Современные подходы к организации внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Один из принципов организации внеурочной деятельности:

воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить следующие важные задачи:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку;

способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

предоставить возможность их реализации в различных видах деятельности.

Формы внеурочной деятельности, используемые в классе:

-Работа с портфолио

-Юные знатоки ПДД

-Этика: азбука добра

-Моя Родина – Россия

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность в нашем образовательном учреждении осуществляется через посещение детьми занятий внеурочной деятельности на добровольной основе.

Внеурочная работа реализовывается через занятия, которые посещают учащиеся класса.. Режим работы в 1-х классах строиться по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и перемены; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки. В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (воспитатель ГПД), который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую программу и является компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятиях позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития.

-технология коллективного воспитания;

-дифференциация по интересам;

-информационные и коммуникационные технологии;

-технология саморазвития личности учащихся

Научно-методическое обеспечение организует административная группа, педагоги. Научно-методическую поддержку при реализации проекта будут оказывать институт повышения квалификации учителей, муниципальный ресурсно-методический центр.

Материально-техническое обеспечение. Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: отдельные кабинеты начальных классов, имеется столовая, буфет, в котором организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальным кабинетом, музыкальной техникой, библиотекой, музеем, стадионом, игровыми площадками. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, проекторами, интерактивной доской. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, телевизором.

Занятия внеурочной деятельности планируются с учетом двигательной активности и познавательных интересов. Дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются в кружках. Каждый час, каждый день, проведенный в школе и классе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети дружелюбно общаются с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные подходы к организации внеурочной деятельности и дополнительного образования

Использование свободного времени младших школьников насущная проблема современного общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу начального общего образования, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Преимущества в использовании внеурочной деятельности очевидны для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной про- граммы начального общего образования (личностных, метапредметных. пред- метных) обучающимися 1-4-х классов.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; со- здание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтел- лектуальное, общекультурное.

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятель- ность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и мета- предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Поэтому использование таких форм организации образовательного процесса, как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно- действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формиро- ванию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определѐнный вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучаю- щихся и их родителей (законных представителей).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предостав- ление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач, а именно: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; учесть индивиду- альные особенности обучающихся; сформировать навыки коммуникативного общения; развить позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) для формирования здо- рового образа жизни; развить творческие и интеллектуальные способности; обучить правилам и формам совместной работы.

Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлѐнного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем вне- урочная деятельность.

Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после само- подготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия вне- урочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на сле- дующих принципах:

Включение учащихся в активную деятельность. Доступность и наглядность. Связь теории с практикой. Учѐт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность орга-низуется по направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное. Общекультурное направление. Социальное направление. Общеинтеллектуальное направление. Духовно-нравственное направление. Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах ―Ритмика‖, ―Волейбол‖, ―Динамическая пауза‖. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее физическое развитие. Основное внимание в этом направлении уделяется укреплению здо- ровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Общекультурное направление представлено программами ―Словесные за- бавы‖, ―Разговор о правильном питании‖, целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения ви- деть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, кон- курсов, выставок.

Ведущей идеей этой программы является поиск способов такой организа- ции учебного процесса, в ходе которого произойдѐт освоение механизма само- стоятельного поиска и обработка новой информации и применение знаний в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.

Духовно-нравственное направление представлено программой ―Азбука нравственности‖ для 1-4 классов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся рас- пределяются по трѐм уровням.

1-й уровень – обучающийся знает и понимает общественную жизнь.

На этом уровне происходит приобретение школьниками социальных зна- ний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

2-й уровень – обучающийся ценит общественную жизнь.

Обучающиеся получают опыт переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)

3-й уровень – обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.

Младшие школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием, является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

В школе должны быть созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система работы школы призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помочь удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать активную жизненную позицию в борьбе за сохранение ми- ра на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каж- дым ребѐнком своих интересов, своих увлечений, своего ―Я‖. Делая выбор, ребѐнок свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Чтобы школа стала для него вторым домом, важно заинтересовать его занятиями по- сле уроков. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Список литературы 1. Винер, И.А. Программа дополнительного образования [Текст]: гармо-

ничное развитие детей средствами гимнастики / И.А. Виннер. – М.: Просвеще- ние, 2011.

2. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности [Текст]: познава- тельная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2011.

3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности: [Текст]: худо- жественное творчество; социальное творчество / Д.В. Григорьев. – М.: Просве- щение, 2011.

4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности [Текст]: игра. Досуговое общение / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2011.

5. Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности [Текст]: турист- ско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит в себе обзор основных подходов к организации внеурочной деятельности.

Основные подходы к организации внеурочной деятельности

В современной школе планомерно осуществляется «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества…;

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) проходят через весь учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Время, отводимое на внеурочную деятельность приходится на вторую половину дня, оно устанавливается образовательным учреждением. Так как внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, то они способствуют нормализации учебной нагрузки.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта на основе согласованного взаимовыгодного сотрудничества (УДОД могут спланировать свой образовательный процесс под заказ школы).

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Однако при организации внеурочной деятельности нужно учесть, что:

- организации дополнительного образования детей находятся вне ФГОСа;

- подразделяются на различные виды (станция – может работать только по одному направлению, Центр по четырем направлениям, Дом по пяти направлениям, Дворец по десяти направлениям. Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

- ОДОД находятся в различных ведомствах. Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). ОДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

Для лучшего удовлетворения социального заказа необходимо провести мониторинг родительских и ученических предпочтений. Полученные данные станут основой по развитию основных направлений внеурочной деятельности: духовно-нравственному, физкультурно-спортивному и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Руководствуясь этой информацией, школы могут предложить востребованные формы по различным видам внеурочной деятельности. При этом необходимо обращать внимание на соответствие образовательных форм уровню воспитательного результата.

Из опыта образовательных учреждений известно, что наиболее востребованы следующие виды внеурочной деятельности:

Предпочтение заказчиками познавательной деятельности может свидетельствовать об ориентации родителей на предметный результат образовательной деятельности, что не вполне соответствует идеям ФГОС нового поколения, а значит, требуется дополнительная просветительская работа для развития других направлений:

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность),

трудовая (производственная) деятельность,

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

Часть используемых форм формально не соответствует первому уровню результатов внеурочной деятельности. Требуется дополнительная работа по определению соответствия форм для снятия риска форсирования результатов внеурочной деятельности.

Возможные причины (помимо решения родителей), влияющие на выбор вида внеурочной деятельности в ОО:

- особенности образовательной организации (особенности концепции ОО, её направленности, приоритетов);

- вкусы, заинтересованность какой-либо проблемой самого учителя, его творческая индивидуальность как фактор выбора вида внеурочной деятельности школьниками;

- наличие материально-технической базы для организации той или иной внеурочной деятельности.

На начало второго полугодия возможна корректировка направлений и видов внеурочной деятельности в зависимости от потребностей и возможностей детей, школы и т.п.

Необходимо также учитывать возможные риски организации внеурочной деятельности школьников:

Риски внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС нового поколения

Возможности минимизации или предотвращения рисков

Ориентация учителя на предметный результат (он по нему оценивается и администрацией, и родителями), использование учебных технологий, и, как следствие, перегрузка учащихся

Привлечение педагогов дополнительного образования

Прохождение учителями курсов повышения квалификации по программам, отвечающим требованиям к реализации направлений внеурочной деятельности

Привлечение специалистов, имеющих соответствующую квалификационную категорию, дающую право на реализацию соответствующего направления внеурочной деятельности.

Различные образовательные системы и целостные учебно-методические комплекты для организации внеурочной деятельности предлагают органично связанные с учебным процессом программы научных клубов школьников, кружковую работу, организуемую с помощью различных программ, организацию факультативов, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в школе и в то же время не вызывают перегрузки учащихся

Недостаточная готовность материальной базы

Предварительное изучение социального заказа на внеурочную деятельность с целью заблаговременного комплектования соответствующим оборудованием

Несогласованность действий различных образовательных организаций, реализующих одно направление внеурочной деятельности

Создание системы взаимодействия специалистов

Недостаточно ответственное и осознанное отношение родителей к тому, что полученные результаты внеурочной деятельности зависят и от них самих

Разработка специальных форм работы с родителями и общественностью

Риски, связанные с необходимостью финансовой поддержки различных мероприятий (например, проведение экскурсий, посещение музеев и т.п.)

Разработка нормативной базы по механизму привлечения дополнительных средств на организацию таких видов деятельности

Неготовность учителя к осуществлению деятельностного подхода во внеурочной деятельности

Освоение учителем современных образовательных технологий

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

Дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе возможны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Используются известные формы – экскурсии, кружки, художественные студии, секции, спортивные клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, юношеские организации, краеведческая работа, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, военно-патриотические объединения, общественно полезные практики и т. д.

Соотношение видов и направлений внеурочной деятельности различно, но они тесно связаны между собой:

ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности.

направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть реализовано в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

а такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Нужно помнить, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

Кратко это можно сформулировать так:

1-й уровень – школьник приобретает социальные знания;

2-й уровень – школьник развивает позитивное отношение к базовым общественным ценностям;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, трудно предположить, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

- краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;

- представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе проведён анализ организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного стандарта по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Показана результативность современного подхода в организации внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Кратко остановимся на содержании данных направлений.


Организация внеурочной деятельности в данном направлении способствует повышению интереса ребят к спорту, здоровому образу жизни. Данный график показывает, как менялось количество учащихся, посещающих спортивные секции:


На протяжении более десяти лет мы тесно сотрудничаем с Областной детской юношеской библиотекой. Еженедельно наши обучающиеся посещают библиотеку, где для них проводятся занятия в соответствии с программой. Эти занятия способствует развитию читательской активности детей. Ежегодно обучающиеся начальной школы принимают участие в Международном конкурсе рукописной книги. Творческие классные коллективы предоставляют свои проекты – уникальные книги.

Все направления внеурочной деятельности перекликаются, взаимосвязаны. Нельзя рассматривать данные направления отдельно друг от друга.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Организация внеурочной деятельности по заложенным ФГОС направлениям является эффективной, что подтверждает опыт нашего образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2010

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

Читайте также: