Современные подходы к исследовательской деятельности в доу
Обновлено: 05.07.2024
Главная Образование Педагогов
Цель мастер-класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через организацию поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности.
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в
образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности,
способствующей развитию познавательной активности дошкольников.
4. Активизировать самостоятельную работу педагогов.
5. Распространить опыт собственной деятельности на уровне ДОУ.
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного
интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих
способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей
инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного
отношения к окружающей действительности).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
В своей опытно – экспериментальной деятельности с детьми я уделяю методам наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтению познавательной литературы, а так же использую художественные образы по сказке. Внедрение художественного образа по сказке, рассказу в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.
В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои сследовательские интересы.
Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Начинается опытническая деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом.
Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к факту, событию. На начальном этапе я выдвигаю перед детьми задачу (далее дети сами выдвигают задачи), которую можно решить способом экспериментирования.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.
Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.
Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков
пластилина величиной с рисовые зернышки.
Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное
Все вокруг лягушонку было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать.
Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.
Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой.
Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются.
Лягушонку и Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.
Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.
Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!
Как же получился взрыв цвета?
Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого
пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.
Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у него еще осталось очень много вопросов, на которые теперь он будет искать ответы со своим другом Капитошкой.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с
детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,
Современные подходы к условиям развития познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОО.
Консультация для педагогов.
Подготовила: Рыбина С.И.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность удовлетворяет возрастным особенностям дошкольников. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественно-научных понятий знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Особенности организации детского экспериментирования в детском саду
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребѐнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещѐ не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям).
Принципы построения развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.
Принцип активности. В развивающей среде должна быть заложена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материала, объектов.
Принцип эмоциональной насыщенности. Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка.
Принцип статичности – подвижности.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Именной характер материала, т.е. наличие названия, маркировки или надписи (для читающих детей).
Основное содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности:
1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве)
2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией.
3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.
4.Многообразие живых организмов, их приспособление: - к среде обитания; - к сезону; - экологической системе; - природной (климатической) зоне.
5.Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).
6. Факторы неживой природы ( вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.
7. Характерные особенности сезонов (времен года): - в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков.
8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы.
9.Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы.
10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: - живая и неживая природа.
11. Представление о механизме приспособления, об эволюции животных и растений, о естественном отборе.
12. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам.
1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем.
2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).
3. Планета Земля: - рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток.
4. Космос: - Солнечная система – планеты, спутники.
1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.
2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас.
3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.
4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы.
5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо.
6. Тепло. Тепловые явления.
7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.
Представлена специфика организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рассматриваются современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды как условия реализации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделено организации образовательной среды для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, предложен план мероприятий по организации развивающей предметно-пространственной среды. План составлен авторами с учётом анализа нормативных документов, педагогической литературы по данному направлению, оценки и анализа развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений дошкольного учреждения. Предложенный план включает: методическое обеспечение, социально-психологическое обеспечение, обеспечение функционального и эмоционального комфорта, материально-техническое, медико-социальное обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.
1. Абричкина М. Е. Развивающая игра как средство эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции (21 апреля 2014 г.). – Уфа, 2014. – С. 3-5.
2. Багаутдинова С. Ф., Левшина Н. И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 89-93.
3. Багаутдинова С. Ф., Левшина Н. И., Степанова Н. А., Градусова Л. В., Тугулева Г. В., Мичурина Ю. А., Сайгушева Л. И., Миннурова А. Ф. Подготовка ребенка к школе: требование и диагностика / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2012.
4. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С. 12.
5. Левшина Н. И., Грачева О. С. Сотрудничество с семьей в создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 2 (87). – С. 53-59.
6. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М: Новая школа, 1993. – 192 с.
8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Издательство Арки. – 2005. – 115 с.
Познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере, должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из дошкольного образовательного учреждения, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие познавательно-исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста.
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и других, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность: во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Под развивающей предметно-пространственной средой (далее РППС) понимается пространство, границы которого можно определить как предметами материального мира, так и детскими фантазиями, представлениями, выяснить которые возможно в ходе общения с ребенком. В ФГОС ДО прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде: организация развивающей среды в ДОО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности - динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости - закрытости;
- принцип учета половых и возрастных различий детей [3].
Насыщенная развивающая предметно-пространственная образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Необходимость создания РППС в дошкольных образовательных организациях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований. В современных концепциях реализации средового подхода в педагогическом процессе представлены различные аспекты развивающей среды: сущностные характеристики, базовые и вариативные компоненты (С. Л. Новоселова), принципы и варианты построения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина), соотношение статичных и динамичных объектов (Ю. С. Мануйлов).
Основные требования к предметной среде (по С. Л. Новоселовой):
Непременными условиями построения развивающей среды в раннем и дошкольном возрасте являются:
- реализация идей развивающего обучения;
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком;
- соответствие развивающей среды ФГОС ДО; учет всех направлений развития ребенка; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения, поисковой деятельности и экспериментирования; создание условий для изменения дизайна окружающей среды [7].
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В уголке могут быть: различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы; природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; детские халаты, фартуки; схемы для проведения опытов; журнал для фиксирования результатов.
Основными методами освоения и оборудования образовательной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются:
- игры - экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.п.;
- использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, персонажей пальчикового и кукольного театров;
- наличие детской природоведческой художественной литературы;
- отражение природы в рисунках старших дошкольников;
- комнатные растения (уход, полив, пересадка);
- наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);
- стол для проведения экспериментов;
- стеллаж для пособий и оборудования.
С учётом анализа нормативных документов, педагогической литературы по данному направлению, оценки и анализа развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОО нами был разработан план работы ДОО по организации развивающей предметно-пространственной среды, включающий следующие мероприятия:
1. Методическое обеспечение:
2. Социально-психологическое обеспечение:
- сведения по изучению запросов родителей в организации РППС:
- анкетирование;
- изучение психолого-педагогической компетенции;
- изучение необходимости в скорой и психологической адресной помощи
- сведения по изучению запросов школы и других социальных институтов в организации развивающей среды: школа - создание условий для подготовки детей к школе, лего-уголок - регулярное пополнение и обновление, создание в группе мини-лабораторий.
3. Обеспечение функционального и эмоционального комфорта:
- обеспечение психологической защищенности ребенка через систему взаимодействий педагогов и родителей; систематическая оценка эмоциональных состояний через дневники и цветограммы настроений;
- общая оценка психологического климата в коллективе, коррекция негативных эмоциональных состояний;
- создание оптимальных условий для развития самореализации и самовыражения; включение элементов психологического сопровождения в педагогический процесс.
4. Материально-техническое, медико-социальное обеспечение РППС:
- приобретение стола для проведения экспериментов;
- изготовление или приобретение спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца);
- приобретение материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности ребёнка;
- изготовление различного демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.
Данный план работы координирует текущие мероприятия и целевые задачи, сформулированные по проблеме организации развивающей предметно-пространственной среды на основе реализации познавательно-исследовательской деятельности, конкретизирует действия коллектива по данной проблеме и намечает основные пути и способы решения задач, целесообразное распределение обязанностей членов коллектива, координацию их действий.
Рецензенты:
Ральф Уильям Эмерсон
Дети по своей природе – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно-исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.
Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Дошкольный возраст – благоприятный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности, которая находит выражение в форме поисковой, познавательно-исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития.
По этой причине происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
(Приложение 1)
3. Деловая игра с педагогами
(Приложение 2)
- А сейчас мы немного поиграем. Для этого нам нужно разделится на две команды педагогов.
Ведущий раздает карточки, на которых написана часть детского стихотворения о зиме. Участники игры должны найти партнера, у которого продолжение или начало стихотворения, которое написано у него на карточке. Таким образом, образуются пары, после этого формируются команды. Первую составляют участники игры, у которых на карточке начало стихов, вторую - те, у кого окончание стихотворения.
Правила игры:
- умение слушать других;
- выработка общего решения вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.
Перед началом игры давайте немного разомнемся.
Ищем, думаем, дерзаем,
На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!
Разминка проводится для обеих команд сразу.
1.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
2.Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
4.Какой месяц короче всех? (май – три буквы)
5.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
6.Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
С – самостоятельность, сравнение
Т- творчество, теория
А – актуальность, анализ
Н – новизна, наглядность
Д – деятельность, диагностика
А- активность, актуальность
Р – реализация, результат
Т - тип проекта, труд
1. Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку.
• 3 проверка гипотез;
• 1 постановка проблемы;
• 4 обсуждение итогов и формулирование выводов;
• 2 выдвижение гипотез решения проблемы;
2. Что такое педагогическое проектирование?
вид педагогической деятельности;
догма профессиональной деятельности.
3.Назовите приёмы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.
Эвристический метод.
Опыты и эксперименты
Проектная деятельность
ТРИЗ-технологии.
4. Что такое гипотеза?
короткая аннотация проекта;
опасение педагога о неудачной реализации проекта;
предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического этапа проекта?
проведение круглых столов, консультаций по теме проекта и реализации задач;
открытый показ деятельности по теме проекта;
проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.
1. Что такое проект?
метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы;
научный процесс, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза;
план работы, мероприятий, направленные на создание уникального продукта.
2. Кто является автором методики проведения учебных исследований в ДОУ?
доктор педагогических наук А. И. Савенков.
американский педагог демократ Джон Дью;
великий русский педагог К. Д. Ушинский;
3.Что включает в себя экспериментирование?
фиксирование результатов графическим способом;
самостоятельная деятельность детей.
4. Какое из данных определений не относится к формам организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО?
долгосрочная;
5. Какой вид деятельности следует исключить из итогового (заключительного) этапа проекта?
сопоставление цели и результата проекта;
рефлексивная оценка проекта;
выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
Ведущий:
Одной из форм работы в организации познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность. Предлагаю вам вспомнить и расположить этапы проекта в правильной последовательности (они прописаны на снежинках). На снеговиках прописаны действия, вам необходимо соотнести этапы с действиями, т.е. укрыть снеговика нужной снежинкой.
1 этап – Организационно-подготовительный этап:
Выбор темы проекта.
Формулирование проблемы, цели и задачи проекта.
Сбор информации, материала для реализации цели проекта.
Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта.
2 этап – Аналитический этап:
Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Дети объединяются в рабочие группы.
3 этап – Практический этап:
Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.
Чтение литературы, просмотр презентаций по теме проекта.
Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.
Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.
4 этап – Итоговый (заключительный) этап:
Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения).
Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
Анализ результатов проектной деятельности.
Молодцы, справились с заданием.
Давайте немного отвлечемся от познавательно-исследовательской деятельности и отдохнем.
Вашему вниманию предлагаются пословицы и поговорки наоборот - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.
- Внимание на экран.
(пословицы проецируются на экране)
(Беда не ходит одна.)
(Остаться у разбитого корыта.)
(Коса – девичья краса.)
Для каждой команды предоставлен кроссворд по теме нашей игры. Кто быстрее отгадает кроссворд, та команда и победила в этом задании.
Вопросы для кроссворда
По вертикали.
1.Совместная деятельность взрослого и ребенка в решении проблемы лично значимой для ребенка (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. (Проектная)
2. Предложение, требующее объяснения и подтверждения. (Гипотеза)
По горизонтали.
1. Тип проекта, в ходе которого дети собирают и систематизируют информацию. (Информационный)
2. Вариант оформления результатов проекта с использованием, например: поделок, рисунков. (Выставка)
4. Равноправные соавторы взрослого в реализации проекта. Дети
5. Предмет (суть, название) какого-либо рассуждения, проекта, исследования. (Тема)
Итак, наша игра подошла к концу.
Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!
Решение педсовета:
1. Продолжать создавать педагогические условия для познавательно-исследовательской деятельности детей, соответственно возрасту и тематическому планированию.
Дата: в течение года
2. Включать в календарное планирование различные формы работы по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с данными рекомендациями.
Дата: в течение года
Зам. зав. по ВО и МР, ст. воспитатель,
Дата: январь 2022 года
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
Используемая литература:
Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личностию. – М.: Просвещение, 2011..
Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград: Учитель, 2012 г.
Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Приложение 1.
Современные подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Становление познавательной деятельности в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей. Первая особенность заключается в последовательности этапов ее развития.
Новым качеством, или третьей стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. Для этого этапа становления познавательной деятельности особое значение приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая деятельностью познания, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Можно назвать смену направленности усилий ребенка на объект, его особенности или действия с ним в зависимости от этапа становления, еще одной особенностью процесса становления. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Затем акцент переносится на практические действия – ориентировочно-исследовательские.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.
Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем знания, получаемые в логике науки. Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Ребенку гораздо легче изучать мир, проводя исследования, ставя эксперименты, нежели получать добытые кем-то знания в готовом виде. По мере ознакомления ребенка с окружающим миром в ходе познавательно-исследовательской деятельности в сознании ребенка меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.
Рассматривая особенности познавательного развития детей дошкольного возраста целесообразно упомянуть о том, что в основе возможности ребенка познавать окружающий мир лежат развитые психические познавательные процессы. Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сформулировать особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста: выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности, выражение с помощью вопросов, рассуждения, экспериментирования; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4–5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.
Таким образом, мы можем заключить, что особенностями развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста являются следующие.
1. Основой познавательно-исследовательской деятельности являются развитые психические познавательные процессы.
2. В своем становлении познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, познавательная направленность.
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы
Цель и задачи
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
- Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
Методы и приёмы
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.
В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды
Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов
В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию
Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Мотивирующее начало занятий
Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их
Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности
Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
- Макет вулкана,
- поддон,
- сода,
- уксус,
- красная краска,
- моющая жидкость,
- лист бумаги для фиксаций наблюдений,
- цветные карандаши,
- чайная ложка,
- пипетка.
- Гора стоит, из неё дым валит,
Потом шум, да гром —
Всё горит кругом. (Вулкан).
- Насыпаем ложку соды.
- Добавляем красной краски.
- Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
- Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
- Вам было интересно?
- Что понравилось больше всего?
- А что вы нового сегодня узнали?
- Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?
В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!
Временной план занятия
Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.
Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.
Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.
Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду
В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект
Видео: что такое лэпбук
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
- умение формулировать проблемы воспитанниками;
- грамотное формулирование вопросов;
- построение алгоритма действий для решения проблемы;
- выдвижение гипотез;
- выбор способов исследования;
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
- степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду
Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:
- Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
- Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Читайте также: