Совместно взаимодействующая деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительной деятельности. Сложность заключается в том, что эта форма организации коллективной деятельности предполагает или одновременною совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя изобразительного искусства определенных организаторских способностей, а от учеников – умение общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Процесс широкого сотрудничества учащихся на уроке изобразительного искусства организовать очень сложно, поэтому эта форма наиболее приемлема для уроков изобразительного искусства в старших классах, на внеклассных занятиях изобразительным или декоративно-прикладным искусством, где возможна коллективная работа в небольших группах учеников.

Одно из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник коллективной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления, совместного планирования.

Последовательность художественное сотворчество учащихся класса

разработки идеи, эскиза общей композицией;

деление класса на группы для выполнения отдельных фрагментов, частей общей композиции;

соединение результатов в общую композицию:

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенный опыт общения, умения сотрудничать, уважая чужую инициативу и защищая собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, материалов и техники исполнения коллективной композиции. В коллективной деятельности, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся – работа в паре, это могут быть соседи по парте (наименьшая группа сотрудников), постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся: от пяти человек до половины класса (работа может вестись по классным рядам). В зависимости от тематики коллективной композиции группы называют бригадами, артелями, цехами.

1 группа учащихся выполняет фон коллективной композиции – городскую среду: архитектуру и небо (плоскость заснеженной земли – белый лист бумаги);

2 группа - торговые ряды ярмарки: палатки, лотки;

3 группа - ярмарочные балаганы, цирковые и театральные;

4 группа - увеселительные сооружения и аттракционы: качели, карусели, горки и т.п.;

5 группа - фигуры людей: торговый люд и покупатели, артисты и зрители, гуляющие, развлекающиеся и др.

Школа в маленьком поселке под Оренбургом чувствует себя практически центром мира, благодаря взаимодействию с партнерами и участию в сотне проектов. Директор Наталья Подшивалова дает пошаговую инструкцию, как стать местной заводилой и помочь ученикам почувствовать свою ценность для сообщества.

Школа имеет большую историю. В 1907 году мы возникли как железнодорожное училище, в котором были начальные классы для детей железнодорожников. Наша организация всегда отличалась тем, что была передовая и свободная. И с этой долей свободы мы из железнодорожного ведомства в 2001 году пришли в муниципальную образовательную систему.

В том, что ты идёшь первым, есть плюсы и минусы. Если не получится, ты можешь сказать, что был первым и пока ещё ничего не знал и не умел. А с другой стороны, ты обладаешь определённой долей свободы, большей чем другие. Потому что до тебя ещё никто не шёл этим путём, и не знает как верно.

В то время мы ещё не очень хорошо понимали, что это такое. Нам сначала понравилось само название, а потом мы узнали, что это модель, которая популярна в мировом школьном сообществе.

Что такое социальное партнёрство на примере нашей школы?

Мы всегда говорили, что у нас, как у открытой школы, есть ближний и дальний круг взаимодействия. К ближнему кругу мы относили всех образовательных и социальных партнёров, которые находятся у нас в поселке и районе. А дальний начинается с города Оренбурга и дальше.

Мы разделили всех наших партнёров на две группы:

1. Образовательные. Организации, с которыми мы совместно занимаемся образовательной деятельностью. Сюда относятся вузы, колледжи, школы и организации допобразования.

Большинство людей это ценят, когда ты делаешь первый шаг.

Пример проекта. Видеоролик в обмен на велостоянку

  • Помочь в уборке территории,
  • сделать видеоролик,
  • провести концерт или новогодний утренник для детей работников завода.

В результате из нашего меню партнеры выбрали презентационный видеоролик для экономического форума. В ответ они спросили, что нужно нам в обмен. У нас была давняя мечта — оборудовать в школе велостоянку. В результате девятиклассник с папой, который работает на этом заводе инженером, разработали макет, а специалисты завода её сварили.

Наша школа имеет большой опыт развития добровольчества, разработки и реализации социальных проектов, успешного участия в грантовых конкурсах. И во всех этих направлениях очень важно партнерство. Во многих организациях развивается корпоративное волонтерство: когда сотрудники бесплатно работают в интересах благополучателей — местных жителей, своей и других организаций. Мы выстраиваем партнерские отношения и с ними. Часто они предлагают реализовать свои проекты у нас в школе или в партнерстве с нами.

В составе исполнители в возрасте от 55 до 80 лет. Они активно участвуют в районных и областных мероприятиях, ставят более 30 концертов в год.

В рамках проекта коллективы клуба обновили репертуар и пошили костюмы. Артисты выступали с концертами в сельских домах культуры и клубах. Создали сборник народных песен, который подарили школам и клубам посёлка.

Группа культурно-событийных волонтёров 6-7 классов нашей школы собрала и оформила календарь народных праздников и традиций, который использовали артисты для создания сценариев концертов.

В ходе проекта мы вместе с инициативной группой составляли планы, оформляли отчёты. Ансамбли принимали участие в наших благотворительных концертах. Пожилые люди становились участниками самых разных школьных событий. Наши ученики уже считают их членами нашей большой общешкольной команды.

Партнёрство продолжается. Есть совместные планы на лето 2020 года.

Как начать социальное партнёрство?

Шаг 1. Посмотреть, какие организации или интересные люди находятся рядом на территории. Использовать сведения о местах работы родителей и выпускников.

Шаг 2. Составить список потенциальных партнёров. Раздвигать границы. Не бояться мечтать.

Шаг 3. Взять лист бумаги. Подумать и выписать, что мы с классом, кружком, творческой группой детей или учителей можем предложить этим партнёрам. И что бы мы хотели попросить от них взамен.

Шаг 4. Написать письмо или записать видеообращение. Или вместе с ребятишками пойти в эту организацию на встречу с руководителем или сотрудниками, чтобы рассказать, что мы можем сделать для них и чего хотим от них. Предложить дружбу и партнерство.

— А давайте вместе проведём фестиваль или праздник.
— А давайте вместе выйдем что-то покрасим.
— А давайте вместе соберём мусор.
— А давайте вы будете окапывать деревья, а мы облагораживать территорию вокруг них.

И только потом можно будет рассмотреть долгосрочный потенциал парнерства. Проанализировать, как у нас это получается, что нам понравилось, будет ли сотрудничество полезным.

Обычно после события, проведенного с душой и творчески, у участников-партнеров остаётся радость от того, что всё удалось. Тогда неформальной обстановке удобно воспользоваться моментом и спросить:

— Ну что? Какое будет у нас следующее событие или дело? Что мы ещё сделаем интересного вместе?

И если этот диалог пойдёт, можно сесть и, например, на три месяца создать совместный план. Или на полгода. Стать друзьями с пользой для всех.

Долгосрочное партнёрство нужно заключать, когда связи уже точно устойчивы. Когда мы понимаем, что мы друг другу можем дать. Когда понимаем, что все от этого выигрывают.

С чего стоит начинать?

Я бы предложила небольшой проект. Если это будет класс и учитель, то пусть он возьмёт, например, какое-то одно событие, где подготовка займёт неделю, а само мероприятие продлится один-два часа.

Отобрали эксперименты, которые будут показывать, отрепетировали, придумали вопросы и способы вовлечь детей в игру. Продумали сопровождение: кто берет камеру, кто будет снимать, кто ведущий, кто будет помогать делать эксперименты.

Пошли в детский сад с учителем физики, договорилось, в какой группе будут проводить фестиваль. Предложили провести в подготовительной группе, потому что старшие дети смогут лучше понять эксперименты. Договорились о времени.

Что такое Школа — центр социума?

Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.

Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Ведущую роль в организации сотрудничества школы с семьями учащихся играют классные руководители.

Одна из важных задач классного руководителя состоит в том, чтобы устранять и сглаживать противоречия между школьным и семейным воспитанием, способствовать сплочению семьи, взаимопониманию детей и родителей, созданию комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Эта задача наиболее успешно решается в процессе творческого сотрудничества педагога, воспитанников и их родителей, когда в действиях родителей и педагогов чётко прослеживается единство требований, предъявляемых ребёнку.

Эффективность совместной деятельности детей, родителей и педагогов зависит от соблюдения следующих условий:

3) распределение функций, ролей и сфер деятельности участников совместной работы с учётом из желаний и возможностей;

4) создание педагогом условий для выбора участниками различных видов, способов, форм деятельности, своей позиции;

8) чёткая общественно-педагогическая позиция классного руководителя, соотносящаяся с целями обучения и воспитания.

Основные формы сотрудничества педагогов, детей и родителей

1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нём присутствуют только родители учащихся), так и общим, когда в нём участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведётся протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания.

- общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);

- открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);

- праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья, оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т.д.);

- турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).

3. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, благоустройство и озеленению школьного двора, микрорайона и т.д.

- родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.

Организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей помогает знание и постоянное изучение условий семейного воспитания.


В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить:

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Цель проекта: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.

1. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.

2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.

4. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат:

1. Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.

2. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

3. Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.

4. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе.

Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях:

Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы:

- воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в конкурсных мероприятиях.

- Предоставление характеристик и актов обследования жилищно-бытовых условий опекаемых,

- Работа с неблагополучными семьями, защита имущественных прав детей.

- Участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и др. формы работы в рамках сотрудничества.

Это диагностика здоровья учащихся, профилактическая работа, уроки здоровья. В этом направлении у нас налажено очень тесное сотрудничество с Центром здоровья для детей.

- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

- Консультации по выбору профиля обучения, анкетирование;

- Организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);

- Встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров.

Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Наше социальное партнерство предоставляет институтам социума стать более активными участниками в делах школы, в вопросах софинансирования, в расширении доступности образования и повышения его эффективности.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, образовательный процесс, ребенок, Управляющий совет, Центр, здоровье участников, профессиональное образование, профилактика ПАВ, Центр здоровья, школьное учреждение.

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными.

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, школа, управляющий совет, здоровье участников, семья, психо-эмоциональное благополучие, партнер, школьное учреждение.

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании.

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, ребенок, Управляющий совет, Центр здоровья, здоровье участников, профилактика ПАВ, профессиональное образование, школьное учреждение.

Программа по профилактике противоправного поведения.

С целью воспитания такого ребенка была систематизирована и дополнена система работы центра, направленная на профилактику правонарушений

Социальное партнерство — способ социализации здорового.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка.

Проектирование развития открытого образовательного.

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, - социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Обеспечение психологической безопасности образовательного.

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов.

Основными методически-организационными условиями осуществления сопровождения участников образовательного процесса в.

Совершенствование корпоративного потенциала в учреждении.

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, школа, управляющий совет, здоровье участников, семья, психо-эмоциональное благополучие, партнер, школьное учреждение.

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной.

Информационно-коммуникативная компетентность и сохранение психического здоровья.

Для реализации поставленных задач требуется комплекс мер и профессиональных компетенций со стороны всех участников воспитательного процесса — воспитателей, социальных педагогов.

Организационно-педагогические условия управления.

Таким образом, необходимость создания системы социального партнерства и её ценности для развития дошкольной образовательной организации, всех участников образовательного процесса не вызывает никаких сомнений.

Совместная деятельность - совместные действия нескольких субъектов (агентов), направленные на получение общего результата.

Деятельность направлена на объекты. Объектами совместной сетевой деятельности могут страницы, фотографии, категории, программы - цифровые объекты, над которыми можно совершить действия - редактирования, оценивания, категоризации.

Принципиальное отличие совместной деятельности от индивидуальной заключается во включении предметно-направленного (или целевого) взаимодействия ее участников в структуру деятельности: когда взаимодействие преобразует (изменяет) индивидуальные виды деятельности (как отдельные компоненты или в целом выполняемую деятельность), то последняя становится определенной частью целостной совместной деятельности. Взаимодействие в совместной деятельности может быть трех основных видов: предметно—направленным (т.е. изменяющим характеристики выполняемой деятельности), субъектно—направленным (изменяющим характеристики субъекта совместной деятельности) и организационно—направленным (изменяющим характеристики организации совместной деятельности).

Структура совместной деятельности

Cовместная деятельность представляет собой единство двух сторон: совместные воздействия на общий предмет труда, а также воздействие участников друг на друга (А.Л. Журавлёв)

  • Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. : Институт психологии РАН, 2005. 640 с.

В совместной деятельности акцентируется два аспекта: собственно предметная деятельность и совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности и общения. Во всех случаях взаимодействие может рассматриваться как минимальная единица для анализа совместной деятельности.

Формы совместной деятельности

Л.И. Уманский выделяет следующие формы организации совместной деятельности, отражающие характер взаимодействия участников совместной деятельности:

  1. совместно-индивидуальная,
  2. совместно-последовательная - кооперация
  3. совместно-взаимодействующая - коллаборация

При совместно-индивидуальной деятельности каждый член группы делает свою часть работы независимо друг от друга. Если же совместная деятельность предполагает последовательное выполнение частных действий и процедур разными членами группы (как на поточном, конвейерном производстве), то мы имеем совместно-последовательную деятельность. Если же общая задача выполняется при непосредственном (и одновременном) взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами, то следует говорить о совместно-взаимодействующей деятельности.

  • Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

Коллаборация

Область использования понятия Цифровая, Педагогическая
Ages 10
FieldActivity Global Collaborator

Коллаборация - это очное или заочное одновременное участие в работе (очная группа у флипчарта, три человека в документах Google, работающих над одним документом, пятеро строителей дома в Second Life, которые находятся на строительной площадке. При коллаборации результат больше суммы отдельных действий, поскольку каждый участник вкладывает свое содержание и учится у других участников.

Компетенция коллаборативного решения проблемы = способность индивидуума эффективно участвовать в процессе, когда двое или более агентов пытаются решить проблему разделяя общее понимание этой проблемы и объединяя свои усилия, знания и навыки в поисках решения данной проблемы.

Кооперация

Кооперация -- участие в общей работе, которая может разделена на множество частей. Каждый участник выполняет свою операцию из заданной последовательности, принимая результаты от других участников, и отдавая их другим участникам (сборочный конвейер, процесс публикации статьи в газете со сбором последовательности редактирований и разрешений к выпуску, выполнение проекта с пятнадцатью заранее записанными в план-графике разными работами, над которыми последовательно работают четыре человека). Результат кооперации равен сумме выполнения отдельных задач.

  • Kepp S., Schorr H. 2009 Analyzing collaborative learning activities in wikis using social network analysis Conference on Human Factors in Computing Systems archive Proceedings of the 27th international conference extended abstracts on Human factors in computing systems, p. 4201-4206
  • Roschelle, J., Teasley, S. D. The construction of shared knowledge in collaborative problem solving. In O’Malley, C. (Ed.) Computer Supported Collaborative Learning. Berlin, Springer, 1995, 69-97

Продуктивное взаимодействие - СПД

Принятая в педагогике категория - продуктивное взаимодействие

Изучения коэволюционных процессов в ситуации СПД как учебно-воспитательной системы, открытой буду­щему, проектирующей и организующей его.

В качестве ведущего типа взаимодействия ". тот тип взаимодействия, который обеспечивает творческую продуктивную деятельность учащегося с самого начального этапа освоения учебного материала и на всем протяжении обучения. . "

Стремится отойти от репродуктивного взаимодействия - учебного взаимодействия по типу имитации.

  • ". Наиболее существенную роль в развитии познавательных действий, мотивов учения и личности учащегося в целом играет такой тип учебных взаимодействий, при котором активизируется собственная продуктивная творческая деятельность учащегося. В этом случае можно говорить о продуктивном учебном взаимодействии. . "
  • ". Ученик при этом вступает в новую для него область действительности не как ущемленная своим неумением и незнанием, ущербная личность; напротив — он испытывает ощущение творческой полноценности собственной личности, реализуя свои, пусть еще небольшие, возможности с помощью учителя в совместно достигнутом продукте. "

Сама продуктивная деятельность - создание сказок и историй

  • ". Предусматривались следующие процедуры организации сотрудничества: совместное сочинение текста сказки или истории учителем и учениками; разделенное действие: учитель начинает, ученики продолжают сочинение; сочинение текста группой учащихся; разделенное между членами группы сочинение; индивидуальное сочинение текста. . "
  • ". ситуация продуктивного взаимодействия учителя с учениками может быть высоко эффективной для порождения письменной речи как в начальной, так и в средней школе, поскольку решение продуктивной задачи — сочинение оригинального текста — создает более высокий уровень мотивации усвоения основных структурных компонентов деятельности письменной речи. "

Принципы совместной деятельности

  • Поливанова Н. И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование.1996. № 2.

Три, на наш взгляд наиболее эффективных, принципа организации совместной деятельности которые можно условно назвать:

У младших школьников слабо представлена способность встать на точку зрения другого человека. В общении с учителем эта способность формируется недостаточно, так как мнение учительское ребенок принимает безоговорочно. Общение же со сверстниками приводит к явному или скрытому конфликту позиций детей. Это позволяет им обнаружить сам факт существования другой точки зрения на одно и то же явление. Таким образом, одним из объяснительных механизмов эффекта групповой работы стала идея конструктивного конфликта. Разрешение такого конфликта в группе способствует не только обнаружению оптимальных стратегий решения задач, но и формированию уважительного отношения, к другим точкам зрения

Позиционный подход разрабатывается преимущественно Женевской школой, основанной Ж. Пиаже, который считал, что кооперация со сверстниками способствует разрушению детского эгоцентризма и влияет на развитие его когнитивной и коммуникативной сфер.

  • Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. 248 с.

Содержательный принцип организации учебной совместности

Психологической основой этого подхода является включение в совместную учебную деятельность различных моделей действия учащихся, а также специальных моделей организации совместной деятельности. Эти модели позволяют детям понять связь между действиями с познаваемым объектом и его существенными свойствами. Для этого учитель задает начальные действия и операции, выполнение которых лежит в основе выделения принципа построения изучаемого объекта (исходного отношения).

Затем начальные действия распределяются между участниками групповой работы так, что каждый из них может осуществлять только свое действие. В ходе выполнения предложенных заданий учащиеся имеют возможность обмениваться действиями и, таким образом, осваивать различные начальные действия и способы преобразования объекта. Это означает, что в таком учебном процессе каждое действие ребенка оказывается двунаправленным — на предмет усвоения и на других участников.

  • Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.

Эффективно организованная совместная учебная деятельность приводит к развитию учащегося, проявляющемуся:

  • в изменении отношения ребенка в возникающей общности со взрослым или другим ребенком, заключающемся в возникновении делового сотрудничества и предметно-содержательного общения;
  • в появлении общих целей деятельности, направленных на реализацию и преобразование самих способов и средств взаимодействия;
  • в развитии символической функции у ребенка, выраженном в формировании особых знаковых объектов;
  • в развитии процессов взаимопонимания и коммуникации, характеризующемся преодолением эгоцентризма собственного действия и формированием умений к содействию и сотрудничеству.

Умения совместной деятельности

А.Л. Журавлёв выделяет следующие виды взаимодействия между людьми в трудовом коллективе: предметно-направленное, субъектно-направленное и организационно-направленное.

  • Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. : Институт психологии РАН, 2005. 640 с.

Соответственно этим видам взаимодействия мы можем выделить предметно-направленные, субъектно-направленные и организационно-направленные умения совместной деятельности. Все эти умения встречаются и в рамках совместной сетевой деятельности.

  • Малахова Ю.И. Состав и структура умений совместной творческой деятельности у младших школьников: историко-теоретический аспект // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2015. Т. 32. № 2. С. 63–73.

Читайте также: