Современные формы образовательной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (определение из закона об образовании глава 1 ст.2).

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (определение из закона об образовании глава 1 ст.2).

Формы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

2.11.2. Содержательный раздел

Содержательный раздел Программы должен включать:

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,

специфики их образовательных потребностей и интересов;

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

Формы организации деятельности детей:

• Самостоятельная деятельность детей

• Совместная деятельность педагога с детьми

• Образовательная деятельность в режимных моментах;

• Организованная образовательная деятельность педагога с детьми;

• По количеству детей организация совместной деятельности педагога с детьми: индивидуальная (с одним ребенком), подгрупповая, фронтальная (со всей группой сразу).

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Характеристика образовательной деятельности в ДОО

Образовательная деятельность в режимных моментах – решаются задачи формирования общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр.), развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности.

Образовательная деятельность педагога и детей – непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Самостоятельная деятельность детей – для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду так, чтобы дети могли:

• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;

• быть самостоятельными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду:

1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.

2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Компоненты непрерывной образовательной деятельности:

Продолжительность занятий есть в СанПиНе!

1. Введение в тему – вовлечение детей в деятельность (привлечение внимания детей). Использует различные методы и приемы, для привлечения внимания детей: - устно приглашает детей к деятельности - использует сюрпризные моменты.

3. Целеполагание (четко определить с детьми образ желаемого результата). Помогает детям сформулировать цель деятельности, учитывая личный опыт детей (или формулирует ее самостоятельно).

4. Проектирование решений проблемной ситуации (создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы). Создает условия для самостоятельного выдвижения детьми различных вариантов разрешения проблемы с опорой на их личный опыт; предлагает свои способы достижения цели как равноправный участник принимает любые ответы детей, не оценивая их, создает для детей ситуацию выбора способов решения проблемной ситуации.

Заключительный

7. Подведение итогов (подведение итогов образовательной деятельности). Привлекает детей к оценке и самооценке результатов деятельности Создает ситуацию успеха для каждого ребенка - находит кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе).

8. Определение перспективы дальнейшей деятельности. (Совместно с детьми обсуждает возможности использования результата деятельности в дальнейшем (или предлагает свои варианты)).

Требования к организации непрерывной образовательной деятельности:

Гигиенические

-непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

-педагог, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает переутомления детей;

-предусматривать чередование различных видов деятельности детей на протяжении всей НОД.

-определенная длительность НОД.

Дидактические

-точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

-творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;

-определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

-выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;

-обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью НОД;

-использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал;

-систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений детей.

Организационные

-иметь в наличие продуманный план проведения НОД;

-четко определить цель и дидактические задачи НОД;

-грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том числе ИКТ;

-поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.

-НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

Долгое время основной формой организации обучения в детском саду считалось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с программой обучения и воспитания содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.

В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО образовательную деятельность следует осуществлять в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей. Именно эта перемена сложнее всего поддается пониманию педагогов: как отказаться от того, что, по их мнению, получалось лучше всего?

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Ведь в дошкольном возрасте закладываются все основные параметры и особенности личности, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными проблемами. В этой связи актуальным является изучение современных форм организации образовательной деятельности дошкольников.

Обучение и развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, к детям не предъявляются жесткие требования к результатам освоения образовательной программы. Вместо стандартных учебных занятий у детей дошкольного возраста используется непосредственно образовательная деятельность (НОД, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности, а также их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Важной особенностью обучения детей дошкольного возраста является смена динамических поз и видов детской деятельности (физминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д).

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение.

Образовательная деятельность с дошкольниками должна осуществляться с использованием форм работы с детьми, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Но чтобы игра оказывала воспитательное, развивающее действие, необходима активность самих детей. То есть игра должна быть интересна дошкольникам. Поэтому необходим этап предварительной, ненавязчивой тренировки произвольности познавательных процессов.

Способ организации обучения дошкольников подразумевает не руководство взрослого, а совместную деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный процесс развития в дошкольном детстве. Развитие всех видов деятельности осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, постепенно становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Педагоги должны стараться оптимально организовать различные виды детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, экскурсий, чтобы достичь высоких результатов в обучении и воспитании детей.

В настоящее время приоритет отдается индивидуально - ориентированному обучению, целью которого является развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других.

Современные формы организации образовательной деятельности с дошкольниками :

1. Дидактическая игра, а также связанные с ней виды деятельности (конструирование, изобразительная и музыкальная деятельность и др.). Специфика игровых форм организации обучения заключается в опосредованном влиянии взрослого на развитие детей через содержание и правила игры.

Используются приемы: вопросы; указание; пояснение; объяснение; педагогическая оценка.

Практические методы обучения подразумевают использование упражнений, элементарных опытов, экспериментирования, моделирования.

Игровые методы и приемы обучения являются приоритетными при обучении детей дошкольного возраста. Рассматривая игры по видам деятельности можно выделить следующие группы:

2. Спортивные игры, сущностью которых является двигательная активность по определенным правилам. Структура спортивных игр для детей – это череда развлечений, установленных правил, общения и полезных движений.

3. Познавательные игры, активизирующие познавательную деятельность детей и включающие вопросы и задания, связанные с различными областями знаний: викторины, конкурсы; загадки, головоломки; ребусы, шарады и т. п. Выигрыш или проигрыш стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. В этих играх могут присутствовать задания соревновательного и конкурсного характера.

4. Интеллектуальные игры, направленные на развитие психических процессов и умственных способностей, игры, развивающие память; внимание; наблюдательность; логическое мышление; воображение. Сущность игры состоит в обязательном применении игроками своих умственных способностей и умений.

5. Психологические игры – это игры, направленные на: осознание самого себя, самопознание; доверие, взаимопонимание; умение слушать; достижение согласия и разрешение конфликтов. В структуру психологической игры входит: настрой на игру вне игрового пространства; погружение в игровое пространство (разогрев); игровое действие; проживание сделанных выборов или результата полученного опыта; анализ игры: отреагирование эмоций, деролинг; анализ полученного опыта вне игрового пространства.

6. Организаторские игры. Сущность игры представляет собой имитацию какой-то реальной деятельностной ситуации, ограниченную во времени и пространстве игры.

7. Трудовые игры, позволяющие участникам реализовать себя в реальной или смоделированной трудовой деятельности. Содержание игры является постепенное введение в трудовую деятельность, игру в труд. Через игровую активность ребенок получает удовлетворение и радость от достижения успеха в своей деятельности; и это очень важно, потому что основное психологическое значение трудовой деятельности для человека заключается в чувстве удовлетворения и радости от затраченных усилий на пути к достижению поставленной цели. В этом — основной смысл труда.

Одной из современных форм образовательной деятельности в ДОО является проектная деятельность – дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательными составляющими проекта являются: детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим периодом в становлении личности. Ребенок входит в сферу общественных отношений людей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, но развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности.

Обучение и развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности, к детям не предъявляются жесткие требования к результатам освоения образовательной программы. Вместо стандартных учебных занятий у детей дошкольного возраста используется непосредственно образовательная деятельность (НОД, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности, а также их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели!

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Доклад (педсовет)

Современные формы организации детской деятельности по ФГОС ДО

Воспитатель: Выгузова Н.В.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт требует новую систему дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Современный педагог свободен в выборе форм и методов организации детской деятельности . Главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность сегодня должна стать качественно новой, инновационной .

Современный педагог должен построить свою деятельность и организовать ее так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.

Таким образом, педагогическая деятельность сегодня должна быть основана на планировании своеобразной импровизации. Но соблюдая принципы: психологической комфортности ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника; принцип выбора; принцип доверия и поддержки.

Из каких составляющих формируется образовательная деятельность дошкольников в течение дня? ( НОД ; В ходе режимных моментов; В самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьями воспитанников).

Какие основные направления развития должны затрагиваться при этом? ( социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое) .

(Слайд № 2)Поэтому планируя каждый день свою работу в календарном плане, мы должны находить решение таких задач: 1. Какие современные формы , методы и приёмы работы помогут вовлечь в образовательный процесс каждого ребёнка? 2. Какой вид детской деятельности выбрать для решения педагогической задачи? 3. Как вовлечь родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс в роли равноправных партнеров?

Давайте вспомним, какие компоненты должны учитывать при планировании форм организации детских видов деятельности.

( Слайд № 3 ) Компоненты при планировании современных форм организации детских видов деятельности.

-Возраст детей;( для каждого возраста своя)

-Программные задачи; (Что мы хотим добиться в процессе занятия)

-Оборудование и материалы;( Какие современные технологии мы можем применить)

-Предварительная работа. ( Этапы: ориентированный этап, поисковый этап, практический этап, рефлексно - оценочный этап)

-Последующая работа.(Планирование дальнейшей работы по обогащению знаний на данную тему)

( Слайд №4 )Формы организации детских видов деятельности.

Простые формы

Наблюдение: (Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников как средство реализации познания."Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать". (В. Сухомлинский.)

Экспериментирование:

Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в эксперементировании?

Естественные образовательные ситуации - 41

Игровые образовательные ситуации - 42

Творческие мастерские - 43

Творческие гостиные - 45

Детские лаборатории - 47

Интерактивные праздники - 48

Естественные образовательные ситуации - 41

Игровые образовательные ситуации - 42

Творческие мастерские - 43

Творческие гостиные - 45

Детские лаборатории - 47

Интерактивные праздники - 48

Решение совместных задач педагогом и детьми, но с индивидуальными возможностями каждого ребенка. Где должны быть привлечены родители.

Комплексные

ВЫВОД :В заключение, своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков: РППС, система взаимодействия детей с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются современные , новые формы организации деятельности дошкольников . Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования. Я надеюсь, что правильно выстроенная модель образовательного процесса с использованием современных форм организации детской деятельности поможет каждому воспитателю реализовать требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: