Совместная деятельность со сверстниками в доу
Обновлено: 02.07.2024
В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. Как и с какого возраста формируются эти значимые для человека качества?
Многие известные исследователи (М.И Лисина, В.А Петровский, Т.А Репина) раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.
Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [3], именно в совместной деятельности ребенка со сверстниками и со взрослыми формируются все специфические человеческие психические процессы. Под совместной деятельностью подразумевается такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника. Составляющими компонентами совместной деятельности выступают : общая цель; общий мотив; совместные действия и общий результат.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [10] говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте.
Тема развития взаимоотношений детей дошкольного возраста актуальна еще и потому, что некоторые негативные и деструктивные проявления в старшем возрасте имеют свои корни в раннем и дошкольном детстве, общество же своей задачей ставит воспитание социализированного ребенка, т. е. самостоятельного и владеющего общепринятыми правилами взаимодействия и ценностями. В дошкольном возрасте мир ребенка перестает ограничиваться только семьей, и его контакты со сверстниками значительно отличаются от взаимодействия со взрослыми людьми. Специфика отношений между ними заключается в том, что дети приобретают навыки в построении отношений с окружающими, усваивают нормы и правила поведения, а также учатся объективно оценивать самих себя.
Все это происходит в совместной деятельности, и потому важным видится такая организация образовательного пространства, при которой взаимоотношения со сверстниками развиваются более успешно, и являются прочным фундаментом построения отношений в старшем возрасте.
Согласно теме можно выделить ее цель и определить задачи.
Цель – изучение развития взаимоотношений у дошкольника со сверстниками в совместной деятельности.
Задачи: определить понятие, рассмотреть структуру и содержание взаимоотношений дошкольников со сверстниками; охарактеризовать особенности отношений со сверстниками в различных периодах дошкольного возраста; сделать выводы по развитию взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности; сформулировать необходимые рекомендации.
1. Развитие взаимоотношений дошкольников со сверстниками.
Отношения с другими людьми возникают и особенно интенсивно развиваются в детском возрасте, когда данный опыт закладывает основу для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания растущего человека, его отношение к миру и поведение в социуме.
Взаимоотношения со сверстниками, имеют ряд существенных особенностей, которые качественно отличают их от общения со взрослыми:
- яркая эмоциональная насыщенность отношений и общения
Такая интенсивность эмоций связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста, для детей более привлекательным партнером по взаимодействию становится сверстник, что проявляется в более частом одобрении ровесника и более частом вступлении с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
- нестандартность и нерегламентированность отношений и общения
- преобладание инициативных действий над ответными
Взаимоотношения предполагают взаимодействие с партнером, проявление внимание к нему и способность реагировать на его предложения.
В этом возрасте для детей гораздо более существенным является их собственное поведение, в то время как инициатива сверстника в большинстве случаев ими не поддерживается. Данная несогласованность действий детей нередко является причиной конфликтов и обид между ними.
Вышеперечисленные особенности характерны для детских взаимоотношений на протяжении всего дошкольного возраста (от 2 до 6-7 лет, однако они значительно изменяются по всем параметрам (содержание потребности, мотивы и средства общения, проходя сложный путь развития, в котором можно определить следующие три основных этапа, выделенных согласно периодизации дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст (2-4 года).
Средний дошкольный возраст (4-6 лет).
На этом этапе также начинает проявлять себя потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Достигается это посредством того, что ребенок стремится обратить внимание других на себя и ищет в сверстниках признаки отношения к себе. Кроме того, дети наблюдают за действиями сверстников и оценивают их, а в их взаимоотношениях появляется конкурентное начало.
Сравнивая себя со сверстниками, ребенок составляет мнение о самом себе, оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими (сверстниками).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
На данном этапе отношения и общение со сверстниками приобретает внеситуативный характер, т. е. содержание отвлекается от конкретной ситуации и начинают образовываться избирательные привязанности между детьми, которые формируются, главным образом, за счет адекватного удовлетворения потребности ребенка в общении. Развитие внеситуативности в отношениях детей происходит по двум направлениям: увеличивается число внеситуативных контактов, характеризующихся подробностями в общении, планами и предпочтениями, оценкой качеств и поступков других людей; образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.
Все более значимыми становятся дружелюбность, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстников, т. е. появляется умение видеть в партнере его желания, предпочтения и настроения и реагировать в соответствии с ними. Данная эмоциональная вовлеченность предполагает, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, но на первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, независимо от того, какими достижениями и предметами она располагает.
Следует отметить, что вышеприведенная возрастная логика развития взаимоотношений в дошкольном возрасте не всегда реализуется в развитии конкретных детей за счет того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других детей и, в конечном счете, особенности становления его личности
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.
Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.
Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.
Развитие эмоций в совместной игровой деятельности (младший дошкольный возраст) Эмоциональная сфера ребенка - один из главных факторов, определяющих его психическое здоровье и становление его исходно благополучной.
Для развития готовности к совместной деятельности и сплочения детского коллектива, уменьшения числа непринятых детей и предупреждения конфликтов нами был разработан данный проект.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_gotovnosti_k_sovmestnoy_deyatelnosti_so_sverstnikami_u_starshih_doshkolnikov.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Для развития готовности к совместной деятельности и сплочения детского коллектива, уменьшения числа непринятых детей и предупреждения конфликтов нами был разработан данный проект.
Цель – содействовать развитию готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности.
1. Пробуждать интерес к окружающим людям, содействовать развитию чувства понимания и потребности в общении, чувства принадлежности к коллективу;
2. Содействовать развитию у детей навыков общения и готовности к совместной деятельности в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, умений устанавливать контакт с окружающими людьми;
3. Содействовать развитию адекватной оценочной деятельности, самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
4. Создавать условия для выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения; развития навыков эффективного общения, необходимых при осуществлении и выполнении функций, возложенных на каждого члена детского коллектива – развитие групповой сплоченности.
5. Создавать условия для формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
I этап - подготовительный
- Подборка диагностического материала, проведение диагностики готовности к совместной деятельности.
- Разработка системы игр для развития навыков взаимодействия и готовности к совместной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста.
- Разработка примерных конспектов игровых занятий.
- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.
II этап – основной
Перспективный план работы по развитию готовности к совместной деятельности со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. (Содержание игр находится в Приложении 3)
В данной статье рассмотрена система мероприятий, направленная на развитие дружеских взаимоотношений и навыков сотрудничества старших дошкольников.
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей,
маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.
Отношения между людьми выстраиваются естественным образом; но в реальности кто-то общается легко и непринужденно, а кому-то это стоит большого труда. А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!
Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада.
Воспитатели не всегда в полной мере осознают значимость общения для детей, ведь в современном образовательном пространстве иные приоритеты, так например интеллектуальное развитие. Постоянные занятия, кружки не оставляют времени ни на сюжетно-ролевую игру, ни на совместную деятельность. А ведь именно они оказывают определяющее влияние на развитие взаимоотношений у дошкольников.
Зачастую, педагоги испытывают трудности во взаимодействии с конфликтными детьми, агрессивными, гиперактивными, порой не хватает навыков партнерского общения. Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление доброжелательных отношений между детьми, отражаются на психологическом микроклимате группы.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. Психологический подход к решению проблемы развития дружеских взаимоотношений представлен в трудах М.И.Лисиной [1], Т.А.Репиной [3], Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой [4]; В.А. Петровского [5], Г.Мониной, Е.Лютовой [2], К. Фопеля [6].
В ходе работы решались следующие задачи:
выявление основных причин, вызывающих трудности в общении у старших дошкольников.
составление программы групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на формирование дружеских взаимоотношений и сотрудничества.
повышение социально-психологической компетентности воспитателей и родителей.
Для успешной реализации задач мы выделили несколько этапов работы:
Беседы с родителями и анкетирование выявили особенности эмоционального развития ребенка, семейной атмосферы, наличие потребности в общении, проявление эгоцентризма, конфронтации в семье, сотрудничества, семейных и внутрисемейных предпочтений.
Исходя из наблюдений и полученных данных диагностики, можно сказать, что трудности в общении вызваны:
недостаточной развитостью у ребенка игровых умений и навыков, а также уровня общих знаний (в 66% случаев);
неумением строить взаимоотношения со сверстниками, недостаточной развитостью коммуникативных навыков (в 83 % случаев);
несформированностью потребности в общении со сверстниками (ребенок предпочитает совместным играм игру в одиночестве).
Составленная программа позволяет решать следующие задачи:
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, включает в себя 17 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов.
Первый этап программы направлен на сплочение группы, формирование уверенности в себе и позитивного отношения к сверстникам.
Помимо групповой работы, с детьми, имеющими трудности в общении, проводилась индивидуальная работа. Она строилась, исходя из причин и природы трудностей, вызывающих неблагополучие взаимоотношений. Так, помощь детям с недостаточной развитостью игровых умений и навыков осуществлялась путем систематически проводимых совместных игр-занятий.
С детьми, трудности в общении у которых вызваны отсутствием умения управлять своим поведением, импульсивностью, двигательным беспокойством индивидуальная работа должна стать предварительной к групповой.
Продолжая данную тему, необходимо сказать о важности проведения психологической работы с семьей. Предложенный родителям материал содержал различные игры, упражнения и советы для тех родителей, рядом с которыми растут дети с определенными трудностями в общении: застенчивость, агрессивность, замкнутость и конфликтность.
Эффективной формой работы с родителями являются – фотоотчеты с тренинга. При помощи воспитателей эти фотовыставки сопровождаются стихами и приобретают замечательное оформление. При этом и воспитатели, и дети получают огромное удовлетворение, а родители проникаются доброжелательностью и отзывчивостью.
Разработанная система мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада, формирование навыков сотрудничества показала положительный результат.
Анализируя полученные данные диагностики, можно констатировать:
- рост уровня благополучия взаимоотношений;
- снижение индекса изолированности.
Несмотря на это, проведенная работа способствовала уменьшению количества отверженных детей. В целом, воспитатели отмечают, что отношения между детьми стали более дружными, прочными, стабильными и взаимными.
В играх, вне занятий дети чаще стали оказывать помощь друг другу, проявлять умение сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб.: Речь. 1999.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ Под ред.Т.А. Репиной.М, 1978.
- Смирнова Е.О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Владос., 2005
- Учимся общаться с ребенком. / Под ред. В.А. Петровский, А.М, Виноградова, Л.М. Кларина. М., 1993.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1—4 части). М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, группа, детский сад, индивидуальная работа, навык, недостаточная развитость, совместная деятельность.
Похожие статьи
Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного.
Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная.
Развитие навыков общения и взаимодействия со.
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из
Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и
А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и.
Формирование положительных взаимоотношений детей.
М., 2002. Игнатьев Е. И. Психология взаимоотношений в деятельности детей. 2-е издание. М., 2001. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под. ред. А. Г. Рузской. М., 2002.
Модель условий формирования умений взаимодействовать со.
Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры.
Условия развития положительных взаимоотношений.
ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность, взаимоотношение, отношение, игра, дошкольный возраст, Бабаево, Артемово.
Организация работы по социализации детей в разновозрастной.
Именно в игре ребёнок получает навыки взаимодействия с окружающим миром, учится
В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу
Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими.
Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей.
Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности. Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие.
Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет.
Основные термины (генерируются автоматически): совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества
Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры.
Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного.
В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.
Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного.
Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная.
Развитие навыков общения и взаимодействия со.
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из
Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и
А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и.
Формирование положительных взаимоотношений детей.
М., 2002. Игнатьев Е. И. Психология взаимоотношений в деятельности детей. 2-е издание. М., 2001. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под. ред. А. Г. Рузской. М., 2002.
Модель условий формирования умений взаимодействовать со.
Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры.
Условия развития положительных взаимоотношений.
ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность, взаимоотношение, отношение, игра, дошкольный возраст, Бабаево, Артемово.
Организация работы по социализации детей в разновозрастной.
Именно в игре ребёнок получает навыки взаимодействия с окружающим миром, учится
В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу
Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими.
Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей.
Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности. Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие.
Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет.
Основные термины (генерируются автоматически): совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества
Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры.
Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного.
В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.
В раннем детстве для детей крайне важно научиться взаимодействовать со сверстниками. Эти навыки имеют огромное значение для их социальной адаптации и дальнейшего развития в старшем возрасте. Родители должны поощрять общение ребенка со сверстниками и вмешиваться только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.
Образовательная программа для детских садов направлена на то, чтобы развить у детей ценные навыки, которые помогут им лучше общаться со сверстниками. Программа основана на игровой деятельности, в ходе которой дети, например, понимают, как хорошо играть со сверстниками и общаться с ними. Во время игр дети учатся контролировать чувство агрессии и решать проблемы, которые могут возникать в различных социальных ситуациях.
В частности, в детском саду ребенок:
- учится социальным навыкам (с помощью историй, рисунков, разыгрывания различных ситуаций с использованием кукол и т. д.) и практиковать их (в ходе ролевых игр). Ребенок также учится, как вести себя в различных социальных ситуациях (например, делиться игрушками, извиняться и т. д.);
- учится тому, как инициировать игру со сверстниками, задавать вопросы и поддерживать сверстников;
- получает ценный опыт позитивного взаимодействия со сверстниками. Воспитатель обеспечивает такое взаимодействие и предоставляет возможности для игры.
Развитие таких навыков помогает детям заводить друзей и легко вливаться в компании сверстников. Это становится очень важным, когда ребенок идет в школу.
Насколько это важно?
Взаимоотношения со сверстниками в раннем детстве имеют большое значение для психосоциальной адаптации ребенка в детском саду и в будущем – во время учебы в школе. Опыт групповых игр и дружеских отношений помогают ему развивать новые социальные навыки, усваивать социальные нормы и правила, связанные с межличностными отношениями. Это очень важно, ведь чаще всего ребенок общается со сверстниками и вне детского сада или школы. Кроме того, у многих детей есть братья или сестры с небольшой разницей в возрасте. Так или иначе, практически каждый ребенок ежедневно общается со сверстниками.
К четырем годам у большинства детей появляется лучший друг или подруга, и они начинают понимать, кто из сверстников им нравится, а кто – нет. Однако от 5 до 10% испытывают трудности в отношениях со сверстниками, которые могут их не принимать или издеваться над ними. Проблемы со сверстниками в раннем возрасте могут негативно сказаться на социальном и эмоциональном развитии ребенка в будущем. Чем раньше родители или воспитатель предпримут какие-то шаги для решения этой проблемы, тем лучше.
Что уже известно ученым?
В первые два года жизни ребенок развивает ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих навыков, которые помогают ему развивать позитивные взаимоотношения со сверстниками. К ним относятся совместное внимание, эмоциональная регуляция, умение сдерживать эмоции, имитация действий другого человека, понимание причинно- следственных связей и языковые навыки. На взаимоотношения со сверстниками также могут влиять внешние (например, взаимоотношения ребенка с родителями, культурные или социально-экономические особенности его семьи) или внутренние факторы (например, нарушения физического, психического развития, расстройства поведения и т. д.).
Причины трудностей во взаимоотношениях со сверстниками
Дети, которые страдают от вышеперечисленных нарушений развития, как правило, менее успешны в общении, чем их сверстники. Например, дети со слаборазвитыми коммуникативными, социальными навыками или со слаборазвитой моторикой часто проявляют неадекватное (например, агрессивное) поведение и меньше взаимодействуют со сверстниками. Соответственно, и сверстники реже принимают их в свою компанию.
Даже у детей, не имеющих никаких нарушений, могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это связано, прежде всего, с их поведением. Агрессивные, гиперактивные или, наоборот, замкнутые дети часто сталкиваются с тем, что сверстники их не принимают.
Агрессивное поведение может влиять на взаимоотношения со сверстниками в большей или меньшей мере в зависимости от пола, возраста и особенностей группы сверстников.
Например, ребенка, проявляющего агрессию, сверстники чаще отвергают в дошкольном и младшем школьном возрасте, чем в более поздние периоды. Агрессивные дети могут быть популярны в группе сверстников, которые поддерживают агрессивное поведение или нейтральны к нему. Агрессивному ребенку обычно не составляет трудностей найти себе друзей среди таких же агрессивных детей.
Однако трудности во взаимоотношении со сверстниками вызывает не столько наличие или отсутствие агрессии у ребенка, сколько отсутствие социальных навыков. Застенчивые и замкнутые дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками, хотя это чаще проявляется уже в школьном возрасте.
К чему приводят трудности в общении со сверстниками
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками часто приводят ребенка к низкой успеваемости и трудностям в учебе. Например, конфликт со сверстниками и неприятие с их стороны могут значительно снизить мотивацию ребенка к учебе. Дети, у которых в классе есть друзья, как правило, более мотивированы.
В долгосрочной перспективе такие проблемы приводят к плохой социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками могут приводить к исключению из школы, ранней преступности, эмоциональным проблемам, депрессии и тревожным расстройствам. Однако такая взаимосвязь относительна, поскольку на эмоциональные проблемы подростков могут влиять и другие факторы (например, особенности психики или окружение). Тем не менее, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками способны усугубить влияние других факторов. И наоборот, позитивные взаимоотношения со сверстниками снижают риск появления у ребенка различных эмоциональных проблем в будущем.
Особое место в отношениях ребенка со сверстниками занимают отношения с братьями или сестрами. Они более близкие и длительные, чем любые другие отношения в его жизни. Благодаря им ребенок учится понимать эмоции, мысли, ценности и убеждения другого человека. Частые конфликты с братьями и сестрами могут приводить в будущем к плохой социальной адаптации ребенка и даже формировать у него склонность к насильственному поведению.
Как с этим бороться
Программы, разработанные для развития социальных и эмоциональных навыков у детей дошкольного возраста, дают хорошие результаты на протяжении уже длительного времени. Сегодня в детских садах приняты универсальные программы, в которых воспитатель взаимодействует со всей группой одновременно, способствуя развитию у детей социальных навыков. Их дополняют коррекционные программы, направленные на устранение существующих проблем, которые могут привести к проблемам в общении со сверстниками.
Исследования показывают, что сочетание в процессе дошкольного образования универсальных и индивидуальных программ способствует оптимальному социальному развитию детей. Универсальные программы создают такую атмосферу в группе, в которой каждый ребенок восприимчив к окружающим. Это способствует развитию социальных навыков.
В детском саду дети должны развить ряд навыков, которые помогут им вливаться в компании сверстников. Это навыки совместной игры, языковые, коммуникативные навыки, понимание эмоций других людей, саморегуляция, контроль агрессии, навыки решения социальных проблем и т. д. Универсальные программы дошкольного образования направлены на развитие этих навыков, и их применение в детских садах демонстрирует хорошие результаты.
Ключевые компоненты таких программ – обучение детей младшего возраста навыкам совместной игры и общения, а также различные виды групповой работы. Это оказалось эффективным для детей с различными социальными и поведенческими проблемами.
Чтобы научить позитивно общаться со сверстниками детей из особых групп (например, детей с инвалидностью), необходимо внедрять в систему дошкольного образования специальные инклюзивные программы. Дети с инвалидностью требуют разработки индивидуальных и систематических стратегий обучения для того, чтобы развить социальные навыки. Главное в этом процессе – обеспечить ребенку взаимодействие со сверстниками, у которых социальные навыки развиты.
Также к группам риска относятся дети из семей с низким социально-экономическим статусом, представители этнических меньшинств и т. д. В дошкольном возрасте игровая деятельность является практически единственным способом развить социальные навыки детей. Когда воспитатели корректируют поведение детей в этом процессе, это помогает им улучшить взаимодействие со сверстниками. Совместные действия воспитателей и родителей помогают развивать социальные навыки у детей из разных культур и социальных групп.
Читайте также: