Современные педагогические технологии в детской школе искусств

Обновлено: 07.07.2024

«Современные педагогические технологии в работе детских

В соответствии с современной концепцией модернизации российского

образования школа должна сформировать не просто обученного, а образованного

установок. Образованность нельзя понимать в отрыве от интеллектуального,

эмоционального, нравственного потенциала личности. Чтобы

конкретно для обучения игре на музыкальных инструментах, то оказалось, что

специфике работы какие-либо элементы этих технологий.

необходимо разобраться, что такое педагогическая

В узком смысле слова педагогическая технология – это последовательность

учителя и направленных на достижение поставленных целей. Объектом любой

сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и

организационные формы образовательного процесса в целом.

не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации

Образовательные технологии классифицируются на основе заложенного в

них характера учебной деятельности. Их выделяют две:

Репродуктивная

деятельность (традиционная): знания

(репродукция) знаний. Необходимая прочность усвоения обеспечивается путём

многократного повторения знаний.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительной или

игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею.

Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Другой вид образовательных технологий:

2. Продуктивная, поисковая деятельность, направленная на формирование

новых знаний непосредственно самими обучающимися, здесь педагог выступает

только как направляющий.

Сущность продуктивной деятельности в том, что знания учащимся не

разнообразных средств. Учащиеся, под руководством педагога, самостоятельно

рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают

проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в

результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

При применении современных педагогических технологий формируются

знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не

личностный опыт ученика. Знания успешно усваиваются, если обучаемый к ним

неравнодушен, если учитель создает условия и ситуации, участие в которых

удовлетворяет потребности ученика в самоутверждении, признании, одобрении

Инновационный подход в детском музыкальном образовании невозможен без

массового освоения преподавателями принципиально новых систем обучения

детей основам искусства. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству,

Профессия преподавателя предполагает знание и применение классических методик преподавания. Наряду с этим, невозможно переоценить значимость использования инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.

В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, нотную, методическую литературу, энциклопедические, биографические документы, широкие возможности Интернет. Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся.

Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; изучить материалы о жизни и деятельности композиторов и исполнителей как классических, так и ныне живущих.

Мультимедийные технологии и современная техника позволяют интересно представить связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия. Это и подбор видеоряда, соответствующего характеру музыки, и, наоборот, поиск музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета. Такой симбиоз искусств легко организовать, благодаря мультимедийным возможностям (компьютер, проектор, воспроизводящая акустическая аппаратура, обширная база электронных ресурсов).

Конечно, очень удобно фиксировать цифровой техникой (фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись) лучшие моменты школьной, концертной и экскурсионной жизни. Можно тут же всё снятое просмотреть, отобрать лучшие экземпляры, сохранить на память. Подобная совместная работа с учениками учит их оценивать, анализировать, сравнивать, совершенствоваться. Кроме того, это очень объединяет и сближает ученика и педагога.

Информационные возможности сети Интернет помогают в организации внеклассной деятельности. Можно открыть сайт любого театра, музея и выбрать культурную программу, спектакль или концерт. К тому же можно, находясь далеко от культурных столиц, заказать билеты в лучшие театры и концертные залы, и электронно их оплатить.

Интернет даёт возможности дистанционного общения с учениками, обмена опытом с коллегами. Возможности безграничны. Даже можно по Skype проводить уроки, будучи далеко от обучаемого и обучаться самому.

Можно ещё долго перечислять возможности, открытые для нас современным уровнем развития информационных технологий и применяемые мной в процессе обучения. Безусловно, технологии будут совершенствоваться, будет эволюционировать цифровая техника, электронные ресурсы. Задача педагога – быть в курсе и эффективно применять их в своей профессии.

Результаты применения современных технологий :

- повышение интереса детей к обучению;

- побуждение их к творческой, самостоятельной, аналитической работе;

- повышение общего культурного уровня, расширение кругозора;

- заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений;

- объединение в творчестве педагога и обучаемого.

Как следствие вышеперечисленного – повышение исполнительского и общего культурного уровня юных музыкантов.

Необходимо, чтобы школа искусств была учреждением, в котором, сохраняя традиции, идут в ногу со временем и используют лучшие современные обучающие и развивающие технологии.

Инновационная деятельность в детских школах искусств

Инновации в ДШИ относятся к организации работы школы, обновлению материально-технической базы. Также инновации затрагивают образовательный процесс — создаются новые методы в преподавании, формы и возможности для творческой деятельности.

Инновационная деятельность в детских школах искусств

Влияние новых технологий на искусство

В современных музеях появляются интерактивные экраны, стенды, планшеты, на которых транслируется информация по теме экспозиции.

Новые технологии в искусстве позволяют рассматривать во всех подробностях работы художников на больших экранах, благодаря кинопроекторам с высоким разрешением и многоканальной мультипликационной графике.

Инновационная деятельность в школе

Для занятий музыкой разработаны нотные редакторы, музыкальные конструкторы. Созданы программы, позволяющие воспроизвести звучание клавишных, струнных, духовых, ударных инструментов, записать партии для разных голосов, отредактировать и распечатать партитуры.

Особенностью современного искусства также является комбинация искусства и технологий. Например, видеоарт — сочетание возможностей видеотехники и компьютерных технологий; саунд-арт — сочетание акустических, культурных и компьютерных возможностей.

Знакомство воспитанников ДШИ с современными видами искусства способствует развитию критического мышления, восприятия, позволяет раскрыть творческий потенциал и выявить одаренных детей.

Современные инновации художественно-образовательного процесса

В современном художественно-образовательном процессе совмещаются теоретические и демонстрационные материалы: видеоролики, фильмы, презентации и пр.

Техники, жанры, в которых выполнены картины изобразительного искусства обсуждаются предметно с использованием видеопроекторов или ПК.

Внедряется использование 3D-моделирования по рисункам и эскизам детей.

В старших классах ДШИ возможна реализация коллективного творчества, где каждый участник вносит свой вклад в создание общего художественного продукта. Пример: создание модели комфортной среды для одного из районов города с парком, домами, дорогами, спортивными и детскими учреждениями, магазинами и пр.

Инновационные педагогические технологии

Инновационные технологии в педагогике меняют содержание воспитательного и образовательного процессов, делают преподавание более эффективным.

Пед технологии

Инновационные технологии в дополнительном образовании детей:

  1. Дифференцированное (разноуровневое) и индивидуальное обучение. Практикуется личностный подход к обучению с учетом способностей и интересов каждого ребенка, это повышает мотивацию к творчеству, удовлетворенность результатом, усиливает доверие между учащимися и учителем.
  2. Проектное обучение. Каждый учащийся разрабатывает проект, который защищает в конце учебного года. В этом случае все занятия в течение года связаны одной темой, а промежуточные результаты становятся частями проекта.
  3. Междисциплинарные, гибридные занятия. Например, рисование под музыку; музыкальные занятия с элементами театра, перформанса и пр.
  4. Использование компьютерных технологий для контроля знаний. Преподаватель создает текстовый или с анимационными вставками интерактивный опросник. Примеры тем для тестов, к которым могут быть применены новые информационные технологии: русская живопись; жанры и школы изобразительного искусства; биографии художников, поэтов, писателей, музыкантов; шедевры мирового искусства и пр.

Программа инновационной деятельности должна быть разработана с учетом стандартов дополнительного образования, утверждена и обозначена в паспорте программы развития ДШИ для мониторинга и оценки результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в детской школе искусств. Для педагога, научившегося работать на техническом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии..

Технология – применение научного знания для решения практических задач. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)

– применение научного знания для решения практических задач. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)

Современные образовательные технологии

Современные образовательные

Традиционные технологии

Построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения.

Метод проектов Метод, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся

Метод проектов

Метод, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся

Игровые технологии Именно в процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям

Игровые технологии

Именно в процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям


Тестовая технология Это форма контроля текущей проверки знаний.

Тестовая технология

Это форма контроля текущей проверки знаний.

Здоровье сберегающие технологии Целью таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам.

Здоровье сберегающие технологии

Целью таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам.

Дифференцированные технологии Этот вид технологии ориентирован на ученика, его личностные особенности. Обучение каждого на уровне его возможностей, способностей.

Дифференцированные технологии

Этот вид технологии ориентирован на ученика, его личностные особенности. Обучение каждого на уровне его возможностей, способностей.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением.

ИКТ в работе современного педагога

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям по сольфеджио и музыкальной литературе.

3. Знакомство с литературой, методикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов, создание тестов с помощью программы Word.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с учащимися.

7. Обработка звуковых файлов для викторин по музыкальной литературе (программа SoundForge)

8. Участие обучающихся в дистанционных интернет-олимпиадах

Музыкальные компьютерные средства

Музыкальные компьютерные средства

Технологии коллективного творческого воспитания

Основной метод обучения- диалог, речевое общение равноправных партнёров

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/10/08/prezentatsiya-ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh http://uchitelya.com/pedagogika/12214-sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-prepodavanii-teoreticheskih-disciplin-v-dmsh-i-dshi.html ЛИТЕРАТУРА: Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2006. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.

Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый

инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2006.

Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

Читайте также: