Созонова в п примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе 2011

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Макуха Е.В.,учитель начальных классов

ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга

Роль внеурочной деятельности

в духовно-нравственном воспитании школьников.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; накопить опыт творческой деятельности.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через дополнительные образовательные программы, организацию групп продленного дня, деятельность педагогических работников (учителей музыки, изобразительного искусства, физической культуры, библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования).

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования.

Изучение традиционной народной культуры способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся, поскольку обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности. В силу этого сегодня необходимы усилия по воссозданию разрушенного механизма передачи традиционной культуры и фольклора подрастающему поколению.

Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать об истории происхождения своего рода, традициях и семейных устоях, культуре своего народа. Человеку важно и интересно узнать, какой был уклад народной жизни, что волновало наших дедов и прадедов.

Через слова, через родной язык дети учатся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает им в этом как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, приметы, сказки.

С учащимися нашей школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков сверстников.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Среди эффективных форм нравственного воспитания используются классные часы, торжественные линейки, мероприятия, посвященные военным годовщинам, литературные чтения, конкурсы чтецов, оформление литературных стенгазет, смотр военно-патриотической песни, готовятся работы о ветеранах . При проведении таких открытых мероприятий, классных часов учащиеся приобретают более чувственно-эмоциональный, личностно-значимый характер, эмоционально реагируют на события тех военных лет. На таких примерах можно воспитывать не только чувство гордости у молодежи, но и чувство сопричастности героическому прошлому.

Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В этой связи А.С. Макаренко отмечает, что родители воспитывают детей собственным примером, всей системой своей жизни, а не только тогда, когда ведут с детьми беседы . Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека.

Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному городу. Родина есть только у того, кто ее любит.

Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Через беседы о доме, хозяйстве, занятиях людей, народных игрушках дети обогащают свои знания о жизни людей. В разговорах с окружающими, в частности, с родителями, учащиеся понимают, что свой дом для человека- крепость, дом- главный фактор в жизни.

Дети знакомятся с русской культурой, формируя в себе гуманистическое миропонимание на основе жизненных принципов русского человека творить добро, любить людей и природу. Этому способствуют беседы о происхождении имен и фамилий, профессиях родителей, старинных вещах, занятиях людей.

Продолжая знакомство с русскими народными песнями, дети разучат новые песни. Широкое применение получит театральная педагогика.

В процессе кружковой деятельности дети поймут, что нужно любить и уважать Родину в большом и маленьком, так как все новое строится на основе давних устоев. А память нужно сохранять и передавать из поколения в поколение.

Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55

Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109

Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс.

Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22

Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48

Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77

Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий.

Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12

Основная цель программы - охрана жизни и здоровья детей, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в форме межпредметного проектного модуля на уровне начального основного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности составлена с учетом требований ФГОС.

Цель Программы внеурочной деятельности – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;

внеурочной деятельности начального общего образования

в рамках ФГОС НОО

1.Актуальность проблемы

Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация Программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, актуальность данной Программы обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие

2.Цель Программы

Цель Программы внеурочной деятельности – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;

3. Задачи Программы

Задачи, решаемые в ходе реализации Программы:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

4. Объект и предмет исследования

Объект исследования при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших школьников в школе.

Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов.

5. Гипотеза исследования

Считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой является ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства:

принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

6. Методы, используемые при реализации Программы

1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования внеурочной деятельности;

2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.

3. Математические: ранжирование, статистическая обработка данных и др.

7. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 2).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Ресурсы Программы

Рабочая группа

Функции

Состав

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС , обеспечивает своевременную отчетность о результатах реализации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов реализации, вырабатывает рекомендации на основании результатов реализации.

Т.А. Аладина, директор школы,

Т.А. Порываева, руководитель ШМО

Обеспечивает: предоставление всех необходимых для реализации содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС , проведение семинаров и совещаний с участниками реализации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников реализации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, реализующим ФГОС.

Т.А. Аладина, директор школы ,

руководитель РМО учителей начальных классов

Выносят решения по результатам реализации ФГОС.

Педагогический совет, Совет школы, школьное методическое объединение учителей начальных классов, Рабочая группа по внедрению ФГОС нового поколения

Изучают документы ФГОС , используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

2,4 классы – Т.А. Аладина

1 классы – Т.А. Порываева

3 класс – Лапшова Т.М.

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Порываева Т.А.-учитель начальных классов.

М.И.Кузнецова –педагог ДО.

Фунтова М.Г.-библиотекарь сельской библиотеки

Порываева Т.А. – учитель начальных классов.

М.И.Кузнецова – воспитатель, педагог дополнительного образования, учитель.

Читайте также: