Современные подходы к исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Главная Образование Педагогов

Цель мастер-класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через организацию поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности.
  2. Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в

образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности,

способствующей развитию познавательной активности дошкольников.

4. Активизировать самостоятельную работу педагогов.

5. Распространить опыт собственной деятельности на уровне ДОУ.

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного

интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих

способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать

причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей

инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного

отношения к окружающей действительности).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой

информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

В своей опытно – экспериментальной деятельности с детьми я уделяю методам наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтению познавательной литературы, а так же использую художественные образы по сказке. Внедрение художественного образа по сказке, рассказу в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.

В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои сследовательские интересы.

Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Начинается опытническая деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом.

Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к факту, событию. На начальном этапе я выдвигаю перед детьми задачу (далее дети сами выдвигают задачи), которую можно решить способом экспериментирования.

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков

пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное

Все вокруг лягушонку было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать.

Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.

Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой.

Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются.

Лягушонку и Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.

Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!

Как же получился взрыв цвета?

Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого

пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.

Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Но у него еще осталось очень много вопросов, на которые теперь он будет искать ответы со своим другом Капитошкой.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с

детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,

Современные подходы к условиям развития познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОО.

Консультация для педагогов.

Подготовила: Рыбина С.И.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность удовлетворяет возрастным особенностям дошкольников. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественно-научных понятий знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Особенности организации детского экспериментирования в детском саду

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребѐнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещѐ не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям).

Принципы построения развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.

Принцип активности. В развивающей среде должна быть заложена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материала, объектов.

Принцип эмоциональной насыщенности. Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка.

Принцип статичности – подвижности.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Именной характер материала, т.е. наличие названия, маркировки или надписи (для читающих детей).

Основное содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности:

1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве)

2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4.Многообразие живых организмов, их приспособление: - к среде обитания; - к сезону; - экологической системе; - природной (климатической) зоне.

5.Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы ( вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года): - в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков.

8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы.

9.Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы.

10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: - живая и неживая природа.

11. Представление о механизме приспособления, об эволюции животных и растений, о естественном отборе.

12. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам.

1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем.

2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).

3. Планета Земля: - рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток.

4. Космос: - Солнечная система – планеты, спутники.

1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.

2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас.

3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.

4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы.

5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо.

6. Тепло. Тепловые явления.

7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

Представлена специфика организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рассматриваются современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды как условия реализации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделено организации образовательной среды для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, предложен план мероприятий по организации развивающей предметно-пространственной среды. План составлен авторами с учётом анализа нормативных документов, педагогической литературы по данному направлению, оценки и анализа развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений дошкольного учреждения. Предложенный план включает: методическое обеспечение, социально-психологическое обеспечение, обеспечение функционального и эмоционального комфорта, материально-техническое, медико-социальное обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.


1. Абричкина М. Е. Развивающая игра как средство эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции (21 апреля 2014 г.). – Уфа, 2014. – С. 3-5.

2. Багаутдинова С. Ф., Левшина Н. И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 89-93.

3. Багаутдинова С. Ф., Левшина Н. И., Степанова Н. А., Градусова Л. В., Тугулева Г. В., Мичурина Ю. А., Сайгушева Л. И., Миннурова А. Ф. Подготовка ребенка к школе: требование и диагностика / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2012.

4. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С. 12.

5. Левшина Н. И., Грачева О. С. Сотрудничество с семьей в создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 2 (87). – С. 53-59.

6. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М: Новая школа, 1993. – 192 с.

8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Издательство Арки. – 2005. – 115 с.

Познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере, должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из дошкольного образовательного учреждения, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие познавательно-исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста.

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и других, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность: во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой (далее РППС) понимается пространство, границы которого можно определить как предметами материального мира, так и детскими фантазиями, представлениями, выяснить которые возможно в ходе общения с ребенком. В ФГОС ДО прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде: организация развивающей среды в ДОО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности - динамичности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости - закрытости;
  • принцип учета половых и возрастных различий детей [3].

Насыщенная развивающая предметно-пространственная образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Необходимость создания РППС в дошкольных образовательных организациях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований. В современных концепциях реализации средового подхода в педагогическом процессе представлены различные аспекты развивающей среды: сущностные характеристики, базовые и вариативные компоненты (С. Л. Новоселова), принципы и варианты построения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина), соотношение статичных и динамичных объектов (Ю. С. Мануйлов).

Основные требования к предметной среде (по С. Л. Новоселовой):

Непременными условиями построения развивающей среды в раннем и дошкольном возрасте являются:

  • реализация идей развивающего обучения;
  • опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком;
  • соответствие развивающей среды ФГОС ДО; учет всех направлений развития ребенка; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения, поисковой деятельности и экспериментирования; создание условий для изменения дизайна окружающей среды [7].

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В уголке могут быть: различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы; природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; детские халаты, фартуки; схемы для проведения опытов; журнал для фиксирования результатов.

Основными методами освоения и оборудования образовательной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются:

  • игры - экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.п.;
  • использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, персонажей пальчикового и кукольного театров;
  • наличие детской природоведческой художественной литературы;
  • отражение природы в рисунках старших дошкольников;
  • комнатные растения (уход, полив, пересадка);
  • наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);
  • стол для проведения экспериментов;
  • стеллаж для пособий и оборудования.

С учётом анализа нормативных документов, педагогической литературы по данному направлению, оценки и анализа развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОО нами был разработан план работы ДОО по организации развивающей предметно-пространственной среды, включающий следующие мероприятия:

1. Методическое обеспечение:

2. Социально-психологическое обеспечение:

  • сведения по изучению запросов родителей в организации РППС:
  • анкетирование;
  • изучение психолого-педагогической компетенции;
  • изучение необходимости в скорой и психологической адресной помощи
  • сведения по изучению запросов школы и других социальных институтов в организации развивающей среды: школа - создание условий для подготовки детей к школе, лего-уголок - регулярное пополнение и обновление, создание в группе мини-лабораторий.

3. Обеспечение функционального и эмоционального комфорта:

  • обеспечение психологической защищенности ребенка через систему взаимодействий педагогов и родителей; систематическая оценка эмоциональных состояний через дневники и цветограммы настроений;
  • общая оценка психологического климата в коллективе, коррекция негативных эмоциональных состояний;
  • создание оптимальных условий для развития самореализации и самовыражения; включение элементов психологического сопровождения в педагогический процесс.

4. Материально-техническое, медико-социальное обеспечение РППС:

  • приобретение стола для проведения экспериментов;
  • изготовление или приобретение спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца);
  • приобретение материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности ребёнка;
  • изготовление различного демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Данный план работы координирует текущие мероприятия и целевые задачи, сформулированные по проблеме организации развивающей предметно-пространственной среды на основе реализации познавательно-исследовательской деятельности, конкретизирует действия коллектива по данной проблеме и намечает основные пути и способы решения задач, целесообразное распределение обязанностей членов коллектива, координацию их действий.

Рецензенты:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ральф Уильям Эмерсон

Дети по своей природе – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно-исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Дошкольный возраст – благоприятный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности, которая находит выражение в форме поисковой, познавательно-исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития.

По этой причине происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.

(Приложение 1)

3. Деловая игра с педагогами

(Приложение 2)

- А сейчас мы немного поиграем. Для этого нам нужно разделится на две команды педагогов.

Ведущий раздает карточки, на которых написана часть детского стихотворения о зиме. Участники игры должны найти партнера, у которого продолжение или начало стихотворения, которое написано у него на карточке. Таким образом, образуются пары, после этого формируются команды. Первую составляют участники игры, у которых на карточке начало стихов, вторую - те, у кого окончание стихотворения.

Правила игры:

- умение слушать других;

- выработка общего решения вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться регламента.

Перед началом игры давайте немного разомнемся.

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

Разминка проводится для обеих команд сразу.

1.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

2.Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4.Какой месяц короче всех? (май – три буквы)

5.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

6.Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

С – самостоятельность, сравнение

Т- творчество, теория

А – актуальность, анализ

Н – новизна, наглядность

Д – деятельность, диагностика

А- активность, актуальность

Р – реализация, результат

Т - тип проекта, труд

1. Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку.

• 3 проверка гипотез;

• 1 постановка проблемы;

• 4 обсуждение итогов и формулирование выводов;

• 2 выдвижение гипотез решения проблемы;

2. Что такое педагогическое проектирование?

вид педагогической деятельности;

догма профессиональной деятельности.

3.Назовите приёмы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Эвристический метод.

Опыты и эксперименты

Проектная деятельность

ТРИЗ-технологии.

4. Что такое гипотеза?

короткая аннотация проекта;

опасение педагога о неудачной реализации проекта;

предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического этапа проекта?

проведение круглых столов, консультаций по теме проекта и реализации задач;

открытый показ деятельности по теме проекта;

проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

1. Что такое проект?

метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы;

научный процесс, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза;

план работы, мероприятий, направленные на создание уникального продукта.

2. Кто является автором методики проведения учебных исследований в ДОУ?

доктор педагогических наук А. И. Савенков.

американский педагог демократ Джон Дью;

великий русский педагог К. Д. Ушинский;

3.Что включает в себя экспериментирование?

фиксирование результатов графическим способом;

самостоятельная деятельность детей.

4. Какое из данных определений не относится к формам организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО?

долгосрочная;

5. Какой вид деятельности следует исключить из итогового (заключительного) этапа проекта?

сопоставление цели и результата проекта;

рефлексивная оценка проекта;

выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

Ведущий:

Одной из форм работы в организации познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность. Предлагаю вам вспомнить и расположить этапы проекта в правильной последовательности (они прописаны на снежинках). На снеговиках прописаны действия, вам необходимо соотнести этапы с действиями, т.е. укрыть снеговика нужной снежинкой.

1 этап – Организационно-подготовительный этап:

Выбор темы проекта.

Формулирование проблемы, цели и задачи проекта.

Сбор информации, материала для реализации цели проекта.

Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта.

2 этап – Аналитический этап:

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Дети объединяются в рабочие группы.

3 этап – Практический этап:

Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Чтение литературы, просмотр презентаций по теме проекта.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

4 этап – Итоговый (заключительный) этап:

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения).

Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.

Анализ результатов проектной деятельности.

Молодцы, справились с заданием.

Давайте немного отвлечемся от познавательно-исследовательской деятельности и отдохнем.

Вашему вниманию предлагаются пословицы и поговорки наоборот - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

- Внимание на экран.

(пословицы проецируются на экране)

(Беда не ходит одна.)

(Остаться у разбитого корыта.)

(Коса – девичья краса.)

Для каждой команды предоставлен кроссворд по теме нашей игры. Кто быстрее отгадает кроссворд, та команда и победила в этом задании.

Вопросы для кроссворда

По вертикали.

1.Совместная деятельность взрослого и ребенка в решении проблемы лично значимой для ребенка (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. (Проектная)

2. Предложение, требующее объяснения и подтверждения. (Гипотеза)

По горизонтали.

1. Тип проекта, в ходе которого дети собирают и систематизируют информацию. (Информационный)

2. Вариант оформления результатов проекта с использованием, например: поделок, рисунков. (Выставка)

4. Равноправные соавторы взрослого в реализации проекта. Дети

5. Предмет (суть, название) какого-либо рассуждения, проекта, исследования. (Тема)

Итак, наша игра подошла к концу.

Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!

Решение педсовета:

1. Продолжать создавать педагогические условия для познавательно-исследовательской деятельности детей, соответственно возрасту и тематическому планированию.

Дата: в течение года

2. Включать в календарное планирование различные формы работы по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с данными рекомендациями.

Дата: в течение года

Зам. зав. по ВО и МР, ст. воспитатель,

Дата: январь 2022 года

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Используемая литература:

Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личностию. – М.: Просвещение, 2011..

Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград: Учитель, 2012 г.

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Приложение 1.

Современные подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Становление познавательной деятельности в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей. Первая особенность заключается в последовательности этапов ее развития.

Новым качеством, или третьей стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. Для этого этапа становления познавательной деятельности особое значение приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая деятельностью познания, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Можно назвать смену направленности усилий ребенка на объект, его особенности или действия с ним в зависимости от этапа становления, еще одной особенностью процесса становления. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Затем акцент переносится на практические действия – ориентировочно-исследовательские.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем знания, получаемые в логике науки. Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Ребенку гораздо легче изучать мир, проводя исследования, ставя эксперименты, нежели получать добытые кем-то знания в готовом виде. По мере ознакомления ребенка с окружающим миром в ходе познавательно-исследовательской деятельности в сознании ребенка меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Рассматривая особенности познавательного развития детей дошкольного возраста целесообразно упомянуть о том, что в основе возможности ребенка познавать окружающий мир лежат развитые психические познавательные процессы. Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сформулировать особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста: выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности, выражение с помощью вопросов, рассуждения, экспериментирования; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4–5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.

Таким образом, мы можем заключить, что особенностями развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста являются следующие.

1. Основой познавательно-исследовательской деятельности являются развитые психические познавательные процессы.

2. В своем становлении познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, познавательная направленность.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Читайте также: