Современная школа как объект научного управления

Обновлено: 30.06.2024

Анализ представленных в современной научной литературе подходов к пониманию и описанию школы позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли существенные перемены во взглядах на нее научного сообщества вследствие распространения теорий организации и управления (менеджмента), расширения самостоятельности и автономности ОУ, изменения социального заказа на общее образование и действия других факторов.

Не претендуя на полноту характеристики этих изменений, зафиксируем некоторые из них, значимые для нас.

1. Если в работах советского периода возможности моделирования и проектирования школы были объективно весьма ограниченными и ее существующее устройство воспринималось как данность и нечто само собой разумеющееся, то современные исследования принимают на вооружение проектно-разработческую парадигму. Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, В.И. Слободчиков и др. рассматривают развивающуюся и сознательно развиваемую школу как объект моделирования, проектирования и конструирования. Такой подход ориентирует как исследования, так и практику управления на значительно большие усилия по познанию и пониманию данного социального института, его назначения, строения, функционирования и развития.

2. Если в прежние годы школа представляла собой преимущественно совокупность педагогических (учебно-воспитательных) процессов и прямо декларировалось, что объектом управления выступает учебно-воспитательный процесс, то сейчас утверждается и становится преобладающим осмысление ее как особой разновидности социальной организации, которой присущи все соответствующие атрибуты (взаимодействие с внешней средой, ориентация на удовлетворение определенных потребностей и достижение внешних и внутренних целей, использование ресурсов, наличие коллектива, внутренней среды, организационной структуры и культуры, разделение труда, потребность в управлении и др.) и где наряду с собственно образовательными осуществляются и другие задачи, значимые для достижения организационных целей (В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Л.И. Фишман и др.).

3. Школа все чаще начинает пониматься и исследоваться не просто как первичное звено и базовый элемент системы общего образования, но и как целостная, целеустремленная, динамическая социально-педагогическая модель, имеющая определенный набор компонентов (в том числе инвариантных, присущих любому общеобразовательному учреждению). С этим изменением неразрывно связана тенденция рассмотрения школы с позиций системного подхода, предполагающая последовательное выявление и содержательное описание ряда ее аспектов как системы (компонентного, структурного, функционального, коммуникативного, историко-генетического, интегративного, управленческого).

потенциально адаптивны, способны в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

субъектны и активны, обладают произвольным поведением, имеют собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

как правило (прежде всего – в лице своих управляющих), ставят и преследуют собственные цели, при этом они не только адаптируются к среде как данности, но и пытаются по мере возможностей ее изменить, адаптировать в своих интересах;

могут учреждаться по плану, однако реальное предприятие всегда будет отличаться от своего проекта, что порой сильно травмирует проектировщиков и создателей;

имеют сознание и самосознание (хотя и не знают о себе всего); для них очень важны своя история, биография, отношение к прошлому, настоящему и будущему; в их жизни можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль;

способны к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

порой подчиняются внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития – внутренний и находится в них самих;

компетентны по отношению к определенным задачам и ситуациям, что-то делают хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности дает конкурентные преимущества;

эмоциональны; им присущи преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности, различные функциональные состояния – они могут находиться в отличной форме или, напротив, работать вяло и апатично, болеть или выздоравливать, переживать кризисы, которые очень важны для их выживания и развития.

Организации рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются; порой умирают, причем делают это крайне неохотно, отчаянно борясь за существование.

6. В условиях высокой степени унификации и единообразия образовательных учреждений школа была реализатором, исполнителем общих государственных целей образования, и на первом плане оказывалась ее способность транслировать всем учащимся его единое содержание. А сегодня при законодательно утвержденном принципе автономности ОУ на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Старый, традиционный, и новый взгляды на школу отражены в таблице.

В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего - управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами. Системообразующие факторы представлены целями и результатами; условиями функционирования - социально-педагогическими и временными условиями; структурными компонентами - управляющей (педагогическим коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональными компонентами - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Материалы к выступлению.


В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.


Сегодня школьное образование стало одним из решающих факторов не только индивидуального успеха наших юных граждан, но и долгосрочного развития страны. Как гласит китайская мудрость, если ты планируешь свои дела на год — выращивай рис, если на 20 лет — выращивай деревья, если на века — воспитывай детей.

Поэтому вопросы, которые мы обсуждаем, относятся к разряду глобальных, требующих от нас понимания, что от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать наше образование, ни много ни мало зависит благосостояние всех будущих поколений россиян.

Поэтому ключевой профессиональной компетентностью руководителя становится управление инновационными процессами и уверенное владение современным менеджментом.


Управлению инновационными процессами, современному менеджменту в настоящее время уделяется большое внимание. От нас, руководителей и учителей, зависит, какой будет наша новая современная школа.


Вместе с тем современная школа должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а создавать условия для их проявления и развития. Главное - не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее. На первый план, таким образом, выдвигается формирование информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных умений.



Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

В современной школе раскрываются таланты и способности детей, здесь они приходят к пониманию ценности знания, любят учиться и учатся с удовольствием и интересом. Это школа с развитой инфраструктурой – современное здание, персональные компьютеры, Интернет, библиотека; оснащенный всем необходимым спортивный зал, бассейн, здоровое питание и комфортная столовая и т.д.


В современной школе должны быть все условия для внеурочной работы – занятий различных кружков и секций. Будет замечательно, если, учитывая занятость современных родителей, дети будут иметь возможность заниматься на факультативных занятиях или в секциях школы. Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.


Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться каждый руководитель. Школа всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.


Жизнь не стоит на месте. Меняются люди, меняются подходы в системе образования. В связи с этим роль школы тоже меняется. Школа уже не является неоспоримым авторитетом, последней инстанцией. Неизменной задачей остаётся раскрыть способности каждого учащегося, помочь каждому найти себя в жизни, заинтересовать ребёнка. Это и есть главный ресурс, необходимый для осуществления новых требований к организации учебно-воспитательного процесса. И только настоящий педагог умеет меняться, умеет перестраиваться в соответствии с требованием времени. В этом и заключается профессионализм педагога .


Кто же такой - учитель? Это человек, который не может находиться в узких рамках одной профессии. Он, как ученый, исследует самые сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а, изучая, делает человека лучше. Он, как врач – лечит, исцеляет пороки души. Он, как писатель, артист, художник, вдохновляет людей.

Так какой я хочу видеть современную школу? Это школа, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь.

Серьезной проблемой нашего общества является состояние здоровья детей как нравственного, так и физического. Вот поэтому внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей и потребностей.


Хочу приступить к оформлению своей мечты – эксперимент по организации и функционированию классов КРО в общеобразовательной школе. Потребности сегодняшней жизни диктуют необходимость создания классов для детей, отстающих в развитии. Период детства и Отрочества - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в школьном возрасте, то впоследствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР). Всё-таки модель помощи в системе дифференцированного образования в условиях массово школы остаётся недостаточно разработанной.


Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают с началом их школьного обучения. У одних обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счёта, у других – неумение общаться, подчиняться школьным правилам.

Коррекционная программа разрабатывается каждым образовательным учреждением. Все программы коррекции включают в себя педагогическую и психологическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.


Коррекционная работа с детьми – это сложный вид деятельности взрослых в образовательном учреждении. Залог её успеха – в их профессиональном взаимодействии.

Сегодня в нашей школе большое количество детей имеют разнообразные отклонения в развитии. В то же время у нас, как и в системе образования, ещё недостаточно специально подготовленных кадров для работы с такими детьми. Учитель-предметник, занимающийся ими, часто не обладает необходимыми знаниями в области специальной педагогики. Наша образовательная школа испытывает острую потребность в специалистах, которые могли бы профессионально заниматься детьми с различными отклонениями.

Первая необходимость нашей школы: наличие хотя бы полставки педагога-психолога, что позволит обследовать учащихся с трудностями в обучении, провести разъяснительную и исследовательскую работы по изучению потребности родителей в получении дополнительной помощи в обучении ребёнка, организовать коррекционно-диагностическую и развивающую работы с учащимися класса КРО с точки зрения коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, ввести индивидуальные дневники развития учащихся классов КРО, что позволит собирать, изучать, описывать достижения учащихся с учетом коррекции развития.

Школа – это сложный, многосторонний и очень восприимчивый механизм, который напрямую связан с процессами, происходящими в экономике, в обществе и государстве. Именно школа является той первоначальной кузницей высококвалифицированных кадров,

которые во взрослой жизни должны будут изменить нашу жизнь к лучшему. А значит, всему нашему педагогическому сообществу необходимо изменить свое профессиональное сознание, объединить усилия для того, чтобы повысить престиж школы, укрепить авторитет учителя, усовершенствовать всю систему образования.


Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы средних классов; в результате такие дети выпадают из обучения. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его возможностям помощь, но для этого надо знать причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае, и уметь или устранить их, или корригировать последствия.

Своевременная и адекватная помощь ребёнку необходима, и важным условием её положительного достижения является не только гуманистическая позиция учителя, но и равномерное распределение учебной нагрузки на таких деток. В школах Цимлянского района, да и не только, особенно в сельских школах, сложно вести подобную работу, потому как наши цели (цель обучения, цель учитель, цель страны…) совпадают, но возможности учеников различны. Очень хотелось бы подобную работу КРО развить в идеале, но без материальной поддержки не внедрить в учебный процесс школы, района, области, страны.

Читайте также: