Совместимы ли основные концепции понимания права кратко

Обновлено: 04.07.2024

Понимание права- такое состояние сознания, которому открыт смысл и способность выражать обоснованность определенного поведения людей.

С одной стороны подразумевают научную категорию, которая включает в себя общность идей, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права. С другой стороны подразумевают некий волевой мыслительный процесс, который включает в себя познание права, его восприятие и оценку и отношение к нему.

Т.о. правопонимание – интеллектуальная познавательная деятельность, которая включает в себя восприятие, процесс познания и систему интерпретируемых правовых явлений.

Типология правопонимания – метод научного юридического познания. По способу построения подразделяются на виды:

Вернадским были предложены следующие виды эмпирической:

1)теологическая – сущность права состоит в божьей воле

2)натуралистическое – сущность права состоит в естественном разуме

3)объективно-идеалистическое – сущность права выводится из некого духа, сверхчувственного начала

4)мистическое – сущность права определяется существованием неких духовных сил

5)экономическое – сущность права зарождается в экономических отношениях

6)политическое – право зарождается в политических отношениях

7)социальное – право связано с социальными процессами, происходящими в обществе

Выделяют классические подходы к пониманию права:

1)нормативный подход – основа правил поведения – норма

2)психологический – наряду с понятием норм права существует и понятие правосознания

3)социологический – под правом понимают применение закона, так называемое живое право

4)естественно-правовой подход – право даруется человеку от рождения

5)исторический – рассматривается национальные, культурные, исторические особенности права

Алексеев предложил теоретическую типологию, выделял 3 основных подхода к пониманию права:

3)теория естественного права

Социологическое правопонимание: сущность, основные школы и концепции.

Формирование социологического подхода в теории права началось на стыке XIX – XX вв.

К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Евгений Эрлих, Герман Канторович, Роско Паунд, Макс Вебер, и др.

Социологическое понятие права получило распространение в странах англосаксонской правовой системы, где судебные прецеденты являются основными источниками права.

Сторонники социологической школы права признают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право творят судьи в процессе решения конкретных дел.

Философское правопонимание: сущность, основные школы и концепции.

Философское правопонимание предназначалось для философов и законодателей. Философское понимание носит идеальный характер, т.е. исходит не из действующего права, а из того, каким оно должно быть. Понятие права – чистое, но направленное на практику право.

Типы правовых доктрин.

Любая доктрина позитивного права и соответствующая догма позитивного права выражают определенную концепцию правопонимания, то или иное общее понятие права.

В современных условиях необходимость разработки проблем доктрины и догмы позитивного права с позиций юридического правопонимания диктуется уже не только общетеоретическими соображениями, но и существенными изменениями в самом позитивном праве, которые связаны с закреплением в конституциях многих стран основных естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав и свобод человека. Причем речь идет не только о признании этих естественных прав и свобод в качестве позитивных прав, но и о необходимости соответствия всего позитивного права этим естественным правам и свободам. Кроме того, эти конституции признали также и общепризнанные принципы и нормы международного права приоритетной составной частью своей национальной системы позитивного права.

Однако эта радикальная модернизация смысла и содержания современного позитивного права не нашла еще своего адекватного отражения ни в традиционных позитивистских доктринах и догмах позитивного права (при всем пиетете позитивистов ко всему официально установленному), ни в соответствующих естественноправовых разработках доктринальных проблем позитивного права (при всем восхвалении юснатура-листами идей естественного права).

В нашей юридической литературе (научной и учебной) доктринальная проблематика позитивного права (как в основном и вся теория права) освещается в целом с традиционных легистских (позитивистских) позиций. Новые, конституционно признанные и закрепленные приоритетные части действующего позитивного права (прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, общепризнанные принципы и нормы международного права), по существу, остаются вне этих легистских доктринальных представлений о позитивном праве, его источниках, системе и т.д.

Между тем ясно, что в любой доктринальной трактовке современного позитивного права должны быть надлежащим образом учтены названные конституционные положения, смысл которых состоит в признании двух новых приоритетных источников позитивного права — 1) прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека (т.е. по существу — естественных прав человека) и 2) общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Причем основные права и свободы человека, признанные нормами позитивного права, по смыслу конституционных положений являются не только реальными, уже приобретенными субъективными правами каждого индивида, но имеют также исходное общеправовое (критериально-правовое) значение, так что все остальные нормы позитивного права должны соответствовать (и не должны противоречить, нарушать) основным правам и свободам человека.

Исходной основой и принципом либертарно-юридической концепции доктрины и догмы позитивного права является принцип формального равенства (как синтеза и триединства всеобщей равной меры, свободы и справедливости), нормативная конкретизация которого представлена в системе позитивного права, во всех формах и процедурах его установления, действия и реализации. В рамках либертарно-юридического подхода, под доктриной и догмой позитивного права мы имеем в виду доктрину и догму позитивного права, соответствующего принципу формального равенства, доктрину и догму правового закона.

Поэтому во всем нашем дальнейшем изложении проблем доктрины и.догмы позитивного права предполагается правовой смысл, правовой характер закона (позитивного права в целом, включая все его системно-структурные элементы и т.д.), всех способов, форм, процедур и приемов его установления, изменения, действия, толкования и применения.

Типология современного правопонимания. Проблема совместимости основных типов понимания права и пути ее решения.

Понимание права- такое состояние сознания, которому открыт смысл и способность выражать обоснованность определенного поведения людей.

С одной стороны подразумевают научную категорию, которая включает в себя общность идей, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права. С другой стороны подразумевают некий волевой мыслительный процесс, который включает в себя познание права, его восприятие и оценку и отношение к нему.

Т.о. правопонимание – интеллектуальная познавательная деятельность, которая включает в себя восприятие, процесс познания и систему интерпретируемых правовых явлений.

Типология правопонимания – метод научного юридического познания. По способу построения подразделяются на виды:

Вернадским были предложены следующие виды эмпирической:

1)теологическая – сущность права состоит в божьей воле

2)натуралистическое – сущность права состоит в естественном разуме

3)объективно-идеалистическое – сущность права выводится из некого духа, сверхчувственного начала

4)мистическое – сущность права определяется существованием неких духовных сил

5)экономическое – сущность права зарождается в экономических отношениях

6)политическое – право зарождается в политических отношениях

7)социальное – право связано с социальными процессами, происходящими в обществе

Выделяют классические подходы к пониманию права:

1)нормативный подход – основа правил поведения – норма

2)психологический – наряду с понятием норм права существует и понятие правосознания

3)социологический – под правом понимают применение закона, так называемое живое право

4)естественно-правовой подход – право даруется человеку от рождения

5)исторический – рассматривается национальные, культурные, исторические особенности права

Алексеев предложил теоретическую типологию, выделял 3 основных подхода к пониманию права:

3)теория естественного права

Типология современного правопонимания. Проблема совместимости основных типов понимания права и пути ее решения.

Понимание права- такое состояние сознания, которому открыт смысл и способность выражать обоснованность определенного поведения людей.

С одной стороны подразумевают научную категорию, которая включает в себя общность идей, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права. С другой стороны подразумевают некий волевой мыслительный процесс, который включает в себя познание права, его восприятие и оценку и отношение к нему.

Т.о. правопонимание – интеллектуальная познавательная деятельность, которая включает в себя восприятие, процесс познания и систему интерпретируемых правовых явлений.

Типология правопонимания – метод научного юридического познания. По способу построения подразделяются на виды:

Вернадским были предложены следующие виды эмпирической:

1)теологическая – сущность права состоит в божьей воле

2)натуралистическое – сущность права состоит в естественном разуме

3)объективно-идеалистическое – сущность права выводится из некого духа, сверхчувственного начала

4)мистическое – сущность права определяется существованием неких духовных сил

5)экономическое – сущность права зарождается в экономических отношениях

6)политическое – право зарождается в политических отношениях

7)социальное – право связано с социальными процессами, происходящими в обществе

Выделяют классические подходы к пониманию права:

1)нормативный подход – основа правил поведения – норма

2)психологический – наряду с понятием норм права существует и понятие правосознания

3)социологический – под правом понимают применение закона, так называемое живое право

4)естественно-правовой подход – право даруется человеку от рождения

5)исторический – рассматривается национальные, культурные, исторические особенности права

Алексеев предложил теоретическую типологию, выделял 3 основных подхода к пониманию права:

3)теория естественного права

Социологическое правопонимание: сущность, основные школы и концепции.

Формирование социологического подхода в теории права началось на стыке XIX – XX вв.

К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Евгений Эрлих, Герман Канторович, Роско Паунд, Макс Вебер, и др.

Социологическое понятие права получило распространение в странах англосаксонской правовой системы, где судебные прецеденты являются основными источниками права.

Сторонники социологической школы права признают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право творят судьи в процессе решения конкретных дел.

Философское правопонимание: сущность, основные школы и концепции.

Философское правопонимание предназначалось для философов и законодателей. Философское понимание носит идеальный характер, т.е. исходит не из действующего права, а из того, каким оно должно быть. Понятие права – чистое, но направленное на практику право.

Типы правовых доктрин.

Любая доктрина позитивного права и соответствующая догма позитивного права выражают определенную концепцию правопонимания, то или иное общее понятие права.

В современных условиях необходимость разработки проблем доктрины и догмы позитивного права с позиций юридического правопонимания диктуется уже не только общетеоретическими соображениями, но и существенными изменениями в самом позитивном праве, которые связаны с закреплением в конституциях многих стран основных естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав и свобод человека. Причем речь идет не только о признании этих естественных прав и свобод в качестве позитивных прав, но и о необходимости соответствия всего позитивного права этим естественным правам и свободам. Кроме того, эти конституции признали также и общепризнанные принципы и нормы международного права приоритетной составной частью своей национальной системы позитивного права.

Однако эта радикальная модернизация смысла и содержания современного позитивного права не нашла еще своего адекватного отражения ни в традиционных позитивистских доктринах и догмах позитивного права (при всем пиетете позитивистов ко всему официально установленному), ни в соответствующих естественноправовых разработках доктринальных проблем позитивного права (при всем восхвалении юснатура-листами идей естественного права).

В нашей юридической литературе (научной и учебной) доктринальная проблематика позитивного права (как в основном и вся теория права) освещается в целом с традиционных легистских (позитивистских) позиций. Новые, конституционно признанные и закрепленные приоритетные части действующего позитивного права (прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, общепризнанные принципы и нормы международного права), по существу, остаются вне этих легистских доктринальных представлений о позитивном праве, его источниках, системе и т.д.

Между тем ясно, что в любой доктринальной трактовке современного позитивного права должны быть надлежащим образом учтены названные конституционные положения, смысл которых состоит в признании двух новых приоритетных источников позитивного права — 1) прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека (т.е. по существу — естественных прав человека) и 2) общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Причем основные права и свободы человека, признанные нормами позитивного права, по смыслу конституционных положений являются не только реальными, уже приобретенными субъективными правами каждого индивида, но имеют также исходное общеправовое (критериально-правовое) значение, так что все остальные нормы позитивного права должны соответствовать (и не должны противоречить, нарушать) основным правам и свободам человека.

Исходной основой и принципом либертарно-юридической концепции доктрины и догмы позитивного права является принцип формального равенства (как синтеза и триединства всеобщей равной меры, свободы и справедливости), нормативная конкретизация которого представлена в системе позитивного права, во всех формах и процедурах его установления, действия и реализации. В рамках либертарно-юридического подхода, под доктриной и догмой позитивного права мы имеем в виду доктрину и догму позитивного права, соответствующего принципу формального равенства, доктрину и догму правового закона.

Поэтому во всем нашем дальнейшем изложении проблем доктрины и.догмы позитивного права предполагается правовой смысл, правовой характер закона (позитивного права в целом, включая все его системно-структурные элементы и т.д.), всех способов, форм, процедур и приемов его установления, изменения, действия, толкования и применения.

Типология современного правопонимания. Проблема совместимости основных типов понимания права и пути ее решения.

Понимание права- такое состояние сознания, которому открыт смысл и способность выражать обоснованность определенного поведения людей.

С одной стороны подразумевают научную категорию, которая включает в себя общность идей, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права. С другой стороны подразумевают некий волевой мыслительный процесс, который включает в себя познание права, его восприятие и оценку и отношение к нему.

Т.о. правопонимание – интеллектуальная познавательная деятельность, которая включает в себя восприятие, процесс познания и систему интерпретируемых правовых явлений.

Типология правопонимания – метод научного юридического познания. По способу построения подразделяются на виды:

Вернадским были предложены следующие виды эмпирической:

1)теологическая – сущность права состоит в божьей воле

2)натуралистическое – сущность права состоит в естественном разуме

3)объективно-идеалистическое – сущность права выводится из некого духа, сверхчувственного начала

4)мистическое – сущность права определяется существованием неких духовных сил

5)экономическое – сущность права зарождается в экономических отношениях

6)политическое – право зарождается в политических отношениях

7)социальное – право связано с социальными процессами, происходящими в обществе

Выделяют классические подходы к пониманию права:

1)нормативный подход – основа правил поведения – норма

2)психологический – наряду с понятием норм права существует и понятие правосознания

3)социологический – под правом понимают применение закона, так называемое живое право

4)естественно-правовой подход – право даруется человеку от рождения

5)исторический – рассматривается национальные, культурные, исторические особенности права

Алексеев предложил теоретическую типологию, выделял 3 основных подхода к пониманию права:

3)теория естественного права


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Представители четырех основных типов понимания права ведут друг с другом полемику, стремясь доказать, что они придерживаются единственно правильной позиции. Иной раз полемика приобретает острый характер, доходит до взаимной нетерпимости. Когда видный представитель социологического позитивизма Г.Д. Гурвич призывает устранить понятие естественного права, якобы компрометирующее философию права883, классик нормативизма XX в. Г. Кельзен категорически отрицает дуализм естественно-правовых концепций, противопоставляющих должное и сущее в праве884, советский нормативист А.И. Денисов объявляет этот дуализм порочным, метафизическим и присущим идеологам буржуазии885, а Г. Радбрух утверждает, что позитивизм делает людей беззащитными перед произволом законодателей886 (названные примеры приводились выше), это свидетельствует о нетерпимости.

Но параллельно утверждалась противоположная тенденция – к сближению различных типов понимания права, к пониманию того, что они вовсе не обязательно противоречат друг другу, а, наоборот, при определенных условиях вполне совместимы. Больше того, признается, что совмещение основных типов понимания права плодотворно, ибо позволяет рассмотреть явление всесторонне.




В этом определении очевидно влияние традиционной нормативистской формулы 1938 г. Однако она расширена (совокупность не только норм, но и идей, и отношений), что свидетельствует о выходе за рамки нормативизма, и смягчена в том смысле, что, по определению Г.В. Мальцева, право не устанавливается всецело государством, а лишь поддерживается средствами власти, т.е. допускаются иные, негосударственные источники права.

Не пора ли отойти от этой традиции? Признаем, что право – многоплановое явление, не поддающееся единому определению, что каждый из классических типов понимания права убедителен по-своему и попытаемся определить место каждого из них и их соотношение. Решение этой задачи предполагает избавление всех теорий права от эксцессов, заключающихся в возведении собственной позиции в абсолют и нетерпимости к другим направлениям.

Рассмотрим под этим углом зрения основные типы понимания права.

Начнем с позитивизма, который, как известно, подразделяется на два вида: юридический (т.е. нормативизм: право есть совокупность норм) и социологический (право включает и совокупность конкретных решений уполномоченных органов, и реальные правоотношения).

Классики юридического позитивизма XIX в., в частности Дж. Остин, и не претендовали на универсальное определение. Наоборот, они подчеркивали, что речь идет именно о позитивном, т.е. действующем, праве. К сожалению, эта традиция, свидетельствующая о логической и юридической точности, в последующем была частично утрачена.

Позитивистское понимание права следует признать базовым, или основным, поскольку речь идет об обязательных для всего населения того или иного государства правилах поведения. Граждане обязаны соблюдать именно позитивное право, юристы и суды применяют именно его. В силу этого важнейшим предметом юридического образования является позитивное право, и даже такая абстрактная научная и учебная дисциплина, как теория государства и права, призвана анализировать в первую очередь действующее право, хотя задача его усовершенствования постоянно побуждает выходить за рамки позитивизма.

То, что позитивисты называют правом, представляет собой право в строгом, точном или узком смысле слова, поскольку только действующее право обеспечивает реальную связь прав и обязанностей и гарантирует исполнение предписаний применением государственных санкций к нарушителям норм. Практический характер является одним из важнейших достоинств позитивистского понимания права. Позитивизм не предполагает непременно положительную оценку действующего права, он допускает, что право может быть как хорошим, так и плохим, как справедливым, так и несправедливым.

Эксцессы позитивизма начинаются с утверждения, что нравственные, социально-исторические оценки действующего права вообще не нужны или что они находятся за пределами науки права, сводящейся в таком случае лишь к анализу обязательных норм, без критического отношения к ним. Нередко это сочетается с нетерпимостью к другим подходам к праву, отрицанием их крупного вклада в правовую науку, пренебрежением другими компонентами правовой действительности.

Противоречия, возникающие между юридическим и социологическим позитивизмом, несмотря на подчас острую полемику, которую ведут их сторонники, примиримы и устранимы, если соблюдать определенные условия, или, вернее, считаться с рядом очевидных обстоятельств.

Ведь нормы, к которым сторонники юридического позитивизма сводят право, должны воплощаться в действительной жизни, реализовываться. Вот именно эту реализацию норм в конкретных решениях и отношениях между людьми представители социологической школы рассматривают как право в жизни – не абстрактную общую норму, а ее реальное воплощение. Иными словами, социологический позитивизм видит право в том, что нормативисты считают реализацией, или применением права. Эти разногласия не столь глубоки и принципиальны. Их не следует преувеличивать.

Произвольное расширение понятия права недопустимо. Обычаи, традиции, общепринятые в тех или иных группах и слоях общества, являются правом в строгом смысле слова только в той мере, в какой они официально признаются государством. Вне этих пределов речь может идти лишь о квазиправовых явлениях, которые должны иметь в виду, а в известной степени и считаться с ними любой законодатель, любое лицо, применяющее или изучающее право, ибо в них воплощены народное сознание и традиции. Но правом в строгом смысле слова они не являются. Впрочем, классики социологической юриспруденции (Л.И. Петрижицкий, О. Эрлих и др.) полностью отдавали себе отчет в принципиальных различиях между официальным правом и другими видами гетерономного и уже тем более интуитивного права (терминология Л.И. Петражицкого). Высшая сила официального права, особая надежность его существования не ставились под сомнение.

Если отказаться от названных эксцессов и полемических преувеличений, станет очевидным, что между двумя типами позитивизма нет непримиримых противоречий. Они просто берут за основу разные уровни права. Нормативизм фокусирует внимание на общей норме, а социологическая юриспруденция – на ее конкретном и реальном применении. И то, и другое по-своему оправданно. В то же время не вызывает сомнений, что ни норма права, ни судебное (административное) решение не охватывают явление права целиком. Отсюда целесообразность синтеза двух подходов для всестороннего понимания права.

Позитивистскому пониманию права в обоих его видах по существу нисколько не противоречат идеальные типы понимания права, исходящие не из того, каково право есть в действительности, а из того, каким оно должно быть. Но, для того чтобы выявить и продемонстрировать эту непротиворечивость, нужно, как и в случае соотношения юридического и социологического позитивизма, соблюдать определенные условия и требования, освобождаться от односторонности и эксцессов, четко определять сферу применимости каждого вида понимания права.

Идеальные типы понимания права пребывают в совершенно иной плоскости, чем позитивное право. В отличие от последнего они не являются правом в строгом смысле слова, позволяющим посредством обращения в надлежащие государственные органы добиться удовлетворения своих притязаний. Идеальные понимания – это социальные ожидания в правовой области. Чтобы стать правом в строгом смысле слова, они должны воплотиться в позитивном праве. Это означает придание нормам идеального права четкости, определенности, обеспеченности чьей-то соответствующей обязанностью и возможностью государственного принуждения (речь идет о современной концепции естественного права, уходящей корнями в XVII–XVIII вв.). Если мы признаем, как это делали виднейшие теоретики права XIX–XX вв., что естественное право всего лишь правовой идеал, всякие противоречия с позитивистскими теориями исчезают. Но это предполагает отказ от наивной и нереалистической мысли, что естественное право представляет собой право в строгом смысле слова, что оно имеет прямое действие совершенно независимо от позитивного права, и что оно стоит выше позитивного права.

Если нормы естественного права обладают конкретным содержанием и в этом смысле они сродни позитивному праву, хотя и не отличаются такой определенностью и детализацией, то философское понимание права представляет собой всего лишь общий методологический принцип, на основании которого должны строиться все правовые нормы, чтобы отвечать идеальным требованиям, т.е. быть справедливыми, совпадать с представлениями о естественном праве. В основе этого принципа, или, как говорил Кант, всеобщего критерия права, категорический императив. Право гарантирует свободу человека, но только в той мере, в какой она не посягает на равную свободу других. Право предполагает уважение к свободе и законным интересам других лиц, сосуществование людей на этой основе, ограничение свободы каждого в указанных целях.

Как и теория естественного права, философское понимание сплошь и рядом вступает в противоречие с несовершенным позитивным правом и представляет собой средство его улучшения.

Идеальные типы понимания – это критерии оценки позитивного права. Они не представляют собою права в строгом смысле слова, но совершенно необходимы для юридической теории и практики.

Таким представляется разумный подход к пониманию права. Мудрость состоит не в поисках всеобъемлющего определения и не в абсолютизации какой-то одной теории, а в диалектическом сочетании испытанных временем классических типов понимания права, позволяющем дать разностороннюю характеристику сферы права или правовой реальности.

Представители четырех основных типов понимания права ведут друг с другом полемику, стремясь доказать, что они придерживаются единственно правильной позиции. Иной раз полемика приобретает острый характер, доходит до взаимной нетерпимости. Когда видный представитель социологического позитивизма Г.Д. Гурвич призывает устранить понятие естественного права, якобы компрометирующее философию права883, классик нормативизма XX в. Г. Кельзен категорически отрицает дуализм естественно-правовых концепций, противопоставляющих должное и сущее в праве884, советский нормативист А.И. Денисов объявляет этот дуализм порочным, метафизическим и присущим идеологам буржуазии885, а Г. Радбрух утверждает, что позитивизм делает людей беззащитными перед произволом законодателей886 (названные примеры приводились выше), это свидетельствует о нетерпимости.

Но параллельно утверждалась противоположная тенденция – к сближению различных типов понимания права, к пониманию того, что они вовсе не обязательно противоречат друг другу, а, наоборот, при определенных условиях вполне совместимы. Больше того, признается, что совмещение основных типов понимания права плодотворно, ибо позволяет рассмотреть явление всесторонне.

В этом определении очевидно влияние традиционной нормативистской формулы 1938 г. Однако она расширена (совокупность не только норм, но и идей, и отношений), что свидетельствует о выходе за рамки нормативизма, и смягчена в том смысле, что, по определению Г.В. Мальцева, право не устанавливается всецело государством, а лишь поддерживается средствами власти, т.е. допускаются иные, негосударственные источники права.

Не пора ли отойти от этой традиции? Признаем, что право – многоплановое явление, не поддающееся единому определению, что каждый из классических типов понимания права убедителен по-своему и попытаемся определить место каждого из них и их соотношение. Решение этой задачи предполагает избавление всех теорий права от эксцессов, заключающихся в возведении собственной позиции в абсолют и нетерпимости к другим направлениям.

Рассмотрим под этим углом зрения основные типы понимания права.

Начнем с позитивизма, который, как известно, подразделяется на два вида: юридический (т.е. нормативизм: право есть совокупность норм) и социологический (право включает и совокупность конкретных решений уполномоченных органов, и реальные правоотношения).

Классики юридического позитивизма XIX в., в частности Дж. Остин, и не претендовали на универсальное определение. Наоборот, они подчеркивали, что речь идет именно о позитивном, т.е. действующем, праве. К сожалению, эта традиция, свидетельствующая о логической и юридической точности, в последующем была частично утрачена.

Позитивистское понимание права следует признать базовым, или основным, поскольку речь идет об обязательных для всего населения того или иного государства правилах поведения. Граждане обязаны соблюдать именно позитивное право, юристы и суды применяют именно его. В силу этого важнейшим предметом юридического образования является позитивное право, и даже такая абстрактная научная и учебная дисциплина, как теория государства и права, призвана анализировать в первую очередь действующее право, хотя задача его усовершенствования постоянно побуждает выходить за рамки позитивизма.

То, что позитивисты называют правом, представляет собой право в строгом, точном или узком смысле слова, поскольку только действующее право обеспечивает реальную связь прав и обязанностей и гарантирует исполнение предписаний применением государственных санкций к нарушителям норм. Практический характер является одним из важнейших достоинств позитивистского понимания права. Позитивизм не предполагает непременно положительную оценку действующего права, он допускает, что право может быть как хорошим, так и плохим, как справедливым, так и несправедливым.

Эксцессы позитивизма начинаются с утверждения, что нравственные, социально-исторические оценки действующего права вообще не нужны или что они находятся за пределами науки права, сводящейся в таком случае лишь к анализу обязательных норм, без критического отношения к ним. Нередко это сочетается с нетерпимостью к другим подходам к праву, отрицанием их крупного вклада в правовую науку, пренебрежением другими компонентами правовой действительности.

Противоречия, возникающие между юридическим и социологическим позитивизмом, несмотря на подчас острую полемику, которую ведут их сторонники, примиримы и устранимы, если соблюдать определенные условия, или, вернее, считаться с рядом очевидных обстоятельств.

Ведь нормы, к которым сторонники юридического позитивизма сводят право, должны воплощаться в действительной жизни, реализовываться. Вот именно эту реализацию норм в конкретных решениях и отношениях между людьми представители социологической школы рассматривают как право в жизни – не абстрактную общую норму, а ее реальное воплощение. Иными словами, социологический позитивизм видит право в том, что нормативисты считают реализацией, или применением права. Эти разногласия не столь глубоки и принципиальны. Их не следует преувеличивать.

Произвольное расширение понятия права недопустимо. Обычаи, традиции, общепринятые в тех или иных группах и слоях общества, являются правом в строгом смысле слова только в той мере, в какой они официально признаются государством. Вне этих пределов речь может идти лишь о квазиправовых явлениях, которые должны иметь в виду, а в известной степени и считаться с ними любой законодатель, любое лицо, применяющее или изучающее право, ибо в них воплощены народное сознание и традиции. Но правом в строгом смысле слова они не являются. Впрочем, классики социологической юриспруденции (Л.И. Петрижицкий, О. Эрлих и др.) полностью отдавали себе отчет в принципиальных различиях между официальным правом и другими видами гетерономного и уже тем более интуитивного права (терминология Л.И. Петражицкого). Высшая сила официального права, особая надежность его существования не ставились под сомнение.

Если отказаться от названных эксцессов и полемических преувеличений, станет очевидным, что между двумя типами позитивизма нет непримиримых противоречий. Они просто берут за основу разные уровни права. Нормативизм фокусирует внимание на общей норме, а социологическая юриспруденция – на ее конкретном и реальном применении. И то, и другое по-своему оправданно. В то же время не вызывает сомнений, что ни норма права, ни судебное (административное) решение не охватывают явление права целиком. Отсюда целесообразность синтеза двух подходов для всестороннего понимания права.

Позитивистскому пониманию права в обоих его видах по существу нисколько не противоречат идеальные типы понимания права, исходящие не из того, каково право есть в действительности, а из того, каким оно должно быть. Но, для того чтобы выявить и продемонстрировать эту непротиворечивость, нужно, как и в случае соотношения юридического и социологического позитивизма, соблюдать определенные условия и требования, освобождаться от односторонности и эксцессов, четко определять сферу применимости каждого вида понимания права.

Идеальные типы понимания права пребывают в совершенно иной плоскости, чем позитивное право. В отличие от последнего они не являются правом в строгом смысле слова, позволяющим посредством обращения в надлежащие государственные органы добиться удовлетворения своих притязаний. Идеальные понимания – это социальные ожидания в правовой области. Чтобы стать правом в строгом смысле слова, они должны воплотиться в позитивном праве. Это означает придание нормам идеального права четкости, определенности, обеспеченности чьей-то соответствующей обязанностью и возможностью государственного принуждения (речь идет о современной концепции естественного права, уходящей корнями в XVII–XVIII вв.). Если мы признаем, как это делали виднейшие теоретики права XIX–XX вв., что естественное право всего лишь правовой идеал, всякие противоречия с позитивистскими теориями исчезают. Но это предполагает отказ от наивной и нереалистической мысли, что естественное право представляет собой право в строгом смысле слова, что оно имеет прямое действие совершенно независимо от позитивного права, и что оно стоит выше позитивного права.

Если нормы естественного права обладают конкретным содержанием и в этом смысле они сродни позитивному праву, хотя и не отличаются такой определенностью и детализацией, то философское понимание права представляет собой всего лишь общий методологический принцип, на основании которого должны строиться все правовые нормы, чтобы отвечать идеальным требованиям, т.е. быть справедливыми, совпадать с представлениями о естественном праве. В основе этого принципа, или, как говорил Кант, всеобщего критерия права, категорический императив. Право гарантирует свободу человека, но только в той мере, в какой она не посягает на равную свободу других. Право предполагает уважение к свободе и законным интересам других лиц, сосуществование людей на этой основе, ограничение свободы каждого в указанных целях.

Как и теория естественного права, философское понимание сплошь и рядом вступает в противоречие с несовершенным позитивным правом и представляет собой средство его улучшения.

Идеальные типы понимания – это критерии оценки позитивного права. Они не представляют собою права в строгом смысле слова, но совершенно необходимы для юридической теории и практики.

Таким представляется разумный подход к пониманию права. Мудрость состоит не в поисках всеобъемлющего определения и не в абсолютизации какой-то одной теории, а в диалектическом сочетании испытанных временем классических типов понимания права, позволяющем дать разностороннюю характеристику сферы права или правовой реальности.

(Мартышин ТГП стр.250-257). Соотношение между типами правопонимания предполагает упразднение эксцессов каждого типа понимания права, заключающихся в возведении своей позиции в абсолют, в попытках вытеснить другие виды понимания права, тогда как каждый из них характеризует одну из сторон права.

О соотношении позитивизма и идеальных типов понимания права:

Противоречия между двумя видами позитивизма (нормативизм и социологический П):

Их противоречия устранимы и примиримы, если принять во внимание следующие обстоятельства:

1. Социологический позитивизм видит право в том, что нормативисты считают реализацией (применением) права. СП рассматривает не только абстрактную норму, но и ее воплощение в жизни в решениях и отношениях между людьми. Эти разногласия не столь глубоки и принципиальны, поскольку правовая норма создается действительно для того, чтобы быть примененной в конкретном случае, в решении, в отношениях между людьми.

2. Приверженность к нормативизму или СП связана с национальными и историческими традициями правовых систем в разных странах. СП получил распространение в США и Англии, где испокон веков велика роль прецедента (решения по конкретному делу). В странах континентальной Европы прижился нормативизм ввиду того, что источником права считался закон. Впрочем, это не помешало появлению СП в Европе и России, а нормативизма в Англии.

3. Тенденции сближения двух правовых систем (ром-герм и общего права) в настоящее время свидетельствуют об органическом единстве обоих типов позитивизма (в странах общего права возрастающую роль играет законодательство, сужая сферу действия прецедента; в странах Романо-герм. правовой семьи прецеденты или их подобие активно влияют на содержание права).

4. Для сочетаемости обоих видов позитивизма необходимо избавиться от эксцессов обоих. Об эксцессах нормативизма см. выше. Эксцессом СП являются:

- убежденность в абсолютной свободе судейского усмотрения (американские реалисты Дж.Фрэнк, К.Ллевеллин), в том, что судья принимая решение, ничем не связан и руководствуется исключительно собственной интуицией; амер. реалисты отрицали не только значение общих норм, но и их наличие: законы слишком неопределенны, чтобы связать волю судей в конкретном деле.

Отказавшись от указанных эксцессов и полемических преувеличений, станет понятно, что между двумя видами позитивизма нет непримиримых противоречий – они просто берут за основу разные уровни права, однако один без другого не охватывают явление права целиком, отсюда целесообразность синтеза обоих представлений. В противоречиях между общими нормами и конкретными решениями и их взаимовлиянии и заключается реальная жизнь права.

Каждый из рассмотренных типов правопонимания имеет свою сферу действия, однако между ними есть соприкосновения, свидетельствующие об их органической связи и дающие возможность идеальным типам влиять на позитивное право.

Формы такого влияния правовых идеалов на позитивное право:

1.изменения в действующем праве (наиболее эффективное средство – приведение поз. права в соответствие с представлениями о справедливости; в настоящее время сфера экспансии ест. права – права человека) 2. толкование норм позитивного права (нередко не обходится без обращения к фил. пониманию права и правовому идеалу) 3. общие принципы права (общие принципы, признанные позитивным правом (н-р, требования разумности, добросовестности, справедливости в гражданском праве РФ), но лишены конкретности и определенности, что сближает их с идеальными типами понимания права) 4. право и суды справедливости, действующие по собственным принципам, не связанные с нормами позитив. права(преторское право в Др.Риме, суд канцлера и право справедливости в Англии, третейские и волостные суды в России до революции и т.п.). Современные Гр.Кодексы предусматривают при отсутствии или неясности закона обращение к общим началам и смыслу законодательства, требованиям добросовестности, разумности, справедливости (ст.6, ч.2 ГК РФ)

5. Соотношение общетеоретических юридических дисциплин: философии права, социологии права, теории государства и права.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является отношением субъекта познания к правовой действительности и одновременно научным направлением, теорией.

Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Их центральной проблемой является понятие права, его основных категорий и принципов.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание права. За историческими, географическими и иными границами возникновения соответствующее определение права теряло свое значение. Отечественный законодатель никогда не формулировал легальных определений права, оставляя это поле для ученых упражнений, научных дискуссий. Впрочем, официальное определение закона также отсутствует.

Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опирались их авторы – естественного права или юридического позитивизма.

Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические.


Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества – существует независимо от того, закреплено оно в каких-либо источниках или нет. В некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение – примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право – это возведенная в закон справедливость.

Таким образом, естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, как древних, так и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.

И. Кант (1724–1804) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума. Согласно Канту, нравственный принцип естественного права состоит в том, чтобы человек поступал так, чтобы его свобода совмещалась со свободой каждого и всех.


Шершеневич Габриэль Феликсович (1863–1912), профессор; в 1901–1911 гг. преподавал на юридическом факультете Московского университета курс торгового права и судопроизводства. В 1906 году преподавал историю политических учений. Ушел в отставку в 1911 г. вместе с большой группой преподавателей университета в знак протеста против правительственной политики в области просвещения.

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов. Суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Оценивая их, он создает право. Законодатель этому праву может придать свою силу. Таким образом, законодатель не придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Т. Жени, К. Певеллина, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.

Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.

Путь России к праву большей частью позитивистский. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX в. юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.


Ковалевский Максим Максимович (1851–1916), социолог. Он выступил одним из идеологов Партии демократических реформ (1905–1907), позднее был членом ЦК Партии прогрессистов (1912–1917). В 1906 году – член 1-й Госдумы, с 1907 г. – член Госсовета по выборам от Академии наук и университетов.

После революции 1917 г. правовые учения в России пережили упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути к мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Однако этим ожиданиям не было суждено осуществиться. Окончание Гражданской войны и военного коммунизма привело к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании стал классовый подход, точнее, интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных концепций. Его основу может составить учение о естественной справедливости.

Ученые предлагают несколько версий относительно того, какие существуют современные подходы к пониманию права. Эта отрасль считается одной из самых сложных, а в истории развития цивилизации насчитывается свыше сотни различных теорий, предложенных великими умами человечества. Известные на сегодняшний день концепции являются результатом многовекового изучения правовой сущности, ее содержания и форм на разных этапах развития общества.

Подход к пониманию права таблица

Общая суть и развитие концепций

Современное толкование права как критерия справедливости, защиты прав и свобод, существенно отличается от представлений, которые существовали в глубокой древности и даже в средневековый период. Оно выступает основной категорией всей отрасли, имеет не только научное значение, но и приобретает глубокий практический смысл. От правильного понимания зависит не только деятельность представителей законодательных органов, но и правосознание граждан России и обстановка в государстве.

Для более точного и глубокого изучения системы права рассматривается несколько обоснованных концепций. Их множественность обусловлена различными факторами:

  • национальными традициями;
  • региональными обычаями и классовой принадлежностью;
  • идеологическими и философскими мировоззрениями;
  • историческими событиями;
  • социально-психологическими особенностями общества.

Становление всей отрасли — это результат многовековой целенаправленной работы человечества, которая включает познание и восприятие, формирование отношения и анализ права как целостного социального явления. Этот процесс можно назвать вечным, так как на каждом из этапов развития общества открываются новые свойства, качества, стороны и грани.

Современные подходы к пониманию права

На правопонимание оказывают влияние структура общества, экономическая и политическая обстановка в государстве. Познание позволяет кратко акцентировать внимание на обособленности и уникальности явлений и фактов, устранить нечеткость понятий и интерпретаций. В результате исследовательского процесса становятся очевидными изменения во взглядах, восприятии права и его практическом применении.

В основе современных теорий лежат принципы верификации и фальсификации. Первый гласит, что достоверность любого выдвинутого предположения проверяется экспериментальным способом. Если следовать второму принципу, то любую концепцию невозможно проверить на предмет истинности, но когда есть некоторые факты, удается опровергнуть.

Основные теории

В учебниках и других источниках описывается несколько подходов современности, которые позволяют трактовать право и оценивать его значение для общества. В литературе краткие характеристики и описания встречаются в виде презентаций, таблиц и шпаргалок, где указываются также плюсы и минусы каждой теории. Юристы-социологи выделяют следующие современные подходы к определению права:

Подходы к пониманию права

Подходы к праву

  1. Нормативистский. Заключается в обобщении юридических норм в единую совокупность, которая должна охраняться и гарантироваться государством. Сторонниками концепции являются Кельзен, Штаммлер и Новгородцев. По мнению ученых, верхнюю ступень занимает суверенное положение.
  2. Естественно-правовой. Приверженцы этой теории А. Радищев и Т. Гоббс в своих докладах утверждали, что право (на свободу, равенство, жизнь, собственность и т. д. ) присуще каждому гражданину с момента его появления на свет. Все это имеет высшее значение и преобладает над действующим законодательством.
  3. Исторический. Представители этой школы Ф. Савиньи, Г. Пухта, Гуго и другие сходились во мнении, что право никак не может быть инициировано законодателями, оно формируется в произвольной форме по мере развития народного единства и национального духа. Специалисты должны вовремя заметить и выразить эти проявления, изложив их в юридических доктринах и формулах.
  4. Теологический. Концепция опирается на Библию и другие заповеди. Сторонники теории Фома Аквинский и Аристотель утверждали, что естественными правами человек наделяется при рождении, и они имеют божественное происхождение.
  5. Социологический. Главная идея заключается в прагматическом восприятии права и закона. При этом подчеркивается, что первое находится в области сущего, а второе — в сфере должного. Доктрина предусматривает реальное правовое поведение юридических и физических лиц, их действия, реализацию и применение нормативных актов. Сторонники идеи выступают за приоритет общественных отношений с максимальным ограничением вмешательства государства.

Все представленные теории имеют свои черты и характеристики, определяют происхождение, принципы реализации и назначение права. Для составления объективной оценки требуется внимательное изучение каждого подхода с его позитивными и отрицательными аспектами.

Социальное значение доктрин

Современные подходы к изучению и пониманию системы права основаны на высших представлениях о справедливости, свободе, равенстве, что не было свойственно древнему и средневековому обществу. Хоть единой трактовки не существует, в планах всех концепций есть то, что их объединяет.

Современные подходы к пониманию права

Например, общим для всех подходов к праву является то, что они рассматривают его в виде общественно-социального института, одного из главных элементов структуры общества. Кроме того, оно признается основным средством регулирования поведения, позволяющим фиксировать гражданский порядок и упорядочивать отношения в различных сферах деятельности. В любом случае важнейшим признается нравственное начало, а конспекты и своды юридических и законодательных норм поддерживают его или в определенной степени искажают.

На школьных уроках текст каждой концепции рассматривается также с учетом двух принципов, характеризующих разрешительный подход к пониманию права или запретительный. Это основные идеи, которые лежат в основе функционирования всей отрасли и отдельных ее направлений.

Читайте также: