Совместная деятельность детей в школе

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшая черта современного обучения — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен, Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на - обеспечение исследовательского характера учебного процесса, - организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог — партнер по учебному исследованию), когда для учащихся создаются определенные условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал), а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска общих способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования, — формировать умение учиться

ВложениеРазмер
realizatsiya_sovmestnoy_uchebnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov.docx 28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация совместной учебной деятельности младших школьников

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

2. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. Вопросы психологии.1998. М 2. С. 61—71.

3. Кларин МВ. Инновации в Мировой педагогике. Москва—Рига,1998.

4. Поливанова Н И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности Психологическая наука и образование. 1996. Г 2. С. 43—53.

5. Поливанова Н И., Цукерман ГА. Учимся общаться с ребенком. М., 1993. .

6. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997.

7. Цукерман ГА. Как младшие школьники учатся учиться? Москва, 2000.

8. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать — к умению учить себя Психологическая наука и образование 1996. 2. С. 27—42.

Постановка проблемы. В нашей Школе реализуется концепция педагогики совместной деятельности, в рамках которой разрабатывается новое содержание образования, реализуются инновационные образовательные программы, создаются и используются разные формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Школа обучает детей не только знаниям, но и участию в открытом совместном действии со взрослыми и другими детьми, проектированию совместной деятельности, эффективному групповому взаимодействию, постановке своих образовательных целей, их достижению.

Такая организация совместной образовательной деятельности обладает большим ресурсом для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться, а также направлена на получение опыта переживания и позитивного отношения к общим ценностям, самостоятельного социального действия, предусмотренных ФГОС НОО нового поколения.

Таким образом, мы считаем, что качество современного образования в начальной школе в значительной мере зависит от того, как организована совместная деятельность взрослых и детей в Школе. Конечно, многие из нас знают, что взаимоотношения, качество коммуникации взрослых и детей как в школе, так и в семье влияют на развитие ребенка, на его настоящее и будущее. Но мы уверены, что со-вместность, со-организация, со-общество взрослых и детей не просто влияет на образование, а определяет качество и содержание образования наших детей, отражая тем самым основную идею нового ФГОС НОО о признании решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности в достижении развивающих целей образования.

Тем самым, очень важно, каким образом развертывается совместная деятельность во внеурочном пространстве в начальной школе, где необходимо предоставлять детям право выбора, свободы передвижения, свободы мыслить, высказываться, обсуждать, договариваться, сопереживать, взаимодействовать со всеми участниками совместной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО в Школе совместной деятельности следует понимать совместную образовательную деятельность взрослых и детей, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых метапредметных и личностных результатов с учетом их специфики в ШСД.

Организация внеурочной деятельности в нашей школе в плане формирования метапредметных и личностных результатов предполагает, чтобы взрослые и дети:

• участвовали в разработке и реализации всех важных образовательных событий в Школе;

• оказывали свое влияние на цели и выбор направлений развития совместной деятельности;

• создавали и реализовывали проекты совместной деятельности;

• участвовали в создании норм и правил организации совместной деятельности в Школе;

• учились обсуждать, договариваться, конструктивно работать в группах;

• могли выбирать и обосновывать свой выбор, свою позицию в совместной деятельности.

Актуальность данной модели обусловлена и социальным заказом родителей:

• потребность родителей не только в присмотре за детьми в условиях большой занятости на работе, либо в поисках самой работы, но и в личностном развитии ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей;

• данные о состоянии здоровья детей, в ухудшении которого виноваты не только экология и экономические проблемы семьи, но и школа, требуют особой заботы об организации их нормального питания и режима дня;

• криминализация среды дворов и улиц также создает постоянную тревогу родителей за безопасность и здоровье детей.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для расширения и обогащения образовательного опыта участников совместной деятельности, проявления и развития ребенком своих интересов, замыслов на основе технологий построения открытого совместного действия.

Задачи внеурочной деятельности :

Создать условия для того, чтобы :

• Ребенок получал опыт выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов, желаний); получал опыт предъявления себя другим людям, а также опыт понимания себя, рефлексии своих чувств, желаний, интересов, поступков (личностный результат);

Дети обретали опыт совместности: пробовали и взаимодействовали друг с другом, работать вместе, учитывать мнения, желания друг друга, понимать точку зрения другого человека, а также просить помощи у взрослых и общаться с ними (коммуникативные УУД);

• Дети имели опыт самоорганизации и возможности участвовать в планировании своей деятельности : пробовали создавать образ конечного результата, намечать шаги по его достижению, определять способы достижения цели. Пробовать оценить конечный продукт своей деятельности (регулятивные УУД)

• Дети обретали опыт знакомства и овладения культурными средствами – способами работы с художественным и научным текстами, навыками исследовательской работы и т. д. (познавательные УУД)

Принципы реализации модели:

• учёт возрастных особенностей;

• сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

• связь теории с практикой;

• доступность и наглядность;

• реализация активной жизненной позиции.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, реализуется посредством различных форм организации, таких как, проекты, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, работа с портфолио и т. д.

Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал учёта и посещаемости).

Направления внеурочной деятельности по ФГОС НОО :

• социальная деятельность;

В каждом классе координирующую роль выполняет учитель - классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

• взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;

• организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организует систему отношений через разнообразные формы совместной деятельности коллектива класса;

• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Также огромным ресурсом для развития и обогащения образовательного опыта участников совместного действия являются разновозрастные группы внеурочной деятельности. Чем больше таких групп, тем качественнее результат взаимодействия. Мы организовали специальный день, когда последние занятия по расписанию – это занятия внеурочной деятельности разновозрастных групп. Для этого ресурса учителей начальных классов стало недостаточно, и мы привлекли педагогов среднего и старшего звена. Таким образом, у нас появились разновозрастные группы юных корреспондентов, маленьких актеров, умелых мастеров, певцов, любителей иностранных языков и т. д.

Поскольку в урочной деятельности используются разные образовательные технологии и формы организации совместной деятельности, мы выделили разные виды домашних заданий, которые организуются во второй половине дня с использованием эффективных форм самостоятельной работой учащихся.

В режиме школы продленного дня имеются занятия-консультации, где ребенок не только устраняет вместе с педагогом пробелы в знаниях, но учится находить собственные учебные затруднения. На таких занятиях ребенок может сменить позицию, быть не только учеником, но и консультантом, помощником. На этих консультациях используются технологии взаимообучения, отработанные уже на многих классах, а также происходит вовлечение самих ребятишек в разработку и делание дидактических материалов для себя и своих одноклассников. Дети могут сами придумать задания и оформить их.

Организация совместной деятельности во внеурочном пространстве построена так, что дети с разными типами одаренности могут реализовать свои интересы, замыслы, потребности. Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно-творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т. д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где - самостоятельно. Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности.

Также мы готовим группы детей для участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях городского, регионального, всероссийского уровней.

Особой формой представления результатов внеурочной деятельности является открытое образовательное портфолио.

Этапы организации совместной деятельности во внеурочном пространстве

I этап - этап погружения

Задача: определение выбора программ, форм деятельности участников совместной деятельности.

Содержание деятельности : представление спектра форм внеурочной деятельности в начальной школе родителям, детям; совместное планирование деятельности, запуск работы внеурочной деятельности по особому режиму.

Планируемые результаты: понимание участниками совместной деятельности (педагогами детьми, родителями) задач и содержания внеурочной деятельности в Школе, её преимуществ, самоопределение; формирование групп (дети посещают занятия, родители пишут заявления на оказания услуг); проявленные инициативы, планирование в мастерских внеурочной деятельности.

Формы организации совместной деятельности на этапе погружения :

- для педагогов (сопровождение) – проведение установочного совещания, разработнического семинара по запуску внеурочной деятельности, консультирование и заказ на техническое задание по организации внеурочной деятельности;

- для родителей - родительские собрания (общешкольные, классные, консультирование родителей классным руководителем, психологом (в случае необходимости);

II этап. Развертывание совместной деятельности (реализация инициатив)

Задача: развернуть образовательное пространство внеурочной деятельности для реализации инициатив и интересов детей, формирования УУД.

Планируемые результаты: .формирование УУД, личностных результатов; реализация инициатив в КТД, образовательных событиях, мастерских и творческих занятиях; первичное представление промежуточных результатов участия во внеурочной деятельности (декабрь).

Формы организации совместной деятельности на этапе разворачивания:

- для педагогов: совещание, семинары по результатам внеурочной деятельности, посещение занятий в рамках методического дня;

-для родителей: родительские собрания по представлению образовательных результатов (в том числе и результатов участия в ВУД, консультации классного руководителя, психолога (по необходимости); участия родителей в образовательных событиях, КТД класса, школы).

III этап- предъявление результатов внеурочной деятельности (сформированные УУД, достижения в разных областях) детей и педагогов

Задача: создать условия для предъявления достижений и результатов внеурочной деятельности.

Планируемые результаты: личностные достижения, сформированные УУД, устойчивая мотивация, инициативность, активность детей, положительное отношение к школе.

Формы организации совместной деятельности на этапе представления результатов:

-для педагогов: разработнический семинар по представлению результатов внеурочной деятельности и их диагностике;

для родителей: родительские собрания, концерты, выставки, совместные образовательные события.

На этапе погружения

• знакомится с формами, направлениями внеурочной деятельности, выбирает, пробует, определяется с направлением, принимает участие в планировании, проявляет инициативы;

• планирует свои достижения, предлагает (часы общения, пробные занятия, часы портфолио);

На этапе реализации

• посещает занятия внеурочной деятельности, участвует и организует (в рамках выбранного направления) образовательные события, КТД на уровне класса, школы;

• представляет первые результаты, оформляет страницу (ы) портфолио;

• может осуществлять переходы из одной группы (формы) в другую.

На этапе предъявления результатов

• -представляет свои достижения в классе, на выставке, в рамках образовательного события;

• участвует в диагностике и рефлексии, в выработке критериев оценки (успешности);

• заполняет и представляет своё портфолио.

Таким образом, предлагаемая нами модель организации внеурочной деятельность может стать альтернативной такому способу, когда внеурочные занятия являются лишь дополнением к уроку, т. е. к предметной деятельности. В Школе совместной деятельности внеурочная деятельность дает ребенку возможность попробовать то, что не всегда получается на предметных уроках, в том числе овладеть новыми видами деятельности и новыми способами соогранизации. Для педагога это возможность овладеть новыми профессиональными компетенциями по организации и развитию разных видов детской активности.

Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности. Танцевально-хоровую студию я веду 4 года, используя часы внеурочной деятельности. Мною разработана программа. В программе есть место и для.

Выпускной в начальной школе Сценарий выпускного вечера в начальной школе Трусова Анна Ивановна, учитель начальных классов Цель: 1) Создание праздничной атмосферы Задачи:.

Выпускной в начальной школе Прощай, начальная школа - Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может чувствуем дыханье, Приближение весны? - Нет, весна давно настала.

Читайте также: