Создание условий для психолого педагогической поддержки позитивной социализации детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека является одной из центральных в организации педагогической деятельности в нашем детском саду. Я считаю, что для решения этой проблемы недостаточно знать и выстраивать свою работу только на основе знания о сущности ребенка (его возрастные особенности, психические процессы, речь, физические возможности), но и необходимо учитывать его существование, т.е. конкретно-индивидуальные проявления.

Еще до прихода ребенка ко мне в группу я должна иметь конкретную информацию о нем от родителей: я предлагаю ряд анкет, заполняя которые, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка, особое внимание – интересам, привычкам, темпераменту.

Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Моя задача: при организации жизни группы так комплектовать микрогруппки детей для какой-либо деятельности, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, Никита умеет конструировать корабль и может научить этому Владика – для Владика польза очевидна, а для Никиты? Никита – флегматик, а Владик – холерик, и польза для Никиты будет в том, что темперамент Владика заставляет Никиту работать в ускоренном темпе, что положительно скажется на обучении Никиты в школе. Кроме того, очень важен сам момент обучения одного ребенка другим.

Бесценным даром наградила природа все живое – это дар подражания. И именно подражание лежит в основе развития ребенка. Педагогика и психология с удивительной легкостью проходят мимо этого уникального явления. Подражание – это закон природы. И как любой закон его невозможно отменить, его можно только познать и использовать во благо растущему ребенку.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.

2. Права и свободы одного человека (ребенка) не должны ущемлять права и свободы других людей. Пожалуй, это одно условие, при котором свобода личности может быть ограничена.

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является проблема социализации.

Охватить ребенка системой социально-нравственных связей – это одна сторона воспитания, а другая – научить делать собственный выбор на основе нравственных принципов или норм жизни. На это рассчитана моя методика нравственного развития. Поскольку она обращена конкретно к каждому ребенку и направлена на социальное развитие личности, то она является по своей природе личностно-ориентированной на ребенка.

Социализация ребенка - одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно начнется этот процесс, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, в течение которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний культуры, в которой живет.

В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.

Психолого-педагогическую поддержку осуществляю в три этапа:

Провожу анкетирование родителей. Устанавливаю с детьми личностный и эмоциональный контакт.

Ежедневно, в течение 14 дней заполняю листы адаптации, которые позволяют выявить детей с низким уровнем адаптации. Развивающую и игровую деятельность подбираю для каждого малыша индивидуально, так как именно первое знакомство играет огромную роль в дальнейшем сотрудничестве.

Анализирую результаты диагностики и развивающей работы. Консультирую родителей. Даю рекомендации.

В ходе общения малыши приобретают определенный социальный опыт. Строю общение с малышами в игровой форме, которая позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу, проявлять заинтересованность.

Социальный и эмоциональный опыт ребенка может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Негативный же эмоциональный и социальный опыт приводит к развитию недоверия к миру, нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение. В детском саду вся атмосфера жизни, общение детей друг с другом способствуют накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.

Поэтому основной целью в период адаптации, считаю - создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение нескольких задач:

вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей;

сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе;

стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости;

обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка;

стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.

Ежедневно, в период адаптации провожу адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры. Для освоения содержания программы в работе с детьми использую показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.

• телесно-ориентированные игры и упражнения;

• упражнения с дидактическим материалом.

Прогноз адаптации к ДОУ

На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика) : в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией. Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации.

В результате проведенной деятельности, дети научились:

эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками);

использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Творческая импровизация - успешность позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния дошкольников. Импровизация необходима как педагогу, так и ребенку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках творчества. И этот поиск должен осуществляться совместно. Также используются психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и позитивной социализации, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в ежики, пробираются сквозь лесную чащу. Хочется отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Содержимое публикации

Христюк Валентина Павловна, педагог-психолог

г. Апатиты Мурманской области

адрес электронной почты: dou 31- apatity @ bk . ru .

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни. В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых

В соответствии ФГОС первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии; позитивной социализации.

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения;

Интеграция разнообразных видов деятельности;

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях МДОУ и семьи.

Поскольку эмоциональное состояние и позитивная социализация является одной из характеристик здоровья человека, мы сочли необходимым в работе, согласно реализации ФГОС дошкольного образования, сделать акцент на совместную деятельность педагога и детей, используя разнообразные формы организации и виды детской деятельности.

Различные виды кукольного театра становятся идеальными инструментами психокоррекциии. Сказки разыгрываются как с группой детей, так и индивидуально. Здесь в особенно тесной взаимосвязи используются все методы арт-терапии: куклотерапия, сказкотерапия и музыкотерапия. При этом педагогами учитываются мнение и интересы каждого ребенка.

Цель: - Создавать атмосферу эмоциональной безопасности.

- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

- Продолжать учить выполнять определённую роль в сказке с помощью различных видов театра.

- Совершенствовать умение соотносить речь персонажа с движениями;

- Формировать интерес к театральным играм.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими .

Разработанный материал обеспечивает взаимодействия специалистов ДОУ в процессе ее реализации. Сопровождение выстраиваем таким образом, чтобы ребенок научился воспринимать новую информацию и применять в практической деятельности: быть любознательным, активным, инициативным, креативным, социально адаптированным и уверенным в себе.

Цель сопровождения: обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и формирование позитивных установок у детей и взрослых; профилактика психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей и взрослых.

Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи: создать благоприятную психологическую атмосферу в семье и детском саду.

Создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Разработана программа по поддержке позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния

Творческая импровизация - успешность позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния дошкольников. Импровизация необходима как педагогу, так и ребенку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках творчества. И этот поиск должен осуществляться совместно.Также используются психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и позитивной социализации, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в ежики, пробираются сквозь лесную чащу. Хочется отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Для успешной психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ является вовлечение семей в образовательную деятельность.

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Результативность. Увеличилось количество детей с положительным эмоциональным состоянием и благополучием. Это позволяет нам судить о правильной организации психолого-педагогической работы в ДОУ. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"".

"Как прекрасен этот мир !"

Совместно с педагогами и администрацией разрабатываем план проведения творческой Декады психологии, в котором отражены все направления психолого-педагогической работы МБДОУ:

Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно- эстетическое, речевое развитие.

Взаимодействие с родителями и коррекционно-развивающие мероприятия

Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Массовость, красочность, необычность всего происходящего, плюс веселое настроение нужны ребятам, как витамины. Поэтому в совместном творчестве мы стараемся объединить весь коллектив. Сопровождение выстраиваем таким образом, чтобы ребенок научился воспринимать новую информацию и применять в практической деятельности: быть любознательным, активным, инициативным, креативным, социально адаптированным и уверенным в себе. Особенности сопровождения:

- Атмосфера эмоционального подъема;

- Игровой стиль поведения;

- Импровизационный характер занятий;

Главное в этом процессе:

- Не мешать ребенку творить;

- Быть рядом с ним ;

- Понять и принять его позицию;

- Довериться ребенку в минуты его творческого поиска;

- Самому быть творцом;

- Бережно относиться к выбору ребенка.

Создание благоприятного психологического климата в ДОУ, снижение психоэмоционального напряжения.

Развивать игровую деятельность и творческий потенциал детей

Осуществлять совместную деятельность детей и взрослых в процессе художественно – творческой деятельности. формировать интерес к народной культуре.

Взаимодействие с социумом, умение общаться на основе взаимосотрудничества

Длительное пребывание на воздухе и красота окружающей природы благотворно влияют на психическое и эмоциональное состояние ребенка.

Все группы во время проведения декады психологии, участвуют в конкурсе игровой деятельности. В ДОО ребята живут активно, деятельно, радостно и интересно. Воспитатели и педагоги ищут необычные игры, где дети общаются, получают радость новизны, где достигают успехов.

Оздоровительные мероприятия снимают напряжение у ребят, улучшают настроение, увлекают необычностью, красочностью. Физкультурно-оздоровительные занятия в нетрадиционной форме с элементами игрового стретчинга, которые проводит инструктор по физической культуре направлен на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Подобная работа возбуждает центральную нервную систему и помогает перебороть всеобщее полярное напряжение и как бы подзарядить организм бодростью. В результате такой работы восстанавливаются силы ребенка, снимается излишнее напряжение.

В рамках творческой декады психологии проводим разнообразные акции:

В ритме семейной жизни ( популяризация активных форм семейного досуга).

Навстречу друг другу (демонстрация активных форм заботы).

Семейный калейдоскоп (брифинги, консультации, рекомендации, памятки, буклеты, лэпбук).

Цель акции – психологическая разгрузка, то есть создание условий для выражения отрицательных эмоций, тревожных состояний. Содержание мероприятия. Ветвистое дерево с сердечками. Все взрослые участники декады психологии могли оставить на нём записи любого содержания (жалобы, мнения о ДОУ, тревоги за ребёнка…), а также делиться своими позитивным мыслями, радостью и удачей..

Совместное изготовление кормушек, развешивание кормушек на участке, подкармливание птиц. Цель: создать условия для общения ребенка с миром природы и оказания посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель: профилактика и снижение психоэмоционального напряжения;

повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Необычность проведения, участие всех – стимулирует и активизирует творческое воображение ребят и взрослых. Сотрудники и родители ДОУ творчески подходят к участию в конкурсах.

Из разноцветных шарфов создаем дворец для Феи, хоровод настроения.

Создаем группу радости, восхищения, удивления, красоты; выкладываем волшебные узоры, превращаемся в солнечные лучи, снежинки, бабочки, волшебные веера, ветерок или птицу Счастья.

Особое внимание уделяется просветительной и профилактической работе с родителями, где основная задача:

Психологический блок.

Дать теоретические знания о психологии развития ребенка.

Научить родителей использовать более глубокий, осмысленный подход при решении сложных ситуаций.

Физический блок.

Пропаганда здорового образа жизни.

Формировать валеологическую культуру родителей.

Творческий блок.

Развивать умение родителей организовывать досуг детей дома.

Открывать для родителей новые секреты творчества.

Участвуя в декаде психологии, в творческом проекте, в разнообразных акциях, родители приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Необычность проведения, участие всех – стимулировало и активизировало творческое воображение ребят и взрослых.

Творческая импровизация дала новые темы для общения и совместной деятельности. В ходе осуществления сотворчества – произошло одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование.

С целью осуществления преемственности между ДОУ и начальной школой

- Психологические практикумы с элементами тренинга:

Вывод: Уголки совместного творчества детей и родителей по группам, выставка в музыкальном зале, эстетически оформленный интерьер, предметно-развивающая среда, способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности весь коллектив. В такой среде педагоги всех групп умело выстраивали работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнера. Формирование позитивной социализации и профилактики психоэмоционального напряжения у детей за счет творческого самовыражения и применения методов игровой, музыкальной и арттерапии позволили решить ряд задач.

Во-первых, через творчество осуществлялась психологическая диагностика, Кроме того, терапия творчеством позволила изучить фантазию и воображение ребенка, пробудить его творческие силы, спонтанность, оригинальность.

Во-вторых, использование элементов художественно-эстетической деятельности делала возможным выражение детьми агрессивных чувств, так как рисование, живопись красками или лепка явилась безопасными способами разрядки напряжения. В-третьих, через творчество происходило осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивалось их внимание к чувствам, усиливалось ощущение собственной личностной ценности. В-четвертых, воздействие музыки, импровизация, ассоциативное рисование и другие используемые на занятиях методы способствовали снятию психоэмоционального напряжения, поднимали жизненный тонус, улучшили и сохранили психологическое и физическое здоровье ребенка. Эффективность работы по профилактике психоэмоционального напряжения была подтверждена результатами исследований. Было отмечено:

проявление у детей позитивного образа "Я"; повышение уровня уверенности в себе; снижение эмоционального напряжения;

установление достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;

Ознакомление с семейными традициями формировали представление детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Данные мероприятия дали возможность детям проявить творческую активность в реализации собственных замыслов, используя собственный опыт. Тем самым они расширили свой кругозор, развивали речь, мыслительные операции, мелкую моторику и т.д. Подобная работа возбуждала центральную нервную систему и помогала перебороть всеобщее полярное напряжение и как бы подзарядить организм бодростью, наполняла их творческой энергией, способствовала позитивным изменениям в семье, помогала выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения, снизила психоэмоциональное напряжение у детей и взрослых. После проводимых мероприятий значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе, повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе, своих силах, улучшилось эмоциональное состояние. Результативность проведенной работы раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов.

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях направление в образовании, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и индивидуализации.

ВложениеРазмер
statya_noyabr_2016_-_kopiya.docx 35.32 КБ

Предварительный просмотр:

" ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ".

Силина Светлана Юрьевна, методист

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования организационный раздел образовательной программы также должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов. В стандарте обращается внимание на то, что работа в детском саду направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

  • ​ помочь другому обрести уверенность,;
  • подкрепить то положительное, что есть в личности;
  • удержать от того, что мешает развитию, что является тяжестью, грузом.

Условия реализации психолого-педагогической поддержки в ДОУ

Образовательная программа должна показывать: как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольном образовательном учреждении создается собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников; какие новые педагогические технологии применяются в работе с детьми; как учитываются индивидуальные особенности и возможности воспитанников.

Образовательная программа - документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования.

Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы (К.Ю. Белая).

Характеристика современного дошкольника

Социально-коммуникативное развитие. Взаимодействие со сверстниками: ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, предпочтение в общении. Взаимодействие со взрослым: внеситуативно-деловое, внеситутивно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Во время взросления ребенка качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Речевое развитие. Дети активно расширяют собственный запас слов и, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов. Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 - 5 лет, свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.

Познавательное развитие. Мышление: Наглядно-образное, формирование логического мышления. Внимание: произвольное внимание. Память: целенаправленное запоминание.

Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

Художественно-эстетическое развитие. Восприятие и понимание произведений искусства и мира природы, реализация самостоятельной творческой деятельности: широкие знание о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства), использование знаний в различных видах деятельности.

Физическое развитие. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Овладевает целостными двигательными действиями, способен удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, участвует в подвижных играх.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Характеристика среды образовательного учреждения

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.

Пространственно-развивающая среда создается в соответствии со следующими принципами:

  • информативности, предусматривающей разнообразие тематики, материалов, оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • свободного выбора, который реализуется, как право самостоятельного выбора ребенком сюжета;
  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными, климато-географическими особенностями;
  • полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность дополнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников и их эмоциональное благополучие;
  • трансформируемости (универсальности), обеспечивающей возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющей по ситуации вывести на первый план ту или иную функцию пространства.

Важнейшими принципами функционирования предметно-пространственной среды также являются принципы научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.

Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.

Применение тактик психолого-педагогической поддержки в работе с детьми

Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.

При решении конкретной проблемной ситуации возможно использование одной из тактик. При необходимости можно сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль общения с воспитанниками. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии является осознание сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Задача педагога при овладении технологией педагогической поддержки продемонстрировать ребенку:

Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, внедрения различных моделей неизбежно приводит к обновлению функционала воспитателя детей дошкольного возраста. Возрастает необходимость формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наши дети до трех лет были в домашнем окружении семьи и пришли к нам во вторую младшую группу. Поначалу возникла проблема того, что дети не умеют контактировать друг с другом. В связи с этим появилась необходимость подобрать игры, направленные на социализацию детей.

-Утро радостных встреч (дети и взрослые нашей группы рады утренней встрече; делятся впечатлениями о прошедших выходных днях не только дети, но и взрослые);

- Сладкий вечер (эта традиция очень нравится ребятам, дети угощают друг друга сладостями, беседуют в непринужденной обстановке по волнующим их вопросам и они с нетерпением ждут своей очереди, чтобы принести свои сладости);

- Чтение художественной литературы (после прочтения идет обсуждение прочитанного, где анализируются поступки героев, так же читаем книги, принесенные детьми из дома, это позволяет всем детям обратить внимание на книги, воспитывает в них любовь к чтению);

- Праздники-досуги. Например, праздник мыльных пузырей. Или другие, запланированные на проведение в течение года.

По истечении полутора лет (сейчас мы средняя группа) могу с уверенностью сказать, что с поставленной задачей, а именно с социализацией детей в группе, мы справились.

А вот несколько игр, которые мы использовали.

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.

Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

-Понравилась ли вам игра?

-Почему хорошо обнимать других детей?

-Приятно вам, когда вас обнимают?

- Часто ли вас обнимают?

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, необходимо разделиться на две команды ( проще всего на мальчиков и девочек ). Все девочки встают во внутренний круг, а все мальчики во внешний круг ( или наоборот ). Дети образуют два круга и двигаются под музыку по кругу в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: взяться за руки, погладить по голове, улыбнуться и т. п.

Читайте также: