Совместная деятельность детей в школе
Обновлено: 05.07.2024
Важнейшая черта современного обучения — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен, Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на - обеспечение исследовательского характера учебного процесса, - организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог — партнер по учебному исследованию), когда для учащихся создаются определенные условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал), а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска общих способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования, — формировать умение учиться
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sovmestnoy_uchebnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация совместной учебной деятельности младших школьников
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
2. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. Вопросы психологии.1998. М 2. С. 61—71.
3. Кларин МВ. Инновации в Мировой педагогике. Москва—Рига,1998.
4. Поливанова Н И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности Психологическая наука и образование. 1996. Г 2. С. 43—53.
5. Поливанова Н И., Цукерман ГА. Учимся общаться с ребенком. М., 1993. .
6. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997.
7. Цукерман ГА. Как младшие школьники учатся учиться? Москва, 2000.
8. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать — к умению учить себя Психологическая наука и образование 1996. 2. С. 27—42.
Постановка проблемы. В нашей Школе реализуется концепция педагогики совместной деятельности, в рамках которой разрабатывается новое содержание образования, реализуются инновационные образовательные программы, создаются и используются разные формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Школа обучает детей не только знаниям, но и участию в открытом совместном действии со взрослыми и другими детьми, проектированию совместной деятельности, эффективному групповому взаимодействию, постановке своих образовательных целей, их достижению.
Такая организация совместной образовательной деятельности обладает большим ресурсом для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться, а также направлена на получение опыта переживания и позитивного отношения к общим ценностям, самостоятельного социального действия, предусмотренных ФГОС НОО нового поколения.
Таким образом, мы считаем, что качество современного образования в начальной школе в значительной мере зависит от того, как организована совместная деятельность взрослых и детей в Школе. Конечно, многие из нас знают, что взаимоотношения, качество коммуникации взрослых и детей как в школе, так и в семье влияют на развитие ребенка, на его настоящее и будущее. Но мы уверены, что со-вместность, со-организация, со-общество взрослых и детей не просто влияет на образование, а определяет качество и содержание образования наших детей, отражая тем самым основную идею нового ФГОС НОО о признании решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности в достижении развивающих целей образования.
Тем самым, очень важно, каким образом развертывается совместная деятельность во внеурочном пространстве в начальной школе, где необходимо предоставлять детям право выбора, свободы передвижения, свободы мыслить, высказываться, обсуждать, договариваться, сопереживать, взаимодействовать со всеми участниками совместной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО в Школе совместной деятельности следует понимать совместную образовательную деятельность взрослых и детей, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых метапредметных и личностных результатов с учетом их специфики в ШСД.
Организация внеурочной деятельности в нашей школе в плане формирования метапредметных и личностных результатов предполагает, чтобы взрослые и дети:
• участвовали в разработке и реализации всех важных образовательных событий в Школе;
• оказывали свое влияние на цели и выбор направлений развития совместной деятельности;
• создавали и реализовывали проекты совместной деятельности;
• участвовали в создании норм и правил организации совместной деятельности в Школе;
• учились обсуждать, договариваться, конструктивно работать в группах;
• могли выбирать и обосновывать свой выбор, свою позицию в совместной деятельности.
Актуальность данной модели обусловлена и социальным заказом родителей:
• потребность родителей не только в присмотре за детьми в условиях большой занятости на работе, либо в поисках самой работы, но и в личностном развитии ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей;
• данные о состоянии здоровья детей, в ухудшении которого виноваты не только экология и экономические проблемы семьи, но и школа, требуют особой заботы об организации их нормального питания и режима дня;
• криминализация среды дворов и улиц также создает постоянную тревогу родителей за безопасность и здоровье детей.
Цель внеурочной деятельности : создание условий для расширения и обогащения образовательного опыта участников совместной деятельности, проявления и развития ребенком своих интересов, замыслов на основе технологий построения открытого совместного действия.
Задачи внеурочной деятельности :
Создать условия для того, чтобы :
• Ребенок получал опыт выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов, желаний); получал опыт предъявления себя другим людям, а также опыт понимания себя, рефлексии своих чувств, желаний, интересов, поступков (личностный результат);
• Дети обретали опыт совместности: пробовали и взаимодействовали друг с другом, работать вместе, учитывать мнения, желания друг друга, понимать точку зрения другого человека, а также просить помощи у взрослых и общаться с ними (коммуникативные УУД);
• Дети имели опыт самоорганизации и возможности участвовать в планировании своей деятельности : пробовали создавать образ конечного результата, намечать шаги по его достижению, определять способы достижения цели. Пробовать оценить конечный продукт своей деятельности (регулятивные УУД)
• Дети обретали опыт знакомства и овладения культурными средствами – способами работы с художественным и научным текстами, навыками исследовательской работы и т. д. (познавательные УУД)
Принципы реализации модели:
• учёт возрастных особенностей;
• сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
• связь теории с практикой;
• доступность и наглядность;
• реализация активной жизненной позиции.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, реализуется посредством различных форм организации, таких как, проекты, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, работа с портфолио и т. д.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал учёта и посещаемости).
Направления внеурочной деятельности по ФГОС НОО :
• социальная деятельность;
В каждом классе координирующую роль выполняет учитель - классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
• взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
• организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организует систему отношений через разнообразные формы совместной деятельности коллектива класса;
• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Также огромным ресурсом для развития и обогащения образовательного опыта участников совместного действия являются разновозрастные группы внеурочной деятельности. Чем больше таких групп, тем качественнее результат взаимодействия. Мы организовали специальный день, когда последние занятия по расписанию – это занятия внеурочной деятельности разновозрастных групп. Для этого ресурса учителей начальных классов стало недостаточно, и мы привлекли педагогов среднего и старшего звена. Таким образом, у нас появились разновозрастные группы юных корреспондентов, маленьких актеров, умелых мастеров, певцов, любителей иностранных языков и т. д.
Поскольку в урочной деятельности используются разные образовательные технологии и формы организации совместной деятельности, мы выделили разные виды домашних заданий, которые организуются во второй половине дня с использованием эффективных форм самостоятельной работой учащихся.
В режиме школы продленного дня имеются занятия-консультации, где ребенок не только устраняет вместе с педагогом пробелы в знаниях, но учится находить собственные учебные затруднения. На таких занятиях ребенок может сменить позицию, быть не только учеником, но и консультантом, помощником. На этих консультациях используются технологии взаимообучения, отработанные уже на многих классах, а также происходит вовлечение самих ребятишек в разработку и делание дидактических материалов для себя и своих одноклассников. Дети могут сами придумать задания и оформить их.
Организация совместной деятельности во внеурочном пространстве построена так, что дети с разными типами одаренности могут реализовать свои интересы, замыслы, потребности. Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно-творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т. д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где - самостоятельно. Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности.
Также мы готовим группы детей для участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях городского, регионального, всероссийского уровней.
Особой формой представления результатов внеурочной деятельности является открытое образовательное портфолио.
Этапы организации совместной деятельности во внеурочном пространстве
I этап - этап погружения
Задача: определение выбора программ, форм деятельности участников совместной деятельности.
Содержание деятельности : представление спектра форм внеурочной деятельности в начальной школе родителям, детям; совместное планирование деятельности, запуск работы внеурочной деятельности по особому режиму.
Планируемые результаты: понимание участниками совместной деятельности (педагогами детьми, родителями) задач и содержания внеурочной деятельности в Школе, её преимуществ, самоопределение; формирование групп (дети посещают занятия, родители пишут заявления на оказания услуг); проявленные инициативы, планирование в мастерских внеурочной деятельности.
Формы организации совместной деятельности на этапе погружения :
- для педагогов (сопровождение) – проведение установочного совещания, разработнического семинара по запуску внеурочной деятельности, консультирование и заказ на техническое задание по организации внеурочной деятельности;
- для родителей - родительские собрания (общешкольные, классные, консультирование родителей классным руководителем, психологом (в случае необходимости);
II этап. Развертывание совместной деятельности (реализация инициатив)
Задача: развернуть образовательное пространство внеурочной деятельности для реализации инициатив и интересов детей, формирования УУД.
Планируемые результаты: .формирование УУД, личностных результатов; реализация инициатив в КТД, образовательных событиях, мастерских и творческих занятиях; первичное представление промежуточных результатов участия во внеурочной деятельности (декабрь).
Формы организации совместной деятельности на этапе разворачивания:
- для педагогов: совещание, семинары по результатам внеурочной деятельности, посещение занятий в рамках методического дня;
-для родителей: родительские собрания по представлению образовательных результатов (в том числе и результатов участия в ВУД, консультации классного руководителя, психолога (по необходимости); участия родителей в образовательных событиях, КТД класса, школы).
III этап- предъявление результатов внеурочной деятельности (сформированные УУД, достижения в разных областях) детей и педагогов
Задача: создать условия для предъявления достижений и результатов внеурочной деятельности.
Планируемые результаты: личностные достижения, сформированные УУД, устойчивая мотивация, инициативность, активность детей, положительное отношение к школе.
Формы организации совместной деятельности на этапе представления результатов:
-для педагогов: разработнический семинар по представлению результатов внеурочной деятельности и их диагностике;
для родителей: родительские собрания, концерты, выставки, совместные образовательные события.
На этапе погружения
• знакомится с формами, направлениями внеурочной деятельности, выбирает, пробует, определяется с направлением, принимает участие в планировании, проявляет инициативы;
• планирует свои достижения, предлагает (часы общения, пробные занятия, часы портфолио);
На этапе реализации
• посещает занятия внеурочной деятельности, участвует и организует (в рамках выбранного направления) образовательные события, КТД на уровне класса, школы;
• представляет первые результаты, оформляет страницу (ы) портфолио;
• может осуществлять переходы из одной группы (формы) в другую.
На этапе предъявления результатов
• -представляет свои достижения в классе, на выставке, в рамках образовательного события;
• участвует в диагностике и рефлексии, в выработке критериев оценки (успешности);
• заполняет и представляет своё портфолио.
Таким образом, предлагаемая нами модель организации внеурочной деятельность может стать альтернативной такому способу, когда внеурочные занятия являются лишь дополнением к уроку, т. е. к предметной деятельности. В Школе совместной деятельности внеурочная деятельность дает ребенку возможность попробовать то, что не всегда получается на предметных уроках, в том числе овладеть новыми видами деятельности и новыми способами соогранизации. Для педагога это возможность овладеть новыми профессиональными компетенциями по организации и развитию разных видов детской активности.
Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности. Танцевально-хоровую студию я веду 4 года, используя часы внеурочной деятельности. Мною разработана программа. В программе есть место и для.
Выпускной в начальной школе Сценарий выпускного вечера в начальной школе Трусова Анна Ивановна, учитель начальных классов Цель: 1) Создание праздничной атмосферы Задачи:.
Выпускной в начальной школе Прощай, начальная школа - Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может чувствуем дыханье, Приближение весны? - Нет, весна давно настала.
Читайте также: