгой на разных этапах обучения чтению.
Обучение учащихся с ТНР словесному иллюстрированию, творческому пересказу.
Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи учащихся коррекционной школы 5 вида.
Формы подготовительной работы, повышающие эффективность восприятия художественного произведения.
Задачи подготовительной работы
Виды работы над текстом на уроке чтения в специальной (коррекционной) школе
Методика анализа литературного произведения
Методика чтения стихотворений
Обучение произношению
Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
План разбора художественного произведения в специальной (коррекционной) школе
Рассказ
Требования к выразительности чтения учителя-логопеда.
Самостоятельность чтения.
Схемы и таблицы.
Типология уроков внеклассного чтения
Этапы анализа художественного текста.
Этапы становления навыка чтения (по Т. Г. Егорову).

Цели и задачи курса

Задача программы: знакомство с теоретическими (методологическими, психологическими, литературоведческими, лингвистическими, коррекционно-педагогическими) основами методики преподавания литературы (специальная).

Цель изучения курса - помочь работающему и будущему логопеду освоить или углубить понимание тех теоретических (лингвистических и психолого-педагогических) положений, на которых основывается современная методика преподавания литературы в речевой школе.

В задачи курса входят систематизация имеющихся знаний и критическая оценка накопленного педагогического опыта. При этом следует учитывать специфику речевых школ, особенности работы с детьми, у которых налицо общее недоразвитие речи.

Глубокое знание методики преподавания литературы в речевой школе – необходимое условие подготовки будущего логопеда, который должен владеть нормами литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы, усвоить теоретические основы и принципы обучения русского языка (в целом).

Программа предусматривает лекционное изложение материала и организацию практических занятий по различным аспектам курса.

Тематический план курса

Содержание программы курса по темам

1. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи. Понятие о методике преподавания литературы. Определение объекта и предмета познания современной методической науки.

Опорные слова: литература, система, дидактика, методика.

2. Разделы и этапы литературного образования. Разделы и этапы литературного образования. Междисциплинарные связи с методикой преподавания литературы.

Опорные слова: литературоведение, наука, язык, история.

3. Перераспределение программного материала по годам обучения. Содержание литературного образования. Начальное литературное образование. Особенности второго этапа литературного образования (5-9 классы). Особенности третьего этапа литературного образования (10-11 классы). Специфика изучения мифа, сказки, былины, малых жанров фольклора (5-6, 7 классы). Содержание и этапы литературного образования в современной школе (1–4; 5–6; 7-8; 9-11 классов).

Опорные слова: приёмы, русская литература, программа, обзорные темы.

4. Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями. Искусство как освоение и восприятие действительности. Эстетическое восприятие. Психологический аспект методики литературы.

Опорные слова: школьное литературное образование, статья, литературный род.

5.Трудности восприятия художественного текста. Чтение как художественное восприятие, его характерные особенности. Выразительное чтение учащихся.

Опорные слова: принципы, произведение, тема, язык.

6. Особенности творческого воссоздающего воображения, воссоздание образов литературных героев. Трудности восприятия художественного текста детей с нарушениями речи. Выразительное чтение учителя.

Опорные слова: усиление, выражение чувств, специфика.

7.Учёт степени и характера речевой патологии, особенностей познавательной деятельности при выборе путей, методов и приёмов анализа текста. Анализ произведения. Сущность изучения литературного произведения в школе по Н.И. Кудряшёву. Пути анализа литературного произведения. Интерпретация литературного произведения.

Опорные слова: задача, внутренняя работа школьника.

9. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров. Методы изучения литературы в школе по классификациям различных исследователей. Метод беседы, классификация. Школьная лекция по литературе. Методические аспекты лекции. Комментированное чтение. Понятие о литературных родах видах (жанрах). Специфика изучения мифа, сказки, былины, малых жанров фольклора. Особенности изучения рассказа, повести, романа, басни.

Опорные слова: группа литературных родов, разделение.

10. Своеобразие формирования литературоведческих понятий. Предварительная работа по усвоению основного значения слова. Значение словарно-фразеологической работы при изучении художественных произведений на разных этапах обучения. Лексическая нагрузка на уроке литературы и психолого-педагогические особенности процесса восприятия и усвоения лексики анализируемых произведений. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.

Опорные слова: урок, восприятие, суждение, образ, установка.

11. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.

Сравнительный анализ художественных произведений и произведений из классической музыки.

1 Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи.

История методики преподавания литературы. Объяснительное, словотолковательное, воспитательное чтение в школе.

1. Современная система обучения чтению и литературе в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

2. Разделы и этапы литературного образования в специальной школе.

3. Распределение программного материала по чтению и литературе в специальной школе.

4. Литературоведческие основы методики анализа художественного текста в речевой школе.

5. Психологические особенности восприятия художественного текста школьниками с ТНР. Своеобразие литературного развития детей с ТНР.

6. Методические закономерности работы с художественным текстом в речевой школе.

7. Учёт степени речевой патологии и особенностей познавательной деятельности детей речевой школы при выборе путей, методов и приёмов анализа текста.

8. Методические особенности работы с литературными текстами разных жанров.

Читайте также: